МААМ-картинки

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через восприятие русских народных сказок

Попова Людмила Викторовна
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через восприятие русских народных сказок

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через восприятие русских народных сказок» размещена в разделах

Приобщение детей к чтению сказок и традиционной русской культуре способствует гармоничному формированию человеческой личности, способной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу. Народные традиции необходимы для разностороннего развития ребенка, формирования патриотических чувств, духовно-нравственных качеств, развития творческого потенциала. Знакомя детей с народной культурой, мы помогаем детям войти в мир прекрасного, тайного, в мир приключений, переживаний и эмоционального наслаждения, даем возможность гордиться достижениями предков. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений.

Именно в детском возрасте у ребёнка закладываются первые представления о самом себе, образуются моральные и социальные нормы. Другими словами, в процессе социализации ребёнка необходимо обучать нормам и правилам поведения, эмоциональному реагированию на различные ситуации, способам проявления и переживания различных чувств. Ребенок постепенно усваивает, каким образом познавать окружающий природный и социальный мир, поэтому для него так важна сказка, которая не даёт прямых наставлений «Слушайся родителей, уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения», но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. В простой сказке содержится всё самое нужное, самое главное в жизни, живое как сама жизнь.

Для того, чтобы обеспечить эффективное целенаправленное и систематическое взаимодействие с детьми по нравственному воспитанию мы разработали перспективный и календарный планы. Планирование осуществлялось в соответствии с возрастными особенностями детей, содержание, методы, приемы и формы работы мы подбирали в соответствии с поставленными задачами, предусмотрели постепенное усложнение содержания работы с учетом достижений детей.

Определяя средства и методы воздействия на детей, мы руководствовались принципом требовательности к ребенку в сочетании с уважением к его личности. Этот принцип нашел педагогическое воплощение в системе А. С. Макаренко. Применение этого принципа в практике выражается в умении воспитателя сочетать доброту с обоснованной требовательностью, учитывающей возможности, развитие, нравственный опыт и индивидуальные особенности детей. Это позволяет формировать у детей основы нравственного поведения, дисциплинированности, не подавляя инициативы и жизнерадостности, учить уважительно относиться к установленному в группе порядку. От педагога, в свою очередь, требуется сдержанность, терпеливость, разумная строгость, уважительное отношение к воспитанникам.

Принцип единства воздействий на чувства, сознание и поведение вытекает из понятия целостности процесса развития личности. Он требует комплексного подхода при выборе средств и методов нравственного воспитания. Определяя содержание воспитательного воздействия, мы учитывали, вызовет ли оно эмоциональный отклик у ребенка, будет ли понято, сформирует ли определенные представления о явлениях окружающей жизни.

Планируя работу, мы использовали принцип систематичность и последовательности, который последовательное усложнение задач воспитания для всей группы в целом и для каждого ребенка в отдельности (с учетом его особенностей и уровня усвоения вводимых нравственных правил, опыта поведения).

В работе с детьми мы использовали сказки, рекомендуемые для чтения, этические беседы, театрализованные игры по сказкам, проблемные ситуации.

К среднему дошкольному возрасту у детей расширяется круг представлений о мире, о себе и окружающих людях. Расширяются возможности детей и в восприятии художественной литературы. Дети эмоционально и целостно способны воспринимать текст, выделять героев, отдельные эпизоды, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать поступки персонажей.

Для чтения детям мы подобрали сказки, которые способствуют развитию нравственных качеств, помогают определить отрицательные и положительные поступки героев, содержат «нравственный урок» (см. таблицу 1).

Таблица 1

Художественные произведения, используемые для чтения детям

Название сказки

Мораль

«Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка»

Победа добра над злом

«Репка», «Три поросенка»

Трудолюбие, взаимопомощь

«Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Маша и медведь»

Наказ слушаться старших

«Теремок», «Зимовье зверей»

Дружба помогает победить трудности

«У страха глаза велики»

Высмеивание трусость, глупость

«Лиса и журавль», «Лисичка сестричка и серый волк», «Косточка» (Л. Н. Толстой)

Осуждение хитрости, обмана

«Петушок и бобовое зернышко»

Забота о ближнем

«Заяц-хваста»

Осуждение хвастовства

«Два жадных медвежонка», Я. Аким «Жадина»

Высмеивание, осуждение жадности

Э. Мошковская «Обида», Е. Благинина «Посидим в тишине», С Капутикян «Бабушкины руки»

Забота о ближнем

К. Чуковский «Муха-цокотуха»

Взаимопомощь

После прочтения мы проводили беседу. Анализ произведения мы организовывали так, чтобы он представлял собой интересный и полезный для детей разговор, который мы проводили путем постановки вопросов. Очень важно было правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное - действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам.

Сначала это были вопросы «Кто? Что? Как? Где?», в дальнейшем они приобрели аналитический характер «Почему?», мы побуждали детей размышлять о прочитанном, сопоставлять, сравнивать. Мы формулировали вопросы так, чтобы их смысл был доступным для детей, а слова точными, оправданными.

Составляя вопросы, мы также записывали желаемые ответы на них и наводящие вопросы, чтобы использовать их в том случае, если ответы детей будут не верными.

Например:

Рассказывание детям русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Цель: объяснить смысл сказки, в котором воплощены лучшие традиции русского устного творчества (победа добра над злом, счастливый конец).

Хорошей основой для закрепления понимания сказки является театрализованные игры, игры – драматизации, так как в этом возрасте восприятие художественного текста все еще опирается на «проживание» его содержания в практической и игровой деятельности:

Игра - драматизация "Теремок".

Цель: стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки, активизировать словарный запас, отражающий эмоциональное состояние человека; учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях; стимулировать инициативу детей в организации театрализованных игр.

Читая и рассказывая сказки мы фиксировали внимание детей не только на содержание сказки, но и на некоторых особенностях литературного языка, так как многие образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения вследствие их редкого использования в современном языке требуют пояснений.

Также в своей работе мы использовали этические беседы. Они помогают детям освоить нормы и правила нравственного поведения. В беседе мы связывали правила и нормы поведения со сказочными образами, понятными детям. Этическая беседа помогает детям понять внутренний мир, мысли, переживания человека, оценить хорошие и плохие поступки. В ходе бесед у детей формируются первоначальные представления о нравственных нормах, нравственном выборе, мотиве поступка.

Также мы использовали и проблемные ситуации. Эти ситуации учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса.

В основе каждой беседы лежало художественное произведение, с помощью которого мы знакомили детей с разнообразными нравственными ситуациями и соответствующими им правилами и нормами поведения. Вынести «нравственный урок» из текста, понять его помогали вопросы воспитателя. Темы бесед были различны: «Зачем говорят «Здравствуй», «Праздник вежливости», «Как жить дружно, без ссор», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Не будь жадным», «Умей видеть тех, кому нужна помощь», «Почему нельзя дразниться», «Спасибо за правду», «Не сиди сложа руки, так и не будет скуки», «Каждой вещи свое место».

Даже в ежедневных обычных ситуациях педагог всегда воспитывает, причем его воздействие носит многосторонний характер. Например, обучая ребенка раздеваться после прогулки, мы учим его умению самостоятельно обслужить себя, аккуратно сложить одежду и вместе с тем формирует бережное отношение к вещам, аккуратность, целенаправленность действий, а также внимание к сверстникам, находящимся рядом, предупредительность и заботливость по отношению к ним.

Не менее важным мы считаем взаимодействие с родителями. Учет этого принципа в воспитательной работе требует от педагога установления тесной связи с семьей, проведения большой разъяснительной работы, разработки рекомендаций в адрес родителей, выработки общих, единых методов воздействия на детей. Мы провели следующую работу:

беседы с родителями на тему «Стили воспитания в семье»;

оформление памятки на тему о воспитательно-образовательных возможностях художественной литературы «Значение фольклора в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»;

создание театрализованного уголка в группе, оформление уголка книги, подготовка костюмов и атрибутов к театрализованным играм, праздникам, участие в них.

Рекомендации родителям по использованию сказочной волшебной силы сказок в семейном воспитании даются родителям по окончании каждого занятия, посвященного конкретным темам воспитания определенных качеств у детей: благодарности, чуткости, трудолюбии и др. Но формирование позиции сотрудничества актуально для большинства родителей. Поэтому постепенное включение родителей в активное воспитание своих детей идет от принятия детских работ в виде подарков, до подготовки общих детско-родительских спектаклей, праздников.

Благодаря сказкам, ребенок не только учится мыслить, творить, отличать главное от второстепенного, но и растет духовно, совершенствуется, становится мудрее и опытнее. Научите ребенка любить сказки. Пусть волшебство и чудеса он переносит в реальную жизнь, творя добро и радуя вас хорошими поступками.

Публикации по теме:

Приемы работы с отклоняющимся поведением детей через духовно нравственное воспитание Елена Алексеевна Шувалова МКДОУ Д/С № 83 г. Россоши Воронежской области Как отличить каприз от срыва? Надо ли хвалить детей, и если да,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством народных игр Белогорья В нашей стране социально–экономические и политические изменения в последнее время коснулись многих аспектов общественной жизни, которые.

Консультация «Духовно-нравственное воспитание современных дошкольников через приобщение к творчеству русских композиторов» Духовно-нравственное воспитание современных дошкольников через приобщение их к творчеству русских композиторов. «Кем бы ни стал в дальнейшем.

Отчет о самообразовании «Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «ПИН и ГВИН» городского округа города Агидель Республики.

Пьесы о дружбе для старших дошкольников по мотивам русских народных сказок Репка. Действующие лица: Ведущий Дед Бабка Птички Внучка Жучка Кошка Мышка Материал: Большая коробка, в которую поместиться физкультурный.

План по самообразованию «Формирование духовно-нравственного воспитания у дошкольников посредством русских народных сказок» «Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений». (В. А. Сухомлинский) Пояснительная.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропоганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных.

Проектная работа «Приобщение детей к истокам народной культуры через театрализацию русских народных сказок» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 269» Проектная работа «Приобщение детей к истокам народной.

Развития речевой активности у дошкольников посредством русских народных сказок Развития речевой активности у дошкольников посредством русских народных сказокВ последние годы проблема повышения речевой активности детей.

Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества. Маленький человек входит в сложный многогранный мир,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников через восприятие русских народных сказок
Опубликовано: 18 октября 2018 в 19:41
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД