Лучший педагог года

Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством краеведения и музейной педагогики

Наталья Ефимова
Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством краеведения и музейной педагогики

Аннотация: в данной статье рассматривается проблема формирования духовно-нравственных качеств дошкольников через организацию краеведческой работы.

Ключевые слова: краеведение, духовно-нравственные ценности, экскурсии, традиции, дошкольники.

Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к системе образования. Важнейшей задачей образовательного процесса становится успешная социализация личности, что также определено федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях.

Публикация «Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством краеведения и музейной педагогики» размещена в разделах

Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальной культуры и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достаёт в настоящее время в нашем современном обществе.

«Родной край, его история, - писал академик Д. С. Лихачёв,- основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества»[1]. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, каждой страницы нашей отечественной истории.

Воспитание любви к природе, к семье, к родному краю начинается с дошкольного возраста. Еще в прошлом веке выдающийся деятель в области дошкольного образования А. С. Симонович – организатор первого детского сада в России, придавала большое значение именно краеведению. В своей книге она писала: «Собственно краеведение начинается в детском садике. Это ряд систематических бесед, наблюдений, прогулок, предварительно хорошо обдуманных воспитателем, которые приводят к сознательному ознакомлению с родиной и готовят ребенка к дальнейшему пониманию живой и неживой природы, а также географии, экологии и др. Краеведение не следует понимать так, будто оно просто знакомит ребенка с окружающей средой. Краеведение выбирает только те предметы из жизни людей, которые могут дать ребенку определенные моральные и умственные силы». [2]

Приобщение детей к культурно-историческому наследию своей страны является средством формирования у них патриотических чувств и воспитания духовности. Оптимальным решением построения целостного образовательного пространства выступает музейная педагогика и краеведение, которые могут стать помощниками в решении многих проблем воспитания культурной личности ребенка, помогут заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научат их правилам общения и умению жить среди людей. С их помощью можно провести многовековую связь между прошлым и настоящим, и «погрузить» ребенка в историческое прошлое родного края.

Основной целью работы педагогов в дошкольном учреждении является создание условий для формирования духовно-нравственных качеств у дошкольников через организацию краеведческой работы в процессе взаимодействия с социокультурными учреждениями.

Для формирования нравственных качеств необходима благоприятная предметно-развивающая среда, насыщенная материалом краеведческого содержания, использование проектно-исследовательского и экспериментального методов. Так как в группе невозможно создать все необходимые условия ввиду специфичности краеведческой работы, возникает необходимость восполнить это через сотрудничество с краеведческим музеем. Взаимодействие с семьей позволяет педагогам проводить данную деятельность через совместные мероприятия, направленные на формирование полноценно развитой личности и присущих ей качеств: любовь, эмпатия, добро, взаимопомощь, трудолюбие, вежливость, предупредительность, скромность, общительность.

Одной из форм краеведческой работы является экскурсия. Совместно с музейными работниками и родителями проводятся экскурсии, во время которых дети знакомятся с экспозициями музея, узнают о роли музея в сохранении культурных и исторических ценностей. Экскурсоводы краеведческого музея знакомят детей с правилами поведения в залах музея, рассказывают о профессиях сотрудников музея.

В связи с отдаленностью расположения, между дошкольным образовательным учреждением и городским краеведческим музеем определена такая форма работы как заочные экскурсии.

Экскурсия «Крепость – Старый Оскол» вдохновила педагогов на

проведение в детском саду выставки по краеведению. В рамках организации выставки, была проведена большая совместная работа воспитателей, родителей и детей. Дети просмотрели фотографии из истории возникновения нашего города, познакомились с его традициями, памятниками, храмами. Узнали о старооскольских мастерах, знаменитых людях. Просмотрели короткометражные фильмы «Игрушки военных лет», «Народные костюмы Белгородской области». Вместе с детьми выставку посетили и родители. Многие из них признались, что никогда не были в городском краеведческом музее, и возникло большое желание его посетить.

Во время проведения экскурсий на тему «Старый Оскол в годы Великой Отечественной войны» сотрудники музея предоставляют материалы времён Великой Отечественной войны. Дети с огромным интересом рассматривают музейные экспонаты. Эти мероприятия оставляют в душах детей неизгладимый след. И в праздник Победы ребята со своими родителями поздравляют ветеранов, посещают памятные места времён ВОВ, смотрят праздничный салют. После памятных дат дети выражают свои чувства в художественно-эстетической и продуктивной деятельности.

Прекрасные возможности в духовно-нравственном воспитании представляются через знакомство старших дошкольников с традициями, обычаями, фольклором, бытом и прикладным искусством русского народа.

В ходе проведения экскурсий дети получают знания об истории и традициях родного края, его жителей и у них появляется интерес к истории своего рода. Совместно с родителями осуществляются проекты «Моя родословная», «Герб нашей семьи», «Родное Приосколье», «Бабушкины посиделки», «Дом, в котором мы живем. Семейные традиции».

Музейная педагогика способствует активному приобщению детей к культурному богатству родного края, формированию эмоционально окрашенного чувства причастности дошкольников к наследию прошлого и, как следствие, развитию его духовности, нравственно – патриотического воспитания.

Библиографический список:

1. Истоковедение. Том11. – М. : Издательский дом «Истоки», 2009. – 320с.

2. История педагогики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gala-d.ru

3. Наследие [Текст]. И быль и сказка: пособие по нравственному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе традиций отечественной культуры. / Е. В. Соловьёва, Л. И. Царапенко – М. : Обруч. - 2011, - 144с.

Публикации по теме:

Социально–коммуникативное развитие детей посредством музейной педагогики Выступление на районной педагогической конференции «Социально –коммуникативное развитие детей средствами музейной педагогики» Музей – это.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста Тема «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа».

Опыт работы «Развитие духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста» Тема моего доклада: «Развитие духовно-нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста через различные формы совместной.

Духовно-нравственное патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Духовно-нравственное патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Воспитатель Анисимова Екатерина Егоровна. Духовный мир ребенка.

Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста с ЗПР посредством ознакомления с народным творчеством Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста с ЗПР посредством ознакомления с народным творчеством. Воспитатель.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие ДОУ с музеем» Педагогический проект на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие ДОУ с музеем» Автор.

Роль музейной педагогики в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста Музейная педагогика - достаточно известное направление современной педагогики и занимает большое место в образовании и воспитании дошкольников.

Социально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста через использование театрализованных игр СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР Значение театрализованной.

Статья «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики» Воспитание духовно – нравственных чувств, как и чувств патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Современные психолого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством краеведения и музейной педагогики
Опубликовано: 25 ноября 2018 в 16:15
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД