Татьяна Денисенко
Досуговое занятие детей в библиотеке «Ларец драгоценных сказов» к 140-летию П. П. Бажова в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создать условия для знакомства детей с творчеством П. П. Бажова и развить творческие способности.
Задачи:
• систематизировать знания о волшебных героях сказов;
• воспитывать уважение к людям труда, любовь к родному краю;
• развивать развить у детей познавательную деятельность ;интерес к чтению, артистизм, творчество, фантазию, мелкую моторику рук;
• вызвать интерес к писателю, как к личности через его биографические данные;
Материал: Камни самоцветы, цветные карандаши.
Публикация «Досуговое занятие детей в библиотеке „Ларец драгоценных сказов“ к 140-летию П, П, Бажова в старшей группе» размещена в разделах
- Бажов П.П.
- Библиотека. Знакомимся с библиотекой
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сценарии по сказкам
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Предварительная работа:
Чтение сказок П. П. Бажова, рассматривание иллюстрации, из сказов П. П. Бажова, просмотр мультфильмов - сказок П. П. Бажова, работа с родителями, чтение литературы П. П. Бажова
Ход занятия:
Воспитатель:
Известно людям с давних пор –
Так нужно ль сомневаться?-
Что в глубине Уральских гор
Сокровища таятся.
Но самоцветных всех камней,
Как радуга горящих,
Сказанья древние ценней
О людях настоящих,
О старых русских мастерах,
Об их тяжелой доле,
Волшебных золотых руках,
Закованных неволей.
-Думаю, что все догадались о ком пойдет речь. Конечно, о П. П. Бажове и о его сказах.
Воспитатель:
Я предлагаю вам сходить на экскурсию в библиотеку и подробно узнать о творчестве П. П. Бажове.
Солнце с неба строит глазки
и летит повсюду пыль.
Подарил Бажов нам сказку-
может сказку, может быль.
Миллионы лет тому назад на месте Уральских гор разливались моря, и прямо из воды. вставали леса гигантских деревьев.
Со временем на месте этих морей и лесов появились Уральские горы, а в горах несметные богатства спрятались, видимо-невидимо. Это и каменный уголь, медные и железные руды, минералы и… драгоценные камни. Даже название красивых переливающихся камней «самоцветы» родилось именно на Урале.
Со временем земли Урала стали заселять люди, которые обнаружив в горах
богатые руды, драгоценные камни, начали рыть шахты, строить заводы и фабрики по обработке камней.
Тяжкая жизнь рождала желание изменить её. Вот и придумывал народ разных таинственных и волшебных помощников: Хозяйку Медной горы, Голубую Змейку, Бабку Синюшку, Огневушку-Поскакушку, Золотой Волос, а потом рассказывал своим детям о них. Предания старины сохранились и в семье мастера металлургического завода, где родился Паша Бажов.
Рассказ библиотекаря о биографии Бажова.
Родился 27 января 1879 года в Сысерти в семье рабочего сварочного цеха Петра Бажова. Детство писателя прошло в Сысерти и Полевском – старых заводских поселках. Семья Бажовых вела привычный для рабочих того времени полукрестьянский образ жизни, когда на время покоса закрывались фабрики, и шла заготовка сена, работа на огороде, заготовка грибов и ягод. Отец будущего писателя Пётр Васильевич, рабочий сварочного цеха, считался специалистом своего дела, был человеком гордым и талантливым, но отличался строптивым нравом и был непочтителен с начальством. Из-за этого семья часто переезжала с места на место, побывав на всех заводах Сысертского округа. Мать Августа Стефановна кроме ведения домашнего хозяйства рукодельничала «на заказчика», была искусной кружевницей.
Библиотекарь :
А знаете ли вы, что фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было – Колдунков. И позже, когда Бажов стал печатать свои произведения, он подписывался одним из своих псевдонимов –Колдунков.
Учитель трёхлетней земской школы заметил способного и смекалистого мальчика и посоветовал родителям учить сына дальше. Так десятилетний Бажов в 1889 г. оказался в духовном училище г. Екатеринбурга. «Здесь плата за право обучения была значительно ниже против гимназий, не требовалось форменной одежды, и была система «общежитий», в которых содержание было гораздо дешевле, чем на частных квартирах», – писал в своих воспоминаниях Бажов. Закончив его в 14 лет, поступил в Пермскую духовную семинарию, где обучался ещё 6 лет. В 1897 г., после смерти отца, Павлу пришлось думать о заработке, отказавшись от обучения в духовной академии. С 1899 по 1917 года Бажов был учителем русского языка сначала в деревне Шайдуриха около Невьянска, затем в Екатеринбурге и в Камышлове. Много ездил по Уралу, собирал для себя «узелки на память» - народное устное творчество.
Чтение стихотворения Е. Хоринской «Домик писателя».
Недалёко от Исети —
Старый дом и сад густой.
Там шумит весенний ветер
Беспокойною листвой.
Облаков пушистых гребни
Проплывают стороной.
В этом доме жил волшебник –
Мудрый сказочник седой.
След Копытца серебрится,
Вьётся змейкою в ночи,
Огневушкою кружится
Пламя жаркое в печи,
Ящерки мелькнули разом,
Встал Данила над цветком.
И шкатулкой, полной сказов,
Кажется бажовский дом.
А из сада гомон птичий,
Ветви тянутся к лучам.
И шумит листвой рябинка,
Зеленеет каждый год.
. К дому этому тропинка
Никогда не зарастёт
Воспитатель: Я предлагаю посмотреть мультфильм «Серебренное копытце»
Воспитатель:
Как звали сиротку?
Как звали дедушку, который ее забрал к себе жить?
Как звали кошку?
Почему козлика назвали серебряное копытце?
Библиотекарь :
Еще мальчишкой он впервые услышал интересную историю о тайнах Медной горы. Хорошими рассказчиками были местные старики-лучшими из них был Василий Хмелин. Он в то время работал сторожем на Полевском заводе, и у его сторожки собирались ребятишки послушать интересные
истории о сказочном змее Полозе, его дочерях Змеевках, о Хозяйке Медной горы, о бабке Синюшке. Надолго запомнил Паша Бажов рассказы этого старика.
Есть она и у Бажова, только он Малахитницу называет Медной горы Хозяйка. Она хранительница секретов высшего мастерства, воплощение красоты самой уральской природы.
В малахитовую шкатулку. Хозяйка Медной горы положила свои драгоценности – украшения из самоцветных камней.
Знакомство с выставкой книг.
Перед нами сейчас другая «Малахитовая шкатулка», и она ничуть не хуже: в ней собраны чудесные, яркие, увлекательные сказы Павла Петровича Бажова.
А сейчас проведем викторину по сказам Бажова.
1. Когда Хозяйка медной горы плакала, во что превращались её слёзы?- Медный изумруд
2. Кого звали Мурёнкой в сказе «Серебряное копытце»?- Кошку Дарёнки
3. В кого превращалась Хозяйка медной горы?- В ящерицу
4. Глядя на какой цветок, Данила – мастер делал свою чашу?
колокольчик
ландыш
тюльпан
дурман-цветок
5. Круглое окошко, - как в ключе, водица.
Возле той водицы старушонка злится.
Синенькая, тощая: дунь - и нет её,
Охраняет старая сокровище своё.- Бабка Синюшка
6. Как куклёнка, девочка
Спляшет вам с припевочкой.
Появляется в огне.
Как зовут? Скажи-ка мне- Огневушка- поскакушка
7. Что подарила Степану Хозяйка медной горы?- Малахитовую шкатулку
Воспитатель:
Посмотрите, а Малахитовая шкатулка пустая из нее пропали камни – самоцветы.
А давай с вами сделаем свои самоцветы.
Дети раскрашивают самоцветы.
Рефлексия.
Дети складывают самоцветы в малахитовую шкатулку.
Дети поют песню
Итог:
Читайте сказы Бажова с удовольствием, проживайте с героями маленькие жизни, учитесь у них трудолюбию, доброте, скромности и щедрости.
Домашнее задание: Прочитать произведения П. П. Бажова.