Марина Гусева
Духовно-нравственное воспитание дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Выступление музыкального руководителя Гусевой М. А.
На городском мастер-классе 17.03.2017г.
«МДОУ Детский сад № 42
Г. Ярославль.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников,» размещена в разделах
Духовно-нравственное воспитание - это гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям, уважения к старшим, усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории, сохранение исторической преемственности поколений; воспитание патриотов России, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; развитие национальной культуры; воспитание граждан демократического государства, уважающих права и свободы личности; объединение усилий семьи, ОУ в воспитании детей.
Духовно - нравственное воспитание может быть определено как единый процесс воспитания :
• духовно- нравственных чувств (совесть, долг, вера, ответственность, гражданственность, патриотизм);
• духовно- нравственного облика (терпение, милосердие, кротость, незлобивость);
• духовно- нравственной позиции (способность к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовность к преодолению жизненных испытаний);
• духовно-нравственного поведения (готовность служения людям и Отечеству, проявление духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Привитие детям чувства любви к своему родному краю, к Родине, воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России, приобщение детей к народному творчеству, художественной и музыкальной деятельности – является главными задачами педагогов ДОУ. Ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству – фольклору.
Фольклор является богатейшим источником познавательного и духовно - нравственного развития детей. Поэтому мы и обращаемся к фольклору.
Под влиянием фольклора совершенствуются познавательные способности, развивается эмоциональная сфера, обогащаются нравственные представления, повышаются наблюдательность и произвольное внимание.
Фольклор в значительной степени способствует формированию личности, он обогащает и развивает речь детей.
Слово «фольклор» в переводе с английского означает «народная мудрость». В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные качества, представления о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т. д. Благодаря фольклору, в частности, русским народным песням, потешкам, прибауткам, колыбельным песням и т. д., ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.
Использование фольклора в воспитательно-образовательном процессе позволяет детям сравнить «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определенных случаях. Поэтому мы обращаемся к фольклору, как к средству развития духовно – нравственного воспитания дошкольников.
Какова же жанровая система русского фольклора? Что она в себя включает?
Жанровая система русского фольклора включает следующие основные виды:
• календарные обрядовые песни (скоморошечьи, хороводные, плясовые, заклички);
• песни свадебного цикла (хоровые);
• песни военно-бытовые (солдатские);
• песни семейно-бытовые (колыбельные, отпевальные, плачи);
• песни трудовые (ямщицкие);
• эпос (былины, баллады, сказания);
• танцевальные жанры;
• лирические песни (напевы);
• частушки (страдания, припевки)
• песни городские (романсы, лирические, протяжные). Они появились позднее
• Инструментальную музыку.
Уже с рождения ребёнок знакомится с народным творчеством. Это - колыбельные песни, в которых мать рассказывает, что в родном доме ребёнка ждёт любовь и ласка, что мир может быть добрым и злым и как в этом мире жить. Колыбельные песни учат детей петь задушевно и ласково, с теплотой, воспитывают любовь к матери. Частушки, лирические песни – это песни с особенностями содержания – учат ценить юмор, колоритность исполнения. Через хороводы дети знакомятся с традициями, бытом, трудом, красотой родной природы.
А теперь поговорим об истории развития русского фольклора.
Русская народная музыка берёт начало в фольклоре славянских племён, живших на территории Киевской Руси. Так как этнический состав населения был очень разнородным, русская музыка включала в себя, кроме славянских, также финно-угорские, тюркские и другие прототипы. Многие виды дошедших до нашего времени (начало XXI века) песен имеют языческие корни, иногда с влиянием христианской обрядности.
Народные песни создавались, когда чувства, переживания требовали выражения в словах и музыке; передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Первые записи народных песен относятся к 17 веку. Собиратели песен: А С. Пушкин, Н. В. Гоголь, Алексей Васильевич Кольцов и др. А также композиторы П. И. Чайковский, Николай Андреевич Римский - Корсаков, М. И. Глинка.
Исторически сложилось, что русские песни пели в сопровождении музыкальных инструментов или "под язык».
Инструментальная музыка занимает несравнимо меньшее место, нежели вокальная: церковный запрет на использование музыкальных инструментов в храме, по-видимому, оказал влияние и на фольклор.
Русские народные танцы имеют глубокую историю и берут свои корни еще с Древней Руси. К русским народным танцам относятся: задорные огромные хороводы, пляски и народные массовые гуляния, что были неотъемлемой частью ежегодных традиционных праздников, увеселительных программ и символических ярмарок.
В первую очередь, русские народные танцы – это смех и юмор, активные движения и прыжки, задорные пляски и, конечно же, красивые колоритные национальные костюмы. Можно сказать, что этот танец – характеристика русского человека: широкая душа и необузданное желание дарить веселье себе и окружающему миру!
Важно отметить, что этот танец требует энергичности, мужественности и резких движений от сильного пола, а мудрой величавости и плавности в каждом шаге от женского. Русский народный танец – это рассказ об истории Великой России. Ведь очень часто они сопровождались песнями с текстами о героях, царях и добрых деяниях их родин.
Зародился русский танец в 907 году, на празднике у Вещего Олега, где выступали танцоры, переодетые в медведей и наоборот. Танцы с медведями на Руси считаются традиционными.
На западе принято считать, что всевозможные трюки и прыжки, исполняемые в русских танцах, были придуманы народом для того, чтобы согреться, так как в основном все русские праздники проходят зимой или осенью, когда народ справился со всеми земельными работами. И изобретательный народ придумал такой выход из ситуации.
Русские танцы имеют самые разнообразные названия: иногда по песне, под которую танцуются («Камаринская», «Сени», иногда по количеству танцоров (Парная», «Четвёрка», иногда название определяет картину танца «Плетень», «Воротца»).
Русский народный танец делится на два основных жанра - хоровод и пляска.
Хоровод – это так называемый танец, песня, игра; синхронное движение и исполнение хороводной песни. Участники хоровода держатся руки. Разнообразие в костюмах, в движениях, переходах – вот, что отличает хоровод от других танцев. Хороводы часто танцуют под вокальный аккомпанемент, песню, в которой есть действие. Участники хоровода стараются инсценировать содержание песни. Хороводы бывают орнаментальными и игровыми.
Пляски или плясовые – это ранние обрядовые, а сейчас – бытовые танцы. Этот танец сформировался из хоровода, увеличив темп исполнения и разнообразив рисунки переходов и построений. Танец представляет собой движения, которые с каждым тактом становятся все более разнообразными, что является характерной особенностью пляски. В этом танце принимают участие парни и девушки.
Перепляс - это соревнование. Парни соревнуются в ловкости, силе, удали, индивидуальности. Это исключительно мужской танец. Перепляс исполняется под народные мелодии или под частушки.
Массовый пляс – это парный не сценический танец без возраста и пола. В этой пляске нет ограничения ни в возрасте, ни в количестве участников.
Групповая пляска – массовый танец без конкретных сложных рисунков и построений, в основном это хороводные переходы, импровизации.
Пляски-импровизации:
Наряду с хороводами, большой популярностью в народе пользуются пляски-импровизации, пляски-соревнования. В них танцоры не скованы определенной композицией. Каждому исполнителю дается возможность выразить себя, показать, на что он способен.
Среди таких танцев широко известны следующие: "Барыня", "Веселуха", "Топотуха", "Чеботуха", "Тимоня", "Валенки».
Форма плясок-импровизаций, плясок-соревнований в наше время получила дальнейшее развитие. Они стали динамичнее, появились острые ритмы, разнообразные комбинации.
Русские танцы разносюжетны и разнохарактерны:
«Барыня», «Берёзка», «Калинка», «Матаня», «Метелица», Русская пляска», «Тройка», «Трепак», «Яблочко» и др.
Народные музыкальные инструменты.
Народные инструменты в фольклоре используются обычно в быту пастухов или для некоторых видов танцев и песен. Наиболее распространены: струнные инструменты (гудок, гусли, духовые инструменты (дудка, жалейка/рожок, кувиклы (флейта Пана). В летописях упоминаются: военные трубы, охотничьи рога, бубны. В эпоху Средневековья скоморохи — исполнители народной музыки подвергались преследованиям, а музыкальные инструменты уничтожались, поэтому оригинальные русские музыкальные инструменты до современности почти не дошли. Такие инструменты, иногда ассоциирующиеся с русской музыкой, как мандолина, семиструнная гитара, баян (гармонь, являются инструментами западноевропейского происхождения, и распространились в России сравнительно поздно (XIX—XX века). В XIX веке музыкантом В. В. Андреевым был создан оркестр русских народных инструментов, в котором русские народные инструменты, такие как балалайки и домры, были усовершенствованны. [1
Исконно русские инструменты: ложки, бубен, трещотки, рожки, свирель, гусли, жалейка.
Инструменты: баян, домра, балалайка пришли к нам с Запада.
В своей работе по приобщению детей к истокам народной культуры мы выделяем такие компоненты:
• Создание эффективной предметно-развивающей среды.
В процессе активных форм работы собраны предметы старины, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: чугунки, кринки, лапти, прялка, самовар, домотканые половики – все те окружающие предметы, которые впервые пробуждают интерес у ребёнка, воспитывают в нём чувство красоты, любознательность. Это помогает детям понять, что они – часть русского народа.
Большую помощь в развитии интереса у детей к народному быту, к традициям старины, к старинным русским забавам оказывают мини-музеи, созданные в группах, экскурсии в библиотеку, где детям в доступной форме рассказывают и показывают предметы национального старинного обихода.
Педагоги широко используют народный фольклор во всех его проявлениях:
Знакомят со сказками, пословицами и поговорками, загадками, песенками, частушками, календарно – обрядовыми песнями, танцевальными жанрами (хороводами, инструментальной музыкой в исполнении оркестра русских народных инструментов и
музицируют на русских народных музыкальных инструментах.
В процессе познания фольклора во всех его проявлениях дети усваивают нравственные ценности: представления о добре, красоте, правде, храбрости, верности. Учатся уважительно относиться к труду, удивляться и восхищаться мастерству человеческих рук.
• Народные праздники и традиции.
Раскрытие личности в ребёнке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.
Большое место в приобщении детей к традиционным ценностям народной культуры у нас занимают народные праздники и традиции. В народных традициях веками накоплены тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эти наблюдения связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В результате освоения народных традиций дети узнают о гостеприимстве и хлебосольстве русского человека, взаимосвязи музыкально-поэтического творчества с трудом и бытом, обычаями русского народа, воспитывается интерес у детей к истории своей семьи, культурным традициям своего края, к культурному наследию нашей страны – всё то, что приобретает в наши дни особую значимость.
У нас в детском саду уже стало традицией проводить праздники и развлечения, в том числе и народные праздники с участием детей в совместной деятельности с родителями и педагогами.
С участием взрослых и детей мы проводили «Рождество». Разучивались с детьми рождественские колядки, весёлые игры – «Зимушка-зима» и др. На празднике были шутки, смех, игры и соревнования с Бабой-Ягой. Детям очень понравился праздник.
Проводился праздник «Широкая Масленица». Взрослые с большим желанием откликнулись исполнить роли «Зимы», «Весны», Скомороха», «Бабы-Яги», «Лешего». «Масленица проходила с весёлыми шутками, играми, пением закличек, угощением детей блинами. Праздник из зала перенёсся на улицу, где прошли игры-соревнования с Бабой – Ягой, поиски пропавшей «Масленицы», катанием на санках.
Праздник «Пасхи» проходит с изготовлением атрибутов, росписью яиц и народными играми. Взрослые, как всегда, участвуют в празднике вместе с детьми, способствуя развитию у детей познавательной активности, зарождению ответного душевного чувства и интереса к обычаям и культуре русского народа.
Проводились фольклорные праздники: «Встреча Весны», «Праздник птиц», «Ярмарка», «Красная горка», «Праздник берёзки», «Осенины» и др.
Приобщение дошкольников к народной культуре проводим в форме бесед, различных игр, посиделок, сказочных путешествий, театрализованных представлений.
Только совместно со взрослыми удаётся донести народную мудрость, доброту, юмор в доступной для детей форме. Разработаны сценарии праздников, сделана подборка костюмов для взрослых и детей.
• Народные игры.
Русские народные подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Особенность русских народных игр в том, что все они имеют нравственную основу. Приобщение дошкольников к русским народным играм даёт положительный воспитательный и развивающий эффект (дети усваивают моральные нормы, традиции, устои семьи, коллектива и общества).
Формы работы.
В процессе своей деятельности мы нашли, на наш взгляд, наиболее эффективные формы работы по приобщению дошкольников к устному народному творчеству.
• Знакомство детей с различными жанрами устного народного творчества во время организованной образовательной деятельности. Знакомство с народными песнями, хороводами, танцами, сказками через театрализованную деятельность.
• Использование малых фольклорных форм в режимных моментах и в различных видах организованной деятельности.
• Дидактические, пальчиковые игры; игровые упражнения на развитие образных жестов и движений, интонационной речевой выразительности.
• Знакомство с народными играми и традициями на музыкальных, физкультурных занятиях, во время прогулок.
• Использование игры-драматизации, где дети учатся драматизировать не только сказки, но и обыгрывать потешки, небылицы.
• Организация совместной работы педагогов, родителей и детей (разучивание ролей, песен, изготовление костюмов, атрибутов к играм-драматизациям) и др.
• Проведение фольклорных, народных обрядовых праздников («Колядки», «Широкая Масленица», «Пасха», «Красная горка», «Осенины», «Ярмарки») в совместном участии детей в музыкально-театрализованной деятельности с педагогами и родителями.
• Анкетирование родителей, сбор отзывов о проведённых мероприятиях (удовлетворённость родителей).
• Проектная деятельность. Среднесрочные проекты: «Широкая Масленица», «Пасха» (сентябрь – апрель) в совместном участии с детьми, педагогами и родителями.
• Создание предметно-развивающей среды:
- библиотека по теме «Русское народное творчество»;
- картотеки народных игр;
- картотека народных обрядов и традиций;
- картотека русских народных инструментов;
- инструменты русского народного оркестра;
- ростовые куклы;
- кукольный театр;
- демонстрационный и иллюстрационный материал;
-фонотека русских народных мелодий и песен;
-реквизит и костюмы для проведения русских народных праздников;
-максимальная реализация образовательного потенциала для развития предметно-пространственной среды в группах для самостоятельной деятельности детей (создание содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной образовательной среды, пополнение атрибутов для ряжения, музыкальных инструментов, фонотеки и др.)
Таким образом, систематизированная работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры имеет положительные результаты:
у детей расширились знания о многообразии народных праздников и традиций; сформированы первые представления о культуре своего народа;
обогатился словарный запас народным фольклором – дети знают потешки, заклички, пословицы и поговорки, народные сказки и песни;
у детей сформированы двигательные навыки, чему способствовали подвижные игры, пляски, хороводы;
у детей формируются представления о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге;
у детей развиты коммуникативные навыки: уважительное отношение к взрослым, сверстникам и малышам, развивается чувство коллективизма;
развита эмоционально-волевая сфера;
воспитаны патриотические чувства и любовь к Родине, своему народу, к родной природе.
Приобщение дошкольников к русской народной культуре даёт возможность современным детям окунуться в мир детства прошлых поколений, гармонично совместить музыкальный, устный, игровой фольклор и прикладное детское творчество.