МААМ-картинки

Дыхательная гимнастика как профилактика речевых нарушений

Лариса Максимова
Дыхательная гимнастика как профилактика речевых нарушений

Дыхательная гимнастика – это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребенка. Она служит для развития у ребенка органов дыхания, постановки различных видов дыхания, а также профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

Публикация «Дыхательная гимнастика как профилактика речевых нарушений» размещена в разделах

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом всех органов, стимулируют работу сердца, головного мозга, нервной системы, улучшает пищеварительные процессы, обмен веществ, помогают снять раздражительность, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания.

Обучение правильному дыханию – одна из основных форм физического воспитания детей с ослабленным здоровьем.

В детском саду дыхательная гимнастика используется в течение дня, например, в организации физкультурных занятий, в проведении утренней гимнастики, в подвижных играх на прогулке, в беседах, в проведении физкультминуток, в различных формах активного отдыха, в выполнении звуковых дыхательных упражнений на занятии, в гимнастике после сна. Дыхательную гимнастику можно выполняется как в покое, так и при ходьбе.

В детском саду проводится два вида дыхательных упражнений :

• На развитие физиологического дыхания у детей

• На развитие речевого дыхания

На развитие физиологического дыхания рекомендуется проводить такие упражнения, как «Часики», «Трубач», «Петух» «Каша кипит», «Паровозик», «Дровосек», «Насос», «Мяч летит», «Вырасти большой», «Лыжник»

Основные различия физиологического и речевого дыхания :

Речевое дыхание, в отличие от неречевого, автоматического является произвольным, контролируемым и управляемым

Неречевое дыхание происходит непроизвольно, вне нашего сознания

• При неречевом дыхании вдох и выдох осуществляется через нос, вдох равен выдоху

• При речевом дыхании – вдох и выдох через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен

Неречевое дыхание – вдох – выдох – пауза

Речевое дыхание – это вдох- пауза – плавный выдох

• Назначение неречевого дыхания – осуществление газообмена

Речевое дыхание является основой голосообразования и формирования речевых звуков

Актуальность развития речевого дыхания :

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Дети, у которых вдох и выдох ослаблен, говорят тихо, затрудняются в произнесении длинных фраз. Нерационально расходуют вдыхаемый воздух, нарушается плавность речи, т. к. дети на середине фразы вынуждены добирать воздух, в результате у детей - речь на вдохе, с захлёбыванием. Укороченный слабый выдох вынуждает ребёнка говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Таким образом, при развитии речевого дыхания решаются следующие задачи.

Задачи:

• Увеличить объём дыхания

• Нормализовать его ритм

• Выработать плавный, длительный, экономичный выдох

Игровые упражнения:

Начинать формирование речевого дыхания у ребёнка необходимо с таких упражнений, как:

• надувание воздушных шаров

• дутьё через соломинку в стакан с водой или с разноцветными конфетти

• дутьё на разноцветные вертушки

• пускание мыльных пузырей

• дутьё на одуванчики весной

• игра на духовых музыкальных инструментах, дудочке

• дутьё на бумажные предметы, карандаши…

Рекомендации по выполнению упражнений:

• Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать

• Губы «трубочкой»

• Выдох длительный и плавный

• Щёки не надувать

• Достаточно 3 – 5 повторений

Усложнение упражнений: во время выдоха язык лежит на нижней губе

Упражнения на развитие длительного плавного выдоха:

«Футбол», «Ветряная мельница», «Листопад», «Снегопад», «Бабочка», «Кораблик», «Прокати машину через ворота», «Чей пароходик громче гудит?»,«Футбол», «Летний ветерок», «Одуванчик», «Шторм в стакане»

Здесь можно проявить изобретательность, выдумку, сделать игры на развитие выдоха совместно с ребёнком, придумать сюжет.

При всех этих забавах, ребёнок непроизвольно учится делать вдох через нос и выдох через рот и постепенно мы подводим ребёнка к осознанию акта дыхания. Даём ему зеркальце и предлагаем, дыша на него, сделать:

• Вдох и выдох через нос

• Вдох и выдох через рот

• Вдох через нос, выдох через рот

• Вдох через рот, выдох через нос

Такая игра называется «Осенний туман»

«Песенка гласных звуков» - тянуть гласные звуки на выдохе: А-А, А- О, А-О-И, слова, начиная с одного, и постепенно увеличивая количество слов, соответственно лексическим темам, напоминая, что вдох мы делаем носом, а «пение» на выдохе.

Публикации по теме:

Проблема профилактики и ранней диагностики речевых нарушений Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком.

Дыхательная гимнастикаДыхательная гимнастика Ветер – ветерок – буря» «На улице подул ветер. Сначала слабый, потом всё сильнее и сильнее, и вскоре началась буря». Ребёнок спокойно вдыхает,.

Диагностика речевых нарушений у детей дошкольного и школьного возраста .

Дыхательная гимнастика г. Старый Оскол Упражнения для детей 5-7 лет 1. Роза и одуванчик Выполняется в положении стоя. Вначале ребенок делает глубокий вдох носом,.

Дыхательная гимнастика При выполнении дыхательных упражнений следует обратить внимание на то, что ребенок в силу анатомических особенностей почти не может увеличить.

Дыхательная гимнастика для детей с ОНР Дыхательная гимнастика для детей с ОНР. Существует очень много различных упражнений для развития речевого дыхания,я представлю лишь малую.

Использование Лего Дакта в коррекции речевых нарушений Современное развитие общества и уровень технических средств, способствует разработке и успешному внедрению инновационных технологий в педагогический.

Памятка для воспитателей II младшей группы. Профилактика речевых нарушений. Речь - важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Речь является основой коммуникативной функции, которая осуществляется посредством.

Профилактика речевых нарушений Детям раннего возраста (1,5-2,5) с целью профилактики речевых нарушений и тем, у кого значительно снижена подвижность речевых органов нужно.

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дыхательная гимнастика как профилактика речевых нарушений
Опубликовано: 16 февраля 2017 в 18:43
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД