Наталья Кузьменко
Дополнительная программа для среднего возраста «Веселый английский»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 35»
ОКПО 43369282 ОГРН 1202600001670 ИНН/КПП 2623030977/262301001
ПРИНЯТА: УТВЕРЖДЕНО:
На заседании Педагогического совета
МБДОУ «Детский сад № 35»
Заведующий МБДОУ
«Детский сад № 35»
Дополнительная общеобразовательная программа
Социально - педагогической направленности
для детей среднего дошкольного возраста
«Веселый английский»
Возраст обучающихся : 4-5 года
Срок реализации: 2022-2023 учебный год
Публикация «Дополнительная программа для среднего возраста „Веселый английский“» размещена в разделах
Разработал:
Кузьменко Наталья Николаевна
воспитатель без кв. категории
г. Михайловск, 2022
СОДЕРЖАНИЕ:
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка 2-6
1.2. Цель и задачи реализации программы 6-7
1.3. Планируемые результаты 7
1.4. Технология мониторинга 7
II.Содержательный раздел
2.1. Методологические особенности реализации программного содержания программы 7-8
2.2. Этапы обучения 8-9
III.Организационный раздел
3.1. Программно-методическое обеспечение реализации Программы. 9-11
3.2. Материально – техническое обеспечение Программы 11
3.3. Учебно-тематический план 12-16
IV.Дополнительный раздел
4.1. Список используемой литературы 17
4.2. Приложения 18
Дополнительная общеобразовательная программа
социально - педагогической направленности по развитию
языковых способностей детей среднего дошкольного возраста
«Веселый английский»
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка.
Психологи доказали, что изучение иностранных языков детям даётся намного легче, чем взрослым. Некоторые специалисты считают, что самый удачный возраст – с 3 до 8 лет, другие уверены, что с 1,5 до 7. Как бы там ни было, многие родители задумываются над тем, как обучить ребёнка английскому – одному из самых распространённых языков мира.
Обучение английскому языку – это педагогический процесс, позволяющий с помощью специальных приемов передать ребенку необходимые сведения об окружающем, сформировать соответствующий словарь, а также важнейшие речевые умения и навыки.
Иностранный язык сегодня становится в большей мере средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием экономических связей, с интернационализацией народной дипломатии. Изучение иностранного языка и иноязычная грамотность наших граждан способствуют формированию достойного образа (имиджа) россиянина за рубежом, позволяют разрушить барьер недоверия, дают возможность нести и распространять свою культуру и осваивать другую.
Поэтому иностранный язык стал обязательным компонентом обучения не только в школах и вузах, но и во многих дошкольных учреждениях. Все мы помним стихи и песни, выученные в детстве, причём неважно, на каком они были языке – родном или иностранном. Это потому, что у детей прекрасно развита долговременная память. Ребёнок способен запоминать языковой материал целыми блоками, но это происходит только тогда, когда ему важно запомнить этот материал. Легче всего это происходит в игре. Ребёнок почти без усилий осваивает любой речевой материал для достижения успеха в игре. Именно игра создаёт прекрасные естественные условия для овладения языком в любом возрасте, но в младшем возрасте она наиболее продуктивна.
Психологи доказали, что изучение иностранных языков детям даётся намного легче, чем взрослым. Некоторые специалисты считают, что самый удачный возраст – с 3 до 8 лет, другие уверены, что с 1,5 до 7. Как бы там ни было, многие родители задумываются над тем, как обучить ребёнка английскому – одному из самых распространённых языков мира.
Обучение английскому языку – это педагогический процесс, позволяющий с помощью специальных приемов передать ребенку необходимые сведения об окружающем, сформировать соответствующий словарь, а также важнейшие речевые умения и навыки.
Раннее обучение иностранному языку создаёт прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого такта. Роль иностранного языка на ранней ступени обучения особенно неоценима в развивающем плане. Язык для ребёнка – это прежде всего средство развития, познания и воспитания. Иностранный язык на ранней ступени рассматривается как средство формирования интеллекта ребёнка и развития его способностей; как средство осознания собственного «Я» и самовыражения; средство социального взаимодействия, с помощью которого ребёнок овладевает социальным миром (И. А. Зимняя).
Новизна. Новизна предполагаемой программы «Веселый английский» состоит в том, что при обучении английскому языку пристальное внимание уделяется выработке коммуникативных способностей.
Основные функции иностранного языка на раннем этапе его изучения:
- развитие общей речевой способности детей дошкольного возраста, в их самом элементарном филологическом образовании,
- формирование их способностей и готовности использовать именно иностранный язык как средство общения, как способ приобщения к другой национальной культуре и как действенное средство непрерывного языкового образования, воспитания и разностороннего развития личности ребенка.
Актуальность.
Актуальность программы обусловлена тем, что иностранный язык сегодня становится в большей мере средством жизнеобеспечения общества. Роль иностранного языка возрастает в связи с развитием экономических связей, с интернационализацией народной дипломатии. Овладение иностранным языком на элементарном уровне в детском саду выступает в качестве первой ступени в реализации стратегической цели учебного предмета «Иностранный язык». На данной ступени закладываются основы коммуникативной компетенции. Предлагаемая программа направлена на создание базы для дальнейшего изучения иностранного языка в начальной школе. Раннее обучение иностранному языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию мира, уважение к языкам и культурам других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого такта. Роль иностранного языка на ранней ступени обучения особенно неоценима в развивающем плане. Изучение иностранного языка в раннем возрасте особенно эффективно, так как именно дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к людям иной культуры, эти детские впечатления сохраняются на долгое время и способствуют развитию внутренней мотивации изучения первого, а позже и второго иностранного языка. В целом, раннее обучение неродному языку несет в себе огромный педагогический потенциал как в плане языкового, так и общего развития.
Педагогическая целесообразность, заключается в том, что в возрасте 4 – 5 лет ребёнок способен к более или менее продолжительной концентрации внимания, у него появляется способность к целенаправленной деятельности, он овладевает определенным лексическим запасом и запасом речевых моделей для удовлетворения своих коммуникативных нужд.
Программа разработана в соответствии:
Федерального уровня
• -Закон РФ «Об образовании» (от 29.12.2012г. №273-ФЗ);
• - «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;
• -Приказом МО и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программ – образовательным программам дошкольного образования»;
• -Приказом МО и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
• -Инструктивно-методическое письмо Министерства образования РФ от 14.03.2000 г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузки на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения.
Регионального уровня
• «Концепция развития системы дошкольного образования в Ставропольском крае»
• -Постановление Правительства Ставропольского края от 25декабря 2013г. №506-п «О нормативах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях Ставропольского края и муниципальных общеобразовательных организациях Ставропольского края»
Локальные акты
• - Основной образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №35»
• - Устав МБДОУ «Детский сад №35»
• - План работы МБДОУ «Детского сада №35» на 2021-2022 учебный год.
• -Приложение №1 к лицензии на осуществление образовательной деятельности № 6292 от 04.06.2020г. (дополнительное образование детей и взрослых)
1.2. Цель программы : Программа направлена на воспитание интереса овладения иностранным языком, формирование гармоничной личности, развитие психических процессов, познавательных и языковых способностей, способствует развитию активной и пассивной речи, правильному звукопроизношению на осознанном уровне.
Задачи:
Образовательные:
• Учить детей правильному произношению иностранных слов.
• Вводить в разговорную речь основные речевые конструкции и на их основе учить самостоятельному построению несложных фраз.
• Обогащать языковой словарь ребенка словами об окружающем мире.
• Формировать первичные навыки диалогической и монологической речи на английском языке;
• Разучивать доступные пониманию детей рифмовки, считалочки,
• песенки.
• Научить детей общаться по-английски между собой или со взрослыми в пределах четко продуманной игровой или семейно - бытовой ситуации.
Развивающие:
• Развивать у детей интерес к изучению английского языка.
• Развивать инициативность в обучении английскому языку.
• Развивать у детей устойчивое внимание, уверенность в собственных силах.
• Побуждать детей к общению с педагогом и друг с другом на английском языке.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес и уважение к традициям и обычаям других народов на материале стихов, песенок; желания и умения войти в мир другой языковой культуры.
• Воспитывать коммуникативную личность, развивать y детей навыки общения.
1.3. Планируемые результаты
По окончании обучения дети должны:
• Умеет в повседневной жизни пользоваться грамматическими конструкциями (речевые образцы (выражения) : Я… (имя); Мне (возраст); Я вижу…; Я умею…; Я люблю…; Я имею…;
• Фонетически грамотно произносит звуки, отличные от русских;
• Умеет внимательно слушать речь педагога, перевод ее, опираясь на ключевые слова;
• Может разыгрывать небольшие сценки на английском языке с использованием игрушек;
• Знает к концу обучения английский алфавит (узнавать буквы);
• Рассказывает стихотворения по отдельным темам программы;
• Переводит слова с русского языка на английский и наоборот;
• Показывает картинку с названным словом, называет, что или кто изображен на картинке;
• Правильно использует слова и выражения в монологической речи и в игровой деятельности;
• Использует в деятельности считалочки, рифмовки.
1.4. Технология мониторинга
Мониторинг качества усвоения детьми программного материала проводится без отрыва от кружковой организованной деятельности. Путем наблюдений педагога ответов детей на вопросы, их речевого участия в разных заданиях, играх, ситуативных высказываниях и т. д. Мониторинг ведется постоянно. Но результаты наблюдений никуда не заносятся, а служат основанием для учета динамики развития детей, планирования и коррекции дальнейшей работы с ними.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Методологические особенности реализации программного содержания дополнительной общеразвивающей программы в образовательном процессе ДОУ:
1. Дополнительная общеобразовательная программа «Веселый английский» реализуется за рамками основной образовательной программы ДОУ (организация дополнительных образовательных услуг).
2. Организация образовательного процесса по реализуемой дополнительной общеобразовательной программе осуществляется на основании психофизиологических особенностей развития детей дошкольного возраста, в соответствии с которыми процесс реализации программного содержания той или иной образовательной области должен осуществляться на основании распределения образовательной нагрузки в соответствии с календарным графиком организации образовательного процесса ДОУ.
3. Необходимость организации (реорганизации) воспитанников (обучающихся) в подгруппы, пары и т. д. для обеспечения эффективности организации образовательного процесса, обуславливается программным содержанием ДОП.
4. Организация образовательного процесса в рамках реализации программного содержания дополнительной общеобразовательной программы «Веселый английский» предполагает наличие специально организованных условий и может организовываться только педагогическим сотрудником ДОУ, имеющим необходимую специальность (квалификацию) по данному направлению образовательной деятельности.
5. Методологической основой программы ДОП по обучению английскому языку являются программы и пособия : Бонк Н. «Английский для малышей», М. В. Штайнепрайс «Английский язык и дошкольник», Филина М. Л. “Комплексная программа обучения английскому языку детей 4 -7 лет”.
2.2. Этапы обучения
Организация работы по программе
Срок реализации – 1 год
Набор детей – до 12 человек
Режим занятий:
- Общее количество часов в год – 32.
- Количество часов в неделю – 1.
- Периодичность занятий – еженедельно
Формы обучения.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работе детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. В процессе работы кружка используются различные формы занятий: традиционные, игровые. Каждое занятие включает в себя теоретическую часть и практическое выполнение задания детьми.
Метод обучения – групповой (организация работы в подгруппах).
Организация работы по программе. Количество часов той или иной темы меняется (имеет гибкий график) на усмотрение педагога. Также учитываются интересы детей, их индивидуальные особенности, уровень умений и навыков. По структуре занятия схожи с классическим занятием:
1-я часть, вводная часть:
• приветствие, организационный момент;
• сообщение целей и задач занятия;
• фонетическая разминка.
2-я часть, основная часть:
• лексический материал по теме занятия;
• речевой материал по теме;
• грамматический материал;
• чтение рифмовок, стихотворений, пение песен;
• игры на закрепление материала;
• физкультминутки.
3-я часть, заключительная часть:
• закрепление пройденного материала в виде игр, диалогов, речевых ситуаций;
• ориентировка на следующее занятие.
III.Организационный раздел
3.1. Программно-методическое обеспечение реализации Программы.
Основой к структуре разработки рабочей программы кружка являются Федеральные государственные образовательные стандарты, основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 35», Бонк Н. «Английский для малышей», М. В. Штайнепрайс «Английский язык и дошкольник», Филина М. Л. “Комплексная программа обучения английскому языку детей 4 -7 лет”.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный уровень:
• Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012. №273-ФЗ (с изменениями на 2 июля 2021 года)
• Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ (с изменениями на 11 июня 2021 года)
• Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (с изменениями на 21 января 2019 года)
• Приказ Министерства просвещения РФ от 15 мая 2020 г. № 236 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования"
• Приказ Минпросвещения от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 № 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения».
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28 сентября 2020 года № 28
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
• Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
• Примерная программа воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол № 2/21 от 01.07.2021 год).
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726 «О Концепции дополнительного образования детей».
• Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «О стратегии развития воспитания до 2025 года».
Локальные акты:
-Устав МБДОУ «Детский сад № 35» г. Михайловск (утвержден постановлением администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского 04.02.2020г. № 66.
-Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад № 35» г. Михайловск (приказ № 261/02-01 от 31.08.2022 г.);
-Положение о рабочей программе педагогов МБДОУ «Детский сад №35» г. Михайловск (приказ № 103/02-01 от 22.09.2020 г.)
-Лицензией на право осуществления образовательной деятельности № 6292 от 04.06.2020г. (срок действия – бессрочно).
Программа отражает образовательные потребности воспитанников и их
родителей (законных представителей) и направлена, на воспитание интереса овладения иностранным языком, формирование гармоничной личности, развитие психических процессов, познавательных и языковых способностей, способствует развитию активной и пассивной речи, правильному звукопроизношению на осознанном уровне.
3.2. Материально – техническое обеспечение Программы
1) Методический комплекс: информационный материал, конспект, рефераты, методические разработки, план конспектов, методические рекомендации к практическим занятиям.
2) Материалы для контроля и определения результативности занятий: кроссворды, ребусы, вопросы, деловые и развивающие игры.
3) Развивающие и диагностирующие процедуры: тесты, диагностические и психологические игры, кроссворды.
4) Дидактические материалы: демонстрационные и раздаточные.
5) Зрительный ряд: мультфильмы, фотоколлажи, репродукции, журналы, буклеты, альбомы.
6) Литературный ряд: стихи, рассказы, сказки, высказывания, разговорник.
7) Музыкальный ряд: аудиозаписи с подбором мелодий, соответствующих темам занятий.
8) Оборудование: компьютер, диски, презентации.
9) Инструменты: доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок, стенд для размещения творческих работ учащихся.
3.3. Учебно – тематический план
СЕНТЯБРЬ
n/n Тема Цель
1. Знакомство с Великобританией, городом Москвой, Америкой. Познакомить с культурой Великобритании, ее жителями. Способствовать формированию социокультурной компетенции. Игра «Echo»
2. Приветствие. Познакомить детей со словами Hello, goodbye. Способствовать активизации речевых образцов. Разучивание песенки «Привет». Песня “Hello Peter…”
3. Откуда ты? Познакомить детей с новыми словами. Способствовать активизации речевых образцов. Игра “Where is Thomas?”
4. Веселый счет
(1-5) Учить детей считать на английском языке. Песня «Ten little Indians»
ОКТЯБРЬ
n/n Тема Цель
1. Моя семья Познакомить детей с членами семьи. Разучивание стихотворения про семью.
2. Моя семья Разучивание песенки про семью. Познакомить с конструкцией I have
Способствовать активизации речевой конструкции при высказывании
3. Цвета Познакомить детей с основными цветами.
Разучивание песенки «Радуга».
4. Радуга. Способствовать формированию произносительных навыков по теме «Цвета».
НОЯБРЬ
n/n Тема Цель
1. Домашние животные Познакомить детей с домашними животными. Разучивание дидактической игры «Что пропало».
2. На ферме. Познакомить с животными, живущими на ферме. Разучивание стихотворения про собачку.
3. Питомцы. Способствовать активизации лексического материала по теме «Животные» в монологическом высказывании.
4. Театр «Три поросенка» Способствовать формированию коммуникативной компетенции посредством театрализованной деятельности.
ДЕКАБРЬ
n/n Тема Цель
1. Дикие животные Познакомить детей с дикими животными. Разучивание считалочки про животных.
2. Дикие животные Способствовать формированию произносительных навыков по теме «Дикие животные».
3. В зоопарке Способствовать активизации лексического материала по теме «Животные» в монологическом высказывании.
4. Песенка «Кто ты?» Разучивание песенки по теме «Дикие животные»
ЯНВАРЬ
n/n Тема Цель
1. Учимся считать (1-5) Познакомить детей со счетом (5-10)
Разучивание песни про счет.
2. Сколько тебе лет? Диалогическая речь с лексическим наполнением прошлого урока и новыми структурами.
3. Веселая арифметика Формирование произносительных навыков по теме счет.
4. Рождество Познакомить детей с традициями и обычаями празднования рождества в Англии.
ФЕВРАЛЬ
n/n Тема Цель
1. Игрушки Познакомить детей с названиями игрушек на английском языке
2. Игрушки Познакомить детей с названиями игрушек на английском языке
3. В магазине игрушек. Способствовать формированию произносительных навыков по теме Игрушки
4. У тебя есть игрушки? Способствовать формированию произносительных навыков по теме Игрушки.
МАРТ
n/n Тема Цель
1. Фрукты. Познакомить детей с названиями фруктов на английском языке. Дидактическая игра «что пропало?»
2. В саду. Активизация нового лексического материала в речи учащихся.
3. Стихотворение для мамы Разучивание стихотворения для мамы к празднику.
4. Песенка про яблочки Разучивание песни.
АПРЕЛЬ
n/n Тема Цель
1. Овощи Познакомить детей с названием овощей в саду. Способствовать формированию речевых навыков по теме.
2. В огороде Познакомить детей с названием овощей в саду. Способствовать формированию речевых навыков по теме.
3. д/игра Съедобное-несъедобное Разучивание дидактической игры.
4. Стихотворение про урожай. Способствовать формированию речевых навыков по теме.
МАЙ
n/n Тема Цель
1. Внешность Познакомить детей с частями тела. Способствовать формированию речевых навыков по теме овощи.
2. Внешность Познакомить детей с частями тела. Способствовать формированию речевых навыков по теме овощи.
3. Повторение пройденного материала. Систематизация и контроль полученных знаний.
4. Праздник «Путешествие в Великобританию» Формирование социокультурной компетенции.
IV. Дополнительный раздел
4.1. Список используемой литературы
1. Английский для дошкольников”, Т. В. Земченкова, Москва: ВАКО, 2008
2. Астафьева М. Д. Игры для детей, изучающих английский язык. Сборник игр для детей 6-7 лет. - М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 64 с.
3. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1984
4. Иностранные языки в школе, 2006-2011, НМЖМ.
5. Иванова Л. Ф. Программа обучения английскому языку в дошкольном образовательном учреждении «First steps in English» / Л. Ф. Иванова - Казань: ТАИ, 2011. – 44 с.
6. Леонтьев А. А. Раннее обучение иностранным языкам: что нас всех объединяет // Русский язык за рубежом. 1986. № 5.
7. Леонтьев А. А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранными языками // Иностранные языки в школе. 1985. № 5. С. 24–30.
8. Негневицкая Е. И., Никитенко З. Н. Книга для учителя. - М., 1994г.
9. Песни для детей на английском языке. Gamesandactivities. Кн. дляучителя. М. :Айрис-Пресс, 2008. 48 с.
10. Прокопенко Ю. А. роль песен и ритмических движений при обучении дошкольников английскому языку - журнал «Дошкольная педагогика», май, 2007г.
11. Ребикова Д. И. Развитие социального интеллекта младшего школьника на уроках английского языка. – Журнал «Одаренный ребенок», №3,2007г.
12. Суханова О. Н. Английский язык. Советы по организации занятий с дошкольниками: пособие для педагогов, воспитателей и родителей; уровень 2. – М. : Просвещение, 2015. – 104 с.
13. Тарасюк Н. А. Иностранный язык для дошкольников: уроки общения (на примере английского языка). – М., 2000г.
14. Учебный набор цифр, букв и знаков с магнитным креплением.
15. Шишкова И. А., Вербовская М. Е. Английский для малышей / Под ред. Н. А. Бонк (учебник). М. : «Росмен-Пресс», 2007. 96 с.
16. Штайнепрайс М. В. Английский язык и дошкольник. Программа обучения дошколь. английскому языку. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 160 с.
17. Maam.ru
18. nsportal.ru
19. doshkolnik.ru