Ольга Сергеева
Дополнительная программа кружка детского художественного творчества «Умные ручки»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа дополнительного образования
Пояснительная записка
По мнению психологов и педагогов, дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития мышления, воображения – психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому развитие творчества – одна из главных задач дошкольного образования и воспитания.
Публикация «Дополнительная программа кружка детского художественного творчества „Умные ручки“» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.
Программа дополнительного образования «Умные ручки» является авторской программой художественно-эстетической направленности.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации, а также ручному труду у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.
Диалоги на занятиях между преподавателем и ребенком направлены на совместное обсуждение ситуации и предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей. Беседа на тему «почему нравится.» или «почему не нравится.» с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка к осмысливанию объекта. Необходимо, чтобы ребенок уточнил для себя те критерии, по которым он оценивает предмет.
Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).
Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.
На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.
Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. В процессе обучения широко используются наглядные пособия. Это способствует сокращению времени на изложение теории.
Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.
Использование в практике работы с детьми нетрадиционных техник изобразительной деятельности, на мой взгляд, работают на решение сразу нескольких развивающих задач:
• развитие у детей творческих способностей (во всем многообразии этого понятия,
• развитие и совершенствование мелкой пальцевой моторики,
• формирование умений и навыков работы с различными материалами,
приспособлениями и инструментами,
• знакомство с новыми техниками и технологиями,
• умение применять их на практике.
Новизна
Изучив ряд методических пособий и литературы по организации и проведению работы в кружках с дополнительным образование, опыт работы детских садов, выявлено, что работа ведё тся в узком направлении: либо это занятия по рисованию, либо по ручному труду (наряду с конструированием из бумаги, строительного и природного материала).Программа «Умные ручки» – комплексная, включающая занятия по аппликации, ручному труду, рисованию, в том числе с использованием нетрадиционных способов, которые направлены на развитие у дошкольников творчества, определяющиеся как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение и реализуя свой замысел, находя средства для его воплощения.
Цель программы
Основная цель программы - создавать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
Задачи кружка
- познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования, аппликацией, лепки, конструирования (оттиск печатью; рисование кистью и красками (гуашевыми);
- обрывной аппликацией;
- рельефная лепка;
- конструирование из природного материала;
- конструирование из бумаги;
- познакомить с техникой выполнения изделий из соленого теста; сформировать интерес к выполнению творческих работ разными материалами и способами;
- закрепить знания у детей материалов, которыми можно работать и уметь ими правильно пользоваться.
Формы проведения занятий
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические, в ходе которых дети под контролем педагога самостоятельно выполняют работу.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля, развитие внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера; художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; овладении навыками культуры труда, улучшении своих коммуникативных способностей и приобретении навыков работы в коллективе.
Образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 30 мин.
Форма работы – групповая.
Занятия проходят во второй половине дня.
Учебно-методический план дополнительной образовательной программы :
Сентябрь
1. Осенний пейзаж - пластилинография.
2. Подсолнух - аппликация из крупы. Формирование у детей навыка делать аппликацию из крупы.
3. Осеннее дерево - рисование, печатание растений. Ознакомление с нетрадиционной техникой рисование (нанесение на листья и отпечатывание).
4. Ранняя осень - лепка из круглого зернистого материала.
Октябрь
1. Ёжик с яблоками - тестопластика.
2. Раскрашивание ежика с яблоками. Развитие у детей навыка аккуратно пользоваться красками.
3. Чудесные превращения кляксы – кляксография. Развитие навыка у детей использовать в рисовании нетрадиционные формы.
4. Лилия - аппликация объёмная.
Ноябрь
1. Щенок - ручной труд.
2. Красивая посуда для кукол - модульная лепка из колец. Ознакомление детей с новым способом лепки – из колец, возможность моделирование формы изделия за счет изменения длины исходных деталей.
3. Панно с цветами – сграффито. Ознакомление с техникой сграффито - "нацарапанный" на пластилине.
4. Котята - тестопластика.
5. Раскрашивание котят. Развитие у детей навыка аккуратно пользоваться красками.
Декабрь
1. Львенок - обрывная аппликация. Ознакомление детей с обрывной техникой. Развитие чувство цвета.
2. Снегири на ветке - пластилинография.
3. Я весёлый снеговик - аппликация из яичной скорлупы.
4. Нарядная елочка - нетрадиционное рисование.
Январь
1. Елка под снегом - рельефная лепка. Ознакомление детей с новым приемом лепки – пластилиновой растяжкой.
2. Еловые шишки на ветке – рисование.
3. Зимний пейзаж - акварель и соль. Ознакомление детей с нетрадиционной техникой рисования.
4. Подсвечники - тестопластика.
5. Раскрашивание подсвечников. Развитие у детей навыка аккуратно пользоваться красками.
Февраль
1. Сердечко - аппликация из пайеток.
2. Закладка для книг - переплетение бумажных полос. Развивать у детей умения вырезать ровные полоски из бумаги, переплетать в шахматном порядке.
3. Парусник - техника обрывной аппликации. Закрепление нетрадиционного метода рисования – обрывание бумаги. Подарок папе.
4. Ангелочек - ручной труд.
Март
1. Тюльпаны – оригами. Развитие навыка складывать тюльпан способом оригами.
2. Корзина с цветами в подарок маме – объемная аппликация.
3. Цветочная поляна – тестопластика. Совершенствование навыка ручного труда средствами лепки из цветного теста.
4. Раскрашивание цветочной поляны. Развитие у детей навыка аккуратно пользоваться красками.
Апрель
1. Загадочный космос - оттиск, набрызг, тычкование. Развитие воображения, творческого мышления посредством нетрадиционных техник рисования.
2. Подставка под яичко - тестопластика.
3. Раскрашивание подставки под яичко. Развитие у детей навыка аккуратно пользоваться красками.
4. Кактус – лепка.
Май
1. Нарядные пальчики. Пальчиковый театр. Бумагопластика.
2. Праздничный салют - рисования тычком жёсткой полусухой кисть. Развитие воображения и интерес к художественному творчеству, познакомить с новой техникой рисования.
3. Райская птичка - аппликация из пайеток.
4. Звездное небо - нетрадиционное рисование.