МААМ-картинки

Духовно-нравственное воспитание дошкольников (из опыта работы)

Рожкова Ольга Николаевна
Духовно-нравственное воспитание дошкольников (из опыта работы)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Русско-Бродский детский сад №1.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС.

(сообщение из опыта работы)

Воспитатель Рожкова Ольга Николаевна

2021 год

«Опасная роковая вещь-

лишать ребенка исторической памяти.

Это означает, что его лишают…

Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников (из опыта работы)» размещена в разделах

Возможности брать пример с людей, живших в прошлом.

Чувство истории очень важно, и его надо прививать детям»

С. Роуза

Слайд №2. Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения всегда вызывала повышенный интерес, и сегодня в современном обществе данная проблема приобрела новый смысл и особую актуальность. Это обусловлено не только социально-экономическим кризисом в России, но и кризисом отдельной личности, кризисом семьи и семейного воспитания. На современном этапе развития образования, духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Изучив углубленно данную тему, опираясь на требования ФГОС, на задачи основной образовательной программы ДОУ и социальный заказ родителей я решила более углубленно заниматься темой духовно-нравственного воспитания детей. На мой взгляд, проблема духовно-нравственного воспитания очень актуальна на сегодняшний день. Как показывает практика, духовно-нравственные корни, традиции семьи, которые передавались из поколения в поколение, во многом утрачены. Семья не только отражает, но и определяет все социальные изменения в обществе. Любовь к матери, родным, близким, осознание своего «Я», потребность уважать и сохранять его, радоваться самому себе, своим успехам – вот стержень воспитания личности.

Слайд №3. В своей практической деятельности я опиралась на труды таких авторов, как Бере Р. С. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников», Доронова Т. Н. «Из ДОУ – в школу», Кряжева Н. Л. «Развитие эмоционального мира детей», Проскура Е. В. «Развитие познавательных способностей дошкольников», Никитин Б. П. «Ступеньки творчества или развивающие игры». Педагоги пишут, что нравственное воспитание — это самое важное дело малыша. Для детей это такой же естественный процесс, как прием пищи, питье, сон. У них нет иного способа познать окружающий мир, приобрести основные навыки и умения. Любое нравственное воспитание подразумевает получение определенного опыта, необходимого дошкольникам для полноценного развития. В основе всех научных методик по воспитанию и развитию дошкольников лежит игровая педагогика. По заключению педагогов и психологов, именно нравственное воспитание дает детям возможность раскрыть в полной мере свой интеллектуальный, эмоциональный и физический потенциал, помогает в доступной форме освоить и осмыслить получаемую информацию. Детей в дошкольном возрасте нельзя принудить к чему-либо, заставить быть внимательными и усидчивыми. Малыши просто физически не способны на это — все системы их организма находятся на начальных стадиях своего развития и не подчиняются жесткому волевому контролю. Но детей можно увлечь, заинтересовать и развить вышеупомянутые качества посредством создания игровых ситуаций.

Слайд №4. Главная цель моего опыта :

развитие личностной культуры ребёнка через социокультурную среду и включение личности в социальную активность социума.

Слайд №5. Задачи: формирование национальных базовых ценностей, через духовно-нравственное воспитание личности ребенка как гражданина России; -расширение социального опыта, принятия общепринятых норм и правил жизни через организацию игровой, проектной деятельности, вовлечение родителей в процесс социализации детей; - формирование начальных основ сотрудничества в триаде педагог-ребенок – родитель в процессе игрового взаимодействия в ведущей деятельности каждого возрастного этапа: раннее детство – общение и предметная деятельность, дошкольное детство - становление творческого начала, развитие воображения ребенка посредством вовлечения его в активный процесс познания.

Осуществляя работу по опыту, я веду ребё нка к соучастию постепенно: от наблюдений за деятельностью взрослых к эпизодическому участию в ней, затем партнёрству и, наконец, сотрудничеству.

Слайд №6. Данный опыт позволит получить следующие предполагаемые результаты:

-сформированность осознанной принадлежности к семье, детскому саду;

приобретение представлений у детей о правах человека;

-сформированность отношений детей и взрослых на принципе сотрудничества, сотворчества на более высоком уровне;

-адекватное поведение в социуме, поступки носят нравственный характер;

-приобретение навыков толерантного (терпимого) отношения к людям старшего поколения;

-приобретение навыков по оказанию посильной помощи нуждающимся людям, объектам природы;

-формирование бережного отношения к предметам старины, памятникам архитектуры, искусства, к природе;

-самостоятельное отражение результатов деятельности в рисунках, рассказах;

педагогическая культура родителей по семейному воспитанию детей на более высоком уровне.

Слайд №7. Прежде чем начать прививать нравственные качества ребенку нужно начать с себя:

«Начни с себя»

Надо начинать с себя: любить, быть добрым, жить по совести. Когда эти качества есть в человеке, он их может передать другому.

«Подари ребёнку крылья и корни»

Заботливо поддерживай ребёнка. Любой ребёнок может делать что-то особенно хорошо. Это его личный ресурс. Помогай ребенку ценить в себе творческую личность и справляться с разочарованиями. Передай ему опыт предшествующих поколений.

Слайд №8. Вся моя работа делится на три этапа:

Подготовительный, основной, заключительный. Слайд №9. Подготовительный этап- это создание единого социального пространства ДОУ.

Слайд №10. Изучение педагогической и психологической литературы, подбор и разработка необходимых методических материалов, тематических занятий бесед, музыкального сопровождения.

Слайд №11. Основной этап -это практический этап. Он состоит из трех проектов: «Кто-кто в теремочке живёт?», «Мы- наследники», «День добрых дел».

Слайд №12. Попасть в мир детства поможет первый тематический проект: «Кто-кто в теремочке живёт?».

Слайд №13. Цель: формирование способов познания своего образа «Я», ознакомление со своими правами и воспитание у ребёнка любви к семье, селу, стране.

Задачи

-Развивать представление о себе, о самоценности своего «Я».

-Сформировать у ребёнка представление о правах человека -Формировать уважительное отношение к окружающим людям и способы взаимодействия с другими людьми. -Сформировать социальный опыт в деятельности, в проблемных ситуациях и общении.

-Воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, детскому саду, улице, селу, стране.

Слайд №14-22. Содержание проекта «Кто-кто в теремочке живёт?» реализую по темам: «Здравствуйте, это я!», «Я и моя семья», «Я и моя страна», «Я + ты = друзья», «Я и мои права», «Я и знаменитые люди села»

В этом проекте я формирую представления детей о себе, о семье, друзьях, соседях, знакомлю с основами избирательного права, формирую правовое сознание детей: право на имя, право на жизнь, охрану и укрепление здоровья, право на то, что можно создать свою собственную детскую организацию или кружок, знакомимся со знаменитыми людьми села. Всю работу по содержанию реализую через игровую, познавательную, художественно-продуктивную, проблемно-поисковую деятельность детей. Учитывая интересы детей, в проекте «Кто-кто в теремочке живёт?» я включила игры в «государство». Играя, дети были включены в такие социальные отношения, которые давали возможность приобрести не только знания, но и важные деловые, нравственные качества. К тому же они воспитывали в детях чувство ответственности, интерес к жизни в стране, сознание собственной востребованности и независимости.

Слайд №23. Следующий проект моей работы «Мы-наследники»

Слайд №24. Цель: способствовать развитию личностной культуры ребёнка через социокультурную среду музея

Задачи:

-Ознакомить детей с обычаями, традициями нашей древней культуры.

-Развивать интерес детей к русской народной культуре.

-Воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа.

-Ознакомить с произведениями искусства русского народа.

-Познакомить с народными играми, традиционно проводимыми русским народом.

-Развивать познавательные интересы, в том числе творческое мышление.

-Развивать творческие умения, необходимые в декоративно-прикладном искусстве.

Актуальность проекта определяется потребностью нашего общества в патриотическом воспитании детей как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития российского социума, обеспечения духовно-нравственного единства общества, возрождение истинных духовных ценностей русского народа. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно отвоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом. Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом порождающем личность. Данный проект я реализую через различные виды деятельности.

Слайд №25. В группе создан музей, где собраны ценные экспонаты, вещи, книги, документы, созданы экспозиции по истории и культуре Орловского края. В уникальных предметах старины, документах и фотографиях наших земляков бережно сохраняется исторический опыт предшествующих поколений. Музей постоянно пополняется. Наши воспитанники и их родители так же приносят старинные предметы и фотографии в музей.

Слайд №26. Дети очень любят посещать школьный музей, рассматривать его экспонаты. Они знакомятся с удивительным миром музейных предметов, с основными правилами поведения в музее. Очень любят выступать в роли экскурсовода, активно приспосабливаются к окружающей среде музея. В музее дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с предметами обихода, домашней утварью, орудиями труда, они знают, что такое коромысло, для чего нужна махотка, как раньше люди стирали, как гладит углевой утюг. Эти и другие предметы рассматривали, некоторые даже потрогали, подержали, погладили. Окружающие предметы старины воспитывают в ребёнке чувства красоты, любознательности. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. Посещения музея помогают воспитывать у детей любовь к родным местам, бережное отношение к памятникам истории и культуры к традициям и обычаям своего народа, позволяют детям и их родителям ощутить себя наследниками огромного культурного богатства, оставленного нашими предками. Музей дарит детям удивительные открытия, во время посещения они познают прошлое для того, чтобы выбрать достойное будущее для себя и России.

Слайд №27. Такое же воспитательное значение имеет знакомство детей с русским народным костюмом, его характерными особенностями, необычайным колоритом, который за частую приравнивается с произведением искусства.

Слайд №28. Использую так же в своей работе фольклор : сказки, песенки, потешки, поговорки, загадки, небылицы, дразнилки. Потому что в устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущи ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, трудолюбии, храбрости, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, я тем самым приобщаю их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особенное внимание в русских пословицах уделялось теме любви к родине и защите отечества.

Слайд №29. Знакомство детей с народной игрушкой, декоративной росписью, тоже очень важно, оно пленит душу, гармонией и ритмом, а также увлекает детей национальным искусством. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребёнка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры.

Слайд №30. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. Использование русских народных игр позволяет решать сразу несколько задач: развивается память, внимание, смекалка, речь. Дети через игровые тексты: считалки, распевки, заклички познают язык. Детям очень нравятся народные подвижные игры: «Жмурки», «Золотые ворота», «Горелки», «Сковорода» и др.

Слайд №31. В своей работе особое внимание уделяю играм-драматизациям, режиссерским играм. Выбираю сказки такой направленности, которые воспитывают в детях нравственные качества. Дети старшего дошкольного возраста участвуют в драматизации любимых сказок, вовлекая малышей в различные игровые моменты.

Слайд №32. Знакомлю детей с притчами, главами книги «Детская библия» что несёт в себе духовное начало. Христианские заповеди: не убей, возлюби ближнего своего как самого себя, не лги, неси добро людям, не наносить вреда и т. д. В них заключаются основы нравственности. Стремление показать ребёнку, что наряду с внешним окружающим миром есть другой, внутренний мир человека – мир желаний, переживаний, чувств.

Слайд №33-37. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и развлечения. Это такие праздники, как: «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Прилет птиц», «Троица» и другие. Народные праздники носят воспитательный характер, проходят в форме ряжений, разыгрывания ролей, чаепития. Рассказывая детям историю праздников, сопровождаю рассказ иллюстрациями, презентацией.

Слайд №38-41. Государственные праздники проходят торжественно, несут в себе ярко выраженные образовательные задачи. «День Победы» на которые мы приглашаем ветеранов войны и тружеников тыла, «День освобождения села от немецко-фашистских захватчиков» (в этом году отмечали 75-летний юбилей освобождения, который проводили совместно с родителями, «День народного единства»(встреча с членами партии Единая Россия, «День государственного флага РФ».

Слайд №42. 3 проект «День добрых дел» совместно с родителями

Актуальность темы: Милосердие и доброта… В последнее время мы всё чаще стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближних. И если мы хотим, чтобы наши дети выросли добрыми, думающими и заботливыми людьми, то с самых ранних лет нужно, нам взрослым, вызывать у ребёнка желание о ком-нибудь заботиться, кому-либо сопереживать.

«Пока мы боль чужую чувствуем,

Живёт в сердцах и сострадание.»

Слайд №43. Цель: дать возможность детям делать добро самим, своими руками, отдавать тепло души тем, кто нуждается в Любви, Уважении, Заботе, Помощи.

Слайд №44. Задачи:

-Воспитывать уважение к старшему поколению, любовь к близким, гуманное отношение к людям, доброту, отзывчивость, милосердие, заботу.

-Включать детей в посильную деятельность по оказанию помощи своим престарелым родным, близким, ветеранам войны, труда, соседу, другу, растению, животному.

-Формировать умение понять других людей, самого себя, искать путь к людям и себе.

-Формировать отношение детей и взрослых на принципе сотрудничества, сотворчества.

-Социализация личности ребёнка.

День добрых дел – это особые дела помощи пожилым, одиноким, больным людям, эта помощь сверстникам, которые попали в беду, заболели; это помощь и забота о животных и растениях. Слово добро – очень древнее слово. Наши далёкие предки называли добрым того человека, кто проявлял заботу о других людях, приходил на помощь тем, с кем беда приключилась, кто умел помочь и посочувствовать. Известно, что маленькие дети воспринимают мир не разумом, а сердцем. Поэтому, моя задача состоит в том, чтобы вырастить это сердце добрым, чутким, заботливым, внимательным к людям и природе, способным сочувствовать, сопереживать и сострадать.

Слайд №45. Ко дню пожилого человека мы совместно с детьми и родителями изготовили подарки для Дома ветеранов.

Слайд №46. На прогулках мы наблюдаем за прилетом птиц. Дети совместно с родителями изготовили скворечники и кормушки для птиц и укрепили их на территории детского сада.

Материал к проекту «День добрых дел» подбираю с учётом актуальности, доступности, наглядности, включаю игровые элементы, литературный, художественный, музыкальный материал. Реализую данную работу через различные виды деятельности: познавательную, трудовую, продуктивную, благотворительную.

Слайд №47. В сквере «Скорбящая мать» с детьми и родителями посадили деревья. Акция «Посади дерево за того парня».

Слайд №48. Принимали участие в встречи с земляками - краеведами Константина Ерошкина (летчик совершивший таран в годы ВОВ). Ровенский Захар подарил рисунок и прочитал стихотворение этого боевого, героического сражения.

Процесс совместной деятельности взрослых и детей становится очень увлекательным для обеих сторон. «День добрых дел» дает детям возможность делать добро самим, своими руками, отдавать тепло души одиноким и больным. Наш девиз – «Нет равнодушию» учит не проходить мимо, учит любви, уважению, заботе о других. В рамках задачи приобщения родителей к образовательному процессу использую следующие формы совместной деятельности: проведение и организация совместных экскурсий, проведение творческих выставок, конкурсов, оформление альбомов или выставок фотографий семьи ребенка, оформление тематических альбомов, изготовление подарков в виде рисунков, несложных поделок, стихов, песен, подготовка к праздникам, совместные с родителями праздники,

Слайд №49. Одной из форм взаимодействия родителей, детей и педагогов является мастер-класс, на которых они получают много интересного познавательного материала в доступной для них форме, и в конце выполняют, какую-нибудь продуктивную деятельность. Например, историю создания русской рубашки. Совместный пошив костюмов к праздникам, играм-драматизациям. Благодаря активному участию родителей собран сундук костюмов для художественно-театрализованной деятельности.

Слайд №50. 3 этап заключительный

Таким образом, анализируя результаты своей работы по воспитанию духовно – нравственной культуры у ребенка, пришли к выводу, что при условии постоянной и планомерной работы по привлечению родителей в образовательный процесс:

Слайд №51.

- изменились взаимоотношения детей в группе

-у детей появляется интерес к познанию истории родного края, культуре

-дети стали более общительными, милосердными, активнее реагируют на различные социальные ситуации, оценивают поступки товарищей.

- у родителей в свою очередь повысилась активность в проведении разных мероприятий;

- удалось расположить родителей к детскому саду, теперь это мои помощники, друзья, которые всегда приходят на помощь и с радостью помогают в воспитании детей. Ведь они уверенны, что их ребёнка в детском саду всегда ждут с радостью и любовью. И мы с родителями и детьми продолжаем идти дорогою добра в современном мире.

Слайд №52. Л. Н. Толстой писал: «Из всех наук, которые человек может и должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Систематическая и планомерная работа позволяет мне формировать нравственные чувства детей и обогащать социальный опыт дошкольников.

Слайд №50. «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В. А. Сухомлинский.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Выступление на педагогическом совете из опыта работы «Социально-нравственное воспитание дошкольников»Выступление на педагогическом совете из опыта работы «Социально-нравственное воспитание дошкольников» Первоначальное отношение ребенка к самому себе возникает на основе безграничной родительской любви. Именно она закладывает фундаментальную.

Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Анализ работы по самообразованию «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» «Чтение, – говорил В. А. Сухомлинский, – это.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа)Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа) Цель: формирование у детей знаний о празднике Рождества Христова. Задачи: - познакомить детей с понятиями «Вифлеемская звезда», «Рождественский.

Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества»Фототчет семинара-практикума «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции казачества» 26 апреля в МБДОУ «Детский сад № 11» прошел семинар-практикум «Духовно-нравственное воспитание дошкольников с опорой на культурные традиции.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников (из опыта работы)
Опубликовано: 17 января 2022 в 14:51
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД