Татьяна Доржиева
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Элементарное музицирование»
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности музыкальная студия
«Элементарное музицирование»
Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
(срок реализации программы 2 года)
1.1. Пояснительная записка
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности „Элементарное музицирование“» размещена в разделах
Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются занятия, которые, предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучению их игре на детских музыкальных инструментах.
Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально- ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм. Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.
Педагогическая целесообразность данной программы для детей старшего дошкольного возраста обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т. к. именно в этом возрасте закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. Расширяет содержание ООП детского сада.
Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности.
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности музыкальная студия «Элементарное музицирование» (далее Программа) разработана на основе парциальной программы «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Э. Тютюнниковой, созданная по системе музыкальной педагогики К. Орфа (Издательство «Москва» АСТ 2000 г).
Программа рассчитана на 2 года обучения для детей. Возраст детей, участвующих в реализации программы: 5-7 лет
Программа предусматривает проведение двух занятий в неделю во второй половине дня.
Продолжительность занятий 25 минут в старшей группе, 30 минут в подготовительной к школе группе, что соответствует возрастным нормам детей. В группах по 10-15 детей.
Количество занятий в 1 год – 60, 2 год - 64.
Программа является вариативной, комплексной, т. е. при возникновении необходимости допускается корректировка содержания, форм НОД и времени изучения материала.
1.3. Цель дополнительной общеразвивающей программы:
- развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста на основе элементарного музицирования.
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
- Расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами.
- Знакомить детей с приёмами игры на детских музыкальных инструментах.
- Знакомить детей с равномерной ритмической пульсацией и простейшим ритмическим рисунком, динамикой и темпом, используя «звучащие жесты» и игру на различных детских музыкальных инструментах.
- Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля.
- Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах.
- Поддерживать желание играть на инструментах в группе, в повседневной жизни.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
- Активизировать внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость.
- Направлять детей управлять своим поведением и планировать свои действия.
- Воспитывать творческую инициативу.
- Формировать сознательные отношения между детьми.
РАЗВИВАЮЩИЕ
- Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.
- Развивать память и умение сконцентрировать внимание.
- Развивать мышление, аналитические способности.
- Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.
- Способствовать координации двигательных функций организма.
- Развивать любознательность, фантазию, творческие способности, музыкальный вкус.
Задачи первого года обучения (старшая группа)
- развитие слуховых и телесных ощущений равномерной ритмической пульсации;
- формирование телесных ощущений выразительных средств музыки через движение и игру, таких как: музыкальных темпов (быстро – медленно, контрастной динамики (громко – тихо, контрастной звуковысотности (высоко – низко, контрастных ладов (мажор – минор);
- развитие основ интонационного слуха в звукоподражательных музыкальных играх с инструментами и предметами окружающего мира, использование их в озвучивании стихов и сказок;
- формирование эмоционально – радостных ощущений от активного участия в музицировании
Задачи второго года обучения (подготовительная к школе группа)
- формирование устойчивого ощущения равномерной метроритмической пульсации, ощущения музыки как процесса, в частности: артикуляционнотелесные и двигательные ощущения элементарных ритмических рисунков, отделение ритма от слова, игра простейших остинатных фигур («звучащие жесты», как аккомпанементов к музыке, звукоподражания на инструментах;
- воспитание устойчивых навыков игры базовой партитуры в двухдольном и тр хдольном размере;
- свободные импровизации на инструментах, как звукоподражания явлениям природы; импровизация движения, как спонтанного отклика на звучащую музыку; структурно оформленные сольные импровизации на шумовых инструментах, на фоне звучащей музыки.
1.4. Основные принципы обучения детей игре на музыкальных инструментах.
Принцип системности: работу необходимо вести не от случая к случаю, а систематически в течении всего учебного года.
Принцип учета возвратных особенностей: занятия, игры, наблюдения важно проводить с учетом возраста и окружающих условий.
Принцип постепенности: занятия, посещаемые детьми, постепенно уточняются, усложняются и дополняются.
Принцип интеграции: тематика знаний по элементарному музицированию включается в тематику образовательных областей, а также и другие виды самостоятельной деятельности детей.
Принцип практического применения знаний: необходимо добиваться от детей не заучивания партий при музицировании, а творческого подхода к исполнению произведения.
Принцип преемственной работы детского сада и семьи: родители являются полноправными участниками образовательного процесса.
1.5. Значимые характеристики детей дошкольного возраста. В 5 лет ребенок: - выражает эстетические чувства, проявляет эмоции;
- легко улавливает настроение в музыке, ритмический рисунок;
- узнаёт знакомые песни;
- совместно с другими детьми исполняет песни, пьесы;
- пытается импровизировать на детских музыкальных инструментах при помощи взрослого.
В 6 лет ребенок:[/i - чисто интонирует мелодии с сопровождением музыки и без него;
- владеет навыками культуры слушания, узнает мелодии по отдельным фрагментам и определяет их характер;
- понимает поставленную задачу, самостоятельно планирует ход выполнения задания;
- анализирует музыкальные произведения, сравнивает их и обобщает;
- подбирает мелодию по слуху с помощью взрослого.
В 7 лет ребенок: - с удовольствием исполняет сольные и ансамблевые композиции;
- выразительно и ритмично двигается, передавая в танце эмоционально-образное содержание;
- различает повышение и понижение звуков;
- различает смену темпов в пении и музыкально- ритмических движениях;
- знает названия музыкальных инструментов;
1.6. Планируемые результаты.
По итогам реализации Программы формируются и развиваются творческие способности, ребёнок эмоционально отзывается на музыкальное произведение, в результате занятий у дошкольников формируются и развиваются интегративные качества детей, такие как, эмоционально отзывчивый, любознательный, активный, владеющий средствами общения со взрослыми и сверстниками, способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, способен решать интеллектуальные и личностные задачи, имеющий первичные представления об элементарной музыкальной грамоте, овладевший необходимыми умениями, навыками для осуществления музыкальной деятельности
К концу первого года обучения:
- ребёнок способен достигать равномерной ритмической пульсации;
- способен ощущать музыкальный акцент;
- способен ощущать и различать звуки по высоте;
- способен находить звуки нужного тона и определенной высоты;
- способен правильно держать инструмент и извлекать звуки;
К концу второго года обучения:
- ребёнок способен к самостоятельным музыкальным действиям;
- овладевает навыками ансамблевого исполнения;
- импровизирует, правильно передовая ритмический рисунок;
- инсценирует песни при помощи музыкальных инструментов;
- ребёнок осваивает знания простейшей нотной грамоты;
- понимает дирижерский жест руководителя, выразительные особенности звукоизвлечения и звуковедения.
2. Содержательный раздел
2.1. Основные методы организации образовательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно – иллюстративные.
Методы и приемы:
1. НАГЛЯДНЫЙ- слуховой, зрительный
2. СЛОВЕСТНЫЙ- беседа, обсуждение характера музыки, обобщения, введения новых понятий, специальной терминологии; образные сравнения, вызывающие ассоциации в поисках нужных мышечных ощущений при извлечении звукословесная оценка исполнения, анализ недостатков; вопросы, поощрения, указания, уточнения и пр.
3. АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ- направляемое педагогом детское творчество, создание ситуаций для него.
4. МОДЕЛИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА- показать и дать ребёнку почувствовать ритмические и звуковые отношения, динамику, тембр, фактуру и пр.
5. ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ- при разучивании индивидуальных партий и заучивания музыкального материала (индивидуальные, групповые)
2.1.1. Методические приемы обучения музицированию.
Показ с пояснением. Пояснения, сопровождающие показ рукой движения мелодии музыкального руководителя. Если пьеса исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа
Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия
интересным, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях
Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей.
Оценка качества детского исполнения должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не поможет ребенку осознать и исправить свои ошибки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.
Прием «немой клавиатуры» (нарисованной, где ребенок показывает расположение звуков и под пение «воспроизводит» мелодию.
2.2. Основные направления обучения детей игре на музыкальных инструментах и способы и методы освоения:
Ритм и тембр - при помощи звучащих жестов ощущать и исполнять метрическую пульсацию;
- при помощи прохлопывания ритмического рисунка двигаться в точных размерах;
- составление ритмических цепочек из слов;
- определение звуковысотности при помощи ладони;
Развитие звуковысотного слуха и пение- при помощи проговаривания, шипения, крика, свиста, шёпота, скандирования, глиссандирования, пения осваивать возможности голосового аппарата;
- озвучивание стихов и сказок в разных тембрах, с разной динамикой, с ускорением и замедлением;
- использование фонематической игры для речевых импровизаций, для передачи колорита и красочности;
- при помощи песенок-попевок использовать кластерное пение и пение в унисон;
- пение детских потешек в различных вариантах пента тонических трихордов (мажорного и минорного наклонений)
- при помощи повторения «как эхо», а затем импровизировать голосом и на ксилофонах интонации 5-3, 1-2-3 ступеней
- фонематическая игра со слогами;
Аккомпанементы- при помощи звучащих жестов сопровождать речевые упражнения;
- пение и одновременная игра на шумовых инструментах (развивать метрический пульс);
- пение (нетрудных) детских песен с аккомпанементом на тонике и тонической квинте;
Исполнение - с помощью импровизированных играх звуками знакомиться со способами игры на шумовых инструментах, ксилофоне;
- петь песни с аккомпанементом 1-2 ксилофонов и театрализовать их;
- при помощи использования наглядности ориентироваться в обычном звукоряде ксилофона (вверх – вниз).
Движение - с помощью музыкальных мелодий импровизированно двигаться;
- исполнять 3-4 народных танца в облегченном детском варианте;
- слышать и различать сильную долю.
Авторская музыка - с помощью звучащей музыки импровизировать шумовой и ритмический аккомпанемент;
- придумывать простейшую аранжировку и исполнять в ансамбле
Работа по обучению детей игре на музыкальных инструментах подразделяется на три этапа:
Подготовительный - Развивать способность детей к подражанию, которое ярко выражено в дошкольном возрасте. Знакомство с детскими музыкальными инструментами и способами игры на них.
Основной - Развивать у детей умение самостоятельно исполнять выученные ритмы, упражнения, отдельные движения, умение действовать сообща в коллективе.
Этап закрепления пройденного репертуара - Развивать у детей творческие способности к импровизации в различных видах деятельности, способности к самовыражению. Игра в ансамбле, оркестре
2.3. Структура занятия.
1. Знакомство с музыкальными инструментами.
Познакомить детей с миром музыкальных инструментов, их происхождением. Рассказать о музыкальных и немузыкальных звуках, классификации музыкальных инструментов. Познакомить с оркестром русских народных инструментов и симфоническим оркестром.
2. Моделирование элементов музыкального языка.
Познакомить детей с элементарной музыкальной грамотой: метроритмом, метрическим пульсом, темпом, двух и трёх дольным размером, сильной долей. Познакомить с понятиями: гамма, тоника, динамика: форте, пиано, глиссандо, ускорение и замедление темпа при игре на инструментах, агогика. Графическое изображение длительностей, высоты нот, их постепенное движение вверх и вниз.
3. Музыкально-ритмические игры и упражнения.
Закреплять знания элементов музыкального языка в играх и упражнениях посредством игры на музыкальных инструментах, исполнять «музыкальные жесты», использовать ритмодекламации.
4. Игра в оркестре (ансамбле).
Овладевать игрой на ударных инструментах: бубне, барабане, колокольчике, деревянных ложках, палочках, маракасах, треугольнике, кастаньетах, трещотках, тарелках.
Овладевать игрой на мелодических инструментах: дудочках, флейтах, металлофоне на одной и нескольких пластинах, в разной последовательности, аккордеоне, детском синтезаторе.
Играть и заканчивать игру вместе, понимать жест дирижёра.
5. Музыкально-игровое творчество.
Побуждать детей к самостоятельной импровизации, звукоподражать голосам животных и птиц. Придумывать свой ритмический рисунок и подыгрывать музыкальному сопровождению. Играть с дирижёром, сочинять сопровождение.
2.5. Последовательность обучения.
- звуковые жесты (хлопки и притопы под музыку);
- ознакомление с музыкальным инструментом: творческое исследование тембро-динамических возможностей с помощью таких приёмов, как показ педагога, импровизационная игра детей, вопросы, стимулирующие изобретательность;
- свободный обмен инструментами по желанию детей;
- разучивание музыкальных произведений с опорой на музыкальный слух, представления дошкольников о средствах выразительности;
- формирование представлений о мажорном и минорном ладах, их выразительных возможностях;
- элементарное знакомство с нотами.
2.6 Формы подведения итогов реализации программы.
Открытые занятия для детей других групп и родителей в течение года, выступление на утренниках и развлечениях, на отчётном концерте, на городских конкурсах и фестивалях.
2.7 Мониторинг
В конце первого года обучения (старшая группа) ребёнок способен:
- сказать, как называется музыкальный инструмент;
- назвать особенности его строения;
- проиграть молоточком на ксилофоне, металлофоне и др. музыкальных инструментах любую знакомую мелодию.
- точно воспроизвести ритмический рисунок мелодии в двухдольном размере;
- прохлопать, протопать ритмические рисунки в игре «эхо» с использованием четвертных и восьмых;
- различает звучание симфонического и народного оркестров
- двигаться под музыку 2-х, 3-х частной формы;
В конце второго года обучения (подготовительная к школе группа):
- самостоятельно выбрать музыкальные инструменты для оркестровки песни;
- владеть навыками игры на всех инструментах;
- точно передавать ритмический рисунок;
- проявляет желание музицировать;
- знать и называть жанры танца, марша;
- спеть любую знакомую песню с музыкальным сопровождением и без него;
- проиграть на металлофоне заданную двухголосную попевку.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Стадия инициативы и творчества:
- понимает особенности строения; выполнение приемов игры на музыкальных инструментах в слаженном ансамблевом исполнении, знает названия музыкальных инструментов;
- способен точно воспроизводить ритмический рисунок мелодии, а также в игре «Эхо» воспроизводить движение в соответствии с музыкой;
- имеет точное представление о знании жанрах музыки, правильном интонировании мелодию песни с музыкальным сопровождением и без него, умеет подобрать мелодию по слуху;
- легкое, красивое выполняет движений под музыку без указания взрослого; импровизирует на ДМИ под музыку.
Стадия самостоятельности:
- понимает особенностей строения, выполнение приемов игр на простейших музыкальных инструментах, при небольшом участии взрослого, имеет представление о названии некоторых музыкальных инструментов
- способен неточно воспроизводить ритмический рисунок мелодии, а также в игре «Эхо» неточно воспроизводить движение в соответствии с музыкой;
- затрудняется узнавать жанры музыки самостоятельно, интонировать мелодию песни, подбирать мелодию;
- старается выполнять движения под музыку с помощью взрослого; импровизировать на ДМИ под музыку с помощью взрослого.
Стадия поддержки:
- не имеет четких представлений о разнообразии музыкальных инструментов, приемах игры, строении инструментов, затрудняется исполнять музыкальные партии в ансамбле;
- не способен воспроизвести ритмический рисунок мелодии, а также в игре «Эхо» неловкое, неумелое выполнение движений, не в соответствии с музыкой;
- не понимает и не различает жанры музыки; затрудняется интонировать мелодию песни с музыкальным сопровождением и без него;
- не проявляет способностей в импровизации на ДМИ.
3. Организационный раздел.
3.1. Расписание занятий
3.2. Материально-техническое обеспечение:
[Музыкальный центр, ноутбук, мультимедийный проектор.
3.3. Методическое обеспечение и пособия.
СD диски, дидактический материал, иллюстрации, музыкальные инструменты, сценические костюмы.
3.4. Используемая литература:
1. Алексеева Л. Н, Тютюнникова Т. Э. «Музыка» учебно-наглядные материалы для детей старшего дошкольного возраста издательство «Москва» 1998 г.
2. Бублей С. «Детский оркестр» 1983 г.
3. Каплунова И. и И. Новоскольцева, «Этот удивительный ритм» «Композитор» 2005г