Папки-передвижки

Духовное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества. Притчи

Вера Карабчук
Духовное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества. Притчи

Современное общество уделяет большое внимание воспитанию и образованию подрастающего поколения. В настоящее время существует большое количество методического материала по развитию различных способностей, умений и навыков у детей дошкольного возраста. При таком потоке информации важно не упустить самое главное – развитие духовности маленького человека. В основу воспитания и обучения с детских лет необходимо заложить духовные ценности : милосердие, доброту, терпение, сострадание, принятие другого человека с его достоинствами и недостатками, понимание, прощение, ответственность за свои слова и поступки. Ведь главная основа выживания разных народов - это духовный рост каждого человека в отдельности и каждой семьи в целом. Вышеперечисленные духовные ценности формировались на протяжении многовекового жизненного опыта людей через устное народное творчество. Итогом такого формирования можно назвать: сказания, былины, рассказы, сказки, стихи. Каждое слово такого творчества было отшлифовано временем и сжато до размера краткого поучительного рассказа - притчи.

Публикация «Духовное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества, Притчи» размещена в разделах

В настоящее время существует парадокс. Несмотря на то, что полки биб-лиотек и книжных магазинов заставлены массой книг, читателей и покупателей там очень мало. Можно сослаться на интернет, где доступна любая литература в электронном варианте, но и там посетителей электронных библиотек не много. Общественность бьет тревогу. Все попытки министерства образования по привитию любви к чтению у населения: флешмобы, дни чтения и многое другое результата не дают. Население нашей страны все меньше читает, а молодежь практически совсем перестала обращать внимание на литературу.

Сузились границы познания самого себя, нет мотива и желания становиться на примерах литературных героев: лучше, чище, добрее, духовно светлее, быть проще, ближе к природе. Люди разучились любить, то есть - жертвовать собой ради другого человека. А ведь основа духовностиэто понимание вечной истины: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». На первом месте у большинства людей материальные ценности: зарабатывание денег, развлечения, приобретение дорогих вещей, поездки за границу и т. д. Лучше от этого человек не становится. Такая деградация духовности, в конечном итоге, ведет к вымиранию нации. Поэтому эффективным методом работы по привитию любви к чтению с детства являются притчи. Они краткие, лаконичные, мудрые. Слушая и понимая притчу ребенку легче понять то, что с ним происходит, потому что она на примере других героев учит делать правильный выбор между добром и злом. Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева утверждает: «Как правило, именно притча является носителем глубинной жизненной философии. Жизненный урок в притчах не завуалирован, а прямо сформулирован. Обычно одна притча посвящена одному уроку». Через притчи ребенка можно подвести к познанию самого себя и окружающих людей, объяснить многие поступки на примерах различных героев живого и неживого мира. Педагог – психолог, развивающий в детях духовные ценности, всегда должен быть для них примером. Духовность воспитанника формируется духовностью педагога. Если сам педагог не будет убедительным, то не сможет привить правильные устои детям. Некоторые специалисты считают, что ребенку, дошкольного возраста, трудно понять смысл притчи в силу возрастных особенностей, поэтому очень важно подобрать притчу в соответствии с возрастом ребенка и правильно раскрыть ее смысл. Суть притчи можно объяснить дошкольнику различными методами и приемами на специальных – организованных поликультурных индивидуальных или групповых занятиях, где можно совмещать сказкотерапевтические методы с элементами музыкотерапии, куклотерапии и арт - терапии.

Притчи можно структурировать по отдельным проблемам:

1. Притчи о сострадании и жалости - для агрессивных детей;

2. Притчи о терпеливости, усидчивости, о любви к людям, об умении уступать друг другу, о любви детей к родителям, об уважении к взрослым - для детей, страдающих расстройством поведения;

3. Притчи о смелости, мужественности - для детей, которые испытывают страхи;

4. Притчи, которые прививают любовь к труду - для ленивых детей;

5. Притчи о честности, порядочности, умении делиться с другими - для профилактики воровства у детей.

Таким образом, внутренний духовный рост человека происходит, через правильное и увлекательное познание мудрых притч с детских лет, на примере простых житейских историй. Рассудительным, внимательным, добропорядочным человеком может стать тот, кто ближе приблизится к пониманию Божественной сути.

Список литературы:

1. Гребенщикова Л. Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. – СПб. : Речь, 2007. - 80 с.

2. Зернышки. Добрые истории для малых ребят. Вып. 1, 2, 3, 4, 5,6, 7 - Рязань: Зерна – Сло-во, 2013. - 32 с.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб. : Речь, 2008. – 240 с.

4. Киселева М. Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психоло-гов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб. : Речь, 2006. – 160 с.

5. Монах Варнава (Санин). Маленькие притчи для детей и взрослых. В 7-и книгах. – 1300 с.

6. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. - СПб. : Речь, 2007. – 296 с.

7. Сакович Н. А. Технологии игры в песок. Игры на мосту. СПб. : Речь, 2008. - 176 с.

8. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем. СПб. : Речь; М. : Сфера, 2008. - 118 с.

9. https://izuchaemorkse.blogspot.ru/2013/02/blog-post_1721.html Методика работы с притчами

Публикации по теме:

Устное народное творчество в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста «Устное народное творчество в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Т. Н. Субботина, воспитатель МБДОУ детский сад №.

Конкурс «Устное народное творчество. Сочиняем сказки»Конкурс «Устное народное творчество. Сочиняем сказки» Мир ребенка невозможен без сказки. Об этой простой истине знали наши предки, поэтому почти на все случаи жизни народ придумывал сказки.

Открытое занятие на тему «Развитие звуковой культуры речи через устное народное творчество для детей 2–3 лет» Цель: формировать правильное произношение звуков. Способствовать развитию артикуляционного аппарата, дикции, фонематического слуха, речевого.

План по самообразованию «Народное творчество как средство развитие речи детей младшего дошкольного возраста» Месяц План содержания Отметка выполнения В течении года Теоретический этап. Изучение методической литературы по данной теме Сентябрь.

План самообразования воспитателя «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста» Тема: «Устное народное творчество в воспитании детей раннего дошкольного возраста» Актуальность: Несомненно, на сегодняшний день тема очень.

«Устное народное творчество в развитии речи детей». Консультация для родителей Поэтическое народное творчество из поколения в поколение вбирало в себя жизненный опыт и передавало по наследству фольклорные Поэтическое.

Проект «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей» (вторая младшая группа) Раннее детство – начало жизни. Дошкольный период жизни ребёнка во многом зависит от нас, от взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь.

Развитие речи детей через устное народное творчество Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить.

Устное народное творчество в развитии ребенка Устное народное творчество – это богатство каждого народа. Сказки, поговорки, потешки, пословицы, частушки, колыбельные песни, кричалки,.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей дошкольного возраста Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества. Притчи
Опубликовано: 17 ноября 2015 в 15:20
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД