МААМ-картинки

Духовно-нравственное воспитание детей разновозрастной группы в малокомплектном детском саду

Моисеева Светлана
Духовно-нравственное воспитание детей разновозрастной группы в малокомплектном детском саду

МКОУ Папузинская ОШ

Дошкольная группа «Колобок» автор воспитатель Моисеева С. И.

Духовно-нравственное воспитание детей является важной проблемой в педагогике Её актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, культуры во взаимоотношении людей. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место заняли экран телевизора или компьютера. Сегодня материальные ценности возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности, патриотизме. В погоне за развитием интелекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие ребёнка.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей разновозрастной группы в малокомплектном детском саду» размещена в разделах

Актуальность этой задачи отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В методологическую основу разработки и реализации стандарта была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Цель духовно-нравственного воспитания - формирование нравственных качеств личности ребёнка, накопление им духовного опыта, основанного на культурных традициях народа. "Духовность есть сугубо личностное состояние внутреннего мира каждого человека. На основе духа и духовности совершенствуется в нём духовная жизнь, вовлекая в себя мысли, чувства, переживания, впечатления, увлечения, вкусы, отношения, устремления, мечты, фантазии, мировоззрение, нравственность, оценки. Духовность объединяет всё, что происходит в сознательном и подсознательном мирах человека. " - такое определение даёт Ш. А. Амонашвили в "Манифесте гуманной педагогики"

Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребёнка к возвышенному и доброму, дать представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, патриотизме, возрождать русские национальные обычаи и традиции.

"Традиционная практика воспитания запечатлена в различных памятниках народного творчества: сказках, пословицах, поговорках, обрядах, обычаях. " Л. М. Захарова. Для привития детям духовности и нравственности необходимо знакомство их с родным языком: художественной литературой, устным народным творчеством (сказки, песенки, пословицы, поговорки). Яркость, ёмкость, эмоциональность образа - всё это воздействует на нравственно-эмоциональную сферу ребёнка. В пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки. Они содержат целый комплекс рекомендаций, которые выражают народное представление о человеке, о процессе формирования личности, о духовно-нравственном воспитании в целом. Сказки, пословицы, игры эмоционально воздействуют на детей, помогают "прочувствовать последствия человеческих действий". А. В. Запорожец Всё это способствует духовно-нравственному развитию ребёнка.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции, именно это даёт детям представление о культуре народа, знакомит с традициями и народными обрядами, формирует в детях позитивные ценности, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании духовные и эстетические нормы. Кроме того, народные праздники, проводимые в детском саду выражают национальный характер и самобытность времени, является яркой формой отдыха педагогов, родителей и детей, которые объединены совместными действиями, общими переживаниями.

Без патриотического воспитания невозможно вырастить духовно-нравственного человека. Патриотизм - любовь к родным местам, гордость за свой народ, желание сохранять и приумножать богатства своей страны, сохранение культурного наследия, исторических и культурных традиций. Необходимо закреплять представления о Родине, воспитывать любовь к ней. Знакомить с национальной культурой и традициями народов, населяющих нашу страну, формировать симпатию, доброжелательное отношение и уважение к ним.

С дошкольного возраста важно формировать у ребёнка способность к сопереживанию, умение отзываться на горе и радость других людей. В нашей группе воспитывался ребёнок-инвалид, и мы замечали, что наши дети не видят разницы между ним и собой, они воспринимают его таким, какой он есть, стараются помочь ему, опекают, оберегают. Кроме того, наши дети воспитываются в сельском детском саду, группа у нас смешанная, ребятки от трёх до шести лет. Это очень помогает сплочению детского коллектива, воспитанию прекрасных качеств : взаимопомощи, поддержки, уважения, чуткости,. Вот так непринуждённо воспитывается в детях милосердие, человечность.

В методическом пособии "Эстетическое образование детей старшего дошкольного возраста. " под редакцией Н. П. Ивановой даётся характеристика таким нравственным терминам, как сочувствие, уважение, чуткость, человечность.

"Сочувствие - одна из форм проявления человеколюбия; понимание мыслей и чувств другого человека, оказание моральной поддержки, признание потребностей и интересов другого лица.

Уважение - требование нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в котором практически приносятся достоинство личности.

Чуткость - моральное качество, характеризующее отношение к окружающим, заботу о их нуждах и желаниях, внимательное отношение к их интересам, тактичность и вежливость.

Человечность - моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей, включает в себя благожелательность, уважение, великодушие, скромность, честность, искренность. "

Я считаю, что без воспитания этих качеств невозможно духовное становление личности. " Золотое правило нравственности:/не/ поступай по отношению к другим так, как ты /не/ хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. " Н. П. Иванова, В. В. Баранова.

Специфика дошкольного возраста состоит в том, что социальное развитие ребёнка осуществляется под воздействием взрослого, который вводит ребёнка в социум. Ребёнок сотрудничает с компетентными взрослыми людьми, как член общества. Он включается в систему человеческих отношений, где происходит диалог личностей, ценностных установок.

На мой взгляд, чтобы прививать детям духовно-нравственные нормы, необходимо усвоить для себя, что каждый ребёнок индивидуален, уникален, его нужно понять, принять, признать. Надо помнить, что" являешься гарантом в формировании нравственного сознания детей, развития нравственных чувств и усвоения норм морали. " Н. П. Иванова, В. В. Баранова. Заложенные в детстве духовно-нравственные нормы сохраняются на всю жизнь. Воспитывать эти качества необходимо с с детского сада, когда детская психика наиболее восприимчива к развитию разного рода, именно в этот период ребёнок приобщается к миру общечеловеческих ценностей, формируются основы отношения к себе, к близкому окружению, к обществу в целом, прививаются навыки доброжелательного отношения к сверстникам, своему ближайшему окружению, к любви своей семьи. "Без духовной общности воспитание не состоится. " Ш. А. Амонашвили. Задача современной дошкольной организации состоит в том, чтобы из её стен вышли воспитанники не только с определённым запасом заний, умений, навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определённым набором духовно-нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни.

Наша работа по духовно-нравственному воспитанию детей основывается на Основную образовательную программу дошкольного образования "От рождения до школы", образовательная область "Социально-коммуникативное развитие," Наша дошкольная группа "Колобок" входит в состав Папузинской основной школы. Коллектив маленький, но дружный. Настоятель храма Святой Троицы отец Виктор частый гость в школе и детском саду, оказывает духовную поддержку и наставляет на работу с детьми и родителями по духовно-нравственному воспитанию.

В нашей группе собрана литература для детей "Евангилее в пересказе для детей", "Детская библия", "10 божьих заповедей" - набор открыток с иллюстрациями, рассказы и притчи для детей. Проводили цикл занятий "Уроки доброты", целью которых является воспитание нравственности и познание себя в мире людей. Легко ли быть добрым? Дети сами старались дать ответ, поразмыслить над этим вопросом.

Духовно-нравственное воспитание и развитие личности начинается в семье. Важной в этом направлении является работа с родителями. Они принимали участие в тематических выставках, конкурсах, праздниках. Совместно с учениками нашей школы и родителями мы принимали участие в праздновании Дня Матери, Дня пожилого человека, Дня Победы. Наши малыши с интересом и большим желанием праздновали Рождественские Святки, Масленицу, Пасху, Троицу. Всё это сопровождалось созданием атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ средствами сказки Пояснительная записка «Из всех наук, которые должен знать человек, главная есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как.

Духовно-нравственное воспитание детей в системе дошкольного образования «Духовно-нравственное воспитание детей в системе дошкольного образования» Аннотация. Челно-Вершинский район является многонациональным.

Духовно-нравственное воспитание для детей подготовительной группы «Сотворение мира Богом» Цель: Формирование базовой культуры ребенка на основе традиционных духовных и нравственных ценностей. Задачи: Знакомить с устройством.

Духовно-нравственное воспитание детей 4–5 лет Занятия «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: Приобщать детей к духовным и нравственным ценностям. Задачи: 1. Учить детей разбираться.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста Юламанова С. Т., воспитатель МАДОУ «Солнышко» села Бурибай МР Хайбуллинский.

Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ Организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей в ДОУ. • Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются.

Нравственное и эстетическое воспитание детей в детском саду и дома Большую роль в жизни ребенка имеет нравственное воспитание в саду и дома. Педагоги и родители одновременно учат детей порядочности, уважению,.

Общее родительское собрание «Духовно-нравственное развитие ребенка в детском саду и семье» «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно.

Педагогическая гостиная «Духовно-нравственное воспитание в детском саду» В условиях кризисного общества, главными приоритетами в воспитании ребенка являются его раннее развитие и обучение для обеспечения успешности.

Программа саморазвития «Нравственное воспитание детей разновозрастной группы посредством трудовой деятельности» Программа по самообразованию воспитателя МДОУ детский сад «Теремок» д. Каменное Сироткиной Людмилы Павловны Тема: «Нравственное воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание детей разновозрастной группы в малокомплектном детском саду
Опубликовано: 13 ноября 2017 в 20:09
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД