Папки-передвижки

Урок по естествознанию «Лаборатория юных исследователей» в 3–4 классе

Надежда Арыстанбекова
Урок по естествознанию «Лаборатория юных исследователей» в 3–4 классе

Разработка урока для проведения внеклассного мероприятия по предмету "Естествознание" в начальной школе (3-4 класс).

Цель – создать условия для формирования умений и навыков проведения исследовательской работы.

Публикация «Урок по естествознанию „Лаборатория юных исследователей“ в 3–4 классе» размещена в разделах

Задачи: проведение несложных наблюдений и опытов, используя лабораторное оборудование, инструкции и правила при проведении экспериментов; делать сообщения и выводы на основании полученных результатов;

формирование умения работать в группах, распределять роли и обязанности между участниками группы;

воспитывать самостоятельность, аккуратность, чувство взаимопомощи.

Ожидаемые результаты: умеют выделять существенные признаки предметов, обобщать, делать несложные выводы.

Направление внеурочной деятельности - общеинтеллектуальное.

Форма внеурочной деятельности – поисковые и научные исследования.

Раздаточный материал: к каждому опыту

Ход мероприятия:

I. Приветствие. Введение в тему.

- Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие ребята.

- Сегодня мы предлагаем поговорить о чудесах, которые окружают нас в повседневной жизни. Скажите, кто из нас не ждёт чуда и волшебства? Конечно, ждёт каждый, и взрослый, и ребёнок. Только дети его ждут с особым нетерпением, ведь они смотрят на мир совершенно иначе, чем взрослые. Почему? Да потому, что дети – прирождённые исследователи, а подтверждение тому – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. И в определённый момент самым любимым словом ребёнка становится слово «почему?» - Итак, добро пожаловать в Лабораторию юных исследователей.

- Ребята, кто скажет, что такое лаборатория? Давайте подберем ассоциации к этому слову. (Стратегия «Сбор ассоциаций»)

- Предлагаем вам побыть сегодня лаборантами. В лаборатории всегда тихо и чисто. Прочитайте, как нужно вести себя в лаборатории.

- Считаем, что данная форма проведения уроков, поможет учащимся в будущем, ведь недаром говорят: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я пойму». (Древняя китайская мудрость.)

I. Совместное проведение исследований.

- В 3 и 4 классе по предмету Естествознание начинается раздел «Вещества и их свойства».

- Ребята, отгадав загадку, вы узнаете вещество, с помощью которого мы сегодня будем проводить опыты.

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (Вода)

Опыт 1. «Неугомонные зернышки»

Проще простого заставить двигаться предмет, толкнув его рукой. А можно ли заставить двигаться зёрнышки риса, не дотрагиваясь до них?

Реквизит - охлаждённая банка с минеральной водой, стакан, 6 зёрнышек риса. Разложи нужные предметы на столе. Открой бутылку с минеральной водой и вылей воду в стакан.

Начинаем научное волшебство!

Высыпь зёрнышки в стакан с минералкой. Подожди несколько секунд и понаблюдай, что будет происходить.

Результат. Через некоторое время зёрнышки риса в стакане начнут плавать вверх-вниз. Это происходит из-за того, что в банке с минеральной водой содержится газ, который называется углекислым. Углекислый газ в банке растворён в жидкости и находится под давлением. Открыв банку и налив воду в стакан, вы освобождаете этот газ. Плотность у углекислого газа ниже, чем у находящейся в банке жидкости, поэтому его пузырьки поднимаются на поверхность.

Опыт 2. «Лавовая лампа»

Проводить опыты и эксперименты — это не только занимательно, познавательно, увлекательно. но и стрессоснимающе и невероятно-расслабляюще! Не верите? Значит вы еще не делали лавовую лампу.

Вывод: Две жидкости разной плотности не смешиваются даже при взбалтывании.

Опыт 3. «Волшебные цветы»

- Необходимо вырезать из бумаги цветы с длинными лепестками (дети старшего возраста могут вырезать их сами). При помощи карандаша лепестки закрутить к центру.

- Предлагаем опустить эти разноцветные лотосы (водяные лилии) на воду, налитую в широкую емкость. Буквально на глазах лепестки цветов начнут распускаться.

Вывод: бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Опыт 4. «Причудливые узоры» - опыт с молоком и красками.

Для проведения экспериментов с молоком нам понадобится:

• молоко (чем больше жирность, тем лучше)

• пищевые красители (например, как здесь, чем больше цветов, тем лучше

• тарелка

• жидкость для мытья посуды

• пипетка

• ушные палочки или спичка с намотанным на нее кусочком ваты

Вывод: в состав молока входят жиры, которые плохо смешиваются с водой и, следовательно, с красителями, растворенными в воде. Из-за этого капли красителей, находясь в молоке, практически никак не смешиваются друг с другом. Жидкость для мытья посуды расщепляет жиры, поэтому, если добавить ее в молоко, то начинается расщепление жиров и изменение силы поверхностного натяжения в растворе. За счет этого физико-химического смешивание красок.

Опыт 5. «Создаём цветную бумагу самостоятельно»

- Мало кто знает, что достаточно просто создать эффектную разноцветную бумагу в домашних условиях самостоятельно. В результате этой необычной техники она получится причудливой, необычной расцветки процесса и происходит, напоминающей рисунок мраморного камня. Для создания такого вида цветной бумаги понадобится:

• мужская пенка для бритья;

• акварельные или акриловые краски;

• одноразовая бумажная тарелочка для смешивания красок;

• бумага;

• кусочек плотного картона.

Наносим равномерный плотный слой пены на тарелку. Слегка разводим краски водой, цвета должны быть насыщенными и яркими. Затем берём немного краски каждого цвета кисточкой и «капаем» по несколько капель разных оттенков на тарелку с пеной в произвольном порядке. Следующая часть наиболее любима у детей любого возраста. Взяв в руки ватную палочку или зубочистку, нужно развести цветные капли в пене. Затем необходимо взять лист бумаги и приложить его плашмя к образовавшейся в тарелке разноцветной пене. Переверните лист, положите его сухой стороной на стол. Теперь необходимо соскрести остатки пены с поверхности листа. Для этого достаточно взять кусочек плотного картона, и держа его вертикально, снять излишки пены.

Лист получившейся цветной бумаги яркой и весёлой расцветки можно использовать, когда она просохнет.

- Опыты у детей должны не только вызывать интерес к наблюдаемому явлению, но и послужить отправной точкой к раскрытию тайн природы, привитию интереса к предмету. Большинство занимательных химических опытов совершенно безопасны, но в тоже время очень познавательны и красивы.

- Предлагаем вашему вниманию опыты и эксперименты, которые проводили наши учащиеся в домашних условиях.

Итог урока. Рефлексия.

Оцените каждый сам свою работу на уроке.

«Колба – три уровня».

Красная колба – Ничего не понял.

Желтая колба– Понял, но объяснить не смогу.

Зеленая колба–Могу объяснить одноклассникам и родителям.

Публикации по теме:

Урок МХК в 10 классе «Музыка эпохи Возрождения» Тема урока: «Музыка эпохи Возрождения» Тип урока: Урок сообщения новых знаний Форма урока: лекция Технология урока. Проблемное обучение.

Урок риторики «Подготовленная речь» в 3 классе Подготовленная речь. Приемы подготовки.. 1 четверть Федеральное государственное образовательное учреждение «Прогимназия «Снегири» Управления.

Урок математики в 1 классе «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала. Цель урока: -формирование знаний о числе и цифре8 через создание проблемной ситуации. Задачи:.

Урок Добра в 1 классеУрок Добра в 1 классе Цель урока: - сформировать в сознании детей понятие «доброта», - пробудить в детях чувство добра, милосердия, взаимопомощи, проявлять заботу.

Урок кубановедения в 1 классе Из истории кубанских фамилий. Цель: Познакомить учеников с историей кубанских фамилий и их значением. Задачи: П - развивать интерес к истории.

Урок музыки во 2 классе «Знакомьтесь, Баба-яга!»Урок музыки во 2 классе «Знакомьтесь, Баба-яга!» Урок музыки 2 класс «Знакомьтесь, Баба Яга!» Цель : Познакомить детей с образом Бабы Яги. Выяснить положительным или отрицательным персонажем.

Урок музыки в 1 классе «Музыка осени» МУЗЫКА ОСЕНИ Цель: помочь войти в мир красоты осенней музыки с чувством сопричастности к природе, связать жизненные впечатления детей с.

Конспект урока по естествознанию в 3 классе «Как человек влияет на жизнь растений» Естествознание Краткосрочный план открытого урока Предмет: Естествознание Школа: ГКУ «Средняя школа №5 с ДМЦ» Дата: 28.09.2018 ФИО учителя:.

Фотоотчет «Классный час «Урок милосердия» в 3 классе»Фотоотчет «Классный час «Урок милосердия» в 3 классе» "Ты поверь, совсем не трудно человеком добрым стать"» 7 сентября в нашей школе состоялся Единый день милосердия. Во всех классах прошли.

Экоурок в 3 классе «Вода России. Лаборатория воды»Экоурок в 3 классе «Вода России. Лаборатория воды» Организаторами урока выступает Минприроды России в рамках Программы «Вода России» при поддержке Движения ЭКА. Цель урока — показать важность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок по естествознанию «Лаборатория юных исследователей» в 3–4 классе
Опубликовано: 27 октября 2020 в 17:03
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.

2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД