Духовно-нравственное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в СВГ

Майорова Людмила
Духовно-нравственное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в СВГ

Духовно-нравственное воспитание детей-сирот и детей, оставшегося без попечения родителей, воспитывающиеся в семейно-воспитательных группах.

Автор: Майорова Людмила Николаевна

Должность: воспитатель

Учебное заведение: ГКУСО РО Большелогского центра помощи детям

Населённый пункт: город Аксай Ростоской обл.

Наименование материала: статья на тему духовно-нравственного воспитания из опыта работы

Тема: "Духовно-нравственное воспитание детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Дата публикации: 10.10.2019 г.

«Если человек получил духовную помощь в детстве, то он снова придёт в себя, даже сбившись с пути. Если дерево пропитано олифой, оно не гниёт. Если детей хоть немного пропитать благоговением, страхом Божьим, то это будет помогать им всю жизнь.»

Старец Таисий Пифагорец

Аннотация:

Основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является нравственное воспитание.

Нравственное воспитание - процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребенка, и предполагает становление его к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

В данной статье я попыталась отразить свой пока ещё небольшой опыт работы по формированию и укреплению духовно-нравственных ценностей у ребят, оставшихся без попечения родителей.

Воспитанниками детских домов являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Эта категория детей является большой проблемой и болью для нашего общества. Обстоятельства жизни складываются так, что такие дети больше других подвержены негативным воздействиям, нарушающих естественный процесс их социализации (различные виды депривации, негативный опыт социального сиротства и др.). Воздействие неблагоприятных условий, вызывает негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям. У детей возникают значительные отклонения, как в поведении, так и в личностном развитии.Им присуща одна характерная черта - нарушение социализации в широком смысле слова: неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, бездуховность, дурные привычки и пр. Детей сирот характеризуют трудности эмоционального развития, стресс, депрессия, часто сниженное настроение, эмоциональная неустойчивость, импульсивность эмоциональных реакций, чувство одиночества, повышенную тревожность, страхи, фобии, негативная Я-концепция, низкая самооценка и др. Сиротам, учитывая частые смены окружающей среды (детские дома, воспитатели, сверстники, приходится адаптироваться в период детства, а так же испытать трудности, связанные с адаптацией при вступлении в самостоятельную жизнь. Поэтому этим ребятам нужно особо пристальное внимание, нужно много времени уделять воспитанию и развитию у них способностей, привитию великодушия, честности и других духовно-нравственных человеческих качеств.

Очень важным аспектом для развития духовно-нравственных качеств у ребёнка является сотрудничество с православной церковью, поддержка духовных наставников, посещение святых мест. Всё это укрепляет веру в Бога, веру ребенка в самого себя, в добро, в чудеса, которые происходят с людьми, верующими в Высший Разум.

В настоящее время Россия переживает один из сложных периодов. Самая большая опасность, которая подстерегает нас, не в развале экономики, а в разрушении личности. Работая с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечении родителей в центре помощи детям, я наблюдаю, что мои воспитанники, независимо от возраста, ставят материальные ценности выше духовных.

Любой, кто взглянет на нашу современность в перспективе нормальной жизни, которую вели люди в прежние времена, не может не поразить, насколько далекой от нормы стала жизнь сейчас. Понятие авторитета и послушания, приличия и вежливости, поведения в обществе и в частной жизни — все резко изменилось не в лучшую сторону, а наоборот, в худшую. Нынешнюю жизнь можно охарактеризовать как испорченную, избалованную. С момента рождения ребёнка с ним обращаются как с избалованным принцем, царём,богом: его прихоти удовлетворяются сразу же, желания исполняются, как по мановению волшебной палочки, он окружен всевозможными игрушками (причём в количестве, не соизмеримом с потребностями, разного рода развлечениями, его не учат и не воспитывают в соответствии со строгими принципами христианского поведения, дают развиваться в том направлении, куда ребёнок хочет сам…

Став взрослым, такой человек, естественно, окружит себя тем же,к чему привык с детства: удобствами, развлечениями, игрушками для взрослых. Жизнь становится наполненной постоянным поиском развлечений, которые настолько лишены всякого серьезного значения, что посетитель из XIX века, глядя на наши популярные телепрограммы, парки аттракционов, рекламу, кинофильмы, музыку — подумал бы, что попал в общество безумцев, потерявших всякое соприкосновение с повседневной реальностью.

В наши дни, если мы пытаемся вести христианскую жизнь, нам важно понять, что всё, что нас окружает, стремится полностью подчинить себе нашу душу — и в религии, и в мирской жизни сегодня человек сталкивается не с отдельными искушениями, а с постоянным состоянием искушения то в виде повсеместной фоновой музыки, то в виде указателей и рекламы на городских улицах. А интернет, смартфоны, телевидение и другие гаджеты современного мира часто становится правителем, диктующим современные ценности, мнения, взгляды и вкусы.

Ребенок, который знает кое-что о мировой истории, и особенно о христианской, о том, как люди жили и мыслили, в какие западни они попадали, уклоняясь от Бога и Его заповедей, и какую славную и достойную жизнь они вели, когда были Ему верны, сможет правильно судить о жизни нашего времени и не станет слепо следовать за «учителями», разрушающими эту самую жизнь.

Пока душа ребёнка еще способна к образованию, нежна и, подобно воску, уступчива и пластична, она впитывает в себя те образы, которыми её напитывают, поэтому им так необходима информация о добре, о Боге, о милосердии и о патриотизме, чтобы когда раскроется разум и придет в действие рассудок, начать жизнь с основ, которые были получены с детства. Тогда разум будет внушать полезное, а навык облегчит преуспеяние.

Именно поэтому в нашей битве против духа мира сего мы можем и должны использовать лучшее, что может предложить мир, чтобы пойти дальше этого лучшего; все лучшее в мире, если нам достает мудрости видеть это, указывает на Бога и Православие.

Воспитательная деятельность в СВГ строится в соответствии с Программой воспитания и социализации центра «Человек. Личность. Гражданин» и программой воспитания семейно-воспитательной группы «Духовно-нравственное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В своей деятельности я ориентируюсь на становление и развитие социальной адаптации личности к реальной жизни.

Основными целями воспитательной работы являются:

- практическая подготовка детей к самостоятельной независимой жизни;

- успешная социализация;

- развить великодушия, интеллектуальных, духовно-нравственных, эстетических, личностных качеств у воспитанников.

В процессе реализации программы предполагается решение следующих задач:

Развивающие

Содействовать:

• развитию творческой и познавательной активности воспитанников;

духовно-нравственному и интеллектуальному развитию личности;

• формированию трудовых навыков через привлечение детей к занятиям прикладным искусством, физкультурой и спортом;

• укреплению здоровья детей

Развивать:

• нравственно-эстетические и духовные качества личности;

• осознанную потребность в здоровом образе жизни;

• через использование форм и методов организации воспитательного процесса умение самостоятельно строить свою жизнь, быть активной личностью, адаптироваться к социальным условиям современности.

Воспитательные

• Содействовать воспитанию через уважительное отношение друг к другу;

• выработать терпимость к недостаткам других;

• научить уважать чувства другого человека и человеческого достоинства, коллективизма и справедливости;

• содействовать воспитанию ценностных отношений, культуры поведения, общения и дисциплинированности;

воспитать чувства патриотизма, чувства ответственности за свои поступки;

• укрепить духовно-нравственные ценности у ребят.

Социальные

Способствовать:

• формированию дружного и сплоченного коллектива и созданию в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды;

• защите прав и обязанностей воспитанников.

В процессе реализации программы в группе создавалась атмосфера, приближенная к домашней, направленная на создание благоприятного психологического климата. Уютные комнаты детей, столовая, гостиная, зимний сад. Воспитатели встречают и провожают детей в школу. Непринужденные беседы с воспитанниками, обмен впечатлениями о пройденном дне в школе, об общении со сверстниками достигли положительных результатов. Все воспитанники комфортно чувствуют себя в «семье». Создана спокойная психологическая обстановка, и теперь дети охотно возвращаются домой и рады общению с воспитателями группы.

Также мы с ребятами стали посещать церкви и храмы, иногда бываем в святых местах. Ребята общаются с прихожанами, с монахами и настоятелями, и каждый из них вносит свою лепту в жизнь моих воспитанникам, за что им, огромное спасибо!

После нескольких месяцев посещения храмов, мои ребятишки (которые не были крещёнными)изъявили желание принять христианское крещение.

Пока результатов не много, но они всё же есть, и я очень довольна тем, что избрала правильный путь, направленный на духовно-нравственное воспитание ребятишек. Мы стали духовно ближе друг другу, в каком-то смысле даже роднее.

И хотя можно бесконечно сетовать на низкий уровень духовного здоровья наших детей, но если педагогам, воспитателям и, конечно же, родителям действительно важно, насколько нравственно и духовно приближены дети к образу настоящего патриота, гражданина и просто духовно-развитого человека они будут работать в направлении духовно-нравственного воспитания, опираясь на позитивный воспитательный и педагогически опыт.

Литература:

1. Андреева, А. Д. Психическое здоровье детей и подростков / А. Д. Андреева, Т. В. Вохмянина, А. П. Воронова и др. ; Под ред. М. В. Дубровиной. — М.: Академия, 2000. — 160 с. — 5–7695–0271–1 / 5–7695–0503–6

2. Арцишевская, И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми / И. Л. Арцишевская. — М.: Книголюб, 2003. — 56 с. — ISBN 978–5–216–00079–2

3. Поучения преподобного аввы Дорофея»

4. Полное собрание писем святителя Игнатия (Брянчанинова)

Публикации по теме:

Консультация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста Коробицкая Анастасия Геннадьевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 156 Духовно.

Духовно-нравственное воспитание детей средствами физической культуры Включение работы по формированию духовно-нравственных ценностей в физическое воспитание детей, на мой взгляд, совершенно необходимо, по.

Духовно-нравственное воспитание детей средствами сказки .

Духовно-нравственное воспитание детей во взаимодействии ДОО и семьи .

Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста Подготовил: Ларионова Ирина Александровна, воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ детского сада «Тополёк» Токарёвского района.

Духовно-нравственное воспитание в совместной работе учителя-дефектолога и родителей, имеющих детей с ОВЗ .

Духовно-нравственное воспитание детей младшей группы Система работы по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе № 12 Программа «Духовно-нравственное.

Презентация «Духовно — нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Якунина Елена Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. «Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания, без воспитания.

Значимость инструмента «Книга жизни» для детей, оставшихся без попечения родителей Дата проведения 26.10.2015 Значимость инструмента «Книга Жизни» для детей оставшихся без попечения родителей. Каждый человек имеет право.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в СВГ
Опубликовано: 10 октября 2019 в 17:58
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День Вечного огня и военных памятников на МААМ

Вечному огню, символу памяти павших, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать детям о Великой Отечественной войне и передать память о подвиге...

7 мая. День Архимеда

Празднование Дня физика / Дня Архимеда, который в 1960 году придумали студенты МГУ, положило начало молодёжной самодеятельности, которая вылилась в популярнейшую игру КВН. Предлагаем вспомнить об этом...


Горячие темочки