Папки-передвижки

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа

Светлана Беспалова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на

культурных традициях своего народа.

Храни огонь родного очага

И не позарься на костры чужие -

Таким законом предки наши жили

И завещали нам через века:

Храни огонь родного очага,

Храни огонь родного очага.

Свое выступление я хочу начать со слов В. А. Сухомлинского «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа» размещена в разделах

Россия, Родина, родной край… До боли знакомые каждому человеку слова. Но в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека стали уходить на второй план. В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», «безнравственность», «бездуховность», мы всерьез задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Рост научно-технического прогресса, непрерывный каскад открытий, изобретений породили гипертрофированные представления об абсолютном приоритете логического познания перед эмоционально-чувственным, вещественного богатства над духовным. Засилье иностранных слов, песен, фильмов, игр способствует спаду интереса к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре. Как в век техницизма и прагматизма сохранить у детей интерес к искусству, национальным традициям, обычаям? Не получим ли мы в лице современных дошкольников «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей?

Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше коллектируется с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология. национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие», — писал известный русский религиозный философ В. В. Зеньковский. Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится на и через приобщения его к культурному наследию своего народа.

В связи с этим целью духовно-нравственного воспитания дошкольников является воспитание человека, обладающего такими высокими духовными и нравственными качествами, как трудолюбие, честь, совестливость, любовь к Отечеству, преданность семейному очагу.

Основные задачи воспитания — формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию; уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям, соседям и другим людям).

Содержание духовно-нравственного воспитания в народной педагогике включает в себя воспитательный опыт народа, его педагогические воззрения, идеи, традиции в области воспитания.

Поэтому вся наша работа направлена на активное приобретение культурного богатства русского народа. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций.

Сегодня я хочу поделиться опытом работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на культурных традициях своего народа.

В содержание работы по духовно-нравственному воспитанию включены следующие блоки:

«Путешествие в историю»;

«Быт и традиции»;

«В чудесном мире русского языка»;

«Дело мастера боится».

I блок. «Путешествие в историю».

Мы живем в сложное время. Нужны прочная опора, тепло и свет, чтобы не озлобиться, не сломаться, выстоять… Трудно…

А особенно трудно и плохо детям, которым в наши дни часто не хватает любви, сердечного тепла, радости. А без этого невозможно воспитать, вырастить сильного, доброго, справедливого человека. Давно известно, что силу в трудные времена дают наши истоки, корни. А для России эти истоки - ее история. К ней мы и обращаемся в своей работе, чтобы нравственные и духовные основы великой культуры помогали в жизни нашим детям. Понимая, что такая история - мощное средство для воспитания детей, мы обращаемся к ней, чтобы заложить в души наших детей любовь и уважение к своим корням. Отечеству, а следовательно, к семье, друг к другу, и формировать нравственно- патриотические основы личности.

Опыт показывает, что лучше всего дети начинают понимать прошлое, погружаясь в него, совершая как бы мысленное путешествие в прошлое и мы стараемся создать историческую обстановку, чтобы дети представили в своём воображении мир глазами человека иного времени.

В цикле развивающей деятельности: «Как начиналось русское государство» и «Древний город- город крепость» мы знакомились с историей нашего государства и появлением русских городов крепостей. Продолжая тему русских крепостей, мы познакомили детей с историей возникновения нашего города Симбирска. По материалу из детского – познавательного журнала «Симбик» и программы «Симбирский Венец» мы познакомили детей с историей возникновения нашего города. С детьми был изготовлен макет Симбирского Кремля, были сделаны папки – передвижки с фотографиями об основании города. Дети принимали активное участие в работе, и это вызывало у них большой интерес.

Серия тем: «Москва – город древний», «Москва – столица России» была посвящена Москве. Мы познакомили детей с историей становления Москвы, с архитектурными особенностями Московского Кремля. На занятиях использовались репродукции картин А. Васнецова. Вне занятий читали книги Л. Александровой «Русские Кремли», «История» под редакцией С. В. Новикова.

Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это и Святой Преподобный Сергий Радонежский, который своим духовным авторитетом мирил строптивых князей, и собирал Русь в единое, могучее государство! Это и святой благоверный князь Александр Невский, знаменитые слова которого: "Не в силе Бог, а в правде" до сих пор помнят потомки. Это святой благоверный князь Дмитрий Донской, сражавшийся на поле брани, как простой воин. Это великие полководцы - А. В. Суворов, М. И. Кутузов. Все они являются высоким нравственным примером для наших детей.

Раздел «Путешествие в историю» интересен детям своей новизной и необычностью. Он позволяет детям окунуться в мир прошлого, вообразить себя древним человеком, попасть в старинный город.

II блок. «Быт и традиции».

Работу по этой теме мы начали с создания в группе уголка народного быта.

Уголок «Русская изба» в группе был нужен для создания быта, атмосферы народной сказки. Совместно с детьми выполнен крупный макет печки, с помощью родителей собрана сопутствующая домашняя утварь (ухват, кочерга, лоскутное одеяло, вязанные коврик, салфетки, сшиты народные и ролевые костюмы – используются для драматизации сказок, игровой импровизации. Другие детские мероприятия помогли разнообразить предметную среду, развить познавательную деятельность, расширить восприятие дошкольников, обогатить духовно-нравственно.

Уголок «Русская изба» помогает детям в группе изображать персонажей сказок в действии: варить кашу в чугунке, пользоваться ухватом, накрывать на стол и угощать гостей, как это делали в старину. Необычная поначалу кухонная утварь при использовании в игре доставляет детям большую радость.

Постепенно наш уголок разрастался и стал занимать большую часть группы. И мы решили создать мини – музей.

Оборудование музея – это начало большой поисковой деятельности детей и взрослых. Нам пришлось встречаться с хранителями старинных вещей, работать с семейными архивами, семейными реликвиями. Чудом сохранившиеся старинные бытовые предметы отыскивали и в городских квартирах, и в деревенских домах у родственников, и на дачах.

В каждый предпраздничный период музей пополнялся новыми экспонатами, которые дети и родители приносили из дома или изготавливали сами по старинным образцам (рушники, лоскутное одеяло) Появлению каждого предмета в избе предшествовал познавательный рассказ и наблюдение.

На базе музея были организованы выставки: «Город мастеров», «Как Богдан Хитрово Симбирск основал», «Национальные костюмы», также содержанием выставок являлись произведения народноприкладного творчества: «Русская матрешка», «Золотая Хохлома», «Городецкая роспись».

Музей народного быта в целом помогает восстановить и укрепить, часто потерянные и ослабленные в современном мире, традиционные семейные, родовые связи. Поэтому в нашей «избе» часто устраиваются «посиделки» детей со своими родителями. Это учит общению родителей и детей и укрепляет семейные традиции, а значит и семью.

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников является, игра. При этом мы имеем в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.). Но нам кажется, что особенность русских народных игр, а может быть любых народных игр, в том, что они, имея нравственную основу, обучают развивающуюся личность социальной гармонизации. Народные игры учат личность тому, что цену имеет не любое личное достижение, а такое, которое непротиворечиво вписано в жизнь детского сообщества.

Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки»,, «Масленица»; весной— «Пасха», «Именины березки» (Троица).

Мы вместе с детьми исследуем особенности каждого народного праздника. И стараемся установить его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.

Перед каждым народным праздником мы собираемся на посиделки. Основная цель – это подготовка к празднику. На посиделках мы разучиваем песни, затеваем хороводы, игры, также изготавливаем разные предметы, которые необходимы к празднику; оформляем интерьер «избы» предметами старины; делаем открытки - приглашения, подарки родным и друзьям. Дети проживают (пропускают через сердце, разум, руки) собственное представление о празднике как о содержательном отдыхе после большого труда.

Встречает ребят на посиделках тетушка Алена. Она ведет живой рассказ о народном празднике, используя при этом всевозможные присказки («Посидим рядком, да поговорим ладком»). На посиделки дети, как и тетушка Алена, приходят в русских народных костюмах. Мы заметили, что ряженье повышает эмоциональный тонус детей и усиливает их восприятие. На посиделках мы знакомимся с музыкальным фольклором, устным народным творчеством, народной игрушкой, декоративно – прикладным искусством.

В нашем детском саду дети, а порой и взрослые, впервые узнают, как проводились праздники на Руси, как они назывались. Ведь в них со всей полнотой отражается русский национальный характер. Это и удаль, и размах, и искренность. Подчиненные ритму природы, одухотворенные живой радостью существования, проверенные древней логикой жизни, народные праздники – неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Знакомство с ними обогащает детскую душу.

«Емелина неделя». В старину на этой неделе на Руси тешили детей: ладили горки, ремонтировали кормушки для птиц, проводили игры, забавы, рассказывали сказки, байки от имени Емели: «Мели Емеля – твоя неделя». Этот праздник – дань уважения русской смекалке, хитроумию, находчивости. Дети очень любят народные праздники. В Рождество дети ходили со «звездой» - славили Христа; на Святках поздравляли детей из соседних групп колядками.

Следуя народному календарю, мы часто проводим дни радости и хорошего настроения: «Макар – весноуказчик», День рождения домового, Новичок и др. Для родителей мы вывешиваем памятки с информацией о том, чем славится этот день, о чем им надо поговорить с детьми.

Русский праздник – это всегда хлебосольный стол. Мы все с интересом узнаем о порядке размещения за семейным столом, усваиваем традиции русского стола, узнаём историю национальных блюд, кухонной утвари. Блюда русской кухни стали привычными в нашей группе. Детям очень полюбились блины, пироги, каша в горшочке, чай с травами.

Но самое главное, дети усваивают правила гостеприимства, которым славен русский народ : «Не красна изба углами – красна пирогами», «Чем богаты – тем и рады», «Какова хозяйка – таков и стол».

При проведении обрядовых праздников мы обращаем внимание детей на приёмы изготовления и ношения русского костюма.

Знакомство детей с народным костюмом проходит постепенно во всех возрастных группах. Дети узнают, что одежда несла в себе несколько функций: защитить от холода, жары, украсить человека, обозначить его социальную принадлежность и оберечь его. Цвет, вышивка, крой одежды – всё это имело определенное значение. Почему женщина носила головной убор, а девочка нет? Что может рассказать фартук? Ответ на эти вопросы дети получают при знакомстве с народным костюмом.

III блок. «В чудесном мире русского языка».

В работе с детьми необходимо широко использовать все виды фольклора: сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, хороводы… В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Здесь хотелось бы выделить раздел по развитию речи, хотя можно предположить, что во всех видах деятельности уделяется большое внимание русскому языку. Развитие речи - есть развитие личности на основе того духовного богатства, которым пронизан русский язык. Поэтому мы отбираем литературные произведения по нравственным критериям. Это сказки, потешки, произведения русских писателей, поэтов, а также жития святых, адаптированные к дошкольному возрасту.

В повседневной жизни мы часто обращаемся к сказке, как «методическому приёму» народной педагогики. Мы создали Дом сказок «Жили – были…». Не секрет, что для детей дошкольного возраста слушание сказки – любимое занятие. При слушании сказки ребёнок подсознательно отождествляет себя с разными героями, переживает те же чувства и решает те же проблемы, что и они, и, таким образом, принимает себя и окружающий мир таким, как есть. Свою задачу мы видим в том, чтобы через сказки познакомить детей с традициями и обычаями русского народа, дать детям почувствовать причастность к родной культуре, разбудить детское любопытство и воображение. Основная форма работы – театрализованная экскурсия – путешествие по сказкам, в которой и дети, и воспитатель – сказочные герои.

В Доме сказок есть всё для такого интересного путешествия – и сундук со старинными вещами и ларец со сказками и горница с русской печкой.

Вместе с детьми мы совершили путешествия:

«Сказка ложь да в ней намёк» (по русским народным сказкам с хитринкой,

«В сказочном королевстве» (по волшебным русским народным сказкам,

«Сказочный мир наших предков» (по славянской мифологии,

«Чёрный хлебушко – калачу дедушка»традициях, связанных с хлебом и едой в сказках России,

Особое значение имеет приобщение детей к героическим былинам. Идейное содержание этих былин – подвиги героев во имя освобождения родной земли, своего народа от зла и насилия, от врагов и чужеземных захватчиков – способствует раскрытию идей патриотизма. Так, например, русские богатыри идут на разные подвиги, чтобы «послужить родной земле», защитить Русь от Идолища от Змея Горынича, идут «беречь землю русскую от недругов – ворогов».

Мальчиков очень заинтересовала тема воинов-защитников. Они рисовали богатырей в свободное время, строили крепости. Примеры подвигов воинов-богатырей вызвали у детей потребность в физической активности, мужественных поступках, смекалке, воле. Дети принимали активное участие в соревнованиях: «Богатырская силушка», «Победа в воздухе не вьется».

Значительный нравственный потенциал заложен в русских народных пословицах и поговорках. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества в художественных образах зафиксировали опыт прошлой жизни во всём многообразии противоречивости. Они посвящены тому, как и чему, учить и воспитывать. «Не учи безделью, а учи рукоделью».

В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

VI блок. «Дело мастера боится».

Особую роль в своей работе с детьми мы отводим народному искусству. Мы знакомим детей с Дымковской, Городецкой, Хохломской росписью, народной вышивкой. На полках нашего мини-музея разместились различные предметы прикладного искусства: Городец, Хохлома, Дымка, Гжель и др.

Очень важно ознакомить детей с народными промыслами, декоративной росписью. Древнерусское искусство недаром является предметом нашей национальной гордости. Наша задача дать знания о народных промыслах, об истории и особенностях народной игрушки, различной росписи, резьбы и вызвать у детей желание создать такую красоту.

По каждому из видов росписи у нас имеются альбомы, пособия. Занятия по ознакомлению детей с народным искусством проходят в «избе» Ребята с удовольствием знакомятся здесь со старинными предметами, украшенными хохломской росписью, их названиями: ковш, чаша, бочонок, деревянные ложки, тарелки, кружки. Здесь же была организована выставка «Городецкие узоры». Дети рассматривали узоры с изображением сказочных птиц на кухонных досках, прялках и панно. После знакомства с предметами народного искусства дети с удовольствием создают свои неповторимые работы. Лучшими работами мы украшаем группу.

Знакомство ребёнка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.

В разделе «Дело мастера боится» мы обращаемся к свойствам различных материалов и предметам, сделанным из них. Так как предметный мир несёт в себе информацию о жизни, помогает ребёнку понять её. Ведь в каждой вещи прослеживается история целой цивилизации. На основе этого мы знакомим детей с теми ремёслами, которые сохранились до нашего времени. И на первое место выступает сам человек и его мастерство.

Работа с родителями

Практика работы по духовно-нравственному воспитанию детей показывает, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание.

Семья играет центральную роль в сознании ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме нее не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками (а для этого мы должны познакомить их с этими обычаями и ценностями) и что именно родители ответственны за воспитание детей перед Богом и обществом.

Цель нашей работы с родителями мы определили как просветительскую, т. е. познакомить родителей с народной культурой и историей, пробудить к ней интерес.

Прежде чем начать знакомить дошкольников с традиционной культурой своего народа нами был проведен опрос среди родителей, хотят ли они, чтобы их ребенок изучал традиционную культуру своего народа в дошкольном учреждении. Результаты этого опроса были положительны. Был составлен план работы с родителями по ознакомлению их с культурой своего народа.

• Совместно с родителями мы проводим народные праздники, которые сопровождаются выставками детского и взрослого творчества.

• Устраиваются различные конкурсы, выставки. «В доме нет лишней вещи» - выставка забавных игрушек, детской одежды, созданных руками родителей из всевозможных лоскутков, «Фабрика Деда Мороза» - выставка новогодних игрушек. Все поделки выполнены с фантазией и находчивостью. Неформальный подход в работе с родителями помогает найти в них единомышленников. Они становятся инициаторами многих начинаний.

• Мы стараемся применять нетрадиционные методы в работе с родителями. Например, первое родительское собрание называется «Здравствуй, новичок!», где родители рассказывают о себе, о детях. Такая встреча создает атмосферу взаимопонимания, помогает в будущей работе. Проводятся и такие встречи, как «Фотография в «семейный» альбом группы», «При лучине», «Моя родословная» и др.

Большее внимание уделяем средствам наглядной информации: стенды, папки-передвижки, выпуск газет. Планируется также апробировать новые формы работы с родителями, предполагающие деятельное участие в них самих родителей.

• Проведение совместных учебных мероприятий (родительские семинары-собеседования на диалоговой основе, тематические семинары с использованием ТСО, факультативные занятия, вечера вопросов и ответов)

• Шире использовать совместный труд родителей и детей на участке детского сада (уборка, строительство горок, посадка деревьев и т. д.).

Обобщая сказанное, можно заключить, что вся наша работа направлена на активное приобретение культурного богатства русского народа. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций.

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Традиции-хранители народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные традиции. Может встать под сомнение само существование народа.

Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребёнка как основы его любви к Родине.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Духовно-нравственное воспитание дошкольников Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных.

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культурыДуховно-нравственное воспитание дошкольников в традициях русской народной культуры Цель: воспитание духовно-нравственной личности в совместной творческой педагогической деятельности педагогов, детей и родителей. Задачи:.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Воспитание из всех святых дел самое святое Феофан Затворник Духовно-нравственное воспитание - одно из самых актуальных задач российского.

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Духовно-нравственное воспитание дошкольников. Не секрет, что сегодня материальные ценности стоят на первом месте, в отличии от духовных,.

Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Духовно нравственное воспитание дошкольниковДуховно нравственное воспитание дошкольников Духовно нравственное воспитание дошкольников. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою родину (задача особенно актуальная.

Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Традиции русского народа» Тема: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Традиции русского народа» Срок реализации проекта– 1 год.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Духовность –свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Нравственность.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Актуальность темы обусловлена проблемой нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современном обществе. С течением времени ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа
Опубликовано: 20 апреля 2018 в 22:16
+53Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД