Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в семье

Татьяна Борохина
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в семье

В первое время важнее всего

материнское воспитание,

ибо нравственность должна быть

насаждена в ребенке как чувство.

Гегель Г. Ф.

Духовно – нравственное развитие и воспитание личности в семье

Среди многих проблем образования наиболее актуальной является духовно-нравственное развитие и воспитание личности в семье. Основная обязанность по проведению духовно-нравственного воспитания принадлежит семье как важнейшему социальному институту, влияющему на формирование личности.

Духовно – нравственное развитие и воспитание личности предполагает становление отношений к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

«Духовная атмосфера здоровой семьи призвана привить ребенку потребность в чистой любви, склонность к мужественной искренности и способность к спокойной и достойной дисциплине»[2] – писал философ И. А. Ильин.

В. В. Розанов отмечал «. лишь семья, лишь она одна может воспитывать в детях существеннейшие стороны культуры, привить ее самые одухотворенные, эфирные частицы…»[4]

Важными направлениями на пути духовно-нравственного развития и воспитания личности в семье является приобщение своей национальной культуры. Мы должны с самого раннего возраста прививать детям традиции своей культуры. Ведь традиции и есть основы духовности и нравственности.

Духовность – это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определенных ценностей, целей и смыслов. Духовная составляющая воспитания в таком случае заключается в содействии ребенку в освоении системы ценностей и идеалов, а также в формировании на этой основе определенной личностной мировоззренческой позиции.

Нравственная же составляющая направлена на содействие в развитии чувств, отношений и поведения, отражающих мировоззренческую позицию в социальной деятельности ребенка: во взаимоотношениях с другими людьми и духовным миром. Будет нравственность, будет и духовность; не будет нравственности – не будет ничего, никакого воспитания.

Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

Для каждого из своих членов семья является школой любви, постоянной готовности отдавать себя другим, заботиться о них, оберегать их. На основании взаимной любви супругов рождается родительская любовь, ответная любовь детей к родителям, бабушкам, дедушкам, братьям и сестрам. Радость и горе в духовно здоровой семье становятся общими: все события семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной любви.

В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению личности. Особенностью современных условий духовно-нравственного воспитания является то, что осваивать его традиции родителям приходится не только в педагогическом (применительно к детям, но и в личностном плане (применительно к самим себе). Перед ними стоит двойная задача:

1. Становиться носителями той духовно-нравственной культуры и образа жизни, который они стремятся привить детям.

2. Создавать и непрерывно поддерживать в семье культурную, психологическую и духовную атмосферу, в которой формировалось бы и закреплялось изначальное стремление личности ребенка к светлому, возвышенному, святому и доброму.

Говоря о духовно-нравственном воспитании личности в семье, необходимо четко представлять себе, какие нравственные понятия должны формировать в своих детях родители с самого раннего их детства.

Исследователь проблемы нравственного воспитания детей в семье С. И. Варюхина отмечает, что «среди многих ценных человеческих качеств доброта - главный показатель развитости человеческого в человеке.».[1]

Понятие «добрый человек» — очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, активное стремление делать добро, способность к самоотречению во имя блага других, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие. Это всё - понятия нравственности.

Воспитывать надо все элементы их духовно-нравственного мира. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты обеспечиваются только всеми его слагаемыми, которые не даются человеку от природы, их необходимо воспитывать, без них невозможна высокая духовность, нравственность.

По определению социологов, воспитательный потенциал семьи определяется рядом факторов: её материальной и жилищно-бытовой обеспеченностью, культурно-образовательным уровнем родителей, существующим в ней морально- психологическим климатом, авторитетом отца и матери у детей и доверием детей к родителям, единством требований в семье.

В связи с этим педагогические огрехи родителей могут быть вызваны следующими причинами:

1) неполная семья;

2) конфликтная атмосфера в семье;

3) наличие сформировавшейся изначально ложной точки зрения на воспитание ребёнка. Например: «Я родила, одеваю, кормлю, а остальное – дело школы»;

4) при полном внешнем благополучии семьи – авторитарные методы воспитания;

5) излишняя порочная родительская любовь и т. п.

Осуществляя воспитание, родители должны формировать духовно-нравственные основы существования семьи. К ним относятся следующие принципы, на основе которых в каждой семье зарождаются, формируются и укрепляются традиции и обычаи семьи:

• принцип воспитания любовью;

• атмосфера искренности и правды;

• право ребёнка на разъяснение и рассуждение;

воспитание по национальным традициям ;

• исключение из правил организации жизни в семье безнравственных приемов наказания ребенка;

• закон понимания ребенком «можно», «надо», «нельзя»;

• положительные эмоции и чувства в семье;

• демонстрация детям собственной работоспособности;

• культивирование в семье положительных привычек;

• создание условий для общения ребенка с нравственными людьми;

• единство педагогических влияний;

• общение и внимание.

Следует отметить следующие методы и условия нравственного воспитания личности в семье:

1) Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей.

2) Атмосфера искренности. «Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность. Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и потом запутываться в нём или чем лгать и обманывать и потом быть изобличённым детской проницательностью. И не следует говорить так: «Это тебе рано знать», или «Это ты всё равно не поймёшь»; такие ответы только раздражают в душе ребёнка любопытство и самолюбие. Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность, и даётся конкретный урок долга, дисциплины и деликатности…»[2]

3) Разъяснение. Воздействие словом.

В. А. Сухомлинский отмечал, что слово должно применяться именно к конкретному человеку, слово должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие. Подростки любят рассуждать, но родители часто пресекают эти рассуждения, подчёркивая их незрелость, объясняя её тем, что они ещё малы, а потому им рано высказывать свои мнения. Но именно в ходе этих рассуждений подростки постигают нравственные понятия. Как правильно говорить с ребёнком? Всё дело в том, что необходимо знать, что сказать и как сказать. [3]

Таким образом, сегодня мы хорошо понимаем, что основы духовно – нравственного развития и воспитания личности, безусловно, формируются в семье. Первые проявления тепла и участия, любви и уважения формируются в семье. В семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возрастав условиях реализации ФГОС  Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной.

Гражданское и духовно-нравственное воспитание в семье и детском садуГражданское и духовно-нравственное воспитание в семье и детском саду Выполнили: Воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 21 «Надежда» г. о. Ступино - Павлова М. С. ; Воспитатель МАДОУ ЦРР д/с № 21 «Надежда» г. о. Ступино.

Духовно-нравственное воспитание как важнейший аспект формирования личности ребёнка .

Духовно-нравственное воспитание дошкольника В настоящее время экономические и политические изменения привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех.

Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Слайд 1: Заголовок Слайд 2-3: В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Главной целью воспитательной деятельности дошкольников является формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает,.

Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В системе дошкольного образования работаю двадцать восемь.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Безопасность детей
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в семье
Опубликовано: 29 мая 2019 в 10:37
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 октября. День фантастики на МААМ

18 октября 1934 года родился классик советской научной фантастики Игорь Всеволодович Можейко, которого читатели знают по псевдониму Кир Булычев. Это имя для поколения советских школьников стало метафорой...

17 октября День рождения первого в истории Музея игрушек

17 октября 1918 года в Москве был основан первый в истории государственный Музей игрушки. Своему появлению он обязан не столько государству, сколько одному-единственному человеку: художнику, искусствоведу...

К вопросу о сохранности родных языков коренных малочисленных народов Севера в...
Специфическими для Северо-Арктической зоны России наряду с другими факторами являются проблемы получения качественного образования в связи с большой...
Конспект родительского собрания «Ваш ребёнок — будущий школьник»
Цель : совершенствование активной педагогической позиции родителей по вопросу формирования целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования....
Оформление стены в группе. Дерево «Все времена года»
Для лучшего понимания и восприятия детьми признаков времени года решили использовать пространство на одной из стен в группе, нарисовать дерево со всеми...