Получи документы

Консультация для родителей «Если в семье особый ребенок»

Альбина Ганиева
Консультация для родителей «Если в семье особый ребенок»

Если в семье особый ребенок.

Сопровождение семьи городским центром психолого-медико-социального сопровождения города Норильска.

Ганиева Альбина Кайпкалиевна,

педагог-психолог консультационного центра

МБДОУ «Детский сад №36 «Полянка»

г. Норильск

Публикация «Консультация для родителей „Если в семье особый ребенок“» размещена в разделах

Работая на консультационном центре с семьями, не охваченными дошкольными учреждениями выявлено следующие факты: что семья один на один остается с проблемами, такими как ребенок не совсем здоров, или ребенок имеет физические или психические дефекты здоровья, т. е ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Неграмотность родителей, слепая родительская любовь, «долгожданный ребенок», не смирение родителей с диагнозом ребенка, не принятие ребенка таким, какой он есть - это все мешает дальнейшему развитию детей. Из опыта работы чаще встречаются дети с задержкой речевого развития и тяжелыми нарушениями речи (ТНР, с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

(СДВГ).

Появление в семье ребенка с нарушениями развития - это всегда переживание глубокого шока от информации, что ребенок «не такой как все».

Как правило, поначалу родители испытывают чувство «защитного отрицания», при котором диагноз не признается. Одни пытаются решить проблему, посещая одного специалиста за другим, чтобы их убедили в том, что диагноз поставлен неверно. Другие не замечают проблем в развитии ребенка, доказывают себе и всему миру, что с ребенком все нормально, кто-то считает, что со временем все пройдет само собой и ребенок станет таким как все. Очевидно, что за этими убеждениями стоит огромная проблема примирения с действительностью, которая тянет за собой следующую проблему: аномальный стиль поведения с ребенком и усугубление имеющихся проблем не только ребенка, но и семьи в целом. Поэтому так важно понять, что чем дольше продолжается уход от действительности, тем меньше остается времени для своевременной, а значит, более эффективной помощи ребенку. Ведь именно от Вас зависит, попадает ли ребенок в поле зрения специалистов (логопеда, психолога, дефектолога, детского психиатра, невролога, какую помощь он получит, как сложится его обучение, к какому результату оно приведет. К сожалению, чаще всего к специалистам обращаются за запоздалой помощью при остром неблагополучии. Поиски их обычно начинаются тогда, когда острота и запущенность проблемы становятся непереносимыми, а для специалиста - трудноразрешимыми.

Не принимайте важных решений в состоянии стресса и не бойтись диагнозов. Диагноз

-лишь констатация имеющихся проблем. И гораздо лучше иметь установленный диагноз и возможность помочь ребенку разработанными и наиболее эффективными способами, чем игнорировать имеющиеся проблемы. Не имея информации об особенностях воспитания и обучения ребенка с нарушениями в развитии, родители бессознательно используют такие модели воспитания, которые закладывают фундамент невротизации детей. Поэтому, так важно получение наиболее полной информации от специалистов.

За консультативной и коррекционной помощью нужно обратиться в психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК, в которых специалисты разных профилей (врачи, психологи, учителя-дефектологи и логопеды смогут оценить особенности развития ребенка и его возможности обучения. Только комплексное обследование ребенка поможет вам лучше понять потребности вашего ребенка, а значит и успешно помочь ему. Возможно, вашему ребенку потребуется специальная программа обучения, ориентированная на индивидуальные особенности ребенка. Если вашему ребенку рекомендовано посещение ДОУ компенсирующего вида, не отказывайтесь от специализированной помощи, ребенок в ней остро нуждается! Обучение ведет за собой развитие только в том случае, если оно соответствует реальным возможностям ребенка, доступно и ложится на подготовительную базу.

Компенсаторные возможности детей высоки, коррекционно-развивающие занятия по специальной программе и медикаментозная поддержка, начатые как можно раньше, способны приблизить развитие к норме. Поэтому чем раньше вы обратитесь к специалистам, чем активнее сами будете взаимодействовать с ними, тем успешнее ваш ребенок адаптируется к жизни.

Несколько основных практических советов. Как помочь ребенку?

Родителям необходимо принимать ребенка таким, каков он есть, заниматься с ним и радоваться его достижениям. Вы - самые близкие и важные люди в жизни ребенка. Вы знаете его лучше всех и можете помочь лучше всех. Ваша любовь, забота, поддержка и помощь не смогут заменить занятия у самого именитого специалиста. Живите настоящим и старайтесь не заглядывайте слишком далеко в будущее. Замечайте успехи своего ребенка, какими бы малыми они не были и радуйтесь им. Не оценивайте, не сравнивайте его с другими детьми.

В психолого-медико-педагогических Центрах вы сможете получить консультативную и коррекционно-развивающую помощь учителя-дефектолога, психолога, психиатра по воспитанию и обучению ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Специалистов Центра можно посещать анонимно, о состоянии ребенка не сообщается ни в образовательное, ни в медицинское учреждение. Вам помогут лучше понять проблемы ребенка, наметят коррекционно-развивающий маршрут с учетом индивидуальных особенностей, обучат психолого-педагогическим методам работы с вашим ребенком. У вас появится возможность общения с другими семьями со схожими проблемами. Такого рода контакты позволят поддерживать друг друга, делиться информацией, опытом, опытом и идеями.

Регулярно наблюдайтесь у врачей. Не стесняйтесь лишний раз обратиться за помощью к специалистам. Получите максимально полную информацию об особенностях ребенка. Разработайте с дефектологом индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут и начинайте регулярные занятия с малышом как можно раньше. Проводите их не эпизодически, а изо дня в день. Ведите дневниковые записи, в которых фиксируйте и достижения, и новые проблемы.

Если Ваш ребенок по каким-либо причинам не может посещать ДОУ, постарайтесь подобрать детский коллектив в Клубах и Домах детского творчества, где ребенок сможет скомпенсировать дефицит общения, научится взаимодействовать с ровесниками, обучения социально приемлемым нормам поведения. Пожалуй, самое важное - воспитать человека, умеющего и знающего, как себя вести с людьми. Это, вопреки существующему мнению, вполне выполнимо. Любая неправильная форма поведения, а также поведение неадекватное возрасту сделает трудной или невозможной полную интеграцию в общество. Ваш ребенок является полноправным членом семьи, в которой кроме него есть родители, братья, сестры, бабушки, дедушки. У каждого из них есть свои «особые» нужды, поэтому родители не должны, забывая про всех остальных, посвящать все свое время и силы ребенку с особенностями в развитии. Это поможет гармонизировать обстановку в семье и научат ребенка думать и заботиться об остальных членах семьи, включая родителей. Один из важнейших элементов психотерапии – поощрение, которое выражается в жестах, улыбке, похлопывании, прикосновениях, словах, маленьких наградах. Ребенка нужно поощрять как можно чаще и как можно естественней, теми способами, которые ему больше всего нравятся, когда у него что-нибудь хорошо получается или когда он очень старается. Похвала за успехи действует гораздо лучше (и сама по себе гораздо человечнее, чем ругань или наказание на неудачу.

Даже если вы от природы молчаливы, больше разговаривайте с ребенком. Комментируйте все, что вы делаете, просто и доходчиво. Хотя может казаться, что он не понимает или не реагирует, продолжайте объяснять, прибавьте «язык жестов». Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите. Стимулируйте речевую активность: задавайте вопросы. Если ребенок затрудняется с ответом, давайте образец речи, отвечая за него. Помогайте ребенку осваивать новые навыки. Обычно результат лучше, если вы мягко и осторожно направляете движения ребенка. Если он пытается что-то сделать, но не может, направить его ручки так, чтобы у него получилось - это вызовет у него гораздо большее желание освоить данный навык, чем ваши гневные возгласы или критические замечания. Используйте подражание (копирование). Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.

Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру. Это хороший способ научить ребенка многим вещам - от выполнения физических действий до произнесения звуков и слов.

Даже на ранних этапах не нужно всегда давать ребенку в руки то, что он хочет. Вместо этого используйте желание ребенка как возможность применять навыки владения телом и речью для получения того, что ему хочется, - стараясь дотянуться, поворачивая корпус, поднимаясь, подползая или выполняя любое другое действие, которое он осваивает на данном этапе.

Дети охотнее занимаются, когда это доставляет им удовольствие. Продолжайте заниматься с ребенком до тех пор, пока его это забавляет. Как только занятие перестает быть забавой, прекратите его, или внесите какие-нибудь изменения, чтобы сделать его более увлекательным.

Ребенок не развивается, если не преодолевает трудности сам. Пусть по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо. Например, если ребенку трудно одеваться из-за мышечной спастичности, помогите ему, нагнув вперед его плечи и спину, но одежду пусть он натягивает сам. Когда ребенку трудно что-нибудь делать или он делает это медленно и неумело, родителям часто хочется «помочь» ребенку, сделав за него. Однако для развития ребенка полезнее, если вы дадите ему возможность сделать это самому, поддерживая и поощряя. Дети часто прилагают наибольшие старания, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет. Учить ребенка - важно, но не не менее важно давать ему возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать то, что он может. Когда это становится слишком легко, ставьте на пути преграды, но не делайте их непреодолимыми.

Пусть старшие братья и сестры показывают ребенку новые приспособления, игрушки и т. д. Некоторые дети отказываются испробовать новые игрушки, приспособления, специальные сиденья - они боятся их. Если сначала их опробует другой ребенок и покажет, что ему это нравится, ребенку, который до этого боялся, часто тоже захочется попробовать.

Используйте зеркало, чтобы помочь ребенку узнать свое тело и научиться владеть им. Зеркало позволяет ребенку видеть и узнавать части своего тела. Это особенно полезно для детей, которые с трудом находят части своего тела или соображают, где они находятся. (Это случается при некоторых формах умственной отсталости, ДЦП, травме спинного мозга.)

На занятиях с ребенком старайтесь сидеть справа от него. Правая сторона-это будущее. Когда вы находитесь справа, вы помогаете ему продвигаться в нужном направлении - к результатам, которых вы оба ждете; Занимайте позицию на уровне глаз ребенка (он-на стуле, вы на стульчике; он- на полу и вы - на полу);следите за своим голосом и организацией речи (делайте логические паузы и ударения, говорите четко, не торопясь, доступно излагайте мысли); будьте с ним «здесь и сейчас» (думая о своем, вы теряете контакт с ребенком, а он –интерес к тому, что делает).

Оставьте за порогом ваше настроение, не разрешайте себе раздражаться. Не показывайте свое отчаяние, слабость, нетерпение - Ваша эмоциональная невыдержанность передаются ребенку и выводят его из равновесия. Ребенок должен твердо знать, что мама счастлива, спокойна и всегда готова поддержать его. Какую бы истерику ваш ребенок не устроил, говорите с ним спокойно, твердо, без эмоциональной окраски. Не гладьте ребенка гладьте ребенка по голове и не кладите руку ему на голову-это жест, вызывающий отрицательную реакцию, даже стрессовое состояние.

Здоровье ребенка во многом зависит от четко организованного режима дня, называемого охранительным. Старайтесь, чтобы ваш малыш находился в проветренной просторной комнате, посоветуйтесь с врачом о сбалансированном питании, диете. Определенно спланированный распорядок дня – это и основа выработки стереотипов, т. е. привычек и навыков уравновешенного поведения.

Психическое развитие ускоряется под влиянием ощущений, идущих с кожи, мышц. Привлекайте ребенка к посильному труду. Так, вместе с ним пересадите цветок, полейте грядку, если вы находитесь на даче, переставьте легкие предметы в комнате, попросите малыша принести нужную вам вещь. Ребенок должен чувствовать вашу уверенность в нем и его силах, знать, что вы доверяете ему.

Попробуйте организовать и поиграть с ним в простейшие спортивные игры, занимайтесь с малышом лечебной физкультурой. Массаж поможет регулировать поведение и эмоциональное состояние.

Не ограничивайте ребенка от контакта с внешним миром, излишне оберегая его. Ваш ребенок должен чаще общаться и играть с типично развивающимися детьми. Здоровый ребенок только первые полчаса смотрит на больного ровесника со специфическим любопытством (он не так двигается, непонятно говорит. ,но после личного контакта у детей гораздо скорее, чем у взрослых, не остается сомнений: он точно такой же, как я. способствуйте тому, чтобы ваш ребенок вел себя, как обычные дети. Это чрезвычайно важно для формирования социальных навыков. Это также позволяет родителям ребенка перестать чувствовать себя изодированнным, жизнь семьи станет больше похожа на жизнь других семей.

Относится к ребенку, надо как к здоровому. Подобное отношение, способствующее установлению взаимного контакта между больным ребенком и остальными членами семьи, позволит ему развивать свои личностные качества в наиболее благоприятной среде. Не имеет значения, что в будущем он не сможет быть таким, каким бы вы хотели его видеть. Как здоровый, так и больной ребенок, став взрослым, гораздо легче сможет достигнуть своего благополучия и адаптироваться в обществе, если растет в радостной, дружной и сплоченной семье.

Как помочь себе?

Состояние родителей сказывается на поведении ребенка. Чтобы снять невротические проявления, обусловленные постоянными тревогами и переживаниями за судьбу больного сына или дочери, Вам, прежде всего, необходимо справиться со своей депрессией и отчаянием. А это самая трудная задача.

Прежде всего, не вините друг друга в случившемся, добивайтесь единства и согласия в семье. Любая тенденция к взаимным обвинениям или к меньшему участию в воспитании ребенка, или же, напротив, к взятию на себя одним из родителей всей ответственности может стать разрушительной. Крайне важно, чтобы оба родителя в полной мере разделяли ответственность по воспитанию и уходу за своим ребенком. Если воспитание переносится только на одного из них, то ему предъявляют и все претензии. В итоге возникают разногласия между супругами.

Семья не может быть счастливой, если мать будет вечно усталой, измотанной и раздраженной (такие матери, как правило, обрекают себя на самоистязание).давайте себе возможность регулярно отдыхать и набираться сил. Достаточный запас ваших моральных и физических сил, прежде всего, необходим вашему ребенку, поэтому так важно научиться быстро и эффективно пополнить их. На

это непродолжительное время можно попросить друзей или близких присмотреть за ребенком.

Отбросьте излишнюю гордость и не отказывайтесь просить помощь или принять таковую, если вам ее предлагают. Общество никогда не поймет проблем «особых» детей и не научится любить и помогать им, если не давать людям возможность ухаживать за ними.

Не скрывайте от окружающих, что у вашего ребенка есть некоторые задержки физического и умственного развития, или,что у малыша бывают приступы, и что его лечат. Вам не следует стыдиться, и тогда многие постараются оказать вам помощь и поддержку. Если вы станете говорить с людьми искренне, то очень скоро у вас появится широкий круг друзей, знакомых, соседей, чьи заинтересованность и длительное участие послужат огромным подспорьем, как для вас, так и для вашей семьи. в противном случае ваше социальное общение будет с каждым разом все более затруднительным, вам будет трудно сталкиваться с внешним миром, а изолированность вашей семьи от общества, которая наступит вслед за этим, окажется вредна уже сама по себе. Если же вы, напротив,скажите, что с малышом все в порядке, то заставите себя лгать и возводить стену отчуждения между собой и окружающими. со временем вам все трудней и трудней встречаться с ними.

Разумеется, не у всех окажется достаточно такта, чтобы суметь правильно поддержать вас. Естественное поведение родителей создает лучшие условия для информированности общества о нуждах этих детей и для преодоления существующих предрассудков.

Не испытывайте чувства вины, если вам приходится в чем-то отказать вашему ребенку. Нет ничего страшного, если вы не можете по объективным причинам немедленно исполнить очередное желание ребенка. Ваш ребенок научится понимать и уважать нужды окружающих и понимать причины, по которым не все его желания выполняются.

Если вы самостоятельно не можете справиться со своим состоянием, обратитесь к помощи специалистов. Психологи, дефектологи, психотерапевты помогут вам снять психоэмоциональное напряжение, повышенную тревожность, депрессивное состояние и сохранить гармонию в семье.

Месяц за месяцем, год за годом Ваш ребенок научится делать то, чего раньше не мог, благодаря Вашему разумному подходу к его воспитанию. Наступит день, когда ребенку придется жить отдельно от Вас, и, даже при тяжелой инвалидности, он будет лучше подготовлен к разлуке с Вами, если достиг той ступени социальной интеграции, когда испытывает потребность и удовольствие от общения с другими людьми и уже психологически независим от родителей.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Если ребенок обманывает» Консультация для родителей «Если ребенок обманывает». Составила воспитатель: Чамкурова Р. А. Все родители мечтают, чтобы их малыши стали.

Консультация для родителей «Если ребенок сердится?» Если ваш ребенок сердиться? Склонных к агрессивным реакциям детей принято считать дурно воспитанными, плохими и даже опасными. Стереотипный.

Консультация для родителей «Если ребенок дерется» Консультация для родителей ЕСЛИ РЕБЕНОК ДЕРЕТСЯ. Агрессивное поведение Агрессивное поведение — это наиболее распространенный способ реагирования.

Консультация для родителей «Если ребенок кусается…» Консультация для родителей Если ребенок кусается…. Причины Это происходит, когда ребенок: Находится в состоянии чрезмерного.

Консультация для родителей «Если ребенок обманывает» Все родители мечтают, чтобы их малыши стали порядочными и честными людьми. Но в большей или меньшей мере многие сталкиваются с проблемой.

Консультация для родителей «Если у вас гиперактивный ребенок» Активный ребенок: - Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы, но если его заинтересовать.

Консультация для родителей «Если в семье появился ещё один ребенок» Если в семье появился еще один ребенок Появление нового ребенка в семье всегда знаменует собой большие перемены - независимо от того, родится.

Консультация для родителей: «Если ваш ребенок врет» Каждый родитель хочет воспитать своего ребенка справедливым и честным. Вашему малышу нет еще и четырех лет? ВЫ с ужасом заметили, что малыш.

Консультация для родителей «Если ребенок обижается» Консультация для родителей на тему: «Если ребенок обижается» Цель: оказание консультативной помощи в преодолении детской обидчивости.

Консультация для родителей «Если в семье появился еще один ребенок» Если в семье появился еще один ребенок Появление нового ребенка в семье всегда знаменует собой большие перемены — независимо от того, родится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Если в семье особый ребенок»
Опубликовано: 14 апреля 2018 в 21:37
+39Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД