Дополнительная программа «Волшебная бумага» для детей дошкольного возраста 3–5 лет

Корнюшина Валентина
Дополнительная программа «Волшебная бумага» для детей дошкольного возраста 3–5 лет

Рабочая программа «Волшебная бумага»

для детей 3-5 лет

Пояснительная записка

В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важной роли в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозги; необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей на - кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», так говорил В. А. Сухомлинский.

Совершенствование личности ребенка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т. С. Комарова выделила следующие свойства личности ребенка, определяющие его способность к деятельности: восприятие и формирующиеся на этой основе представления, воображение, ручная умелость, эмоционально - положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать в процессе с разными материалами.

Ребенок узнает мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребенка в этом важнейшем для его развития деле является - работа с бумагой.

Аппликация — это один из самых простых, увлекательных и эффективных видов художественной деятельности. Дети с удовольствием работают с бумагой, потому что она легко поддается обработке. Особенно привлекательны для детей нетрадиционные техники работы с бумагой, с нетрадиционным материалом: рваная, скомканная бумага, ватные диски, бумажные салфетки, фантики от конфет и т. д. Необычное сочетание материалов и инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает чувство радости, успеха, развивает трудовые умения и навыки. Позволяет детям младшего дошкольного возраста быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчестве детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Техника - бумажная пластика - это синтез разных видов изобразительной деятельности: лепки, аппликации, рисования, конструирования из бумаги. Изображения в бумажной пластике выполняются в полуобъемном варианте, все части и детали наклеиваются на картон, который служит цветовым фоном, что позволяет детям создавать яркие индивидуальные и коллективные композиции.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой дает возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровья и гармонично развитой личности.

Направленность программы художественно - эстетическая.

Новизна программы состоит в том что основной задачей является в процессе обучения воспитанников работы с бумагами и использованием как традиционных так и нетрадиционных техник рисования развитие изобразительных способностей речи и интеллекта идет интенсивное познавательное развитие.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержание программы с требованием жизни примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков

Пелагическая целесообразность:

Развивая творческие способности детей при помощи изобразительной деятельности определяется понятия того что творчество не знает ограничений ни в материале ни в инструментах ни в техники.

Нетрадиционная система позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка постоянно повышать познавательный интерес к деятельности развития психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее непосредственнее развивает воображение, дает полную свободу самовыражению.

Нетрадиционная тактика работы с бумагой помогает увлечь детей поддерживать их интерес именно в этом и заключается педагогическая целесообразность данной программы

Цель программы: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых.

Основные задачи:

• Формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством объемной аппликации.

• Учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, скомкавыние, скатывание в комок).

• Учить работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой.

• Учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении композиции).

• Обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги).

• Развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер.

• Развитие речевых навыков.

• Развитие творческих фантазий, эстетического и цветового восприятия.

• Воспитание навыков аккуратной работы с бумагой.

• Воспитание желания участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ.

Программа рассчитана для детей младшего дошкольного возраста (3-5лет).

Это обусловлено тем, что в данный возраст характеризуется значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кисти рук, изменением психологической позиции и ощущением дошкольниками «взрослости», желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, длительностью 15 минут во второй половине дня, по подгруппам. Длительность продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от ситуации и желания детей. Гибкая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояние здоровья, уровень овладения навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.

Занятия проводятся в форме игры, для обыгрывания определенного сюжета используются стихотворные формы, сказки, подвижные и пальчиковые игры, персонажи (игрушки и куклы из различных театров, изображения того или иного персонажа, который обыгрывается).

Срок реализации программы — 8 месяцев.

Ожидаемые результаты. Решение задач данной программы поможет детям овладеть основными приемами в технике «бумажная пластика»: разрывать и сминать бумагу, согласовывать свои условия и действия, передавать образ предмета, явления окружающего мира. Освоению навыков работы с клеем, и самое главное разовьют умелость рук, мелкую моторику, когда движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

Итогом в реализации программы является выставка детских работ в детском саду.

Главный принцип реализации программы:

- принцип развивающего обучения;

-принцип воспитывающего обучения;

-принцип доступности и понятен и доступен для детей;

-принцип последовательности и систематичности;

-принцип наглядности- использование на занятия иллюстраций ;

-принцип учета индивидуальных способностей детей -;

-принцип активности ;

-принцип ориентации на успех.

Принцип построения программы:

На занятиях создана структура деятельности создающая условия для творческого развития воспитанников данного возраста. Основные дидактические принципы программы доступность и наглядность последовательность и систематичность обучения и воспитания учета возрастных и индивидуальных особенностей детей

Основные методы и приемы организации образовательного процесса:

-Эмоциональный настрой- использование музыкальных произведений.

-Практические – упражнения в игровой форме.

-Словесные- рассказы,беседы, педагогическая драматизация, объяснения, ,.

-Наглядные методы приемы-наблюдения, рассматривания, показ образца,

- Показ способов выполнения.

Технологии реализуемые в программе.

Социально –педагогические,социально психологические технологии:

Технологии развивающего обучения, личностно –ориентированные технологии с элементами сказкотерапии, проблемно- игровые технологии,технологии игрового обучения с элементами арттерапии.

Здоровье сберегающие технологии: технология воздействия цветом, пальчиковая гимнастика,динамическая пауза, подвижные игры.

Отличительная особенность программы:

Детям очень сложно изображать предметы,образы, сюжеты, используя традиционные способы аппликации. ,поэтому дети не могут

более широко раскрыть свои творческие способности. Программа «Волшебная бумага» направлена на использование с детьми различных технологий, что позволяет детям быстро желаемого результата,где ребенок вступает с собственным творческим потенциалом

Занятия составлены по тематическому принципу:

Создание игровой ситуации для привлечения внимания детей и развития детей и развития эмоциональной отзывчивости, (загадки,песни, потешки,

Сказочный персонаж, нуждающий в помощи,игры-драматизации, подвижные игры.

Изображение предмета (рассматривание и ощупывание предмета, показ приемов изображения).

Доработка выполненной работы дополнительными элементами.

Рассматривание готовых работ (им дается только положительная оценка).

Мониторинговое обследование проводится 3 раза за период реабилитации программы:

Первичная диагностика-проводится при зачислении ребенка;

Промежуточная диагностика- проводится через 3 месяца для определения динамики ребенка;

Заключительная диагностика-

проводится после освоения программы для определения уровня усвоения знаний и умений ребенка.

Тематический план программы «Волшебная бумага»

Тема Задачи Материал

Октябрь

«Осенние листочки» Учить детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы. Приклеивать кусочки бумаги к картону, создавая изображение листопада. Продолжать знакомство с «теплыми» цветами (желтый, оранжевый, красный) Двусторонняя бумага ярких цветов (желтый, оранжевый, красный, альбомного листа, клей, кисти, салфетки.

«Дожди, дождик-

кап, кап» Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги от большого, аккуратно приклеивать на картон.

Пространственное освоение листа. Зонтик, белого картона, цветная бумага (оттенки синего, клей, кисти, салфетки.

«Яблоки в корзине» Учить мять бумагу, скатывать из нее комочки. Обмакивая в клей приклеивать их к картону. Аккуратно работать с клеем. Развитие сенсоматорики. альбомного листа с изображением корзинки, кусочки бумаги желтого, красного, зеленого цвета, клей ПВА.

«Ветка рябины»

(коллективная работа) Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику. 1/4 тонированного листа ватмана, засушенные листья рябины, бумажные салфетки красного цвета, клей, кисти, салфетки.

Ноябрь

«Конфетки» Продолжать знакомить детей с бумагой и ее свойствами. Учить мять бумагу, скатывать из нее комочки, приклеивать их к картону. Формировать интерес и положительное отношение к аппликации. Двусторонняя бумага ярких цветов, лист картона круглой формы (тарелка, клей.

«Мороженое в вафельном стаканчике» Учить последовательно выполнять работу. Скатывать салфетки в комочек, обмакивать в клей и приклеивать близко друг к другу. Развивать цветовое восприятие. Кукла. альбомного листа с изображением вафельного рожка, цветные бумажные салфетки, клей.

«Толстые животики» Учить детей формировать из бумаги комочки, приклеивать их в определенном месте основы. Аккуратно закрашивать изображение, не выходя за контур. Двусторонняя бумага черного и коричневого цвета. Картинки с изображением контура Чебурашки и Медведя, клей, карандаши.

«Петушок-золотой гребешок» (коллективная работа) Упражнять в комкании и скатывании в жгутики полоски от бумажных салфеток (техника бумагопластики). Продолжать формировать навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на силуэт хвоста) 1/4 тонированного листа ватмана с силуэтом петушка (хвост не раскрашенный, цветные бумажные салфетки, клей, кисти, салфетки

Декабрь

«Сугробы, снег на деревьях» (коллективная работа) Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки разного размера и формы, аккуратно приклеивать на основу (на крону деревьев, на землю) Развивать воображение. Учить действовать сообща. 1/4 тонированного листа ватмана с изображением деревьев, листы белой бумаги, кисти, клей, салфетки

«Хоровод из снеговиков» (коллективная работа) Закреплять знания детей о круглой форме, о различии предметов по величине. Учить детей работать с ватными дисками разной величины, составлять изображение из частей, правильно располагая их по величине. Упражнять в аккуратном промазывании и наклеивании ватных дисков. Картинка с изображением снеговика, картина с предыдущего занятия, ватные диски разной величины, клей, кисти, салфетки.

«Украсим шубку Деда Мороза и Снегурочки» Продолжать учить скатывать бумажные салфетки в жгутики и располагать их по воротнику, длине и низу шубы. Воспитывать аккуратность в наклеивании деталей. Заготовки рисунков с изображением Деда Мороза и Снегурочки, белые салфетки, клей, кисти, салфетки.

«Зажглись фонарики на новогодней елочке» Учить составлять аппликативное изображение елочки из готовых форм (треугольников, с частичным наложением друг на друга. Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики. Аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать самостоятельность. 1/2 альбомного листа, заготовки треугольников разного размера, двусторон-няя бумага ярких цветов, клей, кисти, салфетки

Январь

«Зайка беленький сидит» (коллективная работа) Упражнять в умении скатывать бумажную салфетку в комки, составлять предмет, дополняя образ недостающими деталями. Аккуратно пользоваться клеем. Развивать желание работать вместе с другими детьми, воспитывать дружеские отношения. Игрушка зайчика, тонированного листа ватмана, белые бумажные салфетки, ватные диски разрезанные на части, клей, кисти, салфетки.

«На полянку, на лужок тихо падает снежок» Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики и равномерно наклеивать по всему листу. Развивать эстетическое восприятие. Картина с предыдущего занятия, кусочки фольги, белой бумаги, клей, кисти, салфетки.

«Покормим птичек» Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, скатывать из них комочки и приклеивать к картону. Двусторонняя коричневая бумага, альбомного листа с контурным изображением птички, игрушечная птичка, клей, кисти, салфетка.

Февраль

«Котенок по имени Гав» Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки различного размера и формы, приклеивать бумагу по контуру. Формировать интерес и заботливое отношение к домашним животным. Игрушка котенка, альбомного листа с контурным изображением котенка, двусторонняя цвет-ная бумага, клей, кисти, салфетки.

«Кудрявый барашек» Упражнять в умении отрывать от листа бумаги кусочки и полоски, сминать бумагу в комочки, использовать бумагу в зависимости от ее качества. Воспитывать интерес к работе с бумагой. Игрушка барашка, тониро-ванная бумага с изобра-жением контура барашка, белая бумага, клей, кисточки, салфетки.

«Веселая неваляшка» «Пирамидка»

(по выбору детей) Продолжать учить скатывать салфетки в большие комки разной величины. Выполнять поделки из нескольких шаров, правильно их располагая по величине. Закреплять знание основных цветов. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Игрушки: неваляшка, пира-мидка. альбомного листа, цветные бумажные салфетки, клей, кисти, салфетки.

«Летят самолеты» (коллективная работа) Учить составлять предмет из нескольких деталей разной формы и размера, правильно располагать предмет на панно. Аккуратно пользоваться клеем, намазывать всю форму. Воспитывать чувство патриотизма, умение радоваться общему результату. 1/2 тонированного листа ватмана (в виде российского флага, салфетки синего и зеленого цвета, цветная бумага, клей, кисти, салфетки.

Март

«Цветы в подарок маме»

(коллективная работа) Учить детей создавать красивую композицию из цветов (букет) в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага. Развивать эстетическое восприятие. Формировать образное представление. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание ее порадовать. 1/2 тонированного листа ватмана с наклеенной вазой, яркие цветные салфетки, заготовки зеленых листьев, клей, кисточки, салфетки.

«Смотрит солнышко в окошко» Продолжать учить работать в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага. Побуждать дополнять изображение недостающими деталями. развивать воображение, чувство цвета и формы. Альбомный лист бумаги с изображением окна, желтые бумажные салфетки, клей, кисти, салфетки.

«Вышла курочка хохлатка, с нею желтые цыплятки» (коллективная работа) Закреплять умение скатывать из салфеток комочки, обмакивать их в клей и выкладывать по контуру. Аккуратно и последовательно выполнять работу. Развивать цветовое восприятие. Формировать представление о домашних птицах. Игрушка курицы. тонированного листа ватмана. Желтые и зеленые бумажные салфетки, кусочки цветной бумаги, ватные диски, клей, кисти, салфетки.

Апрель

«Облака-белогривые лошадки» Учить детей аккуратно разрывать бумагу разной жесткости на кусочки разного размера и формы. Закреплять навык наклеивания. Развивать эстетическое восприятие. 1/4 тонированного листа ватмана с изображением реки, белые бумажные сал-фетки и бумага, клей, кисти, салфетки

«Белые кораблики» (коллективная работа) Учить составлять изображение кораблика из готовых форм. Дополнять изображение жгутиками из скрученных салфеток (волны). Формировать умение свободно размещать детали, аккуратно приклеивать, хорошо промазывать края деталей. Картина с предыдущего занятия. Заготовки: трапеция, треугольники разного размера. Салфетки голубого цвета, клей, кисти, салфетки.

«Веселый клоун» Изготовление в технике бумагопластики мячей для клоуна-жонглера, наклеивать их, опираясь на зрительный ориентир. Воспитывать самостоятельность и желание доводить начатую работу до конца. 1/4 ватмана с изображением клоуна, фантики от конфет, бумажные салфетки ярких цветов, клей, кисти, салфетки

«Колобок-румяный бок» Развивать эстетические чувства передачей художественного сказочного образа в аппликационной технике. Учить обрывать бумагу разной жесткости. Закрепить знание круглой формы и желтого цвета. Бабушка (кукольный театр, ширма, желтая двусторонняя бумага, желтые салфетки, картон круглой формы, глаза, рот, нос для колобка, клей, салфетки.

Май

«Праздничный салют» (коллективная работа) Упражнять в технике бумагопластики, наклеивании бумажных шариков на подготовленный темный фон (разноцветные огоньки салюта в небе). Развивать чувство ритма. Картон синего цвета, бумажные салфетки ярких цветов, клей, салфетки.

«Божья коровка-лети на небо» Закреплять умение скатывать из бумаги комочки разных размеров, составлять изображение из частей, дополняя недостающими деталями. Формировать интерес к насекомым. Игрушка божья коровка. альбомного листа, красные бумажные салфетки, черная цветная бумага, клей, кисти, салфетки.

«Одуванчики в траве» (коллективная работа) Закреплять умение детей аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать по контуру, скатывать небольшие комочки для черных точек и приклеивать их. Развивать умение работать аккуратно. 1/4 тонированного листа ватмана, заготовки для листиков из зеленой бумаги, бумага желтого цвета, клей, кисточки,

Литература

«Аппликация и поделки из бумаги для детей 3-4 лет» - Москва: Стрекоза, 2010 г.

«Поделки из кусочков бумаги» Гришина Н. Н., Анистратова А. А. - Москва: Оникс, 2009 г.

«Волшебные салфетки» Невилько Н. - журнал «Обруч» 2003, № 1

• «Занятия по изобразительной деятельности дошкольника, бумажная пластика» - Москва: Педагогическое общество России, 2007 г.

«Одаренность малыша» Белова Е. С. - Москва: Флинта 1998 г.

«Конструирование из бумаги» Гагарин Б. Г. - Ташкент 1998 г.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная-дополнительная общеразвивающая программа по робототехнике для детей дошкольного возраста Представляю презентацию дополнительной образовательной – дополнительной общеразвивающей программы по робототехнике для детей дошкольного.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа мяча» для детей старшего дошкольного возраста Данная Программа будет доступна по ссылке: https://drive.google.com/open?id=1bGvoq9NczhJDOK6fsXJ-MAXCOhxgpBJI Программа дополнительного.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Волшебная бумага»Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Волшебная бумага» Нажия Азисова. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Волшебная бумага" Возраст обучаемых: 3-4 года.

Дополнительная общеобразовательная программа по ИЗО деятельности для детей 4–5 лет 1.1.1. Введение В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию личности.

Дополнительная общеобразовательная программа по математике «Вундеркинд» для детей 5–6 лет Направленность программы На современном этапе развития общества особое значение приобретают вопросы дошкольного воспитания, состоящие не.

Дополнительная общеобразовательная программа по математике «Вундеркинд» для детей 5–6 лет Направленность программы На современном этапе развития общества особое значение приобретают вопросы дошкольного воспитания, состоящие не.

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа для детей от 3 до 5 лет «Пластилинчик» Пояснительная записка В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Дополнительная программа «Волшебная бумага» для детей дошкольного возраста 3–5 лет
Опубликовано: 6 апреля 2019 в 16:55
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 сентября. Осенины

«Осенины – славной осени именины» – 24 сентября отмечается древнеславянский праздник Осенины. Для наших предков, живущих земледельческим календарем, это была особая дата. Этот день символизировал...

23 сентября. День викторин на МААМ

Интеллектуально-развлекательные игры становятся уместным детским мероприятием перед любым календарным праздником. Либо просто так, без повода. Формат викторины может быть самым разным, в том числе и...

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко». Часть...
Апрель 26 занятие День экологических знаний – праздник посвящения в юные экологи» Цель. Подведение итогов экологической работы 27 занятие «Воздух вокруг...
Лексико-грамматическое занятие в старшей группе для детей с ОВЗ «Откуда овощи в...
1. Рассмотреть натуральные овощи: картофель, морковь, лук, помидор, кабачок, репу, капусту, перец, огурец, редис, свеклу, чеснок, горох. это все можно...
Консультация для родителей «Почитай мне, мама!»
Консультация для родителей: "ПОЧИТАЙ МНЕ, МАМА! " Семья, в которой книга сопровождает ребенка с момента его рождения, семья, в которой читают родители, -...