Папки-передвижки

Дополнительная программа по познавательному развитию «Робототехника» для воспитанника 6–7 лет

Ирина Имакаева
Дополнительная программа по познавательному развитию «Робототехника» для воспитанника 6–7 лет

«РОБОТОТЕХНИКА»

Конструкторы Лего на сегодняшний день незаменимый материал для занятий в дошкольных учреждениях. Введение «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии, соответствующие принципам:

-развивающего образования;

-научной обоснованности и практической применимости;

-соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;

Публикация «Дополнительная программа по познавательному развитию „Робототехника“ для воспитанника 6–7 лет» размещена в разделах

-единства воспитательных, развивающих и обучающих целей, и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

-интеграции образовательных областей;

-решения программных образовательных задач в совместной деятельности и самостоятельной деятельности взрослого и детей;

-учета ведущего вида деятельности дошкольника - игры.

С помощью конструктора LEGO решаются задачи образовательной деятельности с дошкольниками по следующим направлениям:

-Развитие мелкой моторики рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности;

-Обучение правильному и быстрому ориентированию в пространстве;

-Получение математических знаний о счете, форме, пропорции, симметрии;

-Расширение своих представлений об окружающем мире - об архитектуре, транспорте, ландшафте;

-Развитие внимания, способности сосредоточиться, памяти, мышления;

-Обучение воображению, творческому мышлению;

-Овладение умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое;

-Обучение общению друг с другом, уважение своего и чужого труда.

Конструктор LEGO и программное обеспечение к нему LEGO предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. LEGO позволяет старшим дошкольникам:

-совместно обучаться в рамках одной бригады;

-распределять обязанности в своей бригаде;

-проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;

-проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;

-создавать модели реальных объектов и процессов;

-видеть реальный результат своей работы.

Использование ЛЕГО-технологии позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это - одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Результатами изучения программы «Робототехника» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД) :

Познавательные УУД : определять, различать и называть детали конструктора,

А конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;

Регулятивные УУД:

-уметь работать по предложенным инструкциям.

-умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

-определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

Коммуникативные УУД:

-уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.

-уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

if 1

Основная ведущая идея программы - создание развивающего пространства для детей, системообразующей деятельностью которого является творчество. Творчество, являясь способом свободного самовыражения, в случае с конструированием (конструкторы «LEGO») подразумевает, в первую очередь, работу по схеме, т. е. первичны анализ и синтез, за которыми уже следует самовыражение в виде собственно сконструированных моделей. Именно это и является особенностью нашей дополнительной образовательной программы. Программа направлена на развитие логического мышления и конструкторских навыков, способствует многостороннему развитию личности ребенка и побуждает получать знания дальше, учитывает психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей, нуждающихся в коррекции и развитии мелкой моторики, эмоционально - волевой сфере высших психических функций.

Программа рассчитана на освоение дошкольниками LEGO технологии на протяжении пребывания их в детском саду с 6 до 7 лет. Данная программа и составленное тематическое планирование рассчитано на 1 часа в неделю. Занятия проводятся по подгруппам во вторую половину дня в специально оборудованном кабинете, продолжительностью 30 минут. Структура занятий традиционная и состоит из вводной, основной, заключительной частей. Занятия проводятся с сентября по апрель месяц. Количество занятий: в неделю - 1; в год - 31. Для реализации программы в кабинете имеются наборы конструктора LEGO, базовые детали, компьютеры, принтер, сканер видеооборудование.

Возрастные особенности детей

С психолого-педагогической точки зрения, дошкольный возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. Это позволило определить структуру составления психологического портрета дошкольника: выявление особенностей познавательной сферы5 выявление особенностей развития личности дошкольника, определение особенностей деятельности и общения в дошкольном возрасте.

Особенности развития познавательной сферы у детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте внимание детей прогрессирует одновременно по многим различным характеристикам. Развитие памяти в дошкольном возрасте также характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию.

В дошкольном возрасте у детей запоминание и воспроизведение в естественных условиях развития памяти. В дошкольном возрасте при тех же условиях происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала. У большинства нормально развивающихся детей дошкольного возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память. При помощи механических повторений информации дети в дошкольном возрасте могут неплохо ее запоминать.

В этом возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее.

Особенности игры и конструирования убеждают в целесообразности принципиального разделения этих двух видов деятельности и в необходимости отказа от термина «строительные игры», поскольку таких игр просто не существует. Здесь мы имеем дело либо с ролевой игрой, в которую включаются элементы конструирования, способствующие развитию игрового сюжета, либо с полноценным конструированием как деятельностью, в которой используются игрушки, элементы игры, положительно влияющие на процесс самого конструирования. Например, дети шести лет по ходу игры в «путешественников» сооружают судно из крупных модулей, а дети четырех-пяти лет, играя в «детский сад», строят мебель для кукол. Как правило, такие постройки имеют чисто символическое значение и отличаются некоторой упрощенностью (в них передается в основном только внешнее сходство). Процесс их создания не является для детей основной целью и по времени очень непродолжителен. Более значимым оказывается разыгрывание сюжета игры, выполнение взятой на себя роли (капитана, штурмана, врача, воспитателя и др., что характерно для сюжетно-ролевой игры. Постройки же, наряду с предметами-заместителями и другими игрушками, становятся лишь одним из средств реализации игровых замыслов.

В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла. Однако практическая деятельность, направленная на выполнение замысла, не является чисто исполнительской. Особенностью конструкторского мышления даже у старших школьников является непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов.

Источником замысла детей является окружающая жизнь, ее богатая палитра: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, и в первую очередь игра, и т. п. Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным, они схватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводят в практической деятельности. Именно поэтому надо не только стремиться к тому, чтобы жизнь детей была наполнена впечатлениями, но и создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования у них умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также их взаимосвязи и по-своему их передавать в конструкциях, поделках. Конструирование в этом случае опирается на образные представления о реально существующих или кем-то придуманных (например, в сказке) объектах, и это становится основой детских замыслов.

Цели и задачи работы

Цель: развитие у детей интереса к техническому творчеству и обучение их конструирования через создание простейших моделей и управления готовыми моделями с помощью простейших компьютерных программ.

Задачи:

-познакомить с основными принципами механики;

-развивать мелкую моторику;

-развивать творческие способности и логическое мышление детей;

-способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей (планирование предстоящих действий, самоконтроль, умение применять полученные знания, приемы и опыт в конструировании и т. д.).

-развивать образное, техническое мышление и умение выразить свой замысел;

-развивать умения работать по предложенным инструкциям,

-развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

-развитие умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

К концу года дети должны знать основные принципы механики, уметь классифицировать материал для создания модели, уметь работать по предложенным инструкциям.

Содержание психолого-педагогической работы по реализации

дополнительной образовательной программы познавательной направленности «Робототехника»

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

Методы, используемые для достижения цели

-словесные - в начале занятия беседа с детьми, обсуждение выбранной темы, как выполнить работу, в конце темы проводится обсуждение выполненной работы;

-наглядные - детям демонстрируют образцы изделий, которые они будут выполнять;

-практические - после объяснения, каждый ребенок выполняет работу самостоятельно, с использованием предложенных приемов работы.

Занятия Лего-конструированием помогают детям воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать, увлечённо работая и доводя до совершенства конечный результат.

Первая часть занятия - это упражнение на развитие логического мышления (длительность -10 минут).

Цель первой части - развитие элементов логического мышления. Основными задачами являются:

-Совершенствование навыков классификации.

-Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.

Активизация памяти и внимания.

-Ознакомление с множествами и принципами симметрии.

-Развитие комбинаторных способностей.

-Закрепление навыков ориентирования в пространстве.

Вторая часть - собственно конструирование.

Цель второй части - развитие способностей к наглядному моделированию. Основные задачи:

-Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

-Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.

-Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу - по предложенной или свободно выбранной теме.

-Ознакомление с окружающей действительностью.

-Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО.

-Развитие речи и коммуникативных способностей.

Третья часть - обыгрывание построек.

Формы деятельности:

-методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность воспитанников;

-экспериментальные исследования, проектно-исследовательская деятельность, развивающая творческую инициативу воспитанников;

-деятельность в виде практических заданий, подразумевающие творческий подход к созданию интерактивных элементов УМК; предусмотрена как индивидуальная форма конструктивной деятельности воспитанников, так и подгрупповая.

Различают три основных вида конструирования:

-Конструирование по образцу - когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).

-Конструирование по условиям - образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки - большим).

-Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.

Основные формы и приемы работы с воспитанниками :

-Беседа

-Ролевая игра

-Познавательная игра

-Задание по образцу (с использованием инструкции)

-Творческое моделирование (создание модели-рисунка)

-Викторина

-Проект

Материально-техническое оснащение образовательного процесса:

-конструкторы ЛЕГО,

-технологические карты,

-книга с инструкциями к конструктору ЛЕГО,

-компьютер,

-проектор,

-экран

Ш

т

Учебный план

Дополнительная образовательная программа кружка «Робототехника»

Дополнительная образовательная программа Кол-во нед/год

Возрастная категория: с 6 до 7 лет 1/31

ИТОГО: 1/31

Перспективный план дополнительной образовательной программы

«Робототехника»

Номер

недели № п/п Программное содержание Содержание занятия

Сентябрь

1. 1. История создания ЛЕГО. Техника безопасности на занятиях по ЛЕГО конструированию. Познакомить детей с историей создания лето конструктора. Уточнить и закрепить знания детей по технике безопасности при работе с конструктором, и компьютером.

2. 2. История создания ЛЕГО. Продолжать знакомить с конструктором, элементами набора и их названиями, с ЛЕГО деталями, с цветом ЛЕГО-элементов, активизация речи, расширение словаря. Развитие эмоциональной сферы.

3. 3 Путешествие по ЛЕГО-стране. Зубчатые колёса. Изучение механизмов. Начало составления ЛЕГО-словаря. Познакомить детей с терминами, их роль в создании конструкций.

4 4. Путешествие по ЛЕГО-стране. Учить слушать инструкцию педагога. Начальная робототехника (учить строить модель по схеме).

Октябрь

1. 5. Путешествие по ЛЕГО-стране. Повышающая зубчатая передача. Изучение механизмов. Вырабатывать навыки различения деталей в коробке, классификации деталей, умения слушать инструкцию педагога и давать инструкции друг другу. Учить строить модель по схеме.

2. 6. Путешествие по ЛЕГО-стране. Перекрёстная ременная передача. Изучение механизмов. Продолжить составление ЛЕГО-словаря. Вырабатывать навык ориентации в деталях, их классификации, умение слушать инструкцию педагога. Учить строить модель по схеме.

3. 7. Путешествие по ЛЕГО-стране. Червячная зубчатая передача, кулачок, рычаг. Изучение механизмов. Продолжить составление ЛЕГО-словаря. Развитие логического мышления, умение правильно выражать свою мысль, решение проблем различными путями, развитие моторики рук, введение в робототехнику, умение программирования. Учить строить модель по схеме.

4. 8. Путешествие по ЛЕГО-стране. Мотор и оси. Изучение механизмов. Продолжить составление ЛЕГО-словаря. Развитие логического мышления, умение правильно выражать свою мысль, решение проблем различными путями, развитие моторики рук, введение в робототехнику, умение программирования. Учить строить модель по схеме.

Ноябрь

1. 9. Блок «Цикл». Изучение механизмов. Продолжить составление ЛЕГО-словаря. Развитие логического мышления, умение правильно выражать свою мысль, решение проблем различными путями, развитие моторики рук, введение в робототехнику, умение программирования. Учить строить модель по схеме.

2. 10. Блок «Вычесть из Экрана». Изучение механизмов. Продолжить составление ЛЕГО-словаря. Развитие логического мышления, умение правильно выражать свою мысль, решение проблем различными путями, развитие моторики рук, введение в робототехнику, умение программирования. Учить строить модель по схеме.

3. 11. Танцующие птицы. Конструирование и программирование заданных моделей. Продолжать знакомить с ременными передачами, учить экспериментировать со шкивами разных размеров, прямыми и перекрёстными ременными передачами. Продолжать знакомить с видами крепежа, сконструировать модель птицы.

4. 12. Умная вертушка. Конструирование и программирование заданных моделей. Показать детям влияние размеров зубчатых колёс на вращение вертушки. Активизировать в речи детей знакомые термины.

Декабрь

1. 13. Обезьянка - барабанщица. Конструирование и программирование заданных моделей. Продолжать знакомить с основными видами движения. Учить изменять количество и положение кулачков, используя их для передачи усилия, тем самым заставляя руки

2. 14. Голодный аллигатор. Конструирование и программирование заданных моделей. Продолжать учить программировать аллигатора, чтобы он закрывал пасть, когда датчик расстояния обнаруживает в ней «пищу». Развивать логическое мышление, умение правильно выражать свою мысль, решать проблему различными путями.

3. 15. Рычащий лев.

Конструирование и программирование заданных моделей. Учить программировать льва, чтобы он сначала садился, затем ложился и рычал, учуяв косточку. Развивать логическое мышление, умение правильно выражать свою мысль, решать проблему различными путями.

4. 16. Рычащий лев.

Конструирование и программирование заданных моделей. Продолжать учить программировать льва, чтобы он сначала садился, затем ложился и рычал, учуяв косточку. Развивать логическое мышление, умение правильно выражать свою мысль, решать проблему различными путями.

Январь

2. 17. Порхающая птица. Конструирование и программирование заданных моделей. Учить создавать программу, включающую звук хлопающих крыльев, когда датчик наклона обнаруживает, что хвост птицы поднят или опущен, а также звук птичьего щебета, когда птица наклоняется, и датчик расстояния обнаруживает приближение земли.

3. 18. Нападающий. Конструирование и программирование заданных моделей. Учить измерять расстояние, на которое улетает бумажный мячик. Развивать словарный запас и навык общения при объяснении работы модели. Устанавливать причинно-следственные связи.

4. 19. Вратарь.

Конструирование и программирование заданных моделей. Учить строить трехмерную модель по двухмерным чертежам. Подсчитывать количество голов, промахов и отбитых мячей, создать программу автоматического.

Февраль

1. 20. Ликующие болельщики. Конструирование и программирование заданных моделей. Продолжать учить конструировать и программировать механических футбольных болельщиков, которые будут издавать приветственные возгласы и подпрыгивать на месте. Активизировать в речи детей знакомые термины

2. 21. Спасение самолёта. Конструирование и программирование заданных моделей. Учить строить модель самолета испытать ее движение и уровень мощности мотора. Развивать навыки сотрудничества: выбирать партнеров по совместной деятельности, распределять между собой работу, подготовке материала; согласовывать друг с другом действия при воспроизведении. Развивать логическое мышление, мелкую моторику рук.

3. 22. Спасение самолёта. Конструирование и программирование заданных моделей. Продолжать учить программировать звук, зависящий от показаний датчиков наклона. Развивать навыки сотрудничества: выбирать партнеров по совместной деятельности, распределять между собой работу, подготовке материала; согласовывать друг с другом действия при воспроизведении. Развивать логическое мышление, мелкую моторику рук.

4. 23. Спасение от великана. Конструирование и программирование заданных моделей. Учить изменять поведение модели: устанавливать датчик расстояния и программировать реакцию великана на появление вблизи него каких-либо объектов. Развивать логическое мышление, мелкую моторику рук. Учить работать в паре.

Март

1. 24. Непотопляемый парусник. Конструирование и программирование заданных моделей. Учить строить модель парусника, запрограммировать звук, ее движение и проверить работу мотора при разных уровнях мощности. Развивать логическое мышление, мелкую моторику рук. Учить работать в паре. Активизировать в речи детей знакомые термины.

2. 25. Грузовик

Конструирование и программирование заданных моделей. Учить строить модель грузовика, запрограммировать звук, ее движение и проверить работу мотора при разных уровнях мощности. Развивать логическое мышление, мелкую моторику рук. Учить работать в паре. Активизировать в речи детей знакомые термины.

3. 26. Мотоциклы. воспроизведении. Продолжать знакомить детей с различными видами мотоциклов и их конструктивными особенностями. Закреплять умение анализировать предмет, устанавливать связь между его назначением и строением. Закреплять у детей умение создавать конструкции по схеме, используя полученный опыт. Развивать навыки сотрудничества: выбирать партнеров по совместной деятельности, распределять между собой работу, подготовке материала; согласовывать друг с другом действия при

4. 27. Разработка, сборка и программирование своих моделей. Учить разрабатывать, собирать и программировать свои модели. Развивать логическое мышление, умение правильно выражать свою мысль, решать проблему различными путями.

Апрель

1. 28. Постройка архитектурного сооружения. Учить использовать схематический рисунок постройки для обдумывания замысла и обозначения нужного материала, а так же для последующего его описания и планирования способа действий. Освоение детьми постройки крана LEGO и его программирование.

2. 29. «Модель вертолета». Познакомить детей с различными видами вертолетов и их конструктивными особенностями. Закреплять умение анализировать предмет, устанавливать связь между его назначением и строением. Закреплять у детей умение создавать конструкции по собственному замыслу используя полученный опыт. Развивать навыки сотрудничества: выбирать партнеров по совместной деятельности, распределять между собой работу по составлению схемы постройки, подготовке материала; согласовывать друг с другом действия при воспроизведении постройки по составленным схемам, совместно проверять правильность выполнения постройки. Овладение детьми действиями конструирования.

3. 30. «Колесо обозрения». Познакомить детей с различными видами аттракционов и их конструктивными особенностями. Закреплять умение анализировать предмет, устанавливать связь между его назначением и строением. Закреплять у детей умение создавать конструкции по собственному замыслу используя полученный опыт. Развивать навыки сотрудничества: выбирать партнеров по совместной деятельности, распределять между собой работу по составлению схемы постройки, подготовке материала; согласовывать друг с другом действия при воспроизведении постройки по составленным схемам, совместно проверять правильность выполнения постройки. Овладение детьми действиями конструирования и программирования из LEGO WEDO по замыслу детей по обозначенным темам.

4 31. Разработка, сборка и программирование своих моделей. Развивать логическое мышление, умение правильно выражать свою мысль, решать проблему различными путями.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью»Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Дополнительная образовательная программа «Рисуем нитью» Образовательная программа дополнительного образования детей разработана в соответствии.

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» . Часть 14-средства реализации программы 2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы дошкольного образования.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (продолжение) Часть 15. 2.3. Особенности образовательной деятельности Система занятий в рамках программы построена следующим образом: по каждой теме.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» (заключительная часть — взаимодействие с родителями) 2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Рабочая программа «Робототехника в детском саду» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА: Направление программы: познавательно – исследовательское -Занятия LEGO конструированием, программированием, исследованиями,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная программа по познавательному развитию «Робототехника» для воспитанника 6–7 лет
Опубликовано: 14 января 2021 в 20:10
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД