Получи документы

Дополнительная общеобразовательная программа «Занимательная математика» в старшей группе

МАРИНА ОВЧИННИКОВА
Дополнительная общеобразовательная программа «Занимательная математика» в старшей группе

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа детей дошкольного возраста «Занимательная математика» направлена на развитие познавательных интересов, интеллектуального развития детей.

Пояснительная записка

В процессе обучения и воспитания детей в детском саду стоит задача всестороннего развития ребенка. Одна из важнейших задач воспитания ребёнка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Наша задача - помочь детям сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребёнка. Формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения, можно используя дидактический материал «логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем.

Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „Занимательная математика“ в старшей группе» размещена в разделах

С помощью этих игр тренируется память, внимание, восприятие.

Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).

Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств.

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно - образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

Данная дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования направлена на формирование познавательных интересов и действий ребёнка в соответствии с ФГОС ДО от 17.10.2013 и Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Целевые установки:

1. Закрепить знания детей о геометрических фигурах, формах предметов, размерах.

2. Развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию.

3. Усваивать элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.

4. Развивать творческие способности.

Срок реализации программы - 1 год. Занятия проводятся с воспитанниками средней группы во второй половине дня 1 раз в неделю в течение 8 месяцев учебного года (с октября по май). Длительность одного занятия составляет 20 минут. За один образовательный цикл проводится 21 занятие. Для успешной реализации программы дети будут работать по подгруппам 9 человек.

Формой подведения итогов является итоговая игровая деятельность в конце учебного года.

Формой контроля – наблюдение занятий.

Прогнозируемый результат

1. Более высокий уровень развития мыслительных умений.

2. Дети будут более активными, инициативными, внимательными.

3. Дети научатся рассуждать, обосновывать правомерность или ошибочность своих действий.

4. Дети научатся соблюдать правила в играх.

5. У детей появится интерес к играм с блоками Дьенеша.

Специфика программы

Важно помнить, развивая мыслительные умения, что они вырабатываются в процессе многократных упражнений.

Количество этих упражнений для разных детей различно. Не спешить указывать детям на ошибки, а предоставлять им возможность исправлять их самим.

Дети сами могут придумывать комбинацию свойств.

Использовать в играх логические кубики. Своеобразие логических кубиков - возможность «случайного» выбора свойств, а это всегда нравится детям.

Необходимо создать для каждого ребенка ситуацию успеха, веры в силы ребенка. Ребенок должен быть абсолютно уверен, что это он сам совершил «открытие», что он сам справился с заданием.

Блоки Дьенеша прекрасный материал для замещения любых предметов. Они могут быть рыбками, цветами, бусинками, конфетами.

Необходимо «насыщать» новыми игровыми заданиями, действиями игры с блоками Дьенеша. Это помогает детям преодолевать интеллектуальные трудности. Выполнение подобных упражнений вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное – освоению способов познания.

Блоки Дьенеша- прекрасный инструмент для развития мышления детей.

Также программа включает комплекс игровых заданий и упражнений. Сюжет и игровые ситуации с элементами соревнования, мотивируют деятельность ребенка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Игры и упражнения с блоками воспитывают у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли; положительно влияют на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самовыражение, самоконтроль.

Учебный план кружка «Занимательная математика»

1 полугодие 10занятий 3 ч. 20 мин

2полугодие 15 занятий 5 ч.

Итого за 1 год обучения 25 занятий 8ч. 20 мин.

Перспективный план кружка «Занимательная математика» на 2020-2021 гг.

№ Тема Цели, краткое описание. Материал, используемая литература Количество часов

Октябрь

1

2 Игра с одним обручем и блоками Дьенеша Закрепить умение упорядочивать геометрические фигуры по цвету и форме Блоки Дьенеша, обруч приложение Игры с блоками Дьенеша

20 минут

(1 подгруппа)

20 минут

(2 подгруппа)

3

4 Игра с одним обручем и блоками Дьенеша

Закрепить умение упорядочивать геометрические фигуры по толщине и размеру Блоки Дьенеша, обруч, приложение «Игры с блоками Дьенеша» 20 минут

(1 подгруппа)

20 минут

(2 подгруппа)

Ноябрь

5

6 Игра с двумя обручами Формировать умение правильно упорядочивать фигуры в обручах в зависимости от задания

Блоки Дьенеша, два обруча (синий и красный, приложение «Игры с блоками Дьенеша» 20 минут

(1 подгруппа)

20 минут

(2 подгруппа)

7

8 Игра с двумя обручами (повтор) Формировать умение правильно упорядочивать фигуры в обручах в зависимости от задания

Блоки Дьенеша, два обруча (синий и красный, приложение «Игры с блоками Дьенеша» 20 минут

(1 подгруппа)

20 минут

(2 подгруппа)

Декабрь

9

10 Повторение рисуночных знаков-кодов Повторить рисуночные знаки-коды, характеристика признаков определенных фигур при помощи знаков-кодов Блоки Дьенеша,

Лит. : Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия»

Стр. 298

20 минут

(1 подгруппа)

20 мин

(2 подгруппа)

Январь

11

12 Тренировочная игра «Познакомимся» Тренировка в описании свойств любого блока Блоки Дьенеша

Рисуночные знаки-коды 20 минут

(1 подгруппа)

20 минут

(2 подгруппа)

Февраль

13

14 Тренировочная игра «Познакомимся» Тренировка в описании свойств любого блока Блоки Дьенеша

Рисуночные знаки-коды 20 минут

(1 подгруппа)

20 минут

(2 подгруппа)

15

16 Игра «Выкладываем дорожки» Умение анализировать, читать схему, умение ориентироваться на плоскости, развитие памяти и внимания, умение работать в коллективе Пособие «Блоки Дьенеша

Схемы дорожки 20 минут

(1 подгруппа)

20 минут

(2 подгруппа)

Март

17

18 Игра «Рассели жильцов» Умение подбирать блоки по характеристике и отрицанию Пособие «Блоки Дьенеша», приложение «Игры с блоками Дьенеша» 20 минут

(1 подгруппа)

20 минут

(2 подгруппа)

19

20 Развивающая игра «Лабиринт» Умение подбирать блоки по характеристике и отрицанию Пособие «Блоки Дьенеша», приложение «Игры с блоками Дьенеша» 20 минут

(1 подгруппа)

20 минут

(2 подгруппа)

Апрель

21

22 Игра «Ступени успеха»

Тренировать память и внимание детей Серия блоки Дьенеша для старших «Спасатели приходят на помощь» 20 минут

(1 подгруппа)

20 минут

(2 подгруппа)

23

24 Игра «Я загадаю – вместе отгадаем»

Игра «Транспорт к выезду готов» Тренировать память и внимание детей Серия блоки Дьенеша для старших «Спасатели приходят на помощь» 20 минут

Май

25

Итоговая игровая деятельность Закрепить умение классифицировать геометрические фигуры по различным признакам, умение работать со схемами, умение играть дружно, слаженно Блоки Дьенеша, карты-схемы 20 минут

Способы организации работы

-фронтальный;

-подгрупповой;

-индивидуальный.

Список литературы для составления программы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013

3. Математика от трех до семи. Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов. - Санкт – Петербург, «Детство – Пресс», 2006.

4. Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия», Воронеж, 2009 г.

5. Серия блоки Дьенеша для старших «Спасатели приходят на помощь»

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Карусель» для детей от 2–3 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию на основе интеграции различных видов.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята»Дополнительная общеобразовательная программа «Эколята» Содержание 1. Целевой раздел 1.1. Актуальность 1.2. Цель и задачи рабочей программы 1.3. Принципы организации кружковой работы 1.4.

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь» Содержание программы I. Целевой раздел …. 3 1.1.

Конспект занятия по математике в старшей группе «Занимательная математика»Конспект занятия по математике в старшей группе «Занимательная математика» Цель: создание условий для закрепления математических знаний. Задачи: обобщить знания детей о целом и частях, закрепить умение делить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная программа «Занимательная математика» в старшей группе
Опубликовано: 28 ноября 2020 в 16:43
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД