Папки-передвижки

Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста с ЗПР посредством ознакомления с народным творчеством

Ольга Суркова
Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста с ЗПР посредством ознакомления с народным творчеством

Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста с ЗПР

посредством ознакомления с народным творчеством.

Воспитатель МБДОУ № 115

Суркова Ольга Вячеславовна

Ульяновск, 2016.

Введение

Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста с ЗПР посредством ознакомления с народным творчеством» размещена в разделах

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В. А. Сухомлинский).

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Формирование основ моральных качеств начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно-нравственное развитие ребенка.

Изначально, в российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды :

Обеспечивающие духовно-нравственное развитие и воспитание детей; высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей и всего общества;

Гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;

Комфортной по отношению к воспитанникам (в том числе и с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.

Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.

Цель: воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

Задачи:

Создать условия для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребенка

Учить детей жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми, милосердными.

Знакомить детей с историей русского народа, его традициями, с укладом жизни и народной мудростью.

Воспитывать гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину.

Детям дошкольного возраста доступны смысл и сущность духовного образа жизни, который формируется при освоении детьми нравственных категорий: добро-зло, послушание-непослушание, согласие-вражда, трудолюбие-лень, хвастовство-скромность, бескорыстие-жадность, простота-хитрость и т. д. и правил доброй, совестливой жизни.

В возрасте 3-4 лет ребенку знакомо чувство стыда, он естественно воспринимает людей через призму "добрый-злой", ощущает некрасивость собственных каприз и раздраженность в интонации речи других людей. Малыши открыты сочувствию и действенному состраданию вплоть до самоидентификации, когда вместе с плачущим ребенком начинает рыдать вся группа.

В возрасте 4-5 лет при создании необходимых условий для духовного развития личности, в том числе и его ценностно-смысловой сферы, важны такие духовно-нравственные качества, как вера - доверие - миролюбие - забота и защита ближних и слабых.

К возрасту 5-6 лет постепенно укрепляются такие личностные качества ребенка, как послушание и милосердие, основанные на устойчивом чувстве стыда и чести.

К возрасту поступления ребенка в школу, в 6-7 лет, формируются такие нравственно-волевые и регуляторные механизмы, как адекватная самооценка, выраженная в чувствах стыда и достоинства, которые позволяют ребенку стать послушным, способным к самоограничению и смирению своих желаний, способным к разному труду, в том числе и к учебе в школе.

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязычных культур. На экранах телевизора ребенок видит диснеевские мультфильмы, героями современных детей становятся персонажи иностранных фильмов. А как же наши сказочные герои, чудесные мультфильмы советского периода, изумительные фильмы-сказки, где добро побеждает зло?

Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.

I Виды фольклора

Припевки, приговорки, потешки

Словесное русское народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Припевками, приговорками издавна пользуются для воспитания детей, особенно самых маленьких, для того, чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, поговорить.

Когда дети слышат потешки, прибаутки, заклички, которые звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее, у них снижается агрессивность. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Хорошо помогает переключение внимания во время тяжелого расставания с родителями на яркую игрушку, сопровождая движения игрушки чтением потешки.

У детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию и т. п. Сопровождаемые припевками и приговорками, эти процессы становятся для ребенка более интересными.

Для занятия с детьми используем: "Чудо-книга" издательство: Клуб семейного досуга 2014г.

"Картотека режимных моментов" стихи, потешки.

Газета "Православный Симбирск" детская страничка для мальчиков и девочек "Серафимчик".

Пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Обращенные к детям пословицы могут открыть им правила поведения, моральные нормы. Например: «Поспешишь – людей насмешишь».

Пословицы и поговорки можно использовать во всех процессах воспитательной работы. При одевании на прогулку: «Семеро одного не ждут», во время трудовой деятельности: «Труд человека кормит, а лень портит».

Пословицы и поговорки являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Для занятия с детьми используем: "1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок" издательство: Москва: АСТ, 2014г.

"Фольклор народов Среднего Поволжья", Ульяновск 2003г.

Сказки

Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.

Не случайно духовно-нравственные смыслы жизни и нормы дети у всех народов традиционно осваивали через сказки.

Роль русских народных сказок в воспитании ребенка, становлении его духовного и нравственного мира неоценима. В них поднимаются вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и его жизненном пути. Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Строятся они по определенному ритму, тому самому, который организовал жизнь людей: сезонные сельскохозяйственные работы, сезонные изменения в природе. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.

Народные сказки, поговорки и пословицы, создают естественные условия для морально-этического развития ребенка, для развития его представлений о дружеских отношениях и настоящей дружбе. Занятия морально-этического содержания направлены на то, чтобы помочь ребенку с первых его дней пребывания в детском саду среди сверстников понять причины возникновения ссор, которыми являются личное непослушание, нетерпение, самолюбие, невнимание к другому человеку, немилосердие.

Для занятия с детьми используем: "Мир - прекрасное творение" издательство: Курск 2008г.

Беседы по картинкам "Воспитываем сказкой" издательство: Кругозор.

Рассказы по картинкам, издательство : Москва. Мозаика-синтез 2014г.

Праздники и обряды

Знакомя детей с обрядовыми праздниками, которые были частью труда и быта русского народа, дети получают возможность познакомиться с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью.

Народный праздник помогает детям научиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Праздник – это всплеск положительных эмоций. А эмоциональный фактор, по мнению В. А. Сухомлинского, «единственное средство развивать ум ребенка, обучить его и сохранить детство».

Художественно-продуктивная деятельность, разыгрывание детьми ключевых сюжетных сцен способствуют психическому развитию детей : желанию и потребности выразить свои чувства,отношения и представления, создают реальную основу для формирования нравственных умений и навыков поведения, устойчивых позитивных межличностных отношений и духовно-нравственных качеств личности.

Поделки, рисунки изготавливаются детьми с нравственным назначением: подарить, украсить, порадовать, организовать выставку, ярмарку, празднование именин детей и близких.

Традиция отмечать именины более глубокая, чем праздновать дни рождения. Восстановление этой традиции в условиях детского сада, проведение самого праздника возможно только при участии родителей детей.

Детей дошкольного возраста учат знать свою фамилию, имя и отчество. Фамилия указывает на род, отчество - на отца, а имя принадлежит самому ребенку. Не бывает людей безымянных. Во время празднования именин появляется возможность дать детям почувствовать, что имя - это бесценный дар. Имя дается человеку один раз и навсегда. Его не следует выдумывать или изобретать. Большинство имен существуют тысячи лет. В каждом имени скрыт свой смысл. Например, Александр значит "мужественный защитник людей", Ксения - "гостеприимная", Иван - "красивый, богатый".

Духовно-нравственный смысл, который усваивают дети, это то, что имя не следует искажать и небрежно произносить. И уж совсем нехорошо давать человеческие имена животным. Имя свято, в нем живет прошлое и будущее, честным именем надо дорожить, не позорить его.

Для занятия с детьми используем: "Народные игры и праздники в дошкольном учереждении", Ульяновск 2005г.

II формы работы

Знакомство детей с различными жанрами устного народного творчества во время организованной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой

Взаимосвязь с музыкальным руководителем. Знакомство с народными песнями, хороводами, танцами.

Использование малых фольклорных форм в режимных моментах и в различных видах организованной деятельности.

Дидактические, пальчиковые игры; игровые упражнения на развитие образных жестов и движений, интонационной речевой выразительности.

Знакомство с народными играми на физкультурных занятиях, во время прогулок.

Игры-драматизации, где дети учатся драматизировать не только сказки, но и обыгрывать потешки, небылицы.

Совместная работа воспитателя с детьми по изготовлению элементов костюмов, шапочек, атрибутов к играм-драматизациям.

Проведение тематических вечеров развлечений, народных гуляний, праздников, посиделок.

Работа с родителями: анкетирование, ознакомление родителей с истоками русской народной культуры, совместное проведение праздников.

Создание предметно-развивающей среды : библиотека русского фольклора, центр театрализованных игр.

Заключение

Уровень развития представлений о духовно-нравственных качествах у дошкольников характеризуется наличием обобщенных представлений о справедливости, правдивости, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости.

Усвоение моральных эталонов идет в процессе общения со сверстниками и взрослыми, где ребенок сталкивается с необходимостью применять на практике усвоенные нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти нормы и правила к разнообразным конкретным ситуациям.

Изменения уровня духовно- нравственного развития у дошкольников связано с занятиями, которые соответствуют программным требованиям, в процессе которых к каждому ребенку осуществляется индивидуальный подход, учитывается его уровень интеллектуальных способностей, его интересы.

Под влиянием фольклора совершенствуются познавательные способности, развивается эмоциональная сфера, обогащаются нравственные представления, повышаются наблюдательность и произвольное внимание.

Фольклор в значительной степени способствует формированию личности, он обогащает и развивает речь детей.

Дети любят театрализованные игры. Они живут одной жизнью с героями инсценировок и драматизаций, выражают свое одобрение, негодование восклицаниями, нередко вмешиваются в ход событий. Часто самостоятельно повторяют, преобразовывают инсценировки, включают их в сюжетно-ролевые игры, отчего они становятся более выразительными и интересными.

В самостоятельной деятельности у детей начинает проявляться творческое воображение, они обогащаются новыми представлениями, умениями и навыками.

Фольклор играет в воспитании детей важную роль. Деление его на жанры позволяет в определенном возрасте ребенка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе.

Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

Список литературы

1. Ветохина, А. Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] : методическое пособие для педагогов / А. Я. Ветохина [и др. ]. – СПб. : «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 192 с.

2. Гаврилова, И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду [Текст] : методическое пособие / И. Г. Гаврилова. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 160 с.

3. Картушина, М. Ю. Русские народные праздники в детском саду [Текст] : практическое пособие / М. Ю. Картушина. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 320 с.

4. Лялина, Л. А. Народные игры в детском саду [Текст] : методические рекомендации / Л. А. Лялина. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 96 с.

Советы малышам!

Учись пользоваться вилкой и ложкой

За столом щенок Антошка рыбу ел столовой ложкой,

Вилкой суп пытался кушать - не хотел советов слушать.

И хотя вовсю старался, так голодным и остался.

Ну куда это годиться! Всем пора бы научиться

Кушать вилкой, кушать ложкой, а не делать как Антошка.

Не привередничай и ешь всё, что дают

За столом Кроты сидят, нос воротят, не едят:

- Эту кашу не хотим! Чёрный хлеб мы не едим!

Дайте лучше чаю нам, бедным маленьким Кротам!

Я напомню об одном: не кривляйтесь за столом,

Не капризничайте тут - ешьте всё, что вам дадут!

Не обижайте никого вокруг

Как-то серого Волчонка взяли Зайчики в игру.

Перессорил всех Волчонок и обидел детвору.

Он хвалился, и дразнился, и обманывал Зайчат,

И теперь его Зайчата даже видеть не хотят!

Это ссора. Вот досада! Обижать друзей не надо,

Не нужны нам злые ссоры, слёзы, споры и раздоры.

Учитесь ладить с ребятами

Раньше маленький Пингвин был совсем-совсем один,

Он с другими не играл и поэтому скучал.

Но теперь он изменился. Он со всеми подружился,

Веселится и хохочет, уходить домой не хочет.

Ведь с друзьями интересно - это каждому известно!

Не балуйся за столом

За столом сидела Белка, передней была тарелка,

В ней из хлеба, масла, сала Белка дом сооружала.

Так, друзья, не поступают и с едою не играют.

За столом едят, друзья, баловаться здесь нельзя!

А поели - вы свободны, и играйте, как угодно.

Не опаздывай к назначенному часу

Пригласил Щенок Утят, Зайчика, Котёнка.

Гости все давно сидят, ждут лишь Поросёнка.

Наконец он появился, сел за стол, не извинился.

Ну и поведенье! Стыдно, без сомненья.

Если в гости звали вас, нужно не копаться

И в определённый час дружно всем собраться.

Вы, чтоб друзей не обижать, себя не заставляйте ждать.

Если промочил ноги, поставь обувь сушиться

На прогулке глупый Ёжик не щадит своих сапожек,

В лужу он почти нырнул, в них пол-лужи зачерпнул!

Сапоги не просушил, сунул в шкафчик и забыл,

А домой пошёл когда, в них захлюпала вода.

Так, ребята, не годиться, так недолго простудиться.

Прежде чем идти к врачу, приведи себя в порядок

Прежде чем идти в больницу, полагается умыться,

Причесаться, оглядеться, поприличнее одеться.

Не забудь, возьми дружок, чистый носовой платок,

Чтоб не шмыгать носом там на потеху докторам.

Не бывает красоты, там, где нету чистоты!

Помогай убирать посуду со стола

Все поели, поднялись и к игрушкам разошлись.

Стали дети развлекаться. Кто же будет убираться?

Кто посуду унесёт? Кто столы потом протрёт?

Чтобы мухи не водились и на крошки не садились,

Ну-ка быстренько, без слов, убираем со столов!

И с посудою, как можем, нашей мамочке поможем!

В поликлинике сдавай вещи в гардероб

Медведь в больницу собирался, красиво, модно одевался,

А раз недавно он болел, то шубу тёплую надел.

Пришёл, приёма долго ждал, но шубу в гардероб не сдал,

У кабинета в ней сидел, запарился и весь вспотел.

А вышел мокрый на мороз - и снова заболел всерьёз!

Когда приходите лечиться, сдавайте вещи в гардероб!

Котёнок, Заяц и Волчица, Цыплёнок, Мишка или Клоп.

Не будут вещи нам мешаться и не придётся простужаться.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ДЕТЯХ.

У кого детей много,тот не забыт от Бога.

Кто чтит родительскую власть,того не вводит Бог в напасть.

Несчастны те дитятки,которых не журят ни батьки их,ни матки.

Пусти детей по воле-будешь сам в неволе.

Кто детям потакает,тот сам плачет.

Каковы родители,таковы и дети.

У кого детки,у того и заботы.

Иногда и от доброго отца родится бешена отца.

Родительское благословение на воде не тонет,на огне не горит.

Это не беда,как все дети под одной шубой,а то беда,как надо будет каждому по шубе.

Одно взять:либо детей водить,либо деньги копить.

Пока дитя растет, говорят:дитятко не ушибись,а вырастет, так:дитятко,не ушиби.

Что мать в голову вобьет,того и отец не выбьет.

Детей наказывай стыдом,а не грозою и бичом.

Чужой дурак -смех,а свой-стыд и грех.

Кто родителей почитает,тот навек не погибает.

Наказуй детей в юности,успокоют тебя в старости.

Не наказанный сын-бесчестие отцу.

Молитва за детей родителей сильна :их вытащит она хотя б с морскога дна.

Не в том милость,чтобы деток родить,а в том чтоб учить да добром наградить.

Не устанешь детей рожаючи,устанешь на место сажаючи.

Не оставляй матери отца,и Бог не оставит тебя до конца.

Без детей тоскливо,а с детьми водливо.

Сына корми-себе пригодиться;дочку корми-другим отдай.

Дочь-чужое сокровище.

Родная мать и высоко замахивается,да не больно бьет.

Мать праведна-ограда каменна.

Чтобы быть счастливым семьянином,так будь почтительным сыном.

Благословение отца дороже всякого венца.

То не живот,что батюшка наживет,а то живот,что сам наживет,так и больше наживет.

Не оставляй сыну богатство,а вбивай сыну ум.

Малые дети не дают спать,большие-не дают дышать.

Дети подрасли-батьку растрясли.

Дети благодать Божия.

ПОСЛОВИЦЫ К СКАЗКАМ.

Репка "Там,где дружат - живут не тужат. "

Кот и петух "Друг познается в беде. "

Колобок "Лучше горькая правда,чем сладкая ложь. "

Волк и семеро козлят "Живи смирнее,

будешь всем милее. " (о послушании)

Ворона и кувшин "Была бы охота,заладится любая работа. "

Пастух и волки "Правда дороже денег. "

Маша и медведь "Глупый киснет,а умный мыслит. "

Старик и сыновья "Доброе братство сильнее богадства. "

Заюшкина избушка "Только трудом держится дом. "

Теремок "В тесноте,да не в обиде. "

Муровей и голубка "Долг платежом красен. "

Зимовье зверей "В согласии жить-никто не одолеет. "

Черепаха и заяц "Кто зазнается,без друзей остается. "

Сказка о рыбаке и рыбке "За большим погонишся и малое потеряешь. "

Стойкий оловянный солдатик "Каков есть,такова и честь. "

Морозко "Без труда нет плода. "

Сивка-бурка "За добро добром платят. "

Царевна-Несмеяна "Долг платежом красен. "

Гуси-лебеди "Придет беда - не купишь ума. "

Каша из топора "Смекалка - второе счастье. "

Два мороза "Труд кормит,труд греет. "

Двенадцать месяцев "Доброму Бог помогает. "

Иван-царевич и серый волк "Сам пропадай,а товарища выручай. "

Как рубашка в поле вырасла "Кому работа не в тягость,тому доступна и радость. "

Публикации по теме:

Анализ по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»Анализ по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Цель: Создать условия для духовно-нравственного развития ребенка. Организовать в семье совместную творческую деятельность, направленную.

Духовно-нравственное патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Духовно-нравственное патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Воспитатель Анисимова Екатерина Егоровна. Духовный мир ребенка.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА Музыкальный руководитель Рожкова Яна Юрьевна.

Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» На сегодняшний день духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста просто необходимо. Без данного воспитания, ребенок потеряют.

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей посредством художественной литературы» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 29 ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Конспект занятия «Ветер и солнце» (духовно — нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста) Цель: на примере притчи подвести детей к пониманию, что любовью, лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом, силой и грубостью.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы» В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Духовно нравственное воспитание детей дошкольного возраста на сегодняшний день просто необходимо. Без данного воспитания, ребенок потеряют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста с ЗПР посредством ознакомления с народным творчеством
Опубликовано: 22 мая 2018 в 11:17
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД