Елена Родионова
«Если чай не пьешь, где силы берешь?» Тематическое занятие в подготовительной группе
Цель: учиться заваривать травяные и ягодные сборы.
Задачи:
- продолжать формировать представление о чае, его сортах и видах, традициях чаепития в разных странах;
- учить составлять купаж своего чая;
- формировать представление о способах безопасной работы с горячей посудой и жидкостью, электронагревательными приборами;
- закреплять навыки сервировки и правила поведения за столом;
- воспитывать нравственные качества личности: гостеприимство, трудолюбие, самостоятельность;
- прививать уважение к национальной культуре;
- формировать положительное отношение и интерес к труду.
Публикация «„Если чай не пьешь, где силы берешь?“ Тематическое занятие в подготовительной группе» размещена в разделах
Материалы и оборудование: занятие проходит в мини-музее «Русская изба» и «Кухне», изображение иван-чая, чашки и блюдца на каждого ребенка, электрический чайник, сушеные травы, листья и ягоды в отдельных пиалах. Все подписаны, кроме плодов шиповника. Отдельно – мед и порезанный лимон.
Предварительная работа: заваривание черного чая, беседа о разных видах чая, правилах сервировки стола к чаю, знакомство с профессией титестера, знакомство с пословицами и поговорками о чае и чаепитии, чтение сказки С. Г. Писахова «Подруженьки», выяснение аллергических реакций у детей.
Ход занятия
I. Основная часть
В «Избе»
Напомните мне и тем детям, которых не было на прошлом занятии, какая страна считается родиной чая? (Китай. По-китайски, «ча» - это «молодой листочек», ведь собирают для приготовления чая самую верхнюю молодую веточку с 2-3 листьями. Чайный куст хорошо растет на склонах гор в условиях влажного климата. Сейчас чая больше всего выращивают в Китае, Индии и Грузии)
В разных странах существуют свои чайные традиции (Очень долго приготовление чая держалось в секрете, но потом купцы привезли его сначала в Европу, а потом и в Россию. В каждой стране сформировались свои традиции чаепития. Например, в Англии – так и называется «five o*clocr tea» Процедура заваривания строго соблюдается и выглядит следующим образом: в заварник насыпают ровно столько чайных ложек чая, сколько стоит кружек на столе. Чай заваривается в течение пяти минут, а в это время в первую очередь в кружки наливают сливки или молоко. Это связано с тем, что когда потом наливают заваренный чай, смешиваясь со сливками, он приобретает невероятный цвет и вкус.
Чайные традиции в России; (на Руси по старым обычаям чай заваривали в самоварах. К чаю обычно было угощенье в виде сухарей, бубликов, пирогов, варенья, меда. Чай – это символ семейного благополучия и хлебосольства. За чаепитием обычно велись добрые душевные беседы)
А какие же напитки пили на Руси до появления чая (вода, соки (ягодные, овощные, березовый) компоты, квас морсы… заваривали травы и ягоды, например, иван-чай) Вот выглядит иван-чай, многие из вас видели его, если ездили отдыхать на природу или к бабушке в деревню.
На «Кухне» - Заваривание травяных и ягодных сборов
- мы с вами познакомились с профессией титестера. Что это за профессия? (Титестер (ударение на 1 е) – это специалист по дегустации чаев и купажу чайных смесей. Его задача находить идеальный баланс вкуса и аромата для чаев, которые подаются в ресторанах и чайных домах или продаются населению. Титестеры относительно редкая профессия, поскольку востребованы они в основном в регионах, где выращивают чай. Тем не менее, навыки дегустации чаев нужны и тем, кто занимается оптовыми поставками чайной продукции из-за рубежа)
Вы всегда сможете радушно встретить гостей, пригласить их к себе на день рождения или любой другой праздник. А как обрадуются ваши мамы и папы, когда узнают, что вы настолько взрослые и самостоятельные, что вам можно доверить такое ответственное дело, как заваривание чая
- в пиалах сушеные листья мяты, смородины, облепихи, малины, вишни, иван-чая, мяты, ромашка… сушеные ягоды малины, черники, черемухи, боярышника, дикой сливы - терна, вишни, шиповника…
Все подписаны, кроме шиповника. Называю, рассказываю о пользе, даю попробовать, понюхать.
А что это за плоды? (шиповник)
Все эти травы, листья и ягоды растут у нас в Архангельской области.
Перед работой вымоем руки.
Я беру электрический чайник, в котором уже вскипела вода, беру осторожно, чтобы не расплескать кипяток. Ополаскиваю чашки, выливаю воду, теперь они влажные и теплые.
Насыпаем в чашку по 3 разных ингредиента. Травы и листья – щепоткой. У вас у каждого чай получится с разными вкусами, потому что ингредиенты вы возьмете разные и разное количество.
Я заливаю кипятком до половины чашки и накрываю блюдцем, чтобы напиток настоялся. На блюдце листочек с вашими именами.
Вы попробуете, какой вкусный и ароматный напиток у вас получился, а потом можете добавить в чашку заварку черного чая, мед, сахар или лимон.
Мед добавляли позже, когда чай уже поостыл, чтобы не потерять полезные свойства.
Физкультминутка
Игра «Колечко» А пока чай заваривается, мы с вами поиграем в русскую игру
Игра «Колечко»
Все играющие выстраиваются в ряд. У скомороха в руках колечко, которое он прячет в ладонях и затем старается незаметно передать одному из ребят, при этом говорит:
Уж я золото хороню,
Чист серебро хороню!
В высоком терему
Гадай, гадай, девица.
Гадай, гадай, красная!
Стоящий последним ищет кольцо, а скоморох приговаривает: «Гадай, гадай, у кого кольцо, чисто серебро». Если участник угадал, у кого кольцо, то он становится ведущим.
II. Заключительная часть - чаепития
Во время чаепития ведем беседу с детьми, что запомнили с сегодняшнего занятия, что больше всего понравилось, какие ингредиенты использовали для своего чая и какие еще хотели бы попробовать.
Пословицы и поговорки о чае и чаепитии:
- Если чай не пьешь, где силы берешь?
- Выпей чайку – забудешь тоску.
- Самовар, что море соловецкое, пьем из него за здоровье молодецкое.
- Чай пить – долго жить.
- Коль чаем угощают, значит уважают.
- За чаем не скучаем – по семь чашек выпиваем.