Досуг «Осененник — господарек» с использованием народных тряпичных кукол для детей 6–7 лет

Тараканова Людмила Вячеславовна
Досуг «Осененник — господарек» с использованием народных тряпичных кукол для детей 6–7 лет

Цель: приобщать детей к истокам русской национальной культуры; знакомить с устным народным творчеством.

Задачи:

- Закреплять знания о народных календарных праздниках, роли обрядовых тряпичных кукол.

- Использовать рукотворных тряпичных кукол как средство для активизации интереса к русским народным играм, танцам, музыке.

- Развивать образно- ассоциативное мышление, сообразительность при разгадывании русских народных загадок.

- Расширять словарный запас.

- Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, умение сопереживать друг другу.

- Создать на мероприятии атмосферу радости и эмоционального благополучия.

Украшения для зала: макеты осенних деревьев, выставка детских творческих работ по теме «Осень», осенние натюрморты и декор, аудиозаписи музыкального сопровождения народных мелодий. Выставка народных кукол согласно «Календаря народных кукол».

Ход досуга.

Под русскую народную песню «По улице мостовой» (в аудиозаписи) дети входят в нарядно украшенный музыкальный зал. Детей встречает кукла- проводник Бабушка- Забавушка с сундучком. в котором Крупеничка,Зернушка,Горошинка, Богач- обрядовые народные тряпичные куклы.

Бабушка- Забавушка. Здравствуйте, дорогие ребята! Подскажите, какое сейчас время года.

Дети. Осень.

Бабушка- Забавушка. С чем издавна людей был связана осень?

Ответы детей.

Бабушка-Забавушка. Правильно, заканчивалась пора сбора урожая, и русские крестьяне позволяли себе отдохнуть после нескольких месяцев тяжелого труда. Приходит осень не одна, а вместе с народным праздником Успенье- это праздник, посвященный окончанию жатвы и встрече Осени. В моем сундучке-Крупеничка с гречкой, Зернушка с пшеницей, Горошинка с горохом, да Богач с овсом! К вам на праздник пожаловали! «Осенник- господарек,

Осенник, Семена- летапродавец,

Отгребитко свой роек!

Отсыти ты нам сыты,

Жней за стол усади»- так говорили про этот праздник в те далекие времена. Ведь не даром говорилось в пословице народной: «Землю красит солнце, а человека- труд!» «Что посеешь. то и пожнешь!» Мудрым был наш народ:

«Что посеешь, то и смолотишь,

Что смолотишь, то и смелешь,

Что смелешь, то и съешь!

Будет хлеб, будет и песня!»

1-й ребенок.

Стали дни короче,

Холодны, с морозцем,

Дождь по лужам моросит,

Ива над рекой грустит

2-й ребенок

Лист с деревьев облетает,

Птичий клин на небе тает,

Под сосной заснул медведь,

Птицы перестали петь.

3-й ребенок

Что же это? Это — осень

-Не спеши, — ее мы просим,

-Дай еще нам теплых дней

Для забав и для затей!

Бабушка-Забавушка. Ребята, я приглашаю вас поиграть и повеселиться!Ведь праздника без гостей не бывает!

Под музыку русской песни «Как у наших у ворот» в зал, танцуя «входит» кукла- проводник Затейница Ариша, здоровается с детьми.

Бабушка- Забавушка.

Дуйте в дудки,

Бейте в ложки.

В гости к нам пришла Ариша!

Ложки деревянные, Аришечка румяная!

Ариша.

Эй, топни, нога,

Топни, правенькая!

Все равно плясать пойду,

Хоть и маленькая!

4-й ребенок

Раздайся, народ,

Меня пляска берет!

Пойду попляшу!

Себя людям покажу!

Все становятся в круг, под аудиозапись песни «В хороводе были мы» выполняют движения по показу водящего. В хороводе были мы,

В хороводе были мы,

Были мы, были мы. Идут по кругу, взявшись за руки. А что надо -делали,

А что надо - делали,

Делали, делали. Останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, выполняют пружинку с поворотом.

Урожай собрали мы,

Урожай собрали мы. Показывают, как копают землю.

Собрали, собрали. Выполняют скользящие движения ладонью о ладонь.

Мы капусту квасили,

Мы капусту квасили. Сжимают-разжимают пальцы рук.

На зиму квасили. Наклон вперед, движения руками от груди вниз. Мы морковку дергали,

Мы морковку дергали. Показывают, как из грядок дергают морковку.

Дергали, дергали.

В рожь снопы мы вязали,

В рожь снопы мы вязали. «Пружинка», руки «домиком» над головой.

Вязали, вязали. Выполняют руками перед грудью «моталочку».

Мы собрали яблоки, Поднимают руки от плеч вверх вправо.

Мы собрали яблоки. То же вверх влево.

Яблоки, яблоки. То же вверх вправо.

В погреб все мы прятали,

В погреб все мы прятали,

Прятали, прятали. Руки на поясе. Выполняются наклоны вниз.

Все! Поднимают руки вверх -в стороны.

Бабушка-Забавушка. Арише очень понравился ваш танец! А теперь она хочет посмотреть, как вы играть умеете. В старину на Руси был такой обычай: как заканчивали крестьяне всю работу на полях — собирались вместе в просторной избе, чтобы поиграть и повеселиться, на людей посмотреть да себя показать.

Ариша.

Вам некогда скучать -

Пришла пора играть!

В игры весело играйте,

Да Аришу потешайте!

Русская народная игра «Капуста».

Ариша. Всю капусту вы собрали

И нисколько не устали!

Кукла Бабушка-забавушка.

Посмотрите, господа,

Перед вами -ворота:

Не простые, золотые Да красивые такие!

Поскорее в круг вставайте, Дружно, весело играйте!

Русская народная игра «Золотые ворота».(дети садятся на стулья)

Бабушка- Забавушка:

Мы с Аришей увидали,

Как вы весело играли!

А теперь, мои ребятки,

Загадаем вам загадки:

1. Стоит копна

Вся в дырках,

На копне гора,

Из горы дым идет.

(Изба)

2. Блестит, сверкает,

По полю гуляет,

Всю траву срезает.

(Коса)

3. У нее в печурочке -

Золотые чурочки.

(Дрова в печи)

4. Не бык, а бодает.

Не ест, а еду хватает.

Что схватит - отдает,

Сам в угол идет.

(Ухват)

5. Сверху - дыра,

Снизу - дыра,

А посередине - огонь да вода!

(Самовар)

Бабушка-Забавушка: Ариша! Поиграй с ребятами.

Кукла Ариша. Рада я с вами поиграть. Но сначала я хочу узнать, все ли убрано на зиму с полей по погребам да по закромам?

Дети (хором). Да!

Ариша. А хорошо ли убрали вы рожь да пшеницу?

5-й ребенок:

Жнеи молодые,

Серпы золотые!

Уж вы жните, жните,

Жните, не ленитесь.

А обжавши нивку,

Пойте, веселитесь!

Ариша. Хочется мне посмотреть, как вы управились.

Игра-эстафета «Отвези колоски на мельнницу»(После эстафеты игроки присаживаются на стульчики).

Бабушка- Забавушка: Ай да молодцы, все колоски отвезли на мельницу! А теперь скажите мне, лесные дары вы на зиму запасли?

Дети. Да!

6-й ребенок:

Наша Маша в лес пошла,

Много там грибов нашла.

Игра-эстафета «Собери боровики в корзину!»

Бабушка-Забавушка: Молодцы, сколько запасов на зиму сделали!

Ариша: Спасибо, ребятки!Развлекли вы меня да распотешили! А уже пора домой возвращаться. Напоследок хочу станцевать с вами задорный русский танец.

7-й ребенок:

Эй, топну ногой,

Да притопну другой,

Устоять не могу,

Вот характер какой!

Дети танцуют русский народный танец «Заюшка».

Бабушка- Забавушка: Понравилось Аришенька, развлекаться с нами?

Ариша: Спасибо всем большое! А на прощание хочу подарить вам маленьких тряпичных куколок «На радость», «Наудачу»,»На утеху» и»На здоровье»! Да еще корзину яблок. До свидания!

Бабушка- Забавушка:

Да и нам уже пора расходиться, детвора!

Будем чаще мы встречаться, веселиться и общаться!

До свидания, друзья!

Под русскую народную песню «Светит месяц», звучащую в аудиозаписи дети выходят из зала.

Досуг «Осененник — господарек» с использованием народных тряпичных кукол для детей 6–7 лет
Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи «Экскурсия на книжную выставку русских народных сказок» для детей 4–5 лет Конспект занятия по развитию речи «Экскурсия на книжную выставку русских народных сказок» для детей 4–5 лет Экскурсия на книжную выставку.

Мастер-класс для педагогов по изготовлению тряпичных кукол «Девичьи посиделки» Мастер-класс для педагогов изготовление тряпичных кукол «Девичьи посиделки». Описание: Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных.

Мастер-класс для педагогов «Методические приемы обучения дошкольников изготовлению тряпичных кукол» Мастер - класс для педагогов ДОУ «Методические приемы обучения дошкольников изготовлению тряпичных кукол». Цель мастер-класса:.

Мастер-класс для педагогов «Методические приемы обучения дошкольников изготовлению тряпичных кукол» Мастер - класс для педагогов ДОУ «Методические приемы обучения дошкольников изготовлению тряпичных кукол» Цель мастер-класса: повышение.

Методика экологического образования детей младшего возраста с использованием народных традиций Исследую методику экологического образования, мы выделили следующие педагогические условия. 1. Воспитатель должен правильно отобрать познавательный.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Досуг «Осененник — господарек» с использованием народных тряпичных кукол для детей 6–7 лет
Опубликовано: 19 сентября 2018 в 19:55
+45Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер класс по изготовлению объемной поделки из бумаги «Забавный снеговик»
Назначение: мастер – класс могут использовать в своей работе воспитатели детских садов, педагоги дополнительного образования, родители. Цель: создание...
Конспект развивающего занятия в старшей группе «Путешествие на кораблике...
Конспект развивающего занятия в старшей группе. «Путешествие на кораблике «Брызг-Брызг». ( продолжение) Блог. Гацко Лариса Занятие №3. Идем по курсу....
Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством родного края....
Для подготовительной логопедической группы Цель: Через декоративное рисование формировать художественно-творческие способности детей и развивать...
План-конспект занятия по познавательной деятельности «Поможем Незнайке. Органы...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 компенсирующего вида для детей с нарушением речи» города Чебоксары Чувашской...
Проект «Наши крылатые друзья»
роект: «Наши крылатые друзья» Продолжительность проекта: средней продолжительности Вид проекта: исследовательско - творческий Сроки проведения: ноябрь...