МААМ-картинки

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем

Галина Любезных
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем

Очень часто в наше время звучат приятные, тё плые слова: «русская душа», «феномен русской души». И пугающие, жё сткие: «деградация общества», «падение нравственных устоев», «потерянное поколение». Поэтому сегодня как никогда актуальны вопросы духовно-нравственного воспитания детей.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем» размещена в разделах

Невозможно переоценить роль культурно-исторического наследия в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Дети, приобщаясь к лучшим образцам народных произведений, учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.

Народное искусство Белгородчины многогранно, оно является составной частью русской народной культуры. Мы почти не знаем имён народных мастеров – крестьян, ремесленников, чьим трудом и талантом создавались замечательные произведения, предметы быта, которые восхищают нас и сегодня. Изучая народные традиции, народные костюмы, собирая предметы быта, изготавливая своими руками глиняные и деревянные игрушки, мы всегда старались сохранить особенности культуры нашего края и в доступной форме передать свои знания и умения детям, поделиться опытом работы с коллегами.

О важности духовно-нравственного воспитания на основе приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Духовно-нравственное воспитание дошкольника включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту. Чувство духовности очень многогранно и сложно по – своему содержанию. Оно не всегда доступно детям дошкольного возраста. У дошкольников наблюдается равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

Наше будущее всецело зависит от того, какие основы мы, взрослые, заложим в сознание наших детей. Эта нравственная база сформирует духовное и материальное благосостояние человечества и цивилизации.

Чтобы выяснить, насколько понятно и интересно духовно-нравственное развитие детям, было проведено несколько пробных занятий по разным разделам программы: «Тряпичная кукла», «Ярмарка игрушек», «Старый друг-помощник утюг», «Дымковская игрушка» и другие.

В результате проведения было отмечено, что дети эмоционально реагируют на речевой, игровой материал, с интересом рисуют элементы народных росписей, внимательно слушают истории о предметах народного быта, а в свободное время повторяют считалки, песенки. Это говорит о том, что русская народная культура доступна, понятна и интересна для детского восприятия.

Для развития у детей интереса к духовному наследию нашей области были приобретены предметы народных художественных промыслов Белгородчины, соответствующая литература, разработаны серии конспектов занятий, праздников и развлечений, перспективные планы, подобран материал устного народного творчества. Проведены занятия, посвященные ознакомлению детей с культурно - историческим ансамблем поселка Прохоровка и Холковского монастыря, занятия по ознакомлению детей с обычаями, традициями Белгородчины, Белгородской игрушкой, «путешествие» праздник «Белогорье - край родной».

Инициатива в создании развивающего пространства была поддержана родителями воспитанников, коллегами. Благодаря совместной работе педагогов, детей и родителей, появились предметы русского быта: чугун, ухват, рубель, серп, пряха, гребень, народные костюмы, игрушки, которые пополнили мини - музей «Изба русского быта».

Широко использовались современные развивающие формы и методы обучения, современные технические средства обучения (компьютер, телевидение, видеофильмы). Связь старого с новым, идей народной педагогики и культуры с современностью позволяет активизировать интерес детей к культурному наследию своего народа.

Занятия познавательного, художественно-эстетического цикла знакомят дошкольников с различными формами народной культуры на доступном фольклорно-этнографическом материале и, тем самым, помогают зажечь искру любви и интереса к жизни своего народа.

Для ознакомления и обучения детей русским народным играм был составлен перспективный план работы.

Его реализация осуществлялась с помощью персонажа бабушки Арины, которая имеет «золотой ларец». В нем «хранятся» самые различные народные игры :

o подвижные,

o игры-соревнования,

o игры-шутки,

o игры-забавы,

o игры-загадки,

o хороводные игры.

С этим ларцом бабушка Арина всегда приходит в гости к ребятам и знакомит каждый раз с новой игрой. Занятия, проводимые в игротеке, построены по принципу системности и последовательности.

На первых занятиях дети вспоминают ранее знакомые игры («Ловишки», «Колечко, колечко…» и др., правила к ним, считалки, после чего из ларца «появляется» атрибут (элемент костюма, маска, шапочка и др., вызывающий у детей интерес к новой игре. Все занятия сопровождаются разнообразным речевым материалом: припевками, закличками, считалками, дразнилками, загадками. Практически на каждом занятии дети получают домашнее задание, т. е. бабушка Арина предлагает детям к следующей встрече с учтом новой игры разучить речевой материал: считалочку, приговорку, попевку, закличку или слова, сопровождающие данную игру. Система занятий в игротеке включает не только разучивание детьми новых разнообразных народных игр, но и активное знакомство с истоками народной культуры : традициями, обрядами, трудом людей, календарными праздниками Белгородской области.

Незабываемое впечатление на детей оказало проведение таких календарных праздников, как Покров, Святки, Пасха, которым предшествовала предварительная работа: разучивание закличек, песен-колядок, хороводных песен, знакомство с традиционными обрядами этих праздников. Дети с огромным желанием качались на качелях, катали «крашенки», пели песни, водили хороводы, рассказывали пословицы, поговорки.

Современный уровень знаний позволяет рассматривать народное искусство Белгородской области как составную часть народного творчества России, с учётом его взаимодействия с другими культурами народов мира. Перспективы возрождения успешного развития и сохранения народного художественного творчества Белгородчины во многом связаны с глубоким изучением и осмыслением народного искусства как части материальной и духовной культуры России.

Таким образом, изобразительная, игровая, театрализованная и другие виды детской деятельности, в основе которых лежит народная культура, формирует у детей не только эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающему, но и закладывает основы будущего успешного обучения ребнка в школе, развивают важнейшие психические процессы, формируют компоненты различных способностей.

Результатом духовно-нравственного воспитания является появление и утверждение у наших детей определенного набора нравственных качеств. Дети и взрослые стали понимать, что кроме понятия «достаток» есть еще и более важное понятие «достоинство» и, прежде всего нравственное, духовное достоинство. И чем прочнее сформированы эти качества, тем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев у них наблюдается. Конечно, процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяется всю жизнь. Но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе, и поэтому обучение этим азам необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку «путеводную нить».

Смотреть, как растет маленький человек, - все равно, что наблюдать, как из крошечного бутона распускается цветок. Никто не знает точно, каким он будет, когда расцветет, - можно только мечтать и надеяться. Но тем больше наша гордость и радость, когда ты видишь, каким замечательным человеком становится ребенок.

Список литературы

1. Соколова, Л. В., Некрылова, А. Ф. Воспитание ребнка в русских традициях. М. : Айрис пресс, 2003, - 208 с.

2. Левчук, Д. Г., Потаповская, О. М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы. - 2-е изд., доп. - М. : Планета, 2003, - 64 с.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек.

Духовно-нравственное воспитание как основа для ознакомления дошкольников с культурно-историческим наследиемДуховно-нравственное воспитание как основа для ознакомления дошкольников с культурно-историческим наследием О важности духовно — нравственного воспитания на основе приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение.

Консультация «Формирование духовно-нравственных ценностей и патриотических чувств посредством знакомства с родным краем» В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-моральных качеств и, прежде всего, чувства.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем “Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с музеем Духовно-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с музеем. Ф.  дзери:Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни,.

Отчет «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей посредством взаимодействия ДОУ, семьи, социума» Тема: «Формирование духовно-нравственного развития и патриотического воспитания детей через взаимодействие ДОУ, семьи, социума.» Этап.

Ознакомления дошкольников с родным краем, озером Байкал посредством использования информационных коммуникативных технологий И. М. Ивлева «Ты вспомнишь не страну большую, Которую изъездил и узнал. Ты вспомнишь Родину такую, Какой ее ты в детстве увидал» К. Симонов.

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем в старшей группе. Фотоотчет об экскурсииПатриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем в старшей группе. Фотоотчет об экскурсии Хочу поделиться своим небольшим опытом в работе по воспитанию патриотизма у дошкольников в старшей группе. В этом году одной из задач нашего.

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей посредством ознакомления с Алтайским государственным краеведческим музеем» Содержание. Раздел 1. Целевой 1.1. Обоснование актуальности проекта. 1.2. Цель, задачи. 1.3. Ожидаемые результаты проекта. 1.4. Продолжительность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем
Опубликовано: 16 января 2016 в 16:39
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД