Духовно-нравственное воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья

Светлана Бродникова
Духовно-нравственное воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья

Духовно-нравственное развитие школьников есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы, отражённый в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования.

В настоящее время российское общество переживает духовно-нравственный кризис. Наше многонациональное государство в последнее десятилетие оказалось на грани нравственной катастрофы: утрачиваются исконно народные традиции, проявляется небрежное отношение к памятникам исторической культуры, варварское отношение к природе – всё это оказывает негативное влияние на процесс формирования личности школьника.

Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество – духовных и нравственных идеалов. Сведёнными к минимуму оказались духовно-нравственные обучающие и воспитательные функции действующей системы образования. Следствием этого стало то, что совокупность ценностных установок, присущих массовому сознанию (в том числе детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. Духовно-нравственный кризис порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере нашей страны. Без изменения духовно-нравственного состояния общества невозможно продуктивное осуществление никаких реформ. Спасением в преодолении кризиса для России может стать восстановление и рас-пространение традиционной духовно-нравственной культуры.

Именно сегодня нужно посеять в детских душах семена таких понятий как долг, честь, советь, покаяние, любовь и преданность Отечеству и другие, для того, чтобы завтра они дали всходы. Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

Современный национальный воспитательный идеал — высоконравствен-ный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа. В контексте важнейшей национальной задачи и на основе национального воспитательного идеала формулируется цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства - воспитание духовно-нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Духовно-нравственное направление формирует мировоззренческие основы, помогает прививать духовные, моральные и этические ценности, необходимые для нравственного становления личности, полноты духовной жизни человека и межличностных отношений; через познание истории и культуры своего края способствует изучению истории и культуры в целом своей страны, воспитанию экологической культуры, формированию ответственности по отношению к природной среде.

В образовательных учреждениях в наше время больше внимания уделяется проблемам духовно-нравственного воспитания, поиску путей, оптимизирующих этот процесс. Особенно актуален этот процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как именно они находятся в наиболее сложных социальных условиях и нуждаются в воспитании таких личностных качеств, которые помогли бы им сформировать устойчивую жизненную позицию, занять равноправное место в обществе, жить яркой полноценной духовной жизнью. В связи с этим необходимо создавать условия, в которых ребенок с ограниченными возможностями мог бы чувствовать себя полноправным членом общества, участвовать в культурной, экономической и политической жизни страны.

Трудность в воспитании и образовании детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:

- возрастными и психологическими особенностями (склонность к игре, невоз-можность долго заниматься монотонной деятельностью, недостаточная чёт-кость нравственных представлений, противоречия между знанием, как нужно,

и практическим применением);

- недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ОВЗ;

- нарушения в психофизиологическом развитии (низкая познавательная активность, несформированность таких операций, как анализ и синтез, неустойчивое внимание, ограниченный объём памяти и др.);

- низкий педагогический потенциал семей;

-стихийное воспитание («уличное», не целенаправленное, чаще безнравствен-ное).

Врождённые биологические особенности организма ребёнка оказывают влияния на свойства его личности, но не предопределяют её развитие. Хотя состояние и свойства нервной системы входят составным элементом в комплекс условий, от которых зависит полноценное развитие личности ребёнка, их не следует рассматривать как определяющие развитие личности. Определяют развитие личности ребёнка общественные условия его воспитания, конкретная историческая среда, в которой он развивается, его образ жизни.

Кратко остановимся на особенностях формирования личности ребёнка с интеллектуальной недостаточностью.

Личность таких детей формируется в условиях своеобразного развития вследствие физического, сенсорного или интеллектуального дефекта, что первоначально сказывается и на характере отношений ребёнка к себе, к людям, на понимании своих обязанностей, своего будущего и т. д.

Отклонения в развитии личности детей с ограниченными возможностями здоровья в зависимости от дефекта выражаются по-разному: либо в недостаточно конкретном понимании идеалов и мотивов деятельности, в ограниченности знаний о требованиях коллектива при достаточном практическом умении их выполнять, либо в неумении соотнести свои намерения, желания, поступки с общими целями, задачами, требованиями. Наблюдается также некоторая изолированность аномального ребёнка от детского коллектива. У одних детей выявляется высокомерие, переоценка своих сил, возможностей, умений и своего места в коллективе, у других - излишняя робость, застенчивость, недооценка своих сил. Часто встречается недостаточная критичность в оценке своих и чужих поступков, а также «подчиняемость» чужому влиянию.

Исходя из всего этого, нужно отметить, что в формировании личности ребёнка с ограниченными возможностями интеллекта первостепенную роль играет правильная организация его жизни, труда, физического и умственного развития и воспитания, вера в реальные достижения в деятельности, соразмерные его растущим возможностям.

Воспитание и социализация, согласно Федеральному государственному стандарту общего образования должны быть интегрированы во все виды деятельности школьника: учебную, внеучебную, внешкольную, семейную, общественно-полезную, они, в первую очередь, формируют уклад школьной жизни. В процессы духовно-нравственного развития учащегося необходимо включать все субъекты воспитания и социализации детей и молодежи: семью, институты государства и гражданского общества, традиционные российские религиозные организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.

Психофизиологические особенности ребенка с ограниченными возмож-ностями здоровья (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) приводят к тому, что для детей сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т. д. Кроме того, для этих детей еще очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве, в первую очередь, игровая деятельность. Поэтому, использование таких форм организации образовательного процесса как целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры и т. д. приобретает особое значение.

Новый стандарт направлен на обеспечение освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской позиции, сохранение и развитие культурного наследия, овладения духовными ценностями; создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья; создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания.

В реализации программы по духовно-нравственному воспитанию педагоги нашей школы ставят следующие задачи:

1. Воспитывать уважение к нравственным формам религиозной морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.

2. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

3. Развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства.

4. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию.

5. Прививать трудовые навыки, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

Личность формируется в процессе активной деятельности, во взаимодействии с коллективом, на уроках, во время подготовки и проведения внеклассных мероприятий. Цель уроков и внеклассных мероприятий - помочь ребятам с ограниченными возможностями здоровья осмыслить простые нормы нравственности, научить их жить среди людей и не чувствовать себя ущемлёнными, лишними. Для этого необходимо введение системы регулярного, углубленного, комплексного и разностороннего изучения детей, вовлечение их в процесс различных видов деятельности на уроке, во внеурочное время.

Патриотическое воспитание обучающихся - основная часть сложного и многостороннего процесса формирования личности. Его основой является формирование и развитие у детей преданности Родине и гордости за нее в любых экономических и политических ситуациях. Дети получают первоначальные представления о Конституции Российской Федерации, знакомятся с государственной символикой - Гербом, Флагом Российской Федерации, гербом и флагом субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение, знакомятся с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (на плакатах, картинах, в процессе бесед, чтения книг, изучения предметов, предусмотренных базисным учебным планом). Историческое краеведение: встречи с ветеранами, поисково-исследовательская работа в архивах (семейных, школьных, в сельской библиотеке. Подготовка по основам безопасности жизнедеятельности: встречи с инспектором ДПС, с работниками службы МЧС, уроки мужества, просмотр фильмов патриотической направленности. Прикладная физическая подготовка: тематические сборы, творческие конкуры (песни, рисунка, поделки, военно - спортивные праздники («Защитники России», «Юный спасатель», сюжетно - ролевые игры и др. Церемониальные: смотр строя и песни «Нам этот мир завещано беречь», месячник оборонно-массовой работы, вахта памяти и др.

На уроках окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, элективном курсе «Ритмика», во внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России», «Подвижные игры» мы знакомим обучающихся с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России в процессе бесед, сюжетно - ролевых игр, просмотра презентаций, творческих конкурсов, праздников, экскурсий, заочных путешествий. Общаясь с детьми разных национальностей, обучающиеся получают первоначальный опыт межкультурной коммуникации с представителями разных народов России. Они знакомятся с особенностями разных культур и образа жизни, разучивая народные игры, участвуя в организации и проведения национально - культурных праздников, литературно - музыкальных композиций, художественных выставок, отражающих культурные и духовные традиции народов России.

На уроке «Основы религиозных культур и светской этики», во внеклассных мероприятиях, направленных на формирование представлений о нормах морально - нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия, обучающиеся знакомятся с основными правилами поведения в школе, общественных местах, учатся распознавать хорошие и плохие поступки. Это усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности.

Работа на уроках и во внеурочное время должна быть направлена на формирование у детей уважения и сострадания к личности. Мы все отмечаем у особых детей большой дефицит культуры общения, элементарного такта, терпимости в отношении друг к другу. Дети часто не способны сопереживать, воспринимать чувства других людей, замечать красоту природы, человеческие лица. Нужно помочь ребятам разобраться в нравственных нормах, доказать, что они необходимы в человеческом общении, что следовать им несложно и приятно. С помощью образного слова и создаётся конкретный образ, образец, нравственный смысл которого детям понять легче, чем содержание абстрактного нравственного понятия, при этом ученики получают образцы для подражания и, наоборот, - для морального осуждения. Необходимо пробудить у ребят интерес и уважение к человеку, желание сострадать, сопереживать, не делать зла другим, не жалеть душевной доброты. Очень хорошо сказал об этом А. П. Чехов: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясётся беда – болезнь, бедность…».

Публикации по теме:

Сохранение и укрепление психического здоровья дошкольника с ограниченными возможностями здоровья Проблема психического здоровья дошкольника с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и его сохранения в современном обществе стоит очень.

Барьеры общения у детей с ограниченными возможностями здоровья и их преодоление К сожалению, в жизни многих детей с ограниченными возможностями складывается такая ситуация, когда они, достигнув того или иного возраста,.

Дети с ограниченными возможностями здоровья. 10 заповедей для родителей Дети с ограниченными возможностями здоровья. 10 заповедей для родителей. 1. Живите заботами сегодняшнего дня и старайтесь оставаться оптимистами.

Формирование основ духовно-нравственного развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время наше общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких.

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ограниченными возможностями здоровья Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося/воспитанника с ограниченными возможностями здоровья Подразделение ГБОУ школа №1373.

Конспект музыкального занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья Музыкальный руководитель: Колотилина И. Н. Музыкальные занятия в ДОУ – это возможность для ребенка сменить обычную обстановку, узнать что-то.

Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья Встретив инвалида на улице, в магазин или где- либо, мы отворачиваемся или же пристально смотрим на человека, испытываем жалость и думаем:.

Работы учащихся с ограниченными возможностями здоровьяРаботы учащихся с ограниченными возможностями здоровья В данном фотоотчете представлены работы детей с ограниченными возможностями здоровья, которые они выполняли на уроках изобразительного.

Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья МБДОУ «Детский сад «Умка», педагог – психолог Скуратова А. В., к. пс. наук Для полноценного и гармонического развития личности ребенку необходимо.

Советы родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья • Важно сосредоточивать внимание на самом ребенке, а не на его болезни. Если проявлять беспокойство по каждому поводу, ограничивать самостоятельность.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 2 мая 2018 в 09:43
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 октября. Международный день повара

Кто такой повар? Это специалист, способный из набора даже самых обыкновенных продуктов создать вкусное блюдо. И делать это не от случая к случаю, а каждый день, и по нескольку раз в день. Людям, которые...

20 октября. День пиццы на МААМ

Пицца знаменита на весь мир, ее можно заказать практически в любом уголке планеты. Такая популярность этого итальянского блюда объясняется не только ее замечательным вкусом, но и доступностью...

Фотоотчет о выставке-дегустации «Осенняя лакомка» в группе раннего развития
В нашем детском саду «Подснежник» с недавних пор появилась добрая традиция в осенний период проводить дни открытых дверей, на которых родителям и всем гостям...
«Оригами». Развитие мелкой моторики в группе компенсирующей направленности
Работая с детьми, преследуя свои цели, нужно всегда помнить о ребенке, его интересе, потребностях. Выбирая кружок, много мыслей было в голове, но...
Фотоотчет «Летняя изостудия»
Развитие творческих способностей детей в летний оздоровительный период во второй младшей группе «Дельфинчики» 2019 год. Для развития творческих...