Марина Гаврюшина
Дошкольное образование Финляндии
▼ Скачать + Заказать документы
Статья посвящена рассмотрению особенностей дошкольного образования Финляндии.
Дошкольное образование, Финляндия, особенности, детский сад, подготовка к школе.
Дошкольное образование в Финляндии начинается с возраста 6 лет и длится всего год. Задачей педагогов в рамках обучения в детском саду является начальная подготовка детей к обучению в школе. За год в подготовительной к школе группе детского сада дети в игровой форме получают необходимые знания и навыки, требующиеся для усвоения первого этапа школьной программы.
Публикация «Дошкольное образование Финляндии» размещена в разделах
По финскому закону дети, достигшие возраста шести лет, имеют право посещать подготовительную группу детского сада. В Финляндии сами родители отвечают за воспитание детей (права и обязанности родителей или законных представителей закреплены законодательно). При этом родители имеют право влиять на содержание и качество ухода за детьми, это является не только правом, но и обязанностью родителей.
Дошкольное образование в Финляндии платное. Оплата дошкольного образования зависит от доходов семьи. Поэтому родители опираясь на свои финансовые возможности самостоятельно выбирают, тип детского сада, это может быть, как муниципальный, так частный или семейный детский сад. Согласно законодательству, каждый ребенок в Финляндии должен быть обеспечен местом в детском саду. Если в детских садах не хватает мест, муниципальные власти начинают выплачивать из бюджета ежемесячное пособие семье дошкольника, для того чтобы один из родителей оставался с ребенком дома. Несмотря на значительную перенаселённость детских садов в больших городах власти в лице местных органов управления находят дополнительные источники бюджета, для того, чтобы все дети были организованы. Помимо стандартных детских садов «полного» дня посещения, в Финляндии работают четырехчасовые группы. В таких группах с детьми проводятся все виды деятельности: образовательная, игровая и т. д., с детьми гуляют, но исключают питание. Также в Финляндии существуют детские сады «ночного типа». В детских садах «ночного типа» родители могут оставить ребенка на ночь. Такие сады предназначены для случаев, когда родители работают в ночные смены или часто ездят в командировки.
Назначением дошкольного образования в Финляндии является создание высокого уровня для роста и развития детей, осуществление ухода, воспитания и безопасности. Финским законом о дошкольном образовании принята формулировка «дневной уход за маленькими детьми», цель такого «ухода» - поддержка родителей в воспитании ребенка.
По закону воспитатель в Финляндии может контролировать максимум четверых детей, поэтому в детских садах небольшие группы. Образовательный стандарт в Финляндии предполагает не только обучение и воспитание ребенка, но и его развитие. Принципами работы детских садов в Финляндии являются создание атмосферы, благоприятной развитию; воспитание собственным примером; воспитание и обучение через игровые формы деятельности; создание развивающей предметно – пространственной среды, способствующей обучению через игру; организация здорового ритма жизни детей; организация трудовой деятельности (так называемая «педагогика руки») и художественно – эстетическое развитие детей подготовительного к школе возраста. Это является единым целым, а не отдельной частью программы работы детского сада или методические приемом. Основное требование к детскому саду в Финляндии - создание надежных, доброжелательных отношений и разнообразной развивающей среды обучения.
Дошкольное образование Финляндии основано на любви, уважению, свободе действий, предоставляемой как дошкольникам, так и их педагогам (не ведут отчеты, их действия не координируются управлением образования).
Работа групп в детском саду больше напоминает жизнь дружной семьи, чем работу образовательного учреждения. В дошкольных учреждениях всячески поощряют самостоятельность и инициативу воспитанников.
Не так давно появилась тенденция к самостоятельности каждого отдельного учреждения в выборе целей и принципов воспитания детей, и свободы в распределении бюджета.
В Финляндии нет единой образовательной программы для детских садов. В своей повседневной работе финские педагоги руководствуются планом, составленным совместно с коллегами, собственным профессиональным отношением к детям, а также пособиями, выпускающимися по всем видам детской деятельности.