Досуг «Тульский самовар»

Вера Винивитина
Досуг «Тульский самовар»

Цель: познакомить с устройством самовара, разнообразием его форм и назначений. Показать широту русской души. Воспитывать через УНТ положительные нравственные качества

Образовательная задача: расширить общий кругозор, ознакомить с историей появления самовара и традицией чаепития.

Развивающая: развивать эстетический вкус

Воспитательная: Воспитывать интерес к истории своего народа, учить их чтить и уважать традиции своего народа, воспитывать любовь к Родине

Интеграция образовательных задач: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-эстетическое», «Речевое»

Под русскую народную музыку дети входят в комнату, где их встречает хозяйка

Хозяйка:

- Добрый день, детушки-касатики!

Проходите, не стесняйтесь,

Поудобней располагайтесь.

Всем ли видно, всем ли слышно,

Всем ли места хватило?

Дети:

- Нам- то места хватило, да не тесновато ли хозяевам?

-Хорошему гостю хозяин всегда рад.

-Хозяйка в дому, что оладышек в меду.

-Много гостей, много новостей.

Хозяйка:

- Вы все в избу проходите, хороводы заводите.

/дети танцуют хоровод под Р. Н. песню «Как пошли наши подружки в лес по ягоды гулять»

-Какие вы дружные и весёлые, ведь недаром на Руси народ славился добротой, щедростью и весельем.

Давайте и мы с вами подарим, друг другу улыбки: игра «Подари улыбку».

Хозяйка:

-Внимание, нам пришло сообщение, да ещё и срочное (дети стоят в круге)

/на экране анимация и текст сообщения: «Телеграмма срочная! У меня беда, не справляюсь одна, помогите горю! ваша Федора.»/

Хозяйка:

-Странная телеграмма! Откуда? Что за Федора? Может вы знаете?

- Что за Федора и что у неё за горе?

-/ответы детей/

- А может, мы с вами заглянем в волшебное окно, и оно нам подскажет?

/дети садятся на лавки, покрытые домоткаными половичками/

Проходите поскорей, и садитесь потесней.

/на экране демонстрируется отрывок из сказки «Федорино горе»

-Ох, бедная Федора, у неё действительно большое горе!

/раздается стук в дверь, входит плачущая Федора вся грязная да растрепанная/

Хозяйка:

- Проходи, Федорушка, присаживайся с нами рядком, да потолкуем ладком о том, о сем, о горе твоём.

- Ребята, давайте поможем Федоре и найдём причину её горя.

- Почему от Федоры сбежала посуда? /ответы детей/

- Как нужно ухаживать за посудой? /ответы детей/

- А кто помнит, какая посуда убежала от Федоры? /дети перечисляют посуду/

Хозяйка:

-Теперь ты, Федора, знаешь, как ухаживать за посудой.

Ты, Федорушка, пойди,

Да посуду собери.

Хозяйка:

Пока Федора собирает свою посуду, я приглашаю вас к доброму хозяину дома, который называется вы сейчас узнаете.

Толстый, пузатый стоит и пыхтит

Никогда не ест, а только пьет

да кипяток льет /Самовар/

/На экране появляется самовар

Хозяйка:

-Что же это? Ну, конечно же – самовар! А что вы знаете о самоваре? /ответы детей/

(Из самовара пьют чай, о самоваре сочиняли песни, но и не только песни: поэты слагали стихи, художники писали картины, народ создавал пословицы и поговорки, придумывал загадки) Рома

.

Дети читают стихи:

Что вы знаете про старый,

Русский, тульский самовар? Самовар поет-гудит,

Только с виду он сердит. Самовар

Я самовар дарю не шутки ради,

А просто жизнь с ним чудо хороша. Семен

У самовара с кем-нибудь присядешь —

И запоет, как горлинка, душа.

В нем пылал когда-то пар, -Ульяна

В золотой, пузатый бок

Глухо бился кипяток.

Что за чай без самовара,

Без душистого завара,

Без крутого кипятка,

Без угарного дымка!

Это что там за пожар

Закипает самовар

Он бурлит, он кипит

Будто с нами говорит

Подходи кто хочет чая

Да в стаканы наливай

Доставай пироги

И с начинкой кураги Варя

Самовар – это часть жизни и судьбы нашего народа, отраженная в его пословицах и поговорках, загадках, в произведениях классиков нашей литературы – Пушкина и Гоголя, Блока и Горького.

Дети говорят загадки

- Сверху дыра, снизу дыра,

а посерёдке огонь да вода.

Стоит толстячок, блестит бочок,

шипит, кипит, всем чай пить велит.

Он пыхтит как паровоз

Важно кверху держит нос

Пошумит, остепениться

Пригласит чайку напиться

Хозяйка:

Много о самоваре и чае есть и поговорок.

Чай пьешь– до ста лет проживешь. -

Чай пить – долго жить. - Яна

За чаем не скучаем – по шесть чашек выпиваем. - Ульяна

Выпей чайку – забудешь тоску. - Варя

С чая лиха не бывает.

Чаем на Руси никто не подавился!

Сверху пар, снизу жар, шипит наш русский самовар.

Хозяйка

Вот такую популярность получил этот прибор для кипячения воды к чаю (В. И. Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» назвал самовар водогрейным, для чаю, сосудом, большей частью медным, с трубою и жаровней внутри).

- А чтобы побольше узнать об этом толстячке я приглашаю вас в музей самоваров. /Рассказ хозяйки сопровождается изображением на мультимедиа различных самоваров по форме, материалу, дизайну исполнения/

Слайд1- 6

Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию чай был завезен в XVII веке из Азии, и среди знати применялся в то время как лекарство. Появился чай, появились и самовары.

Первые самовары появились в Китае. Что касается России самоварами уже пользовались на Урале. Однако родиной самоваров всё же считают Тулу,

Слайд2-7

«Самовар – прибор для кипячения воды. Прародителем (предшественником) самовара был сбитенник – это чайник с поддувалом, в который накладывались горячие угли и за счет них содержимое чайника долго не остывало.

Слайд3-8

Первые самовары появились на Руси в Туле. Для того, чтобы приготовить чай и сохранить его горячим не требовалось других приспособлений. Огонь разводили прямо в самом самоваре, используя для этого щепочки.

Самовар для русского народа имел живую душу. Он олицетворял гостеприимство, дружеское общение, задушевную беседу и домашний покой.

Слайд4-9

Самовары на Руси очень ценились, их наличие в семье говорило об её благополучии, достатке, богатстве и высоком положении хозяина дома. Чем больше самовар, тем выше достаток в доме. В богатых семьях самовары давались дочерям в приданое.

Слайд5-10

Самовары делали из латуни или меди. Каждый мастер ставил на самоваре своё клеймо и старался сделать свой самовар лучше, чем у других. Для этого мастера использовали разные формы и материалы. Самовар мог быть в форме конуса или цилиндра, делали их и круглыми и в виде яйца; они были в виде бочки и даже квадратными, со съемными ножками, чтобы удобнее брать в дорогу. В таких самоварах было несколько отделов. В них можно было и чай согревать, и бульон разогреть и даже кашу сварить.

слайд 6-14

В дальнейшем, чтобы выделиться мастера стали делать самовары из различных материалов: фарфора, меди, стали. Фарфоровые самовары украшали лепниной и росписью. Используя гибкость меди и серебра, мастера украшали свои изделия затейливым кружевом. Были слайд7-15 самовары даже из бересты, естественно, в таких самоварах нельзя вскипятить чай, они служили как сувениры, прославляя русскую землю и её мастеров.

Слайд8-17

Чай же пили из самоваров железных с никелевым покрытием, такие самовары делали и до наших времён. Даже сейчас в наших домах можно встретить самовар, хотя теперь они электрические, но чай из самовара всё равно вкусный и ароматный.

Самовары так тесно вошли в наш быт, что им даже памятник поставили. В славном городе Туле есть и самовар – фонтан, на вокзале путешественников встречает огромный кипящий самовар, приглашая путников сойти и выпить чашечку ароматного чая».

/исполняется танец «Самовар»/

Дети садятся на стульчики

В комнату входит нарядная Федора с самоваром, разносом и чашками в руках. Любуется своей посудой и расставляет на столы.

Весело, радостно стало мне жить,

буду с посудой всегда я дружить:

чистить, заботиться и не бросать

и порошочком всегда натирать.

Как хорошо стало, чисто вокруг –

каждая чашечка милый мой друг.

Блюдца, бокалы стоят ровно в ряд,

на солнце сияют, боками блестят.

Хозяйка:

Чтобы Федоре было еще веселее, мы споем для нее частушки

1. На столе у нас пирог,

Сладкие ватрушки,

Пропоем мы под чаек,

«Чайные» частушки!

Ишь ты, поди ж ты,

Что говоришь ты!

2. Мы на чайных посиделках

Очень рады побывать.

Только вы не забывайте Арина С

Чай нам чаще подливать!

Ишь ты, поди ж ты,

Что говоришь ты!

3. Не надо чая много петь,

Милые подружки,

А то от чая в животе

Заквакают лягушки!

Ишь ты, поди ж ты, Настя А

Что говоришь ты!

4. Самовар поет, гудит,

Только с виду он сердит,

К потолку пускает пар

Наш красавец самовар.

Ишь ты, поди ж ты,

Что говоришь ты!

5. Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого

Самоварного чайку!

Ишь ты, поди ж ты,

Что говоришь ты!

6. Самовар блестит, кипя,

И чаек в нем пенится.

Поглядите на себя –

Ну и отраженьице!

Ишь ты, поди ж ты, Эля

Что говоришь ты!

7. В пляске не жалей ботинки!

Предлагай-ка чай друзьям.

Если в чае есть чаинки, Настя Б

Значит письма пишут нам!

Ишь ты, поди ж ты,

Что говоришь ты!

8. Подавай мне чашку чая,

Ведь люблю я русский чай!

В чае я души не чаю,

Наливай горячий чай! Вика

Ишь ты, поди ж ты,

Что ты говоришь ты!

9. Много чая я пила –

Самоварничала,

Всю посуду перебила –Арина П

Накухарничала!

Ишь ты, поди ж ты,

Что говоришь ты! (садятся на места)

Хозяйка:

Хорошо частушки пели,

Милые ребятки.

Отгадать теперь прошу вас

Все мои загадки.

1. Был листок зеленым,

Черным стал, томленым.

Был листочек зубчатым –

Стал листочек трубчатым.

Был он на лозине –

Стал он в магазине. (чай)

2. Бел, как снег,

В чести у всех,

В рот попал –

Там и пропал (сахар)

3. Четыре ноги,

Два уха,

Один нос, да брюхо. (самовар

1 ребенок

Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет

Если хворь с кем приключится

Чаем можете напиться. Рома

2 ребенок

И сонливость переборете

И с усталостью поспорите

Сокрушит любой недуг Даша

Чай! здоровье – лучший друг.

Хозяйка: А теперь Варварушка, давай угостим наших детей травянистым чаем. А с чем чай вы будете пить догадайтесь сами.

Хозяйка:

И то верно! Очень полезен для здоровья травянистый чай. И чтобы вы не болели сейчас будете пить чай, а с чем узнаете сами. (лимоном, шиповником)

Дети пьют чай с баранками

-Кстати, славный город Тула, подаривший нам самовар, был и родоначальником всех пряников. Тульский пряник, пропитанный мёдом с повидлом внутри, называется печатным. Делают такие пряники с помощью специальных деревянных форм – трафаретов. Отсюда и название – «печатный». На пряники наносятся затейливые рисунки и шутливые надписи, например «хочешь чаю хлебнуть, про меня не забудь», «родом я из Тулы, самовару брат». На пряниках изображают церкви, города, фантастических птиц и зверей. Были даже пряники – алфавиты. Пряники выпекают не только для еды, но как непременный сувенир к различным народным праздникам.

Красны девицы и добры молодицы. Собирайтесь, наряжайтесь на гулянье отправляйтесь

-Спасибо вам, хозяюшка!

-И вам спасибо.

Прикреплённые файлы:

tulskii-samovar-kopija_b6vg5.pptx | 5924,81 Кб | Скачан: 5
 
Публикации по теме:

Досуг «Тульский самовар» Досуг «Тульский самовар» Цель: познакомить с устройством самовара, разнообразием его форм и назначений. Показать широту русской души. Воспитывать.

Конспект занятия для детей 4–5 лет «Самовар — воды кипящей волшебство» Конспект для детей 4-5 лет «Самовар - воды кипящей «волшебство»». Цель: Формировать у детей интерес и уважение к русской народной культуре.

Конспект занятия по познавательному развитию «Самовар» (В группу заходят дети и здороваются) Как приятно, что при встречи, мы знакомым и родным, Добрый вечер говорим! Для начала встанем в.

Проект «Русский самовар» Предлагаю вам свой новую разработку организации проектной деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «Русский самовар». Тип.

Рисование с элементами аппликации в подготовительной группе «Самовар. Русские традиции»Рисование с элементами аппликации в подготовительной группе «Самовар. Русские традиции» Работа получилась просто замечательной, честно говоря, сама не ожидала - настоящие броьшие пузатые самовары! В Россию чай попал раньше,.

Самовар. Поделка на конкурсСамовар. Поделка на конкурс В этом году мы с ребятами участвовали в конкурсе поделок из бросового материала. Ознакомившись с положением конкурса, мы задумались,.

Семейные посиделки, посвященные Масленице «Самовар душа компании»Семейные посиделки, посвященные Масленице «Самовар душа компании» Цель: познакомить детей и родителей с народными традициями проводов зимы празднования масленицы, развивать интерес к истории праздников,.

Танец «Самовар» Видео Уважаемые коллеги! Давно известно, что праздники в детском саду включают в себя различные виды музыкальной деятельности. Это и песня, и.

Театрализованная постановка по произведению Даниила Хармса «Иван Иваныч Самовар»Театрализованная постановка по произведению Даниила Хармса «Иван Иваныч Самовар» Театрализованная постановка по произведению Даниила Хармса «Иван Иваныч Самовар», приуроченная ко Дню чая. В ролях воспитанники средней.

Тульский центральный парк им. П. П. Белоусова зимойТульский центральный парк им. П. П. Белоусова зимой В одно январское воскресенье, когда на улице была прекрасная солнечная погода, морозец был -5 градусов мы собрались на прогулку в парк.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Досуг «Тульский самовар»
Опубликовано: 21 сентября 2017 в 18:07
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Проектная деятельность с детьми первой младшей группы «Здоровый малыш –счастливый...
Проектная деятельность с детьми первой младшей группы «Здоровый малыш –счастливый малыш! » Проект по социально – коммуникативному, познавательному,...
Фотоотчет с занятия по рисованию «На катке»
Задачи: учить детей рисовать животных и сказочных персонажей на коньках. Расширение образных представлений о позах фигуриста при выполнении элементов...
Фотоотчет мастер-класса для родителей «Мамина кукла»
«Любовь матери» 17 ноября, в кабинете педагога-психолога Галины Валерьевны, состоялась тёплая встреча под названием «Материнская любовь - как оберег». Мамы...
Фотоотчет о формировании элементарных математических представлений в средней группе
Дидактические игры по темам "Количество и счёт", "Величина" , «Форма», «Ориентировка во времени» для детей группы средней группы. Цель : Закрепление и...
Конспект НОД «Донские казаки» (старшая группа)
Цель: воспитывать у детей любовь к Родине, развивать патриотические чувства, формировать гендерную, гражданскую принадлежность в процессе ознакомления...