Получи документы

Дошкольникам о культуре мордовского народа

Елена Шумаева
Дошкольникам о культуре мордовского народа

Основное содержание работы по ознакомлению с мордовской культурой через художественно-творческую деятельность входит в ОО «Художественно-эстетическое развитие», и основную часть которого составляет ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством, являющимся частью народной культуры. Работа строится по принципу интеграции, когда используются средства одной образовательной области для организации и оптимизации образовательного процесса в ходе реализации другой образовательной области.

Публикация «Дошкольникам о культуре мордовского народа» размещена в разделах

Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров при создании композиции, творческие способности.

В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы, традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними - это прикосновение к красоте и народной мудрости. Согласно народному поверью, символы, используемые при оформлении того или иного предмета, их расположение и цветовая гамма имели важное обрядовое и магическое значение, в каждой композиции можно разглядеть особенности жизненного уклада и быта, трудовой деятельности, окружающей природы, климатических условий, наличия природных материалов.

Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров при создании композиции, творческие способности.

Успешно зарекомендовали себя в практике работы с детьми рисование и аппликация элементов мордовских узоров по мотивам мордовской вышивки, украшение ими салфеток, изготовление лепных изделий (о чем будет рассказано позже).

Процесс приобщения детей к художественной культуре своего народа строится на хорошей эмоциональной основе: удивление, восхищение, радость.

Такое яркое эмоциональное впечатление дети получают уже во второй младшей группе при встрече с народной игрушкой : птичкой – свистулькой и стилизованной матрешкой-мордовочкой, появившихся из «волшебного сундучка» или «туеска». Выбор игрушек –не случаен, обусловлен тем, что игрушки в прошлом были одними из самых доступных в играх крестьянских детей, а образы «птицы» и «коня» были распространены в мотивах народной вышивки. Дети рассматривают игрушку, обращается при этом внимание на простоту росписи или её отсутствие, определяются размеры (игрушка соотносится с детской ладошкой). Эти игрушки могут остаться в группе и занять свое место в уголке национальной культуры.

Ознакомлению с матрешкой-мордовочкой предшествует подготовительная работа, в ходе которой дети выясняют, что местом их проживания является Республика Мордовия (флаг развивается при входе в ДОО). На этой территории в числе прочих народов проживает мордва. Этот народ имеет свою историю, культуру, одежду. Характерной особенностью которой является вышивка. В процессе ознакомления с такой игрушкой дети выделяют колорит мордовской одежды (красно-черно-белый). Именно с красным цветом связывается представление о радости, веселье, торжестве и счастье. Он вызывает радостные ассоциации с солнцем, с источником всего живого на Земле. Форма матрешки-мордовочки отличается от формы обычной матрешки (с ней они уже давно знакомы) : она менее округлая и более вытянутая. Обращаем внимание на наличие у матрешки головного убора, по форме напоминающего усеченный конус.

Геометрические фигуры ( прямоугольник и квадрат: красные, черные полоски, на основе которых строятся мотивы мордовских узоров, могут использоваться детьми вовремя первого этапа работы в технике аппликации – доизобразительного. Моделирование проводится на столе, на поверхности бархатной бумаги.

Второй этап-изобразительный. Он характеризуется тем, что освоенные элементы узоров дети могут использовать при украшении форм отдельных предметов (фон-белый, силуэты изделий быта: тарелочка, салфетка, полотенце.

В дальнейшем при составлении орнамента (детям объясняется само понятие «орнамент»-повторение одинаковых элементов) взрослым показывается прием складывания бумажной заготовки и её разрезания. Так, для элемента «Ёлочка» необходимы два квадрата, которые складываются по диагонали, затем разрезаются по линии сгиба. Полученные треугольники выкладываются по типу «ёлочки» в прямую линию.

Для элемента «крест» готовим на каждого ребенка бумажную заготовку- квадрат, сложенный два раза пополам. Затем отмечаем ту часть квадрата, которую надо отрезать. Так дети работают по готовой разметке.

Элемент «галочка» дети получают так же, как и элемент «крест», только самостоятельно разрезают полученный элемент по линиям сгиба.

Сначала дети работаю по образцу, заполняя пространство на определенной форме, а затем уже сами вносят изменения, сохраняя ритмичное чередование.

Рисование по мотивам мордовского орнамента происходит с помощью гуаши красного и черного цветов. Дети располагают элементы узора, ритмично их чередуя, выделяя нажимом кисти узкий и широкий крест. Дети помладше располагают элементы узора на полосе.

Старшие располагают элементы узора в зависимости от назначения предмета. Этому предшествует большая работа по ознакомлению с элементами мордовской вышивки6 восьмиконечная звезда-получается из углубления креста, по типу рисования флажка, «Ступеньки» получают по типу «пирамиды», накладывая один слой на другой» в порядке убывания.

Уже в подготовительной группе дети сами и рисуют фигуру куклы и сами её «наряжают» в национальный костюм и создают головной убор (сорока- у эрзян).

Вся работа проводится при активном участии родителей, которые пополняют предметами старины, предметами народно-прикладного искусства уголок Национальной культуры. Взрослые должны осознать, что они воспитывают детей прежде всего своим примером, каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его познавательную сферу, его личность. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях внимание родителей обращается на необходимость повседневного внимания к детским занятиям, на поддержание познавательного интереса детей, их стремление узнать новое.

Рисование, лепка, аппликация на темы мордовского декоративно-прикладного искусства-все эти виды деятельности способствуют развитию речевых умений, приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитанию ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Таким образом формируются не только изобразительные умения и навыки, но и развивается познавательная активность и креативность.

Публикации по теме:

Презентация «Рассказываем дошкольникам о космосе» Все дети любознательны. Изучая окружающий мир, они задают массу вопросов. А мы, взрослые, должны помочь им разобраться во всем и найти ответы.

Опыт работы детского сада по приобщению дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа Доклад «Епархиальные Варнавинские чтения» Добрый день! Совсем недавно православные отмечали праздник Сретение Господне – встреча человека.

Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа»Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа» 21 ноября 2019 г. в МБДОУ "Атяшевский детский сад №2" проходило МО педагогических работников ДОУ. Тема МО "Этнографическое воспитание дошкольников.

Фотоотчет о проведении музейных уроков в рамках региональной программы «Дошкольникам о народной культуре Пензенского края»Фотоотчет о проведении музейных уроков в рамках региональной программы «Дошкольникам о народной культуре Пензенского края» Приобщение к культурному и историческому прошлому Пензенского края в нашем дошкольном образовательном учреждении достигается слаженной работой.

Конспект занятия во второй младшей группе «Животные мордовского края»Конспект занятия во второй младшей группе «Животные мордовского края» Цель: Расширять и систематизировать знания и представления детей о диких животных наших лесов. Развитие связной речи детей Задачи: учить.

План саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группаПлан саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группа Зуева Людмила Анатольевна, воспитатель МБДОУ № 41 Нижегородская область, г. о. г. Шахунья. Проблема нравственно-патриотического воспитания.

Проект «Формирование у детей 6–7 лет представлений о культуре русского народа посредством музейной среды» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений.

Проект по декоративно-прикладному искусству мордовского и русского народа «Наши руки не знают скуки» Проект по декоративно-прикладному искусству мордовского и русского народа Тема: «Наши руки не знают скуки».В старшей группе № 10. Выполнила:.

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и национальной культуре татарского народа» (старшая группа)Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и национальной культуре татарского народа» (старшая группа) Актуальность: В настоящее время перед системой образования остро обозначилась проблема этнокультурного воспитания и обучения детей с целью.

Рассказываем дошкольникам о Великой Отечественной войнеРассказываем дошкольникам о Великой Отечественной войне На кануне 71 годовщины Победы в Великой Отечественной войне в образовательных организациях проводится много мероприятий. О войне, нельзя.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дошкольникам о культуре мордовского народа
Опубликовано: 20 января 2021 в 14:12
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД