жанна лавренко
Движение — фундамент здоровья детей
▼ Скачать + Заказать документы
Термин «гиподинамия» в переводе с латинского языка означает «малоподвижность». Под этим подразумевают ограничение двигательной активности, которое возникает в результате малоподвижного образа жизни. Гиподинамию принято считать социальным заболеванием, так как все меньшее количество людей прилагают хоть какое-то усилие, чтобы выполнить ту или иную работу. Дети довольно часто становятся «заложниками» данного состояния.
Научно – технический прогресс, являющийся основной причиной снижения двигательной активности современного человека, коснулся условий быта самого ребенка, его основной деятельности – игры.
Публикация «Движение — фундамент здоровья детей» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Ученые, исследуя влияние двигательной активности на здоровье и жизнедеятельность человека, сочли необходимым обратится и к дошкольному возрасту. В результате подобран надежный ключ к правильной организации жизни малыша в детском саду и семье, к формированию его здоровья, умственной активности, умение действовать рядом и вместе с другими. Этот ключ – движение!
Если ребенка этого возраста не останавливать, то он без устали будет бегать, прыгать, бросать, ползать, кататься на качелях, съезжать с горки, кувыркаться на траве или дома на ковре и даже пытаться стоять на голове. Движение приносит ребенку много радости, он испытывает громадное удовольствие от мышечных ощущений, сопутствующих всякой двигательной активности. Но представляется ли постоянно такая возможность детям? К сожалению, нет. Ребенка беспрерывно одергивают по разным причинам. Одни родители боятся, чтобы ребенок, бегая или прыгая, не упал и не ушибся. Другие чтобы он не испачкался, не позволяют забраться на дерево, перепрыгнуть через канаву или поиграть в футбол, в жмурки. Конечно, следует приучать детей к чистоплотности, бережному отношению к вещам, но такой метод — слишком дорогая цена, так как от этого страдает развитие и в конечном счете здоровье ребенка.
Каково же мнение разных специалистов о значении двигательной активности?
Физиологи считаю движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.
Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение - это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной системами. Тем более что в последнее время двигательная активность детей дошкольного возраста значительно снизилась из-за длительного "общения" с компьютером. Порой в этом виноваты сами родители, которые не могут отучить ребенка от компьютерных игр и не приучают своих детей вести здоровый образ жизни. Некоторые из родителей уверены, что увлечение компьютером ограждает от негативного воздействия улицы. Но таким образом они приучают своих детей к сидячему образу жизни, который рано или поздно скажется на здоровье. Гиподинамия весьма отрицательно сказывается на позвоночнике ребенка, что в свою очередь становится причиной развития различных заболеваний жизненно важных органов.
Снижение двигательной активности нарушает процессы нормального развития, влечет расстройства обмена веществ. Двигательная деятельность тонизирует центральную нервную систему. Во время движения происходит активизация нервных клеток всех областей коры головного мозга, повышается обмен веществ, усиливается выделение гормонов железами внутренней секреции. Недостаток мышечной активности замедляет психическое развитие ребенка. Не зря 2, 5 тысячи лет назад в древней Элладе было высечено на скале изречение: «Хочешь быть сильным — бегай, хочешь быть красивым — бегай, хочешь быть здоровым — бегай».
По мнению психологов: маленький ребенок – деятель! И деятельность его выражается, прежде всего в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходя через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно – психического развития в раннем возрасте. Познание окружающего посредством движений наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей первых трех лет жизни.
Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движения – важное средство воспитания.
Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движение – первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка, а у более старших детей – форма проявления этих важных человеческих качеств.
А разве может быть труд – основа основ жизни – без точных, развитых движений?
Игры с движениями дают детям яркие мгновения чудесного человеческого общения, развивают опыт поведения. Ощущение умения красиво двигаться приносит истинную радость и эстетическое удовольствие.
Уже в 2–3 года можно приучать ребенка делать зарядку, начиная с простых упражнений. Хорошо, если родителям удастся превратить зарядку в игру.
Сегодня многие родители стараются записать ребенка в кружки «умственного развития» уже в самом раннем возрасте. Но чем больше ребенок рисует или лепит, тем меньше он двигается, бегает и прыгает. Лучше, если в центрах раннего развития занятия будут сбалансированы и будут сочетаться с хореографией и физическими упражнениями. Не стоит ограничивать двигательную активность ребенка только прогулками от дома до центра развития и обратно. Этого ни в коем случае недостаточно. Растущему организму требуется намного больше движения.
Если у родителей нет возможности играть с ребенком 3–4 раза в неделю в активные игры, то их может выручить приобретение детского спортивного комплекса. Он занимает в квартире не так уж много места, но зато позволяет ребенку вволю двигаться. Старшее поколение тоже сможет привести в порядок суставы и позвоночник, делая упражнения на шведской стенке, входящей в состав любого домашнего спортивного комплекса.
Родителям детей, посещающих детский сад, стоит поинтересоваться, сколько времени уделяется прогулкам, подвижным играм, ритмике и хореографии, и выбирать сад, где этим занятиям отведено максимум времени.
Что делать, если дети очень подвижны или однообразно малоподвижны; если они импульсивны, не организованны, возбудимы или не уверенны в своих возможностях, пассивно ждут помощи со стороны взрослого обидчивы, медлительны?
Необходимо создать дополнительные благоприятные условия. Пополнив имеющийся у вас набор игрушек, пособий и оборудования, способствующих развитию двигательной активности детей, разместите все это так, чтобы дети могли свободно пользоваться тележками, колясками, лошадками, каталками, а так же надувными игрушками (рыбы, круги, черепахи и т. д.)
Особое внимание у малышей вызывает прикрепленный к полу вращающийся глобус, на котором изображены животные, птицы и т. д., а так же фанерные плоскостные фигуры (петух, кошка, заяц, матрешка). Малыши с удовольствием поднимаются на носочки, чтобы посмотреть на гребешок и бородку петуха, играю в прятки с зайцем, показывают матрешке, как надо ходить по дорожкам (прямой и извилистой).
Чтобы научить детей лучше ориентироваться, меняем эти фанерные фигуры местами, постепенно пополняем их новыми, придумываем интересные игровые упражнения, чтобы добиться разнообразия в их использовании. Малыши, преодолевая препятствия на пути к сундучку (перелезая через валики, перешагивая через жучка, радуются, находя в нем неожиданные сюрпризы (султанчики, нагрудные знаки и т. д.). Игрушки и пособия для игр (фляжки, мячики, ленточки и т. д.) должны быть яркими, красочными, иметь разнообразную форму: квадратную, прямоугольную, треугольную.
В свободное время дети могут ползать по клеенчатой дорожке, подниматься на кубы или чурбачки, идти по прямой суконной, или ребристой дорожке, ползать под дугу с колокольчиком, на высоте поднятой руки доставать бабочку либо цветочек. Выполняя эти упражнения, дети приобретают навыки в основных движениях, что способствует правильному развитию детского организма и формирует двигательную активность.
Вызвать интерес к движениям помогают стихи, песенки, потешки:
Дима шел, шел, шел Палочку перешагнем,
И шишку нашел. К неваляшкподойдем.
Таня шла, шла, шла Машенька, не уходи,
То же шишечку нашла. Наших детокподожди.
Поощрение действий ребенка вызывает у них желание еще раз повторить какое-нибудь упражнение (пройти по широкой и узкой дорожкам, перешагнуть через листочек, догнать не только большой, но и маленький мячик, бросить не только синий мешочек с песком, но и красный, а неоднократное повторение движений улучшает качество их выполнения. Научить детей различным действиям с одной и той же игрушкой: машину можно возить и быстро, и медленно, и нагруженной кубиками или пустой, по длинной или короткой дорожке, ее можно катать рукой или за веревочку, прокатить под воротами, скатить с горки и т. д.
Такое разнообразие использование игрушки не только обогатит двигательный опыт детей, но и позволит сократить до необходимого минимума число игрушек и пособий.
Движение важнейшее условие и средство общего развития ребенка, формирование его психики, способностей, жизненной активности.