Получи документы

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством народных игр Белогорья

наталья плитник
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством народных игр Белогорья

В нашей стране социально–экономические и политические изменения в последнее время коснулись многих аспектов общественной жизни, которые произошли и в дошкольной педагогике.

Мнение многих педагогов свидетельствует о том, что парциальная программа «Мир Белогорья» способствует развитию ребенка посредством знакомства с социокультурными традициями Белгородской области и учитывает индивидуальные и возрастные особенности дошкольников, потребностей детей и их родителей.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством народных игр Белогорья» размещена в разделах

Мы понимаем, насколько важен для ребенка дошкольный период, ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности и общечеловеческой культуры, формируются первые представления об окружающем мире и культурных традициях народов нашей Родины, накапливается эмоционально наполненный опыт взаимодействия с природным и социальным окружением.

Важно помнить, что именно дошкольное учреждение является хорошим примером воспитания культуры семьи, пропаганды здорового образа жизни, приобретению знаний и умений родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей и взрослых.

Использование в образовательном процессе социокультурных традиций народного края помогает воспитывать в ребенке целостную личность.

И возникает важный и справедливый вопрос, как правильно и интересно преподнести ребенку новую для него информацию, новые знания, ведь «основными методами влияния на личность в субъектной педагогике являются не нравоучения, не сообщение правил и норм поведения и даже привитие таковых ребенку», а создание воспитывающих (образовательных) ситуаций, где пример взрослого и совместные действия с ним выступают отправной точкой (Л. Н. Селиванова).

Нет в мире детей, которые бы не играли. Игра для них – жизненная потребность, средство всестороннего развития. Она доставляет детям удовольствие и радость. В отечественной педагогике и психологии игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста. Именно через игру ребенок готовится к взрослой жизни.

Как сказал великий педагог Сухомлинский В. А. «Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [3]. Именно игра неразрывно связана с детством. В дошкольном возрасте при помощи игры дети учатся познавать окружающий мир, налаживать сотрудничество друг с другом, дружить, развивать ловкость и силу.

В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков они сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.

За национальным характером игры кроется культурное богатство, традиции каждого народа. Содержание многих из них может рассказать о быте, о трудовой деятельности людей родного края.

Народные игры Белогорья имеют богатую историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции, ведь Белгородчина – это особенное место. Именно родной край со своими традициями вызывает у подрастающего поколения чувство преданности, гордости и любви. Да и как не влюбиться в такое живописное место.

Эффективным средством приобщения детей к народным традициям являются элементы этнографической культуры (народные праздники и игры, фольклор).

Мы считаем, что народные игры - это наиболее интересный и доступный вид деятельности для ребенка, где он психологически раскрепощается, где формируются его нравственно-патриотические качества.

Используя в своей работе парциальную программу «Дошкольник Белогорья» мы решили добавить игры, бытовавшие в нашей местности, в городе Старый Оскол.

В современной жизни, реализуясь на уровне развлечения, просвещения, творчества, праздника, игра выступает как часть этнокультуры народа. В традиции русского народа многие игры детей и молодежи носят архаичные черты, приурочены к календарной народной обрядности, наполнены разнообразной символикой.

Особое место занимают игры детей. Детская игра должна соответствовать определенным требованиям: быть увлекательной, интересной, вызывать положительные эмоции, содержать элемент соревнования. В игре сначала привлекает поставленная задача и трудность, которую нужно преодолеть, а затем радость победы и ощущение преодоления препятствия.

Мы можем выделить следующую классификацию Старооскольских детских игр:

- Игры для девочек.

- Игры для мальчиков.

- Общие игры для мальчиков и девочек.

- Игры с участием взрослых.

- Игры на природе (подвижные, командные).

- Игры в закрытом помещении.

- Игры с игровым инвентарем.

- Игры ролевые-имитации семейно-бытовых отношений, труда, социальной и политической обстановки, исторических событий.

Игры для девочек: «Барыня», «В классики», «Аэропланчики», «В веревочку», «В куклы».

Игры в закрытом помещении: «В спички», «В колечко», «В фанты».

Игры на природе, такие как «В клин», «В сапожки», «В горелки». Игры с игровым инвентарем: «В банки», «В пристенок», «В лапту».

Существовали и настольные игры. Их было мало. Как правило, нужно было «дойти» до конечного пункта или набрать как можно больше очков. К сожалению, названия данных игр не сохранились. Известно только, что играли в лото, в игры, где использовалось игровое поле, фишки, кости с очками, бросая которые, определяли количество очков и количество ходов, которые делал игрок.

Ролевые игры: «В казаки-разбойники».

На основании данного материала можно сделать вывод, что, несмотря на непростые социально-экономические условия, детские игры были неотъемлемой частью подрастающего поколения.

С течением времени многие игры оказались утраченными, некоторые же с определенными изменениями сохранились и в настоящее время. Так, среди детей дошкольного возраста популярна игра «В куклы», «Гуси-гуси». Правила игры остались практически прежними, одно отличие заключается в существующем игровом инвентаре.

Таким образом, с уверенностью можно сказать о том, что народные игры Белогорья играют важную роль в современном воспитательном процессе, ведь радость движения сочетается в них с духовным обогащением детей. В данных играх заключается огромный потенциал для физического развития ребенка, формируется устойчивое отношение к культуре родного края. Народные игры Белогорья создают эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Духовно-нравственное воспитание дошкольников Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством приобщения к истокам русского народного творчества Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 27 г. Углегорска Сахалинской области.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством организации народных, календарных, фольклорных праздниковДуховно-нравственное развитие дошкольников посредством организации народных, календарных, фольклорных праздников Тема РМО: «Духовно - нравственное развитие дошкольников посредством организации народных, календарных, фольклорных праздников и развлечений.

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей посредством художественной литературы» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 29 ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ.

Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста с ЗПР посредством ознакомления с народным творчеством Духовно-нравственное воспитание детей среднего дошкольного возраста с ЗПР посредством ознакомления с народным творчеством. Воспитатель.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников Воспитание из всех святых дел самое святое Феофан Затворник Духовно-нравственное воспитание - одно из самых актуальных задач российского.

Духовно нравственное воспитание дошкольниковДуховно нравственное воспитание дошкольников Духовно нравственное воспитание дошкольников. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою родину (задача особенно актуальная.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в детском саду посредством сказкотерапии Доклад Тема: «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в ДОУ посредством сказкотерапии» Подготовила: Педагог-психолог МБДОУ «Детский.

Обобщение опыта работы «Духовно — нравственное воспитание дошкольников посредством проектной деятельности» Духовно-нравственное воспитание дошкольников является важной и необходимой составной частью образовательно - воспитательного процесса, а.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы» В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством народных игр Белогорья
Опубликовано: 5 августа 2018 в 23:22
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД