Саима Юламанова
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста
Юламанова С. Т. ,
воспитатель МАДОУ «Солнышко»
села Бурибай МР Хайбуллинский район РБ
Нравственное воспитание – не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначены цели по нравственному воспитанию : создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Одним из условий успешной реализации работы духовно - нравственного воспитания мы считаем создание в группе предметно – развивающей среды, которая обеспечивает реализацию различных образовательных программ; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Учитывая все это требования, мы пополнили в нашей группе «Василек» разные центры развития (центр ИЗО, центр книги, центр развития речи, экологический центр, математической центр). Особое место занимает центр нравственно-патриотического воспитания. В этом центре у нас собран богатый демонстрационный и раздаточный материал. С помощью родителей мы оформили мини – музей, где имеются народные игрушки, сувениры, куклы в русском и башкирском костюме. В течение года дети знакомятся с народными костюмами: классифицируем его по принадлежности: праздничный, будничный; для женщины, девушки; женский, мужской; с декором костюма, материалом украшений. Экспонаты мини - музея помогают развивать интеллект дошкольников и привлекать к сотрудничеству родителей. Нами оформлены альбомы «Башкирская национальная одежда», «Природа Хайбуллинского района», «Памятники Природы Хайбуллинского района», «Достопримечательности села Бурибай». Результатом всей работы можно считать то, что практически каждый ребенок может выступать в роли экскурсовода и рассказывать много интересного гостям, посетителям мини-музея. Здесь проходят непосредственно образовательная деятельность, развлечения и досуги с родителями.
Формирование нравственной культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности. Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания.
В нашей дошкольной образовательной организации воспитателями многое делается для обогащения эколого-развивающей среды в помещении детского сада и на его территории. На территории имеются цветники, огород, фитоогород, что позволяет в естественных условиях знакомить детей с объектами и явлениями природы, способствовать формированию представлений о взаимосвязях в природе, развивает наблюдательность, интерес к ней, эстетические чувства, любовь, бережное отношение к родному краю.
В экологическим центре нашей группы имеются такие игры, как «Сложи цветок Хайбуллинского района (колокольчик, ромашка, ландыш, одуванчик, тюльпан, василек)»; «Укрась коврик»; «Домино с орнаментами»; «Сложи утварь»; «Подбери картинку»; «Подумай - сложи - назови» и т. д.
Для социально - личностного развития большое внимание уделяем дидактическим играм, таким, как «Башкирские орнаменты», «Разрезные узоры», игра «Помоги Айболиту собрать лекарственные травы», «Кто, где живет?», «Чей домик?», в игре с которыми дети знакомятся животным миром Хайбуллинского района)», «Вершки и корешки» и другие. Такие игры развивают познавательный интерес, расширяют представления о животных и растениях нашего района, учат видеть неповторимость природных объектов.
Устное народное творчество обладает большими воспитательными возможностями. Поэтому, в книжном центре очень много башкирских народных сказок и легенд. В своей работе широко используем потешки, пословицы, сказки, песни, частушки, небылицы, колыбельные и т. д. Наши дети со средней группы участвуют в конкурсе сказателей эпоса «Урал батыр» и занимают призовые места.
Народные подвижные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. Учитывая это, в центре физического развития оформлена картотека башкирских народных игр: «Эн, еп м тйн», «Йылым» и т. д.
Во время образовательной деятельности и на прогулках мы вместе с детьми используем в своей речи пословицы, считалочки, потешки на башкирском и русском языках. В ходе тематической недели «Мой дом, мое село, моя республика» уточняем и расширяем представления детей об объектах и зданиях нашего села, профессиях людей, закрепляем названия улиц села, оформляем фотоальбомы «Моё село», «Моя семья» и т. д. ; организовываем экскурсии в Дом культуры, библиотеку, на почту, посещения краеведческого и школьного музея.
Наше село населяют люди самых различных профессий, но одно из главных предприятий нашего села – это Бурибаевский ГОК. Многие наши родители работают на шахте, поэтому мы своих воспитанников знакомим с трудом шахтера. Даем задания ребятам узнать, где трудятся их мамы и папы, а родителей просим в беседе с детьми больше рассказать о своей работе. Проводим беседы, загадываем загадки об орудиях труда шахтера, знакомим с шахтерскими династиями: семья Тугузбаевых, Рахметовых, Багишаевых, Шакировых и других. Считаем эффективным способом формирования патриотических чувств дошкольников к своему родному селу – проведение таких игр, как «Знатоки нашего села», «Пройдемся по улицам села», «КВН» – моё любимое село. В течение года детском саду проводятся сезонные музыкально-игровые праздники: осенью — «Осенний бал»; зимой — «Новый год», «Защитники Отечества», весной— «Праздник мам», «Праздник птиц», «Сабантуй», «Кара байрамы», «Катык байрамы».
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – маме, папе, бабушке, дедушке. Эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Необходимо помочь детям осознать свой статус в семье, оценить значимость семьи в своей жизни, поэтому, когда проходит тематическая неделя «Моя семья», мы вовлекаем родителей в совместные мероприятия, результаты которых радуют детей, вызывают у них чувство гордости. Приятно услышать из уст ребенка: «Это мои мама и папа сделали!», «Это мы вместе смастерили!». Дети с гордостью рассказывают о своей семье. Немалую фантазию родители проявляют при оформлении герба семьи, семейного древа. Ни один герб не походил на другой, каждый отражал особенности своей семьи. Герб сопровождается семейным девизом: «Мой дом – моя крепость», «Всегда вместе – всегда рядом», «Моя семья – моё богатство». В заключение тематического цикла доводим до всех участников образовательных отношений к тому, что важно, чтобы в своем родном доме ребенок рос не гостем, а хозяином, чтобы он имел какие – то обязанности, - это способствует укреплению чувства семьи.
Духовно-нравственное воспитание наших детей показывает : что дети меняются, стало меньше конфликтов, стараются больше проявлять терпимость, сдержанность, заботливость, внимательность по отношению друг к другу, учатся прощать, уступать, соотносить свои интересы с интересами других. И главный результат нашей работы, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.