Лучший педагог года

Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития»

Надежда Шпилькова
Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития»

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на

основе этнокультурного развития.

1. Проблема.

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Известный русский религиозный философ В. В. Зеньковский писал: - «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны прикоснуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие».

Публикация «Консультация „Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития“» размещена в разделах

2. Актуальность.

Дошкольный возраст – время воспитания души, а не образования ребенка. Корни духовно- нравственного воспитания лежат в религии. Все наши нравственные ценности родом из Нового Завета: уважение к родителям и старшим, любовь к ближнему и Родине, бескорыстность, жертвенность, скромность, честность, готовность признавать свои ошибки, терпеть, уступать, прощать и т. п.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников – это прежде всего воспитание чувств по отношению к самым близким людям: родителям, братьям, сестрам, воспитателям детского сада, детям группы, своей малой Родине. И здесь педагогу нужно подавать малышу пример. Сердцем принимать эти нравственные нормы и следовать им в повседневной жизни. Слово не должно расходиться с делом. Дети это замечают, считывают и впитывают внутреннюю позицию взрослого, копируют его поведение. Духовно-нравственное воспитание осуществляется ежесекундно, на занятиях, праздниках, прогулках, в быту, в играх. При этом нравственные ценности должны не навязчиво передаваться детям и выстраиваться в их сознании в определенную ценностную шкалу. Работа должна идти через сердце, беседы о морали не помогут. Ребенок должен сам понять, что хорошо, а что плохо, как поступать можно и нужно, а как нельзя. Педагог должен помочь ему в этом разобраться.

3. Цель нашей работы: - развитие нравственных качеств ребенка.

Задачи:

- формирование духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию;

- уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей;

- формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, соседям, и другим людям).

4. Условия.

Для решения поставленных задач и успешной работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе этнокультурного развития необходимо выполнение нескольких принципиально важных условий:

- непосредственное участие в названном процессе и взрослых и детей (взрослые и дети играют в народные игры, исполняют старинные обряды, о которых мы хотим помнить, как о прошлом опыте наших предков, например гадание перед Рождеством);

- продвижение от опыта к знанию (например, мы объясняли детям, как раньше колядовали, дети понимают это, участвуя в ритме культурной жизни всего детского сада);

- использование народного опыта непосредственно в жизни детей (например, на занятиях знакомились с лекарственными травами, как эти травы издавна использовались человеком (подорожник – от порезов, ромашка от горла и др., дети участвуют в колядках и т. п.)

- усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, всеми сотрудниками детского сада.

Формы работы с детьми:

Для успешной работы по духовно-нравственному воспитанию детей на основе этнокультурного развития в детском саду мы проводили:

- занятия познавательного характера,

- занятия продуктивного характера,

- занятия по ознакомлению с художественной литературой,

- праздники и развлечения,

- различные виды игр: дидактические, подвижные, игры-драматизации,

сюжетно-ролевые;

- экскурсии,

- тематические выставки,

- наблюдения,

- познавательные беседы, целевые прогулки,

- трудовая деятельность;

- мастер-классы.

5. Содержание воспитания.

Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники, как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общими переживаниями.

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение праздников, например: осенью – «Капустная вечеринка», зимой – «Колядки», «Разудалая Масленица», а также спортивно-музыкальный праздник «Честный поединок», который был посвящен защитникам Отечества и папы в нем принимали непосредственное участие; весной – «Пасха», «Праздник Весны», «Никто не забыт, ничто не забыто», летом – «Именины березки» (Троица).

Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с важными датами, событиями в общественной жизни.

6. Работа с Воскресной школой.

Поскольку русская культура в большей степени это православная культура, дети знакомятся с основами христианской религии. Сначала у нас появились такие праздники – Рождество и Пасха, а затем и специальные занятия, которые проводит руководитель Воскресной школы при храме в честь Казанской иконы Божьей Матери Клопова М. Н. Прежде чем приступить к этой работе, мы провели опрос родителей, хотят ли они, чтобы их дети изучали православную культуру. Результаты опроса были положительными. Был заключен договор и составлен план совместной работы детского сада и Воскресной школы. В дошкольном возрасте приобщение к русской православной традиции

идет в основном через духовно- нравственное воспитание малышей, усвоение ими традиционных нравственных ценностей, знакомство с историей, лучшими образцами отечественного искусства. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православных традиций – дело трудное и деликатное. Начали мы свою работу в этом направлении с экскурсии в Храм, где дети могли увидеть его внутреннее убранство, красоту икон и настенной живописи. Затем у нас прошли занятия на темы:

- «Серафим Саровский», «Николай Чудотворец», «Рождество Христово». На пасхальной неделе у нас прошел совместный праздник «Славим Христа». Все занятия проводились в здании Воскресной школы и представляли собой не нравоучительные беседы, а увлекательные путешествия по истории страны, мира. Ребята из Воскресной школы показывали сценки, исполняли молитвы и духовные канты, организовывали выставки детского творчества. Наши воспитанники были активными участниками этих занятий.

Прежде чем проводить мероприятия, подготовленный материал преподаватели Воскресной школы представляли на обсуждение Педагогическому совету нашего учреждения.

Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к крестьянской культуре и быту. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. Мы вместе с родителями, помогаем детям получить представление о разных видах народного искусства и пережить отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.

Дети старшего дошкольного возраста получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства (глина, дерево, природные материалы).

Мы с детьми нашей группы ходили на экскурсию в школу, там посетили музей «Русская старина», в котором собрана коллекция старинных предметов быта, крестьянская утварь.

Также мы с детьми посетили Детско-юношеский центр «Солнышко», где посмотрели «Театр сказок», ведь сказка вводит ребенка в мир родной культуры, благодаря ей дети понимают законы мироустройства, вырабатывают систему нравственного поведения.

Мы вовлекаем детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе которого дети приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи. Дети не просто воспроизводят, но и в доступных формах и доступными средствами творят живую культуру, конечно не претендуя на общественную значимость получаемого продукта.

С нашими социальными партнерами дворовым клубом «Солнышко» мы изготовили подарки папам – «Богатыри», а мамам – «Поздравительные открытки».

7. Итог:

Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложили в сознании детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольниковДуховно-нравственное воспитание дошкольников «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников на истоках родной культуры в нашей группе». тарая поговорка гласит: «Все новое-хорошо.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников В Национальной доктрине образования РФ одной из важных задач обозначены сохранение культурного, духовно-нравственного наследия, исторических.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников за последние десятилетия претерпела ряд качественных и количественных изменений.

Консультация для воспитателей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Духовно-нравсивенное воспитание дошкольников Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе приобщения к истокам социокультурной среды В настоящее время становится приоритетным духовное возрождение общества, в связи с чем важнейшей задачей является гармоничное развитие и.

«Я вернусь, чтобы спасти вас». Духовно-нравственное воспитание дошкольников В дошкольном возрасте приобщение к русским традициям идёт, в основном, через духовно – нравственное воспитание малышей, усвоение ими традиционных.

Консультация для педагогов «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Цель: воспитание патриотических чувств на основе изучения традиций русского православного воспитания. В дошкольном периоде идет активное.

Консультация для родителей на тему «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Как известно, любовь к Родине начинается с любви к своей семье, дому, городу, в котором мы живём. Воспитывая в детях патриотические чувства,.

Педагогический проект «Духовно-нравственное развитие дошкольников на основе семейных ценностей» Цель проекта: Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам Задачи: • Формировать у детей представление о семье.

Педсовет «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Слайд 2. Тема педсовета «Условия для духовно – нравственного развития детей дошкольного возраста, через построение целостного педагогического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития»
Опубликовано: 27 октября 2015 в 13:49
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД