Дошкольникам о культуре мордовского народа

Елена Шумаева
Дошкольникам о культуре мордовского народа

Основное содержание работы по ознакомлению с мордовской культурой через художественно-творческую деятельность входит в ОО «Художественно-эстетическое развитие», и основную часть которого составляет ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством, являющимся частью народной культуры. Работа строится по принципу интеграции, когда используются средства одной образовательной области для организации и оптимизации образовательного процесса в ходе реализации другой образовательной области.

Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров при создании композиции, творческие способности.

В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы, традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними - это прикосновение к красоте и народной мудрости. Согласно народному поверью, символы, используемые при оформлении того или иного предмета, их расположение и цветовая гамма имели важное обрядовое и магическое значение, в каждой композиции можно разглядеть особенности жизненного уклада и быта, трудовой деятельности, окружающей природы, климатических условий, наличия природных материалов.

Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством позволяет показать особенности и традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров при создании композиции, творческие способности.

Успешно зарекомендовали себя в практике работы с детьми рисование и аппликация элементов мордовских узоров по мотивам мордовской вышивки, украшение ими салфеток, изготовление лепных изделий (о чем будет рассказано позже).

Процесс приобщения детей к художественной культуре своего народастроится на хорошей эмоциональной основе: удивление, восхищение, радость.

Такое яркое эмоциональное впечатление дети получают уже во второй младшей группе при встрече с народной игрушкой: птичкой – свистулькой и стилизованной матрешкой-мордовочкой, появившихся из «волшебного сундучка» или «туеска». Выбор игрушек –не случаен, обусловлен тем, что игрушки в прошлом были одними из самых доступных в играх крестьянских детей, а образы «птицы» и «коня» были распространены в мотивах народной вышивки. Дети рассматривают игрушку, обращается при этом внимание на простоту росписи или её отсутствие, определяются размеры (игрушка соотносится с детской ладошкой). Эти игрушки могут остаться в группе и занять свое место в уголке национальной культуры.

Ознакомлению с матрешкой-мордовочкой предшествует подготовительная работа, в ходе которой дети выясняют, что местом их проживания является Республика Мордовия (флаг развивается при входе в ДОО). На этой территории в числе прочих народов проживает мордва. Этот народ имеет свою историю, культуру, одежду. Характерной особенностью которой является вышивка. В процессе ознакомления с такой игрушкой дети выделяют колорит мордовской одежды (красно-черно-белый). Именно с красным цветом связывается представление о радости, веселье, торжестве и счастье. Он вызывает радостные ассоциации с солнцем, с источником всего живого на Земле. Форма матрешки-мордовочки отличается от формы обычной матрешки (с ней они уже давно знакомы): она менее округлая и более вытянутая. Обращаем внимание на наличие у матрешки головного убора, по форме напоминающего усеченный конус.

Геометрические фигуры (прямоугольник и квадрат: красные, черные полоски, на основе которых строятся мотивы мордовских узоров, могут использоваться детьми вовремя первого этапа работы в технике аппликации – доизобразительного. Моделирование проводится на столе, на поверхности бархатной бумаги.

Второй этап-изобразительный. Он характеризуется тем, что освоенные элементы узоров дети могут использовать при украшении форм отдельных предметов (фон-белый,силуэты изделий быта: тарелочка, салфетка, полотенце.

В дальнейшем при составлении орнамента (детям объясняется само понятие «орнамент»-повторение одинаковых элементов) взрослым показывается прием складывания бумажной заготовки и её разрезания. Так, для элемента «Ёлочка» необходимы два квадрата, которые складываются по диагонали, затем разрезаются по линии сгиба. Полученные треугольники выкладываются по типу «ёлочки» в прямую линию.

Для элемента «крест» готовим на каждого ребенка бумажную заготовку- квадрат, сложенный два раза пополам. Затем отмечаем ту часть квадрата, которую надо отрезать. Так дети работают по готовой разметке.

Элемент «галочка» дети получают так же, как и элемент «крест», только самостоятельно разрезают полученный элемент по линиям сгиба.

Сначала дети работаю по образцу, заполняя пространство на определенной форме, а затем уже сами вносят изменения, сохраняя ритмичное чередование.

Рисование по мотивам мордовского орнамента происходит с помощью гуаши красного и черного цветов. Дети располагают элементы узора, ритмично их чередуя, выделяя нажимом кисти узкий и широкий крест. Дети помладше располагают элементы узора на полосе.

Старшие располагают элементы узора в зависимости от назначения предмета. Этому предшествует большая работа по ознакомлению с элементами мордовской вышивки6 восьмиконечная звезда-получается из углубления креста, по типу рисования флажка, «Ступеньки» получают по типу «пирамиды», накладывая один слой на другой» в порядке убывания.

Уже в подготовительной группе дети сами и рисуют фигуру куклы и сами её «наряжают» в национальный костюм и создают головной убор (сорока- у эрзян).

Вся работа проводится при активном участии родителей, которые пополняют предметами старины, предметами народно-прикладного искусства уголок Национальной культуры. Взрослые должны осознать, что они воспитывают детей прежде всего своим примером, каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его познавательную сферу, его личность. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях внимание родителей обращается на необходимость повседневного внимания к детским занятиям, на поддержание познавательного интереса детей, их стремление узнать новое.

Рисование, лепка, аппликация на темы мордовского декоративно-прикладного искусства-все эти виды деятельности способствуют развитию речевых умений, приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, воспитанию ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Таким образом формируются не только изобразительные умения и навыки, но и развивается познавательная активность и креативность.

Публикации по теме:

Презентация «Рассказываем дошкольникам о космосе» Все дети любознательны. Изучая окружающий мир, они задают массу вопросов. А мы, взрослые, должны помочь им разобраться во всем и найти ответы.

Опыт работы детского сада по приобщению дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа Доклад «Епархиальные Варнавинские чтения» Добрый день! Совсем недавно православные отмечали праздник Сретение Господне – встреча человека.

Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа»Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа» 21 ноября 2019 г. в МБДОУ "Атяшевский детский сад №2" проходило МО педагогических работников ДОУ. Тема МО "Этнографическое воспитание дошкольников.

Фотоотчет о проведении музейных уроков в рамках региональной программы «Дошкольникам о народной культуре Пензенского края»Фотоотчет о проведении музейных уроков в рамках региональной программы «Дошкольникам о народной культуре Пензенского края» Приобщение к культурному и историческому прошлому Пензенского края в нашем дошкольном образовательном учреждении достигается слаженной работой.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Одежда, обувь
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Дошкольникам о культуре мордовского народа
Опубликовано: 20 января 2021 в 14:12
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 марта. День экономии электричества

Очередной тематический день посвящен экономии электроэнергии. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать ребенку об электричестве и о необходимости экономно...

5 марта. День весенней капели на МААМ

Капель – один из самых первых и самых верных признаков наступления весны. Крыши домов украсились ледяными сосульками. Этому красивому, но опасному явлению природы мы и посвящаем наш очередной тематический...

Конспект занятия «Открытка для мамы»
Предлагаю вашему вниманию мастер-класс изготовления открытки для мамы. Для этого нам потребуется: крафт бумага, картон двусторонний, бумага цветная,...
Конспект НОД по лепке в подготовительной группе «Встреча Ивана царевича и...
Конспект НОД по лепке в подготовительной группе «Встреча Ивана царевича и Царевны-лягушки» Образовательная область: лепка. Интеграция с другими областями:...
Консультация «Как приобщить детей к традиционным играм дома и в детском саду»
В самом названии игр - традиционные - заложен их основной смысл, а именно передача того самого ценного, что есть в культуре каждого народа, - культурных...