Получи документы

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Элементарное музицирование»

Татьяна Доржиева
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Элементарное музицирование»
▼ Скачать + Заказать документы

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности музыкальная студия

«Элементарное музицирование»

Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

(срок реализации программы 2 года)

1.1. Пояснительная записка

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности „Элементарное музицирование“» размещена в разделах

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются занятия, которые, предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучению их игре на детских музыкальных инструментах.

Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально- ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм. Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.

Педагогическая целесообразность данной программы для детей старшего дошкольного возраста обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т. к. именно в этом возрасте закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность. Расширяет содержание ООП детского сада.

Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности.

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности музыкальная студия «Элементарное музицирование» (далее Программа) разработана на основе парциальной программы «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т. Э. Тютюнниковой, созданная по системе музыкальной педагогики К. Орфа (Издательство «Москва» АСТ 2000 г).

Программа рассчитана на 2 года обучения для детей. Возраст детей, участвующих в реализации программы: 5-7 лет

Программа предусматривает проведение двух занятий в неделю во второй половине дня.

Продолжительность занятий 25 минут в старшей группе, 30 минут в подготовительной к школе группе, что соответствует возрастным нормам детей. В группах по 10-15 детей.

Количество занятий в 1 год – 60, 2 год - 64.

Программа является вариативной, комплексной, т. е. при возникновении необходимости допускается корректировка содержания, форм НОД и времени изучения материала.

1.3. Цель дополнительной общеразвивающей программы:

- развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста на основе элементарного музицирования.

Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

- Расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами.

- Знакомить детей с приёмами игры на детских музыкальных инструментах.

- Знакомить детей с равномерной ритмической пульсацией и простейшим ритмическим рисунком, динамикой и темпом, используя «звучащие жесты» и игру на различных детских музыкальных инструментах.

- Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля.

- Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах.

- Поддерживать желание играть на инструментах в группе, в повседневной жизни.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

- Активизировать внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость.

- Направлять детей управлять своим поведением и планировать свои действия.

- Воспитывать творческую инициативу.

- Формировать сознательные отношения между детьми.

РАЗВИВАЮЩИЕ

- Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.

- Развивать память и умение сконцентрировать внимание.

- Развивать мышление, аналитические способности.

- Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.

- Способствовать координации двигательных функций организма.

- Развивать любознательность, фантазию, творческие способности, музыкальный вкус.

Задачи первого года обучения (старшая группа)

- развитие слуховых и телесных ощущений равномерной ритмической пульсации;

- формирование телесных ощущений выразительных средств музыки через движение и игру, таких как: музыкальных темпов (быстро – медленно, контрастной динамики (громко – тихо, контрастной звуковысотности (высоко – низко, контрастных ладов (мажор – минор);

- развитие основ интонационного слуха в звукоподражательных музыкальных играх с инструментами и предметами окружающего мира, использование их в озвучивании стихов и сказок;

- формирование эмоционально – радостных ощущений от активного участия в музицировании

Задачи второго года обучения (подготовительная к школе группа)

- формирование устойчивого ощущения равномерной метроритмической пульсации, ощущения музыки как процесса, в частности: артикуляционнотелесные и двигательные ощущения элементарных ритмических рисунков, отделение ритма от слова, игра простейших остинатных фигур («звучащие жесты», как аккомпанементов к музыке, звукоподражания на инструментах;

- воспитание устойчивых навыков игры базовой партитуры в двухдольном и тр хдольном размере;

- свободные импровизации на инструментах, как звукоподражания явлениям природы; импровизация движения, как спонтанного отклика на звучащую музыку; структурно оформленные сольные импровизации на шумовых инструментах, на фоне звучащей музыки.

1.4. Основные принципы обучения детей игре на музыкальных инструментах.

Принцип системности: работу необходимо вести не от случая к случаю, а систематически в течении всего учебного года.

Принцип учета возвратных особенностей: занятия, игры, наблюдения важно проводить с учетом возраста и окружающих условий.

Принцип постепенности: занятия, посещаемые детьми, постепенно уточняются, усложняются и дополняются.

Принцип интеграции: тематика знаний по элементарному музицированию включается в тематику образовательных областей, а также и другие виды самостоятельной деятельности детей.

Принцип практического применения знаний: необходимо добиваться от детей не заучивания партий при музицировании, а творческого подхода к исполнению произведения.

Принцип преемственной работы детского сада и семьи: родители являются полноправными участниками образовательного процесса.

1.5. Значимые характеристики детей дошкольного возраста. В 5 лет ребенок: - выражает эстетические чувства, проявляет эмоции;

- легко улавливает настроение в музыке, ритмический рисунок;

- узнаёт знакомые песни;

- совместно с другими детьми исполняет песни, пьесы;

- пытается импровизировать на детских музыкальных инструментах при помощи взрослого.

В 6 лет ребенок:[/i - чисто интонирует мелодии с сопровождением музыки и без него;

- владеет навыками культуры слушания, узнает мелодии по отдельным фрагментам и определяет их характер;

- понимает поставленную задачу, самостоятельно планирует ход выполнения задания;

- анализирует музыкальные произведения, сравнивает их и обобщает;

- подбирает мелодию по слуху с помощью взрослого.

В 7 лет ребенок: - с удовольствием исполняет сольные и ансамблевые композиции;

- выразительно и ритмично двигается, передавая в танце эмоционально-образное содержание;

- различает повышение и понижение звуков;

- различает смену темпов в пении и музыкально- ритмических движениях;

- знает названия музыкальных инструментов;

1.6. Планируемые результаты.

По итогам реализации Программы формируются и развиваются творческие способности, ребёнок эмоционально отзывается на музыкальное произведение, в результате занятий у дошкольников формируются и развиваются интегративные качества детей, такие как, эмоционально отзывчивый, любознательный, активный, владеющий средствами общения со взрослыми и сверстниками, способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, способен решать интеллектуальные и личностные задачи, имеющий первичные представления об элементарной музыкальной грамоте, овладевший необходимыми умениями, навыками для осуществления музыкальной деятельности

К концу первого года обучения:

- ребёнок способен достигать равномерной ритмической пульсации;

- способен ощущать музыкальный акцент;

- способен ощущать и различать звуки по высоте;

- способен находить звуки нужного тона и определенной высоты;

- способен правильно держать инструмент и извлекать звуки;

К концу второго года обучения:

- ребёнок способен к самостоятельным музыкальным действиям;

- овладевает навыками ансамблевого исполнения;

- импровизирует, правильно передовая ритмический рисунок;

- инсценирует песни при помощи музыкальных инструментов;

- ребёнок осваивает знания простейшей нотной грамоты;

- понимает дирижерский жест руководителя, выразительные особенности звукоизвлечения и звуковедения.

2. Содержательный раздел

2.1. Основные методы организации образовательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно – иллюстративные.

Методы и приемы:

1. НАГЛЯДНЫЙ- слуховой, зрительный

2. СЛОВЕСТНЫЙ- беседа, обсуждение характера музыки, обобщения, введения новых понятий, специальной терминологии; образные сравнения, вызывающие ассоциации в поисках нужных мышечных ощущений при извлечении звукословесная оценка исполнения, анализ недостатков; вопросы, поощрения, указания, уточнения и пр.

3. АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ- направляемое педагогом детское творчество, создание ситуаций для него.

4. МОДЕЛИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА- показать и дать ребёнку почувствовать ритмические и звуковые отношения, динамику, тембр, фактуру и пр.

5. ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ- при разучивании индивидуальных партий и заучивания музыкального материала (индивидуальные, групповые)

2.1.1. Методические приемы обучения музицированию.

Показ с пояснением. Пояснения, сопровождающие показ рукой движения мелодии музыкального руководителя. Если пьеса исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа

Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия

интересным, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях

Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей.

Оценка качества детского исполнения должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не поможет ребенку осознать и исправить свои ошибки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.

Прием «немой клавиатуры» (нарисованной, где ребенок показывает расположение звуков и под пение «воспроизводит» мелодию.

2.2. Основные направления обучения детей игре на музыкальных инструментах и способы и методы освоения:

Ритм и тембр - при помощи звучащих жестов ощущать и исполнять метрическую пульсацию;

- при помощи прохлопывания ритмического рисунка двигаться в точных размерах;

- составление ритмических цепочек из слов;

- определение звуковысотности при помощи ладони;

Развитие звуковысотного слуха и пение- при помощи проговаривания, шипения, крика, свиста, шёпота, скандирования, глиссандирования, пения осваивать возможности голосового аппарата;

- озвучивание стихов и сказок в разных тембрах, с разной динамикой, с ускорением и замедлением;

- использование фонематической игры для речевых импровизаций, для передачи колорита и красочности;

- при помощи песенок-попевок использовать кластерное пение и пение в унисон;

- пение детских потешек в различных вариантах пента тонических трихордов (мажорного и минорного наклонений)

- при помощи повторения «как эхо», а затем импровизировать голосом и на ксилофонах интонации 5-3, 1-2-3 ступеней

- фонематическая игра со слогами;

Аккомпанементы- при помощи звучащих жестов сопровождать речевые упражнения;

- пение и одновременная игра на шумовых инструментах (развивать метрический пульс);

- пение (нетрудных) детских песен с аккомпанементом на тонике и тонической квинте;

Исполнение - с помощью импровизированных играх звуками знакомиться со способами игры на шумовых инструментах, ксилофоне;

- петь песни с аккомпанементом 1-2 ксилофонов и театрализовать их;

- при помощи использования наглядности ориентироваться в обычном звукоряде ксилофона (вверх – вниз).

Движение - с помощью музыкальных мелодий импровизированно двигаться;

- исполнять 3-4 народных танца в облегченном детском варианте;

- слышать и различать сильную долю.

Авторская музыка - с помощью звучащей музыки импровизировать шумовой и ритмический аккомпанемент;

- придумывать простейшую аранжировку и исполнять в ансамбле

Работа по обучению детей игре на музыкальных инструментах подразделяется на три этапа:

Подготовительный - Развивать способность детей к подражанию, которое ярко выражено в дошкольном возрасте. Знакомство с детскими музыкальными инструментами и способами игры на них.

Основной - Развивать у детей умение самостоятельно исполнять выученные ритмы, упражнения, отдельные движения, умение действовать сообща в коллективе.

Этап закрепления пройденного репертуара - Развивать у детей творческие способности к импровизации в различных видах деятельности, способности к самовыражению. Игра в ансамбле, оркестре

2.3. Структура занятия.

1. Знакомство с музыкальными инструментами.

Познакомить детей с миром музыкальных инструментов, их происхождением. Рассказать о музыкальных и немузыкальных звуках, классификации музыкальных инструментов. Познакомить с оркестром русских народных инструментов и симфоническим оркестром.

2. Моделирование элементов музыкального языка.

Познакомить детей с элементарной музыкальной грамотой: метроритмом, метрическим пульсом, темпом, двух и трёх дольным размером, сильной долей. Познакомить с понятиями: гамма, тоника, динамика: форте, пиано, глиссандо, ускорение и замедление темпа при игре на инструментах, агогика. Графическое изображение длительностей, высоты нот, их постепенное движение вверх и вниз.

3. Музыкально-ритмические игры и упражнения.

Закреплять знания элементов музыкального языка в играх и упражнениях посредством игры на музыкальных инструментах, исполнять «музыкальные жесты», использовать ритмодекламации.

4. Игра в оркестре (ансамбле).

Овладевать игрой на ударных инструментах: бубне, барабане, колокольчике, деревянных ложках, палочках, маракасах, треугольнике, кастаньетах, трещотках, тарелках.

Овладевать игрой на мелодических инструментах: дудочках, флейтах, металлофоне на одной и нескольких пластинах, в разной последовательности, аккордеоне, детском синтезаторе.

Играть и заканчивать игру вместе, понимать жест дирижёра.

5. Музыкально-игровое творчество.

Побуждать детей к самостоятельной импровизации, звукоподражать голосам животных и птиц. Придумывать свой ритмический рисунок и подыгрывать музыкальному сопровождению. Играть с дирижёром, сочинять сопровождение.

2.5. Последовательность обучения.

- звуковые жесты (хлопки и притопы под музыку);

- ознакомление с музыкальным инструментом: творческое исследование тембро-динамических возможностей с помощью таких приёмов, как показ педагога, импровизационная игра детей, вопросы, стимулирующие изобретательность;

- свободный обмен инструментами по желанию детей;

- разучивание музыкальных произведений с опорой на музыкальный слух, представления дошкольников о средствах выразительности;

- формирование представлений о мажорном и минорном ладах, их выразительных возможностях;

- элементарное знакомство с нотами.

2.6 Формы подведения итогов реализации программы.

Открытые занятия для детей других групп и родителей в течение года, выступление на утренниках и развлечениях, на отчётном концерте, на городских конкурсах и фестивалях.

2.7 Мониторинг

В конце первого года обучения (старшая группа) ребёнок способен:

- сказать, как называется музыкальный инструмент;

- назвать особенности его строения;

- проиграть молоточком на ксилофоне, металлофоне и др. музыкальных инструментах любую знакомую мелодию.

- точно воспроизвести ритмический рисунок мелодии в двухдольном размере;

- прохлопать, протопать ритмические рисунки в игре «эхо» с использованием четвертных и восьмых;

- различает звучание симфонического и народного оркестров

- двигаться под музыку 2-х, 3-х частной формы;

В конце второго года обучения (подготовительная к школе группа):

- самостоятельно выбрать музыкальные инструменты для оркестровки песни;

- владеть навыками игры на всех инструментах;

- точно передавать ритмический рисунок;

- проявляет желание музицировать;

- знать и называть жанры танца, марша;

- спеть любую знакомую песню с музыкальным сопровождением и без него;

- проиграть на металлофоне заданную двухголосную попевку.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Стадия инициативы и творчества:

- понимает особенности строения; выполнение приемов игры на музыкальных инструментах в слаженном ансамблевом исполнении, знает названия музыкальных инструментов;

- способен точно воспроизводить ритмический рисунок мелодии, а также в игре «Эхо» воспроизводить движение в соответствии с музыкой;

- имеет точное представление о знании жанрах музыки, правильном интонировании мелодию песни с музыкальным сопровождением и без него, умеет подобрать мелодию по слуху;

- легкое, красивое выполняет движений под музыку без указания взрослого; импровизирует на ДМИ под музыку.

Стадия самостоятельности:

- понимает особенностей строения, выполнение приемов игр на простейших музыкальных инструментах, при небольшом участии взрослого, имеет представление о названии некоторых музыкальных инструментов

- способен неточно воспроизводить ритмический рисунок мелодии, а также в игре «Эхо» неточно воспроизводить движение в соответствии с музыкой;

- затрудняется узнавать жанры музыки самостоятельно, интонировать мелодию песни, подбирать мелодию;

- старается выполнять движения под музыку с помощью взрослого; импровизировать на ДМИ под музыку с помощью взрослого.

Стадия поддержки:

- не имеет четких представлений о разнообразии музыкальных инструментов, приемах игры, строении инструментов, затрудняется исполнять музыкальные партии в ансамбле;

- не способен воспроизвести ритмический рисунок мелодии, а также в игре «Эхо» неловкое, неумелое выполнение движений, не в соответствии с музыкой;

- не понимает и не различает жанры музыки; затрудняется интонировать мелодию песни с музыкальным сопровождением и без него;

- не проявляет способностей в импровизации на ДМИ.

3. Организационный раздел.

3.1. Расписание занятий

3.2. Материально-техническое обеспечение:

[Музыкальный центр, ноутбук, мультимедийный проектор.

3.3. Методическое обеспечение и пособия.

СD диски, дидактический материал, иллюстрации, музыкальные инструменты, сценические костюмы.

3.4. Используемая литература:

1. Алексеева Л. Н, Тютюнникова Т. Э. «Музыка» учебно-наглядные материалы для детей старшего дошкольного возраста издательство «Москва» 1998 г.

2. Бублей С. «Детский оркестр» 1983 г.

3. Каплунова И. и И. Новоскольцева, «Этот удивительный ритм» «Композитор» 2005г

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные ручки» .

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Удивительный мир Оригами» Содержание I. Целевой раздел Стр3 1.1. Пояснительная записка стр3-6 1.2. Цель и задачи Стр6 1.3. Ожидаемые результаты Стр6-7 II. Содержательный.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Дополнительная общеразвивающая программа «Смышленыш». Пояснительная записка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Направленность дополнительной образовательной программы - познавательная. Дополнительная образовательная программа.

Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста.

Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлый балаганчик» Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»художественно-эстетической направленности для старшего.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа кружка художественно-эстетической направленности для дошкольников. Творческая лаборатория «Наши руки не для скуки»Программа кружка художественно-эстетической направленности для дошкольников. Творческая лаборатория «Наши руки не для скуки» Занятия по изобразительному искусству предоставляют неиссякаемые возможности для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Встреча.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Элементарное музицирование»
Опубликовано: 24 ноября 2021 в 11:49
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Элементарное музицирование»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Доржиева (УИ 831411) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД