Папки-передвижки

Дыхание как важная составляющая речи

Татьяна Козырева
Дыхание как важная составляющая речи

Дыхание, как важная составляющая речи.

Ухудшение в последние годы показателей речевого развития детей дошкольного возраста объясняются многими причинами (слабость мышц артикуляционного аппарата, избирательные нарушения фонематических процессов, неблагоприятное речевое окружение и т. д., среди которых выделяется недоразвитие речевого (фонационного) дыхания.

Публикация «Дыхание как важная составляющая речи» размещена в разделах

Источником образования звуков речи служит воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

Неправильное речевое дыхание приводит :

- к нарушению плавности речи;

- позднему или неправильному усвоению некоторых звуков (например, для правильного произношения звука Р нужна сильная воздушная струя, которая была бы способна привести в колебательное состояние кончик языка);

- ослаблению громкости голоса, особенно в конце произношения длинных фраз;

- в некоторых случаях к ускорению темпа речи;

- неправильному использованию интонационных средств выразительности;

- нечеткому произношению слов (проглатывание окончаний).

Речевое дыхание может быть затруднено в следствии хронического насморка, аденоидных разращений, общей ослабленности организма, некоторых сердечно-сосудистых заболеваний, заикании, ринолалии («заячья губа», «волчья пасть», дизартрии (нарушение речи, связанное с нарушением нервных процессов).

Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков.

Работа над речевым дыханием начинается с развития физиологического дыхания. Основное назначение физиологического дыхания – поддержание жизни в организме путем газообмена. Наиболее правильным является диафрагмальное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц. Одно из упражнений для развития диафрагмального дыхания ребенка : исходное положение лежа на спине, на живот можно положить небольшую игрушку (для контроля дыхания). На вдохе надуть живот, на выдохе плавно втянуть. Повторить 7-10 раз.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Параметры правильного ротового выдоха:

- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";

- выдох происходит плавно, а не толчками;

- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

- выдыхать следует, пока не закончится воздух;

- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Для развития речевого дыхания в домашних условиях можно использовать различные игры, но необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Перечисленные ниже некоторые игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.

Вертушка

Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку.

Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно:

- Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее.

Катись, карандаш!

Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Можно играть, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.

Бульки

В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.

- Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо - получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!

По "буре" в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки.

Публикации по теме:

«Флейта — инструмент, продолжающий дыхание». Семинар-практикум для родителей дошкольников 4–7 лет «Флейта - инструмент, продолжающий дыхание» Семинар-практикум для родителей старшего дошкольного возраста (4-7 лет) по материалам Т. А.

«Флейта — инструмент, продолжающий дыхание». Семинар-практикум для родителей дошкольников 4–7 лет (продолжение) 2 часть. Музыкальный руководитель раздает каждому родителю музыкальные инструменты для практической части семинара. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Дыхание лета (фотозарисовка)Дыхание лета (фотозарисовка) Дыхание лета (фотозарисовка) Дорогие коллеги, друзья и гости моей странички, доброе время суток. С наступившим вас 2016 годом! В первый.

Дыхание против стресса Если в ритме дыхания ты попадешь в такт дыханию природы, то получишь силу на сто лет жизни. Ши Юй Ни для кого не секрет, что на сегодняшний.

Мини-проект «Важная профессия — пожарный» Актуальность: противопожарная безопасность - одна из обязательных составляющих среды, в которой растет ребенок. Она включает в себя требования.

Первое дыхание зимы (фотозарисовка)Первое дыхание зимы (фотозарисовка) Еще не наступила зима, а красоту первых зимних дней мы увидели в начале ноября на даче. Такую красоту мы наблюдали в Тульской области.

«Певческое дыхание у детей». В помощь музыкальным руководителям .

Развитие способностей и одарённости как важная составляющая формирования личности ребёнка Известно, что одаренность и способности человека могут ярко проявиться в любом возрасте и самых разнообразных направлениях деятельности.

Консультация для родителей «Речевое дыхание» Качество речи, а точнее ее «некачественность» у детей, сегодня является актуальной и массовой проблемой. Есть много факторов, влияющих на.

Консультация для логопедов «Речевое дыхание» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дыхание как важная составляющая речи
Опубликовано: 30 января 2016 в 10:51
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД