Татьяна Березуцкая
Содержание работы по формированию безопасного поведения на дорогах в процессе ООД дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание работы по формированию безопасного поведения на дорогах в процессе ООД дошкольников
1 младшая группа
На 3-м году жизни дети могут ориентироваться лишь в привычной для них обстановке. В пределах групповой комнаты они усваивают понятия «близко - далеко», «низко - высоко», «большой - маленький». Поэтому в работе с детьми 1 младшей группы важное значение имеет дальнейшее формирование пространственной ориентировки. Начинать целесообразно на ограниченной плоскости (лист бумаги, стол). В течение года дети должны научиться различать легковые и грузовые машины, уметь называть части автомобиля: кабину, колеса, окна, двери. С этой целью воспитатель проводит с детьми наблюдения за различными видами транспорта (в зависимости от окружающих условий). Для расширения и закрепления знаний детей о транспорте в группе должны быть книги, иллюстрации с изображением разнообразных машин. Воспитатель учит детей правильно отвечать на вопросы: «Какие машины едут», «Кто управляет автомобилем». Для развития ориентировки в пространстве, умений действовать по сигналу используются игры «Бегите ко мне», «Поезд», «К куклам в гости». В играх у детей закрепляются представления о направлении «вперед - назад».
Публикация «Содержание работы по формированию безопасного поведения на дорогах в процессе ООД дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ПДД, светофор. Конспекты занятий
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
2 младшая группа
С детьми 3-4 лет воспитатель продолжает работу по расширению представлений об окружающем, формированию ориентировки в пространстве, учит понимать и употреблять понятия «здесь», «там», «вверху», «внизу», «близко», «далеко». Он организует и постоянно направляет познавательную деятельность детей на предметы, явления и события, которые не только способствуют развитию представлений об окружающем, но и дают первоначальные элементарные знания правил дорожного движения. Детей знакомят с дорогой, улицей, тротуаром, некоторыми видами транспорта. Они узнают, что люди ездят в легковых автомобилях, автобусах (троллейбусах, трамваях). Грузы возят на грузовых машинах. Автомобилем управляет шофер. Он осторожно ведет машину. Большое внимание уделяется развитию ориентировки детей в пространстве на музыкальные и физкультурных занятиях: при выполнении упражнений, построений и перестроений, при проведении подвижных игр, когда дети учатся быстро находить свое место, действовать точно по сигналу воспитателя, подчиняться игровым правилам. На занятиях по развитию элементарных математических представлений детей учат различать направления «вперед», «назад», «сзади», «налево (слева)», «направо (справа)». Представления о транспорте, улице, полученные детьми на прогулках, занятиях, постепенно закрепляются и расширяются при каждом удобном случае воспитателем, родителями. Воспитатель подбирает книги, иллюстрированные яркими рисунками различных видов транспорта, объясняет их назначение, рассказывает о разных частях автомобиля, старается активизировать восприятие детей вопросами. Учитывая односложности ответов детей данного возраста, воспитатель дополняет и повторяет ответ ребенка. Большое место в ознакомлении детей 4-го года жизни с некоторыми правилами дорожного движения отводится прогулкам. Дети наблюдают за движением транспорта и пешеходов, узнают, что пешеходы идут по тротуару, машины едут по дороге, учатся узнавать известные им по рисункам автомобили и их детали, устанавливать простейшие причинно-следственные связи в окружающем. В течение года прогулки периодически повторяются, с тем, чтобы закрепить имеющиеся у детей представления о правилах дорожного движения.
Средняя группа
С детьми 4-5 лет воспитатель продолжает работу по развитию ориентировки в окружающем. Более широкой становится программа целевых прогулок. Воспитатель должен познакомить детей с трудом водителей некоторых видов транспорта; в легковых автомобилях и некоторых видов транспорта; в легковых автомобилях автобусах ездят люди, на грузовых машинах привозят в детский сад продукты и другие грузы; в кабине за рулем сидит шофер, он ведет машину быстро и осторожно, чтобы не произошло аварии. С целью обогащения опыта детей, закрепления их представлений о транспорте на целевых занятиях проводятся наблюдения. Дети уточняют особенности передвижения определяют сходство и отличие троллейбуса, трамвая, автобуса, машины. Детей знакомят с конкретными правилами дорожного движения, рассказывают им о назначении желтого сигнала светофора, объясняют правила поведения пешеходов : ходить по улице спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара; переходить дорогу только по переходу, при зеленом свете светофора. Воспитатель знакомит детей со словами: «часть», «одностороннее» и «двустороннее движение», «пешеход», «подземный» и «наземный» переход.
Старшая группа
В предшествующих группах дети знакомились с некоторыми правилами дорожного движения. В старшей группе представления детей уточняются и дополняются. На экскурсиях, целевых прогулках закрепляется представление детей о проезжей части, осевой линии. Их знакомят с перекрестком, дорожными знаками («Пешеходный переход», «Перекресток», «Пункт питания», «Телефон», «Место стоянки», «Пункт медицинской помощи»). Дают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров: - пешеходам разрешается ходить только по тротуару; - идти следует по правой стороне тротуара; - пешеходы переходят дорогу шагом в местах, где имеются пешеходная дорожка и указатели перехода; - при двустороннем движении смотрят вначале налево, а дойдя до середины - направо; - пассажиры ожидают транспорт на специальной остановке; - пассажиры с детьми могут входить в транспорт с передней площадки; - в транспорте каждый должен вести себя спокойно, чтобы не мешать остальным пассажирам.
Подготовительная группа
Работу с детьми 6-7 лет по ознакомлению с правилами дорожного движения надо организовать так, чтобы знания, полученные на занятиях, экскурсиях и прогулках, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. Первокласснику приходится порой самостоятельно переходить улицу. К этому его надо подготавливать. Прежде всего в подготовительной к школе группе необходимо закреплять, расширять и углублять представления о правилах дорожного движения, полученные в других группах. С этой целью с детьми 6-7 лет проводятся наблюдения за движением транспорта, работой.
В итоге формирования правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте дети среднего дошкольного возраста должны знать:
• опасные места вокруг детского сада, дома, на улицах и дорогах;
• безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;
• типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям;
• опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением;
• места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах и т. п. ;
• название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей;
Правила:
• перехода проезжей части дороги по сигналам светофора;
• перехода проезжей части дороги по пешеходным переходам;
• перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;
• воздержания от перехода дорог при приближении транспортных средств с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;
• движения по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии - по обочине и краю проезжей части с взрослыми);
• движения группы детей в сопровождении взрослых;
• этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь свзрослыми;
• безопасного поведения проезд на велосипеде и возраст, с которого возможно выезжать на улицы и дороги.
Дошкольники средней возрастной группы должны уметь:
• Переходить проезжую часть дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);
• правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
Дошкольники старшей возрастной группы, кроме перечисленного выше, должны знать правила:
• перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
• перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями.
Дошкольники старшей возрастной группы должны уметь:
• переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
• ориентироваться в дорожной обстановке;
• не выходить из-за препятствиии сооружений;
• не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
• не создавать помех движению транспорта;
• определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
-дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне маршрутного транспорта.
Дошкольники подготовительной группы, кроме перечисленного выше, должны знать:
-что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;
Правила:
• перехода проезжей частя дороги с двусторонним и односторонним движением;
• перехода проезжей части дороги при высадке из маршрутного транспорта;
• перехода железной дороги,
Дошкольники подготовительной группы должны уметь:
- ориентироваться в дорожной обстановке при переходе проезжей части дороги с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;
• переходить железнодорожные пути;
• переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
• осуществлять посадку к высадку из маршрутного транспорта.
Для адекватного поведения в дорожной обстановке необходимо формировать и развивать у дошкольников :
• устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте;
• познавательные психические процессы (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь);
• понимание, осмысление и осознание опасных и безопасных Действий на улицах и дорогах, в транспорте; способность самостоятельно их анализировать и оценивать.
Так как по статистике наиболее часто в дорожно-транспортные происшествия попадают дошкольники старшего дошкольного возраста, приведем систему работы по формированию у них навыков поведения на дороге. Описанная система разработана Е. А. Козловской. Она может использоваться в процессе ООД.
Большое место необходимо уделять практическим формам обучения : наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания по правильному поведению на дороге.
Очень интересной формой профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются целевые прогулки с воспитанниками детского сада.
Целевые прогулки, включенные в план работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма, также направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных в процессе непосредственно образовательной и игровой деятельности. В каждой из возрастных групп целевые прогулки предусматривают свои задачи, примерные темы и периодичность проведения.
Так, организуя целевые прогулки в младшей группе (3-4 лет) (один раз в два месяца, воспитателю необходимо обратить внимание детей на работу светофора, на разные виды транспорта: легковые, грузовые машины, автобусы, трамваи. В процессе наблюдения учить различать и называть кабину, колеса, окна, двери. Учить отвечать на вопросы, а также наблюдать за играми “в улицу” старших детей.
Программа целевых прогулок в средней группе (4-5 лет) становится более широкой. Проводятся они также один раз в два месяца. Детей знакомят с жилыми и общественными зданиями, дорогой рядом с детским садом, транспортом, который движется по этой дороге, конкретными правилами дорожного движения, со словами: “проезжая часть”, “одностороннее и двустороннее движение”, “пешеход”, “переход”.
В старшей группе (5-6 лет) целевые прогулки организуются один раз в месяц. На них закрепляются представления детей о проезжей части, осевой линии; дети знакомятся с перекрестком, некоторыми дорожными знаками, получают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров.
На целевых прогулках в подготовительной к школе группе (6-7 лет) (один раз в месяц) дошкольники наблюдают за движением транспорта, работой водителя, сигналами светофора. Расширяются знания детей об инспекторах ДПС ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице. Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием. Закрепляется правильное употребление пространственной терминологии (слева – справа, вверху – внизу, спереди – сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, напротив, вдоль и т. д.). Дети должны хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них.
Примерная тематика целевых прогулок
Младшая группа:
- знакомство с улицей;
- наблюдение за работой светофора;
- наблюдение за транспортом;
- пешеходный переход.
Средняя группа:
- знакомство с улицей;
- ваша улица;
- сравнение легкового и грузового автомобилей;
- наблюдение за светофором.
Старшая группа:
- улица;
- правила поведения на улице;
- наблюдение за транспортом;
- прогулка пешехода;
- переход;
- перекресток;
- наблюдение за работой светофора;
- наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;
- прогулка к автобусной остановке.
Подготовительная группа:
- улицы и перекрестки;
- правила дорожного движения;
- наблюдение за работой светофора;
- наблюдение за движением машин и работой водителя;
- наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;
- значение дорожных знаков;
- знакомство с местом остановки пассажирского транспорта;
- пешеходный переход (подземный и наземный);
- островок безопасности.
Организация работы по безопасному поведению на улицах и
дорогах с родителями дошкольников
Организуя обучение детей безопасному поведению на улице, мы постоянно взаимодействуем с родителями воспитанников. Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания, поэтому, находясь с ребенком на улице им самим необходимо соблюдать ПДД.
Формы работы с родителями [14] :
- родительские собрания. Темы могут быть разнообразными, например: «Роль родителей в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма», «Безопасность детей на дорогах» и др. (Приложение 3);
- консультации. Примерные темы: «Ребенок на улице», «Как научить ребенка не попадать в типичные дорожные «ЛОВУШКИ», «Бег через дорогу – враг. Особенно зимой», «Правила перевозки детей в автомобиле»,«Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости» и др. (Приложение 3);
- памятки и листовки-обращения о необходимости соблюдения правил дорожного движения : «Как научить ребенка безопасному поведению», «Детское автокресло», «Дети на дороге» (Приложение 3);
- папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;
- совместное изготовление макетов, атрибутов к сюжетно-ролевым играм, дорожных знаков, моделей светофора;
- игры с воспитанниками на закрепление правил безопасного поведения (Приложение 4). Конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей: «Дорога и мы», «Дорожная азбука», игра- путешествие по ПДД «В гости к жителям страны Светофория» (Приложение 2)
- выставки рисунков, плакатов по ПДД.
Информируя родителей о причинах, влекущих за собой дорожно-транспортное происшествие с участием дошкольников, привожу конкретные примеры с указанием названий улиц, где оно случилось, раскрывать причины, делая акцент на опасное или неосторожное поведение родителей или взрослых, по вине которых погибли или пострадали дети.
В беседах рассматриваем вопросы об опасностях по дороге в детский сад, особенно при плохой погоде, недостаточном освещении, а также о неудобной одежде детей (капюшон, зимняя шапка-ушанка, туго завязанный шарф и др., которая может мешать их движению, ухудшать слух, затруднять повороты головы при осмотре проезжей части дороги.
С родителями важно проводить беседы о психофизиологии восприятия детьми дорожной среды. Необходимо объяснять, что дети погибают, получают травмы и увечья чаще из-за их возрастных и психофизиологических особенностей поведения на улице.
При проведении занятий с родителями обращаем их внимание на типичные ошибки в поведении дошкольников на улице [8] :
• самостоятельный переход проезжей части дороги в неположенном месте;
• самостоятельный переход проезжей части дороги на красный или желтый сигналы светофора;
• неожиданный выход на проезжую часть дороги из-за стоящего транспорта, сооружений, зеленых насаждений, других препятствий, закрывающих обзор;
• ходьба вдоль проезжей части при наличии тротуара;
• самостоятельное движение вдоль проезжей части загородной дороги по направлению движения транспорта;
• неосторожность на тротуаре или во дворе дома, куда автомобили могут въезжать и выезжать из гаражей, подвозить грузы к магазинам, заезжая на тротуар и др.
Статистика показывает, что значительное число дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП) с участием дошкольников происходит также в ситуациях, когда они правильно ведут себя на улице, но из-за маленького роста бывают не видны водителям. Поэтому родители учат детей быть максимально внимательными на улице.
Большое число ДТП с участием детей-пассажиров происходит по вине родителей, которые перевозят их в автомобилях на переднем сиденье, не пристегивая ремнями безопасности.
Таким образом, работа с родителями является частью системы формирования безопасного поведения дошкольников на дороге.