Рыжкова Ольга
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы
«Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания».
Александр Владимирович Запорожец
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для нравственного воспитания детей. Именно в этот период происходит приобщение ребёнка к культуре, к общечеловеческим ценностям, формируются такие духовные начала, как любовь к родным и близким, чувство долга, совестливость и справедливость.
Духовный мир ребёнка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувство сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес.
Духовно – нравственное воспитание – актуальная и очень сложная проблема настоящего времени. Трудно представить дошкольное детство без книги.
Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им разобраться в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь. В процессе чтения литературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними. С помощью детской художественной литературы дети учатся оценивать свои поступки и поступки товарищей, учатся применять полученные знания в общении со взрослыми и сверстниками.
Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребё нка: она воспитывает воображение, даёт прекрасные образцы русского литературного языка.
Слушая знакомую сказку, стихотворение, ребёнок переживает, волнуется вместе с героями. В народных сказках раскрываются перед детьми меткость и выразительность языка, в рассказах дети познают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают напевность, музыкальность и ритмичность русской речи. В пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки.
Таким образом, приобщение дошкольников к художественной литературе позволяет заложить базовую основу его общей культуры. Именно литература выступает на дошкольном этапе как эффективное средство познавательно - речевого развития ребенка, помогает ребенку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения.
Ознакомление детей с художественной литературой способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности.