Анна Трошкова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Художественно-эстетическое воспитание дошкольников на истоках родной культуры в нашей группе».
тарая поговорка гласит: «Все новое-хорошо забытое старое». В настоящее время можно с радостью отметить рост интереса к истиной истории нашего государства и общества в целом.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» размещена в разделах
У педагогов появилась возможность дать ребенку почувствовать себя частью великого целого-своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее, заботиться и волноваться о будущем.
В современном обществе происходят социальные и экономические перемены. Это сказывается и на образовании, которое находится на этапе модернизации в связи с «Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования».
Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к искусству с раннего возраста, считая его мерилом человеческих ценностей.
Изменение содержания, усложнение функций современного ДОУ и условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно - педагогической деятельности.
Именно поэтому мы в своей работе уделяем большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников.
В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием в частности.
Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве"
В своей работе мы приобщаем детей к культурным традициям своего народа посредством бесед, организаций экскурсий в музеи детского сада и школы, где мы проводим тематические интегрированные занятия. (Слайд музеи шк. И сада)
Таким образом, художественно-эстетическое воспитание - это формирование в человеке художественно-эстетического отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности по законам красоты.
Художественно-эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, умение правильно понимать и оценивать его.
На занятиях формирования целостной картины мира мы знакомим детей с разными видами художественной росписи это имеет деятельную и созидательную направленность, которая не должна ограничиваться только созерцательной задачей, она должна формировать способность создавать прекрасное не только в искусстве, но и жизни. (слайды с росписями)
Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается.
Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности, наиболее благоприятный для формирования художественно-эстетической культуры, поскольку именно в этом возрасте у ребенка преобладают позитивные эмоции, появляется особая чувствительность к языковым и культурным проявлениям, личная активность, происходит качественные изменения в творческой деятельности.
Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно – творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства,
отрабатывает исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.
(слайд танцев)
Так дети нашей группы участвуют в постановках русских- народных танцев, театральных постановках, рисуют и расписывают свои работы в разных техниках и видах росписи.
Но именно художественная деятельность, ярко - эмоционально окрашенная от полученного удовлетворения занятиями любимыми видами художественной деятельности, помогает, добиваться к семи годам тех же результатов, что и интеллектуальные программы. И, кроме того, как результат художественно-эстетического воспитания – духовно богатую, всесторонне развитую личность.
Именно поэтому необходимо уделять большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников.
Одной из основных целей педагогического коллектива должно быть развитие творческого потенциала ребёнка, создание условий для его самореализации.
Так в нашей группе совместно с родителями воспитанников мы организовали мини-музей «Чудеса женского рукоделия» и «Бабушкин сундук»., где дети знакомятся с предметами русского быта, их предназначением. Это помогает развитию у детей представлений о человеке в истории и культуре.
В нашей группе ведется кружок «Добрый свет», руководителем которого явл. Царева М, В, Главной задачей кружка является помощь детям в усвоении духовно-нравственных категорий (добро-зло, трудолюбие-лень, развитие способностей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, познакомить детей с традициями празднования религиозных праздников- Крещение, Рождество, Пасха.
Кружок по тестопластике «Волшебная страна принцессы Мукасольки»
Ведется активная работа с родителями, где нашей задачей является помощь в осознании, что в первую очередь- в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные, художественно-эстетические ценности, обычаи и что именно родители ответственны за воспитание детей. Обращаясь к истории отцов и дедов мы включаем себя и своих детей в неистребимую цепь жизни. А думая о прошлом мы берем на себя ответственность перед будущим.
В нашей группе был организован конкурс для родителей «Оберег семьи». А мама климова савелия создала своими руками и подарила нам коллекцию кукол. Одной из форм работы с родителями, конечно же является родительское собрание. Так, на первом организационном собрании была проведена психологическая игра «Колобок». в перспективе для решения художественно-эстетических задач мы планируем провести родительское собрание по теме: «». Целью которого является показать родителям значимость художественно-эстетического воспитания в семье, для дальнейшнго становления личности собственных детей.
Проводим «Семейные гостиные», где родители вместе с детьми заучивают пословицы, поговорки, участвуют в постановках русских-народных сказок. (слайд родители)
Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.
Программа «Духовно-нравственное воспитание» в доу включает ознакомление детей с искусством, эстетику развивающей среды, изобразительную деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование и ручной труд, музыкальное воспитание, культурно- досуговую деятельность. синтез искусств; вокал; хореографию, театрально - игровую деятельность; все виды продуктивной деятельности, краеведение.
Таким образом, правильно организованная система работы – создание условий для эстетического воспитания, организация учебно – воспитательного процесса – позволит создать благоприятные условия для развития духовно-нравственных, художественно – эстетических способностей детей, творческого воображения и, как результат воспитания, – духовно богатую, всесторонне развитую личность.