Получи документы

Духовно-нравственное воспитание в совместной работе учителя-дефектолога и родителей, имеющих детей с ОВЗ

Инна Кочергина
Духовно-нравственное воспитание в совместной работе учителя-дефектолога и родителей, имеющих детей с ОВЗ

Воспитание нравственности у ребенка основывается на взаимодействии трех основ: общеобразовательное учреждение или детский сад, семья и непосредственно, ребенок. На современном этапе лидирующую позицию занимает взаимодействие педагог-родитель. Оно заключается в обмене опытом, знаниями, мыслями и переживаниями.

Семья – ближайшее социальное окружение, определяющее формирование внутреннего мира каждого ребенка.

Деятельность семьи по развитию, преобразованию и формированию духовно-нравственной сферы является ведущей на протяжении всего периода дошкольного возраста.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание в совместной работе учителя-дефектолога и родителей, имеющих детей с ОВЗ» размещена в разделах

Многие родителя даже не подозревают, что уже в дошкольном возрасте у детей начинают формироваться социальные нормы, моральные требования и различные образцы поведения в ходе подражания, чаще всего родителям. Поэтому главной задачей в духовно-нравственном воспитании стоит донесение до семьи, что именно в ней должны сохраняться и ею передаваться обычаи и семейные ценности, переданные издавна и новые, созданные ими. Необходимо донести, что семья несет ответственность за воспитание ребенка.

Духовно-нравственное воспитание в ДОО является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности. Работа по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств личности строится в тесном взаимодействии всех субъектов воспитательного процесса.

В организации работы учителя-дефектолога с родителями, имеющими детей с ОВЗ, воспитание нравственных качеств личности прослеживается на протяжении всего учебного года. Важно целенаправленно обогащать нравственный опыт детей, формировать у них навыки правильного поведения в семьи, в обществе.

В работе с родителями дефектолог ставит перед собой ряд задач:

1. Повысить педагогическую компетентность родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

2. Учить отличать добро и зло на примере художественной литературы.

3. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения. учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

4. Учить уважать семейные ценности и традиции.

Дефектолог использует разные формы работы с родителями по воспитанию у детей духовно-нравственных чувств :

1. Групповые и индивидуальные консультирования, ответы на вопросы.

2. Анкетирование и тестирование родителей, с целью определения конкретной проблемы.

3. Папки-передвижки, выставки детских работ, буклеты.

4. Беседы по пройденным лексическим темам и художественным произведениям.

Работа с родителями строится по трё м блокам: диагностический, теоретический и практический (коррекционный).

Прежде чем начать коррекционную работу с родителями по нравственному воспитанию детей, необходимо провести диагностические мероприятия, анкетирование. Выявить проблемные зоны, темы, интересующие родителей больше всего. Чаще родители интересуются сензитивными периодами, кризисными скачками в развитии и готовностью ребенка к школе, особенно если речь идет о детях с ОВЗ. У детей с особенностями в развитии (особенно с интеллектуальной недостаточностью и с ЗПР, поведенческими нарушениями) часто недостаточно знаний о моральных принципах и нормах общества, поэтому их семьям уделяется особое внимание со стороны учителя-дефектолога. Готовясь к первому родительскому собранию, поводятся наблюдение и беседы с детьми, имеющими нарушения в развитии, выявляются особенно слабые стороны в вышестоящем вопросе. Опыт показывает, что знакомство родителей с результатами обследования даёт им более чёткое представление о проблеме.

Получив необходимую информацию, обработав её, дефектолог переходит ко второму блоку -теоретическому, целью которого является повышение компетентности родителей в вопросе духовно-нравственного воспитания дошкольников с ОВЗ. На данном этапе проводятся беседы, собрания на тему общепринятых норм поведения, межличностных отношений и общечеловеческих ценностях. Объясняются способы подачи детям дома таких понятий как «доброта», «честность», «гуманность» на примере художественной литературы. Обращается особое внимание родителей на русские народные сказки, былины и рассказы. В современном мире гаджеты занимают все сферы деятельности людей и все больше вытесняют простое общение. Поэтому на собраниях и встречах родителям объясняется, что только через живое общение можно донести и привить ребёнку общечеловеческие ценности и нравственные ориентиры. На индивидуальных консультациях обсуждается польза совместного семейного досуга.

Заключительным и основным этапом является коррекционная работа с родителями.

Открытые занятия с детьми с ОВЗ являются одной из наглядных и эффективных форм обучения родителей на тему нравственности. Родители следят за ответами, поведением всех детей и своего ребёнка, у них есть возможность сравнить ответы, услышать и увидеть, как дети справляются с конкретной проблемой. Особенно это хорошо видно в играх –драматизациях и на примере сказок. Здесь можно привлекать родителей как активных участников заданного сюжета. Хороши творческие совместные задания на такие темы:

-придумай сказку,

-измени окончание сказки,

-а что было бы, если заяц, волк…. и т. д. ,

-рассказывание по предложенной теме и плану,

-соединить две сказки и придумать счастливый финал.

Рассуждения детей о добре и зле поощряется и в различных совместных с родителями настольных играх, также и в играх, отражающих увиденное в жизни.

Другая форма работы учителя-дефектолога с родителями- это тематические выставки на стенде. Они помогают родителям найти пути для расширения, уточнения и активизации знаний детей о духовно-нравственной составляющей жизни. В оформлении выставок принимают участие дети и дефектолог. Текст выставок сопровождается красочными иллюстрациями или фотографиями в соответствии с содержанием темы. Такой стенд привлекает родителей своим эстетическим оформлением. Также родителям раздаются буклеты, в которых даются практические советы по воспитанию нравственности у детей дома. Дети совместно с дефектологом оформляют папки-передвижки, в которых отражены результаты их практической деятельности.

Таким образом, в результате совместной деятельности учителя –дефектолога и семьи, можно воспитать у детей с ОВЗ духовные ценности и личные потенциалы. Духовно-нравственное воспитание-это целая система, способная сформировать человека, научить противостоять современных опасностям, разрушительным тенденциям.

Литература:

1. Бацкалёва В. В. «Планирование нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста в процессе литературного образования»

2. Буре Р. С. «Социально—нравственное воспитание дошкольников»

3. Малова В. В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры»

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 13» г. Пласта Выступление на районном родительском собрании.

Консультация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста Коробицкая Анастасия Геннадьевна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Иркутска детский сад № 156 Духовно.

Духовно-нравственное воспитание детей как залог семейных ценностей Семья и дошкольное учреждение - это два социальных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания.

Духовно-нравственное воспитание детей средствами физической культуры Включение работы по формированию духовно-нравственных ценностей в физическое воспитание детей, на мой взгляд, совершенно необходимо, по.

Духовно-нравственное воспитание детей средствами сказки .

Духовно-нравственное воспитание детей во взаимодействии ДОО и семьи .

Использование кинезиотерапии в работе учителя дефектолога Использование кинезиотерапии в работе учителя дефектолога. В современном мире активно решается вопрос адаптация детей инвалидов и детей.

Консультация для родителей «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание» Консультация для родителей на тему «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание». Дорогие родители одной из главных задач, которая.

Духовно-нравственное воспитание детей младшей группы Система работы по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе № 12 Программа «Духовно-нравственное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание в совместной работе учителя-дефектолога и родителей, имеющих детей с ОВЗ
Опубликовано: 21 июня 2019 в 14:21
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД