Духовно-нравственное развитие и воспитание личности (из опыта работы Центра детского творчества «Шанс»)

светлана окунева
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности (из опыта работы Центра детского творчества «Шанс»)

Проект «Доброе сердце» (цикл тематических мероприятий)

"Добру, как и всему подлинно прекрасному, надо учить вовремя".

Н. Думбадзе

Проблему воспитания в детях доброты (как и патриотизма, толерантности, трудолюбия и т. д.) нужно рассматривать и решать в комплексе духовно – нравственного воспитания подрастающей личности.

Известно, что семья – главный воспитатель ребёнка. Но, к сожалению, большинство семей наших воспитанников нуждаются в педагогическом сопровождении. Есть семьи, где детей можно считать детьми группы риска. Но даже и в благополучных семьях ценностные ориентиры носят преимущественно материальный характер – выжить любой ценой в тяжелой социально-экономической ситуации, осложнённой бездуховными, безнравственными проявлениями.

Проект «Доброе сердце» планируется как начало целенаправленной, продолжительной работы всеми структурами Центра детского творчествав рамках образовательно - воспитательного процесса.

Цель проекта:

Формирование важнейших духовно - нравственных качеств подрастающей личности.

Задачи:

- Формировать у детей и подростков нравственные представления в диапазоне «добра и зла», представление о способах проявления доброты;

- побуждать детей к положительным поступкам и делам;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость на переживания другого человека, уважение к старшим и младшим.

Прогнозируемый результат:

- Повышение уровня позитивного восприятия окружающего мира;

- приобретение опыта доброго общения с людьми; знание существенных признаков, отличающих добрые поступки от злых;

- приобретение навыков анализа своего поведения и поведения других детей с точки зрения добра и зла;

- проявление знаков уважения и любви к родителям, близким людям, заботы о них;

- потребление детьми добрых слов в обращении с людьми, пополнение словарного запаса «добрыми» словами.

Реализация проекта рассчитана на три года

Аудитория: воспитанники Центра, возраст 7 – 14 лет, родители, педагоги.

В подготовке и реализации проекта принимают участие педагоги, руководители структурных подразделений, методисты и администрация Центра.

К реализации проекта привлекаются общественные и культурные организации: библиотеки, театры, Планетарий и другие.

Желательно, чтобы в процессе работы над проектом родители стали непосредственными участниками воспитательных и творческих мероприятий.

Проект реализуется в 3 этапа.

1 этап.

Проходит в структурных подразделениях.

- Беседы педагогов с детьми во время проведения занятий (методические рекомендации прилагаются).

- Проведение в детских объединениях тематической «Недели добрых дел». Каждому ребёнку предоставляется возможность отразить своё понимание добра.

Ребёнок индивидуально или в группе продумывает план проживания недели «добра». По итогам недели педагог предлагает каждому ребёнку обдумать и выделить самый яркий эпизод недели, описать свой опыт доброго дела и опустить записку с его описанием в специально оформленную коробочку «Доброе сердце».

- По итогам недели добрых дел в детских клубах проводятся итоговые мероприятия. Формы: вечер вопросов и ответов, тематический вечер, мастер класс, смотр талантов, вечер добрых сюрпризов и др.

2 этап.

Аналитическая группа методистов и педагогов – организаторов Центра собирает отчёты детей.

Анализ описанных детьми добрых дел даст представление о задачах, методах, формах дальнейшей работы.

Из опыта проведения 1 этапа в Центре детского творчества

Анализ описания детьми своих добрых дел показал, что понятие о добре у детей в основном носит ограниченный семейными рамками характер. Чаще всего под добром подразумеваются помощь по дому и послушание. Основной принцип понятия о добре «Ты – мне, я – тебе».

Сформированы три основных направления дальнейшей работы:

1. Работа с семьёй.

Задача: Научить ребёнка относиться к семье, как к ячейке общества.

Мероприятия: создание клубного альбома совместно с родителями «Наши добрые дела», диспут «Труд родителей вливается в труд моей Родины» и др.

2. Работа по воспитанию дружелюбия.

Задача: Научить детей радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои неудачи.

Мероприятия: дни добрых сюрпризов, смотры талантов, тематическая подборка для воспитанников и педагогов «Мирилка» и др.

3. Воспитание патриотизма.

Задача: Расширить представление ребят о родном городе, об окружающей среде, воспитать чувство ответственности за будущее.

Мероприятия: Викторина «Мой край», краеведческие походы, экскурсии, озеленение территории, изготовление кормушек для птиц и др.

3 этап.

Проведение тематической познавательно – развлекательной программы «Передай добро по кругу» для воспитанников СП Центра.

Проведение конкурса проектов «Благотворительный «Шанс».

Классный час (час кружка): «Доброе сердце»

Возраст: 10 - 17 лет

Задачи занятия:

- Закрепить у детей и подростков нравственные представления в диапазоне «добра и зла», представление о способах проявления доброты;

- Научить оценивать собственные поступки с позиции окружающих людей.

Оборудование: фонограммы классической музыки, минусовки песен Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты» и «Союз друзей».

).

Материал для проведения занятия

Эпиграф: «Чтобы поверить в добро,

надо начать его делать» (Л. Н. Толстой).

13 ноября отмечается Всемирный день доброты.

Согласно исследованию японских и американских психологов, чем больше добрых поступков мы совершаем, тем более счастливыми себя ощущаем. По мнению ученых, те, кто выражает свою благодарность, нежность и другие добрые чувства к людям в конкретных повседневных делах, не только с большим оптимизмом смотрят на мир, но и физически чувствуют себя лучше, ощущают свою жизнь более гармоничной.

Ученые также отметили, что отзывчивые люди живут в среднем на девять лет дольше, вероятно, благодаря тому, что у них лучше иммунитет и здоровее сердце: ведь когда человек делает что-то хорошее другим людям, у него повышается уровень лимфоцитов, и расширяются сосуды.

Другой "побочный эффект" доброты - выработка "гормонов удовольствия". Когда человек помогает другим людям, его мозг вырабатывает большое количество эндорфинов, известных как прекрасное природное обезболивающее. Кроме того, эндорфины обладают успокаивающим эффектом, нейтрализуют воздействие стресса, облегчают депрессию. Проявляя отзывчивость, мы испытываем физическое облегчение, чувствуем себя менее одиноко, окружающие вызывают у нас меньше неприязни. Наконец, отзывчивость сопровождается душевным подъемом, граничащим с эйфорией, что объясняется выработкой гормона серотонина, регулирующего наше настроение.

В России Всемирный день доброты впервые прошел в 2009 году. В этот день в Москве на Манежной площади состоялся флешмоб: в 11:00 все пришедшие взялись за руки, образовав тем самым круг, в центре которого оказался Глобус Часов Мира. Данный жест послужил символическим знаком солидарности со всем миром и теми странами, в которых также проходит День доброты.

В этот же день в столичных кофейнях Starbucks были организованы специальные Почтовые Пункты Доброты, где все желающие могли написать личные письма жителям интернатов для пожилых людей, послать им несколько теплых слов поддержки и участия. К вечеру 13 ноября больше 500 писем было отправлено по двумстам адресам жителей интернатов Тульской и Владимирской области.

Часто мы слышим и говорим: будь счастлив, хочу быть счастлив…Да, о счастье мы говорим с удовольствием и часто. А о доброте говорить стало не модно, доброта часто воспринимается как слабость. Но это опасное заблуждение!

Народная мудрость гласит “Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других”.

Тема нашей встречи - Доброта.

В словаре С. И. Ожегова читаем: “Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим”, “добро” – это все положительное, хорошее, полезное.

Всё понятно и, кажется, что все об этом всё знают. Но почему же она становится таким редким качеством? Почему нам всё труднее встретить её в окружающих нас людях? и почему нам самим не всегда удаётся быть добрыми?

1. Вопросы для обсуждения:

• Что такое доброта в окружающей нас жизни? Чем отличается добрый человек от злого? (Пусть вопросы не кажутся простыми и «детскими». Во – первых, практика показывает, что даже взрослые не всегда умеют ответить просто и легко, а во – вторых, рассуждения на эту тему дают возможность об этом подумать)

• Какие бывают поступки? Что приятнее совершать – добрые поступки или злые? Какой из поступков приносит эмоциональное удовлетворение, а какой психологический дискомфорт?

• Какой добрый поступок можно совершить в школе, на улице, в семье, с соседями и т. д.

• Как научиться не совершать злых поступков? (вначале думать, как поступок повлияет на других; стараться поступать так, как хотелось бы, чтобы поступали с тобой – «золотое» правило нравственности)

2. Мудрецы о доброте

Афоризмы о доброте (порассуждать о них):

Добро — это непреходящие духовно-нравственные ценности и совершенные под их влиянием хорошие поступки. (Али Апшерони)

(это можно считать определением добра)

Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту!

(Это сказал фолософ Конфуций. Почему филосов использует слово «легче», а не «лучше», хотя второе тоже подходит по смыслу? Не потому ли, что наше брюзжание о трудностях жизни делает её ещё труднее, а наши пусть небольшие, но добрые дела вселяют надежду, делая жизнь светлее)

Чтобы поверить в добро, надо начать его делать! (Лев Толстой)

Делай добро и не жди взаимности. Пусть лучше она будет для тебя сюрпризом, чем отсутствие её – стрессом.

(Леонид Сухоруков)

На что ни претендуй в этой жизни, а получишь лишь то добро, которым поделился с другими. (Тагуи Семирджян)

У доброго человека лишь одно богатство - его добрые дела.

(Тагуи Семирджян)

Против доброты невозможно устоять. Что может сделать вам даже самый непонятливый человек, если вы постоянно добры к нему?

(Марк Аврелий)

Как неразумен человек, когда от добра, которое он имеет, он еще ищет другого. Не довольствуясь тем, что у него есть, и, гоняясь за большим, человек теряет и то, что имел.

(Наваррская Маргарита)

Как далеко простираются лучи крохотной свечки! Так же сияет и доброе дело в мире ненастья. (Уильям Шекспир)

А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит в правую щёку твою, обрати к нему и другую.

(Евангелие от Матфея)

(останавливает ли нашего обидчика то, что мы начинаем обижать его в ответ, или он скорее опомнится, если мы промолчим или спокойно объяснимся с ним)

Пословицы (представление о добре одинаково у всех народов мира)

Час в добре пробудешь - все горе забудешь.

русская пословица

Жалость - со слезами, а доброта - с мозолями

русская пословица

Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.

русская пословица

Ни один огонек не пропадет даром, когда вокруг тьма.

русская пословица

Все любят добро, да не всех любит оно.

русская пословица

Учись доброму, так худое на ум не пойдет.

русская пословица

Жемчужина лежит на дне морском, а падаль плавает на поверхности.

румынская пословица

Кто помогает людям, у того и свои желания сбываются.

английская пословица

Не суди по силе рук, а суди по силе сердца.

башкирская пословица

Постучи в семь дверей, чтобы одна открылась.

армянская пословица

Красота до вечера, а доброта на век.

русская пословица

Кто зло делает - для себя, кто добро делает - тоже для себя.

абхазская пословица

3. Примеры своих добрых дел

Предлагаю желающим кратко описать поступок, дело, которое было совершено им или другим человеком, и о котором можно сказать, что это доброе дело.

4. Надуманные противоречия

- Что вы думаете о расхожем выражении «Не делай добра – не получишь зла»?

- Оправдано ли выражение: Цель оправдывает средство? (Порассуждать на тему «МОТИВ - ДОБРО, ПОСУПОК – ЗЛО»).

Ответ на эти вопросы можно поискать в выражении «Добро должно быть с кулаками» (первая строчка стихотворения Куняева и Светлова)

Смысл выражения: добро может быть добром тогда, когда оно в состоянии защищать себя, противостоять злу и побеждать его.

Чем добро побеждает зло? Конечно, не кулаками. Силой духа. Любовью.

5. Спасись сам!

- В «Священном писании» есть выражение «Спасись сам и вокруг тебя тысячи спасутся». Что вы об этом думаете? Что больше воспитывает людей - слова или личный пример?

- Есть ли (или было ли) в вашей жизни противоречие, проблема, вопрос, касающейся проявления доброты? Может быть, мы смогли бы вместе обсудить и найти ответ на него?

6. «В добрый путь!»

Начали мы нашу встречу с народной мудрости: «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других”.

Заканчиваем ещё одной: “Жизнь дана на добрые дела”. Спешите их делать! В добрый путь!

В завершении встречи всем вместе спеть под гитару или фонограмму музыки песни Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты» и «Союз друзей».

«Давайте говорить друг другу комплименты»

Б. Окуджава

Давайте восклицать, друг другом восхищаться.

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты -

ведь это все любви счастливые моменты.

Давайте горевать и плакать откровенно,

то вместе, то поврозь, а то попеременно.

Не нужно придавать значения злословью -

поскольку грусть всегда соседствует с любовью.

Давайте понимать друг друга с полуслова,

чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.

Давайте жить, во всем друг другу потакая, -

тем более, что жизнь короткая такая. «Союз друзей»

Б. Окуджава

Поднявший меч на наш союз

Достоин будет худшей кары,

И я за жизнь его тогда

Не дам и самой ломаной гитары.

Как вожделенно жаждет век

Нащупать брешь у нас в цепочке

Возьмемся за руки, друзья

Возьмемся за руки, друзья

Чтоб не пропасть поодиночке

Возьмемся за руки, друзья

Возьмемся за руки, друзья

Чтоб не пропасть поодиночке.

Среди совсем чужих пиров

И слишком ненадежных истин,

Не дожидаясь похвалы

Мы перья белые свои почистим

Пока безумный наш султан

Сулит дорогу нам к острогу

Возьмемся за руки, друзья

Возьмемся за руки, друзья

Возьмемся за руки ей-богу

Возьмемся за руки, друзья

Возьмемся за руки, друзья

Возьмемся за руки ей-богу

Когда ж придет дележки час

Не нас калач ржаной поманит

И рай настанет не для нас,

Зато Офелия всех нас помянет.

Пока ж не грянула пора

Нам расставаться понемногу,

Возьмемся за руки, друзья,

Возьмемся за руки, друзья,

Возьмемся за руки ей-богу,

Возьмемся за руки, друзья,

Возьмемся за руки, друзья,

Возьмемся за руки ей-богу!

Познавательно – развлекательная программа

“Передай добро по кругу”

Возраст детей: 7 – 10 лет

Задачи занятия:

- Формировать у детей и подростков нравственные представления в диапазоне «добра и зла», представление о способах проявления доброты;

- побуждать детей к положительным поступкам и делам;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость на переживания другого человека, уважение к старшим и младшим.

Оборудование: ПК, экран, проектор, фонограммы, отрывки из мульфильмов.

Раздаточный материал: два набора напечатанных слов (приведены ниже).

).

Сценарий программы

Ведущий:

Пусть только радость входит в дверь – откройте двери эти!

И горьких не было б потерь совсем на белом свете!

Пусть наши сбудутся мечты и сгинут все напасти,

Пусть будет много доброты, пусть будет мир и счастье!

Сегодня мы будем говорить о доброте. Какие слова подходят к понятию ДОБРОТА?

Дружба, радость, улыбка - подходят?

Лев Николаевич Толстой сказал: “Чтобы поверить в добро, нужно начать его делать”.

Давайте начнём делать добро. И первое, что мы сделаем – подарим друг другу улыбку!

Приглашаю всех встать в дружеский круг!

(Ребята встают в круг)

Человек доброжелательный, желающий другим блага и ведет себя соответственно. Он не сможет быть злым, грубым, жестоким. Его отношения с людьми окрашены приветливостью, улыбкой, проявлениями внимания и заботы.

Почему не у каждого получается быть добрым? Путь к доброте нелегкий. Это долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Доброте нужно учиться!

Положите правую руку на плечо соседу справа. Это символ того, что каждый из вас может рассчитывать на плечо друга, которое поддержит в трудную минуту.

А сейчас левой рукой обхватите талию соседа слева. Это символизирует, что каждый из вас должен поддержать друга в трудную минуту.

А сейчас мы разобьёмся на 2 команды, придумаем название командам, выберем командира команды и продолжим говорить о доброте в интересной увлекательной форме дружеского конкурса.

Итак, мы начинаем.

(Идёт представление команд)

А кто должен смотреть внимательно, да судить старательно?

Конечно, это наши добродетели – наше жюри.

(Представление состава жюри).

1. Конкурс “Добрые слова»

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться:

– Доброе утро!

– Доброе утро! – Солнцу и птицам!

– Доброе утро! – Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.

1. Вам необходимо вспомнить слова и выражения с корнем “добро” (Доброта, добросовестный, добродушный, добросердечный, доброжелательный, добропорядочный, добродетельный, добронравный, добрый день)

(Команды по очереди называют слова)

2. Конкурс «Мудрая доброта»

2.

Сейчас команды должны за 1 минуту обсудить и представить своё понимание пословицы.

1-ая команда: «Жалость - со слезами, а доброта - с мозолями» (русская пословица)

2-ая команда: «Не суди по силе рук, а суди по силе сердца» (башкирская пословица)

(Команды 30 секунд обсуждают и озвучивают ответ)

Какие вы ещё знаете поговорки и пословицы о доброте?

Вначале можно озвучить поговорки:

– Делать добро спеши.

– Добрые дела красят человека.

– Без добрых дел нет доброго имени.

– Злой не верит, что есть добрые люди.

– Свет не без добрых людей.

– Сделав добро – не хвались.

– Худо тому, кто добра не делает никому.

– Хозяин добр – и дом хорош, хозяин худ – и дом плох.

Затем командам выдаются наборы отдельно напечатанных слов, из которых нужно вспомнить и собрать поговорку или пословицу и разложить на столе. Можно придумать и сложить свою поговорку.

3. Конкурс «Ежели вы вежливы…»

Как вы думаете, вежливость – признак доброты?

Человек доброжелательный, желающий другим блага и ведет себя соответственно. Он не сможет быть злым, грубым, жестоким. Его отношения с людьми окрашены приветливостью, улыбкой, проявлениями внимания и заботы.

Сейчас я прочту 2 стихотворения, одно – для 1 команды, второе – для 2 команды Ваша задача: рассказать, почему героев стихов нельзя назвать добрыми детьми.

1-ой команде

Глаза у Саши велики,

Но очень близоруки.

Врач прописал ему очки

По правилам науки.

Отшлифовали в мастерской

Два стёклышка на славу,

Потом заботливой рукой

Их вставили в оправу.

Очки вложили мастера

В коробку из пластмассы,

И Сашин дедушка вчера

Их получил у кассы.

Но про очки ребятам всем

Известно стало сразу.

Они шутливо говорят: "Зачем

Тебе четыре глаза?

Саша, Саша - водолаз!

У тебя две пары глаз.

Только ты, очкастый,

Стёклами не хвастай!"

Заплакал Саша от стыда,

Уткнулся носом в стену.

- Нет, - говорит он, - никогда,

Очков я не надену!

Но мать утешила его:

- Очков носить не стыдно.

Всё надо делать для того,

Чтоб лучше было видно!

Над теми, кто надел очки

Смеются только дурачки.

2-ой команде

Синенькая юбочка.

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

Девочки на празднике

Соберутся в круг.

Как танцует Любочка!

Лучше всех подруг.

Кружится и юбочка,

И ленточка в косе.

Все глядят на Любочку,

Радуются все.

Но если к этой Любочке

Вы придёте в дом,

Там вы эту девочку

Узнаете с трудом.

Она кричит ещё с порога,

Объявляет на ходу:

- У меня уроков много,

Я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае -

Вежливо билет берёт.

Всех локтями раздвигая,

Продвигается вперёд.

- Ах, какая, теснота! -

Извините, бабушка, но это

Всё же детские места!

- Ну, садись, - вздыхает та.

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Вот какая Любочка

Во всей её красе.

4. Конкурс – «Добрые сказки”

Ну, а сейчас следующий конкурс. Каждой команде предстоит ответить на вопрос, касающийся известной сказки

1 команде: Как бы вы охарактеризовали Жука из сказки «Дюймовочка? Какие поступки совершал Жук? Его можно назвать добрым, ведь он спас Дюймовочку? (нет, потому что он сделал это не из желания спасти девочку; потом он её бросил, испугавшись мнения окружающих)

2 команде: Чему нас учит сказка «Гадкий утёнок»? Что помогло утёнку превратиться в прекрасного лебедя? (смирение, скромность, беззлобность)

Какие ещё вы знаете сказки о добре?

5. Конкурс капитанов

Приглашаем принять участие в 5-м конкурсе. Конкурс капитанов – “Заменяем плохие слова на хорошие”. Капитанам по очереди говорится слово, они должны назвать противоположное по смыслу.

Грубый – ласковый,

злой – добрый,

жадный – щедрый,

грустный – веселый,

вражда – дружба,

горе – радость,

ненависть – любовь,

обман – правда,

унижение – похвала,

жестокость – нежность.

Добрые сердца – это сады. Добрые слова – корни. Добрые мысли – цветы. Добрые дела – плоды.

Так заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

Финал.

Прежде, чем мы жюри скажет, какая команда набрала больше баллов, я приглашаю всех встать в круг.

Римский философ Сенека считал: “Человек, который думает только о себе и ищет во всем выгоды, не может быть счастлив”.

Наша программа называется «Передай добро по кругу». Давайте мы сейчас по кругу передадим хорошие слова. Это могут быть комплименты, пожелания, признания.

(дети встают в круг и выполняют задание)

Настало время подвести итоги. Слово нашим добродетелям – нашему Жюри.

Жюри говорит о том, что самое главное – уметь порадоваться за другого. Поэтому побеждает та команда, которая громче похлопает команде противника.

Побеждает дружба.

Завершается программа общей песней.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное и физическое воспитание детей дошкольного возраста в системе работы инструктора по физической культуре В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением.

Духовно-нравственное становление личности дошкольника средствами народного декоративно-прикладного искусства Духовно - нравственное становление личности дошкольника средствами народного декоративно-прикладного искусства (Слайд № 1) «Детство – каждодневное.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Ознакомление дошкольников с прошлым родного края, с основами русской народной культуры в СП ГБОУ СОШ №3 г. о. Октябрьск «Детский сад №5».

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе сотрудничества семьи и детского сада По словам Константина Дмитриевича Ушинского «Задача воспитания — пробудить внимание к духовной жизни … Если наш воспитанник знает много,.

Духовно-нравственное воспитание в семье через чтение, как основа формирования личности Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности.

Из опыта работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» 6 лет я работаю над темой «Духовно-нравственное воспитание дошкольников». В настоящее время нас не может не тревожить духовное состояние.

Консультация «Духовно-нравственное воспитание в рамках работы учителя-дефектолога» Духовно-нравственное воспитание в рамках работы учителя-дефектолога При изучении программного материала образовательные и коррекционные.

Педагогический совет «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника» .

Развитие песенного творчества у дошкольников. Из опыта работы Музыкальные игры как средство развитие песенного творчества у дошкольников. Из опыта работы. Развитие творчества у ребенка возможно при.

Влияние взаимосвязи музыки и других видов искусства на духовно-нравственное и художественно-эстетическое развитие личности «Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства Прекрасного…» Р. Тагор На современном этапе развития нашего государства,.

Автор публикации:
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности (из опыта работы Центра детского творчества «Шанс»)
Опубликовано: 12 октября 2016 в 12:51
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о выставке работ совместного творчества родителей и детей «Зимние забавы»
Фотоотчет с выставки работ совместного творчества родителей и детей "Зимние забавы" Ах ты, зимушка-зима, Ты пришла с морозами, Нам сугробы намела...
Новогодняя ёлочка. Аппликация из пластилина
Перед Новогодними праздниками проведено много различных поделок: из пластилина, бумаги, бросового материала, различных игрушек новогодних. Рассказать...
Проект «В ожидании Новогоднего чуда». Средняя группа дошкольного возраста
2018 год Проект подготовили: Кучина Т. В, Савина С. Л. - воспитатели, Кузнецова М. Р. - музыкальный руководитель. Актуальность. Всем известно, что самый...
Брошюра для родителей «Делать и не делать»
2016 В воспитании ребенка очень важно делать или не делать каких-то вещей. Родители не всегда поступают верно, по отношению к ребенку, делая этого не из...
Нетрадиционная техника рисования. Коллективная работа «Зимний лес»
Рисование для детей всегда интересный и увлекательный процесс! А рисование нетрадиционным способом дает детям возможность раскрыть свой творческий потенциал,...