Факторы, влияющие на формирование в процессе беременности отношения матери к ребёнку

Наталья Будякова
Факторы, влияющие на формирование в процессе беременности отношения матери к ребёнку

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩЕ НА ФОРМИРУЕМОЕ В ПРОЦЕССЕ БЕРЕМЕННОСТИ ОТНОШЕНИЕ МАТЕРИ К РЕБЕНКУ.

Беременность – радостное и счастливое событие в жизни женщины и семьи, но вместе с тем и очень непростое и, к сожалению, зачастую сопровождается периодами сомнений, беспокойств и тревог. Многие будущие родители, узнав о беременности, испытывают не только радость, но растерянность, не зная как себя вести и что делать. Раздражительность, немотивированная агрессия, повышенная ранимость, участившиеся ссоры между партнерами – являются проявлениями естественных для этого периода переживаний: страхов о будущем, о том, как появление ребенка повлияет на отношения в браке, как изменится внешность, как пройдут роды. Переживания за здоровье будущего ребенка, обида на близких из – за недостаточного понимания и заботы. Переживания об ограничениях будущей жизни и опасения быть недостаточно хорошими родителями.

Материнство - одна из социальных женских ролей, поэтому даже если потребность быть матерью и заложена биологически, общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на его содержание и проявление у каждой конкретной женщины. Считается, что нормы материнского отношения нет, так как содержание материнских установок меняется от эпохи к эпохе. В то же время всегда существовали явления, которые во все исторические периоды считались отклоняющими проявления материнского отношения. Само понятие "материнское отношение" не является в настоящий момент строго определенным и общепринятым, но, тем не менее, достаточно популярным как предмет психологического исследования. Имеющиеся в литературе данные свидетельствуют, что материнское отношение не возникает одномоментно и сразу после рождения ребенка, а проходит определенный путь становления и имеет тонкие механизмы регуляции, свои сензитивные периоды и запускающие стимулы. В этом аспекте особую важность приобретают исследования, связанные с возможностями выявления уже в процессе беременности особенностей состояния и поведения будущей матери, по которым можно прогнозировать успешность материнства. В целях предсказания еще во время беременности будущего типа отношения матери к ребенку традиционно изучаются материнские (и шире - родительские) ожидания, установки, воспитательные стратегии, ожидание удовлетворенности материнской ролью, компетентность матери и пр. Учитываются и другие факторы: личностные особенности, история жизни, адаптация к супружеству, особенности адаптации, удовлетворенность эмоциональными взаимоотношениями со своей матерью, репродукции моделей материнства в семье, культурные, социальные и семейные особенности, физическое и психическое здоровье женщины. Возникло предположение, что, по-видимому, существует стереотипная динамика психического состояния беременных, предшествующая эффективному ("нормативному") материнству (которое можно было бы условно принять за норму, и особая динамика этих же функций, предшествующая отклоняющимся типам материнского отношения (и поведения). Выявление этих закономерностей поможет обнаружить предикторы отклоняющегося материнского поведения.

Для решения данной задачи необходима разработка методов диагностики и критериев оценки получаемых данных, основываясь на которых можно прогнозировать указанные особенности, выявлять возможности их девиации и строить индивидуально ориентированную психологическую помощь.

В связи с актуальностью данной проблемы становится важной работа по формированию установок осознанного материнства у женщин. Мать должна «принять» ребенка и это должно быть ее сознательное решение.

Сегодня практический психолог, работающий с беременными женщинами, имеет в своем распоряжении ряд валидизированых диагностических методик (Г. Г. Филиппова, В. И. Брутман, Е. И. Исенина, Е. И. Захарова, И. В. Добряков). В консультативной, психокоррекционной и психотерапевтической практике психологи применяют самые разнообразные техники групповой, телесно-ориентированной, семейной, игровой, арт-терапии, психодрамы, психосинтеза, аутотренинга, транзактного анализа и другие известные методики.

На начальном этапе нужно продиагностировать «ресурсы» мамы – выявить среди ее окружения – родственников, близких, знакомых, к которым она испытывает позитивные чувства и в ходе эмоционального сопровождения на основе данного потенциала формировать у нее правильное отношение к своему ребенку.

Диагностика готовности к материнству и родам может проводиться в группе или при индивидуальной встрече на основании специальных тестов, рисунков, исследования отношения к изменениям, происходящим в период беременности, показателям глубины расслабления.

Системный подход к оценке ресурсов предполагает диагностику следующих психологических ресурсов матери.

1. Личностный ресурс: личностная зрелость, мотивации рождения, место родительства в иерархии ценностей и потребностей, личностный смысл материнства, место материнства в структуре личности.

2. Эмоциональный ресурс: глубина эмоциональных проявлений, лабильность, эмоциональная компетентность, приемлемость всего диапазона эмоциональных реакций, выразительность экспрессивно-мимических средств и адекватность их применения, уровень контроля над эмоциями, уровень тревожности.

3. Когнитивный ресурс: общие интеллектуальные способности, знания об уходе за ребенком, о развитии, воспитании и обучении ребенка, готовность учиться.

4. Операциональный ресурс: сформированность навыков по уходу и воспитанию ребенка.

5. Психофизиологический ресурс: актуальное функциональное состояние организма, способность к саморегуляции, стрессоустойчивость.

Из оценки ресурсов вытекает прогноз материнско-детских отношений, оценка риска по девиантному родительству и, соответственно, выбор мишеней, задач и методов коррекции. При нехватке собственных ресурсов матери от специалиста требуется оценка внешних ресурсов, способных оказать поддержку матери с ребенком.

Для диагностической и терапевтической работы применяются следующие методики: структурированное интервью, генограмма, тест Люшера, проективный рисунок на тему "Я и мой ребенок", тест "Фигуры", тест "Эпитеты"[1] .

1. Интервью. Женщины отвечают на вопросы о сроке беременности, желанности беременности, отношениях в семье, своем самочувствии, эмоциональном состоянии, испытываемых опасениях, планах, связанных с ребенком и будущей жизнью, представлении о родах и послеродовом периоде. В интервью включены вопросы, направленные на выявление особенностей протекания онтогенетических этапов формирования материнской сферы, при послеродовом обследовании - о родах и своих впечатлениях, о послеродовом периоде.

2. Генограмма является одним из блоков интервью. Анализ интервью осуществляется по критериям, направленным на выявление трех сформулированных в задачах исследования переменных: ценности ребенка и динамики ее изменения; типов переживания беременности и их динамики в период беременности; типов материнского отношения. Помимо описанных выше, учитывались следующие показатели: данные о восприятии женщиной изменений своего самочувствия, внешнего вида, эмоционального состояния, интересов, отношение к этим изменениям.

3. Рисуночный тест "Я и мой ребенок". Цели методики: выявление особенностей переживания беременности и ситуации материнства, восприятия себя и ребенка, ценности ребенка. В рисуночном тесте "Я и мой ребенок" учитывалось наличие на рисунке фигур матери и ребенка; замена образа матери и ребенка на животное, растение, символ; содержание образа ребенка и его возраст; соотношение размеров фигур матери и ребенка; отражение совместной деятельности матери и ребенка; дистанция и особенности расположения персонажей; изоляция фигуры ребенка; а также характеристика общего состояния (благополучие, неуверенность в себе, тревожность, признаки конфликтности и враждебности, относящиеся к теме рисунка) по формальным признакам рисунка и поведенческим проявлениям во время рисования (качество линии, расположение на листе, детали рисунка, проявлявшиеся эмоции, высказывания, паузы и т. д.). Интерпретация данных проводилась по критериям, принятым в психодиагностике для рисуночных тестов.

4. Тест «Фигуры». Данная проективная методика, основанная на использовании символических значений цвета и геометрических фигур, предназначена для выявления отношения матери к ребенку. Существуют данные, что обозначая себя геометрической фигурой определенной формы, женщина приписывает ей определенное значение, связанное со своими личностными свойствами.

5. Тест «Эпитеты». В основе данной методики лежит хорошо зарекомендовавший себя в психологии метод сортинга. Стимульный материал — высказывания, описывающие новорожденных младенцев, выбранные из произведений классической литературы (Л. Н. Толстого, Ги де Мопассана, А. М. Горького). В группу «положительное описание» вошли дескрипторы: «пухленький ребеночек», «кровиночка» и др. В группу «отрицательное описание» попали дескрипторы: «сморщенный, уродливый живой недоносок», «горластый всемогущий тиран» и т. д. Третью, «нейтральную группу» составили дескрипторы: «странное существо», «лысая головка ребенка» и др.

6. Цветовой тест Люшера основан на экспериментально установленной зависимости между предпочтением человеком определенных цветов (оттенков) и его текущим психологическим состоянием. Тест Люшера кроме этого основан на предположении о том, что выбор цвета отражает часто направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Методика Люшера характерена тем, что может за маленькое время (время проведения — меньше 10 мин) дать глубокую и широкую, причем свободную от сознательного контроля испытуемого, черта его психологического состояния.

Беременным женщинам требуется своевременная психологическая помощь, так как неблагоприятный психоэмоциональный фон и повышенное нервно-психическое напряжение женщины могут негативно влиять на течение беременности, родов и здоровья ребенка.

Изучение особенностей психологической подготовки беременных к родам продиктована необходимостью создания специальной модели работы над формированием и развитием готовности к событию родов и укреплению предпосылок для развития необходимых психологических качеств у беременных.

Психологическая работа с беременными женщинами осуществляется в соответствии с Конституцией и действующим законодательством Российской Федерации, нормами международного права («Всемирной Конвенцией по правам человека», «Конвенцией о правах ребенка», «Конвенцией об охране материнства»). Она призвана способствовать повышению ценности семьи и материнства в общественном сознании, содействовать нравственному воспитанию будущих родителей, укреплению психического и физического здоровья беременных женщин. Психологическая работа (психологическое консультирование) осуществляется на основании добровольного информированного согласия и отличается разнообразием форм, выбор которых производится индивидуально и в соответствии с желанием женщины.

При наличии заинтересованности женщины в психологической помощи важно:

- установление доверительных, равноправных отношений, с работающим с ней, непосредственно психологом или психотерапевтом. Психолог должен уважительно относиться к ценностным ориентациям и взглядам женщины;

- создание диалогических отношений сотрудничества; с согласия женщины определяется социальная ситуация (возраст, образование, профессия, жилищные условия, уровень материального обеспечения) и намечается план работы с психологом;

- при наличии личностных или семейных проблем, совместно с женщиной создается план деятельности по их преодолению. К этой работе, в случае необходимости, подключаются другие специалисты и работники социальной сферы;

- при необходимости и с согласия близких может быть проведена

психологическая работа с семьей (как коллективная так и индивидуальная с отдельными членами семьи) беременной женщины, как по преодолению имеющихся проблем, так и по подготовке к родительству.

Задачами психологической помощи женщине, ожидающей ребенка, на современном уровне являются:

1. Воспитание родительской ответственности.

2. Формирование социально-психологических навыков оказания поддержки в семье, регулирования отношений семьи с социумом.

3. Повышение психолого - педагогической компетентности. Ознакомление с информацией о внутриутробном развитии ребенка и психологическом значении процесса родов для ребенка, матери и отца. Приобретение знаний о развитии и обучении ребенка раннего возраста, воспитании, в том числе половом воспитании.

4. Приобретение навыков саморегуляции, овладение различными техниками произвольного регулирования функционального состояния организма и душевного состояния личности.

Психологическая помощь может быть обращена к различным уровням (структурам) личности. Выделяют следующие уровни и методы воздействия в рамках психологической работы с будущими родителями:

- личностный: работа с ценностями, мотивацией, смысловыми образованиями, установками. Метод воздействия: групповая, семейная и индивидуальная психотерапия, аутотренинг, арттерапия, ролевые игры.

- эмоциональный: поощрение открытого выражения чувств вербальными и невербальными средствами, обучение эмпатийному слушанию. Метод воздействия: арттерапия, ролевые игры, телесно-ориентированная терапия, групповая психотерапия.

- когнитивный: передача знаний. Методы воздействия: лекции, семинары.

- операциональный: формирование навыков и умений. Методы воздействия: отработка навыков.

- психофизический: обучение регуляции функциональных и психических состояний средствами аутогенной тренировки, арттерапии, телесно-ориентированной терапии. Методы воздействия: аутотренинг, арттерапия, телесно ориентированная терапия.

Объект деятельности психолога - развивающаяся диада «мать-дитя» нуждается в очень бережном отношении. Внимательное отношение к женщине в отношении ее беременности, принятие во внимание иерархии ее ценностей и места в ней ребенка, учет онтогенеза ее материнской сферы, побуждает отследить процесс развития личности женщины в течение беременности и те опоры, которые для нее важны (внешние или внутренние).

Терапевтические методы работы с матерями:

• Интерактивные методы: кейс-метод, тренинги и игры.

• Поведенческие методы (отработка навыков с куклами-младенцами).

• Диалог.

• Психомышечная и атуогенная тренировка и другие техники релаксации и саморегуляции.

• Телесноориентированные техники.

• Просмотр и обсуждение видеоматериалов.

• Арт-терапия.

• Пластические разминки: спонтанное движение, танцевальные этюды.

• Библиотерапия.

• Совместные чаепития.

• Мини-сочинения.

• Активизация ближайшего социального окружения.

• Эмоциональная поддержка.

• Содействие организации сетевой поддержки.

Цель психологической работы с беременной женщиной - содействие формированию ответственного и компетентного родителя. Несмотря на то, что запрос большинства будущих матерей к психологу состоит в подготовке к родам и формулируется как обучение техникам дыхания, обезболивания, снятие страха перед родами, работа психолога не может сводиться к ответу на этот запрос, хотя в конечном итоге удовлетворяет и его. В задачу психолога входит диагностика готовности к родительству на момент обращения и содействие в индивидуальной и групповой работе укреплению предпосылок для развития этих качеств.

Работа психолога, направленная на потребностно-мотивационный, ценностно-смысловой и операциональный блоки родительской сферы, должна привести к укреплению у родителей доверия к себе самим как к «достаточно хорошим родителям», к развитию интереса к ребенку, формированию средств взаимодействия с ним, При этом необходимо понимать, что качественно выполненная работа психолога будет способствовать желанию родителя обращаться за психологической помощью и в дальнейшем, в процессе роста и развития ребенка.

Разумным представляется принятие женщиной тех изменений, что происходят с ее телом и той энергии, которая проходит через ее тело, в родах. Однако есть основания считать, что недовольство изменениями в теле указывает на недостаточное принятие женщиной ребенка (Баженова О. В.) Этот фактор надо отделять от экзистенциального условия и, диагностировав неприятие женщиной изменяющихся форм, провести психотерапию, направленную на включение ребенка в систему ценностей будущей матери.

Течение, исход родов и состояние здоровья ребенка даже при самой лучшей подготовке и осознанном выборе роддома, могут разочаровать. В подготовке к родам целесообразно проговаривать необходимость принять любой исход родов без обвинения кого бы то ни было. Психотерапевтическая работа через проговаривание, рисование, иногда совместно с папой, использование суггестивных методов позволяет справиться с предыдущим неудачным опытом. В тяжелых случаях психотерапия будет проходить по типу работы с постравматическим синдромом и направлена на перевод аутоагрессии (чувства вины и стыда) или гетероагрессии (например, обвинении медперсонала) в чувство сожаления и понимания невозможности предусмотреть и предупредить все обстоятельства.

Содействие женщине в принятии ею опыта родов предполагает комплексную работу, включающую формирование адекватного представления о процессе и продолжительности родов, о характере и возможностях медицинской помощи. Формирование доверительного отношения к телу, работа с аффективной сферой, формирование готовности принять эмоции в родах в их амбивалентности и свои чувства к ребенку в их становлении и развитии; знакомство с физиологией родов и освоение различных техник, которые женщина может применять самостоятельно или при участии партнера. Особое внимание уделяется работе с болью в родах. Это и устранение страха перед родами и формирование навыков взаимодействия с болью. В результате подготовки некоторые женщины могут идти навстречу болевым ощущениям, принимая конструктивный характер родовых болей - сигналов о нормальном течении родов, переживать их как совместный с ребенком опыт рождения, а часть женщин использует различные техники отвлечения: точечный массаж, дыхание, позы.

Первейшая задача консультанта способствовать принятию будущей мамой этой данности, что выражается ею в принятии на себя ответственности за свои роды, в том числе и за выбор места, способа родоразрешения и врача. Задача ведущего курсы для беременных состоит в том, чтобы предоставить информацию и рассмотреть с будущими родителями различные варианты родоразрешения и поведения в родах, отношения к ребенку с тем, чтобы окончательный выбор всегда оставался за родителями.

Таким образом, актуальная и перспективная цель психологической работы с беременной женщиной заключается в содействии формированию ответственного и компетентного родителя. Несмотря на то, что запрос большинства будущих матерей к психологу состоит в подготовке к родам и формулируется как обучение техникам дыхания, обезболивания, снятие страха перед родами, работа психолога не может сводиться к ответу только на этот запрос, хотя в конечном итоге удовлетворяет и его. В задачу психолога входит диагностика готовности к родительству на момент обращения и содействие в индивидуальной и групповой работе укреплению предпосылок для развития этих качеств

В современном развитии общества деторождение уже не является единственной формой самореализации женщины, поэтому важно понять, каким является внутреннее содержание переживания беременности, смысл и цель рождения ребенка для современной женщины. Каковы те психологические факторы, которые определяют самочувствие беременной, готовность к материнству, психическое и физическое здоровье ребенка. Именно на этом пути видится возможность решения демографических, социальных, психологических и мировоззренческих проблем общества.

Предпосылки личностного отношения к будущему ребенку развиваются в процессе установления связей между имеющимися отношениями беременной женщины к себе, к своей семье, к мужу и к миру и представлением о ребенке с помощью механизмов «идентификации и переноса». Идентификация обеспечивает связь между личностью будущей матери и образом ребенка, перенос - положительный или отрицательный знак этой связи.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Брутман,В. И. Психологическое состояние женщин во время беременности и после родов/Г. Г. Филиппова, И. Ю. Хамитова//Вопросы психологии. -2008. № 8.- С. 103-104.

2. Баженова,О. В. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка / Л. Л, Баз, О. А. Копыл // Синапс. - 1993.- N 4.- С. 35-42.

3. Батуев, А. С. Психофизиологическая природа доминанты материнства // Психология сегодня. - 1996.- № 4. - С. 69-70.

4. Брутман,В. И. Формирование привязаности матери к ребенку в период беременности/ М. С. Радионова // Вопросы психологии. -1997.- N 7.-

С. 38-47.

5. Кошелева,А. Д. Диагностика и коррекция материнского отношения/А. Д. Кошелева// М.: НИИ семьи,-1997.

6. Мещерякова,С. Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. -2000.-N5.-С. 18-27.

7. Филиппова, Г. Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Психологический журнал. - 1999.-Т. 20. -N 5.- С. 81-88.

Публикации по теме:

Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье. Профилактика социального сиротства В настоящее время все большую актуальность в современном мире приобретает термин «социальное сиротство». Социальный сирота – это ребенок,.

Факторы, влияющие на развитие культуры поведения в дошкольном возрасте Факторы влияющие на развитие культуры поведения в дошкольном возрасте. Воспитание культуры поведения является одной из главных задач морального.

Из опыта работы «Формирование отношения ребенка к книгам» «Книги – это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению…» Френсис.

Как отказать капризному ребёнку? Как сказать ребёнку «нет»? Часто можно слышать советы педагогов и детских психологов, которые советуют: "Не потакайте детским прихотям", но многие родители зачастую.

Понятие о самооценке детей старшего дошкольного возраста, виды и факторы, влияющие на ее формирование Самооценка – суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств в сравнении их с определенным образом, эталоном.

Развивающая программа «Система игр, направленных на формирование доброжелательного отношения у дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 "Красная шапочка" станицы Выселки муниципального образования.

Семинар-практикум «Формирование у детей нравственно-патриотического отношения к малой Родине» Семинар – практикум Тема: «Формирование у детей нравственно - патриотического отношения к малой Родине» Цель: Актуализировать знания педагогов.

Статья: «Формирование доброжелательного отношения между дошкольниками» Доброжелательность - это одна из главных черт гармоничных отношений с людьми. Когда люди доброжелательно относятся друг к другу, то поведение.

Формирование у детей умений налаживать партнерские отношения через театрализованную деятельность Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Есаульский детский сад». Доклад К районным педагогическим чтениям, посвященным.

Влияние фольклора на формирование ценностного отношения к здоровью в семье «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье,.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Факторы, влияющие на формирование в процессе беременности отношения матери к ребёнку
Опубликовано: 13 августа 2018 в 21:30
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 сентября. Всемирный день без автомобиля

В начале 90-х мы и представить себе не могли, что на улицах наших городов будет такое огромное количество автомобилей. Но вот пресловутая «чрезмерная автомобилизация» стала реальностью. В крупных городах...

22 сентября. Всемирный день защиты слонов

По инициативе экологов и природоохранных организаций был учрежден экологический праздник – Всемирный день защиты слонов. Ежегодно его отмечают 22 сентября во многих странах. Оказывается и слоны нуждаются...

Игры с буквами и словами для дошкольников и детей младшего школьного возраста «Буква «П»
БУКВА П 1. Викторина "В гостях у сказки" Все ответы начинаются с буквы П. 1. Почтальон из Простоквашено. 2. Кто пленил Муху-Цокотуху? 3. Где в лесу...
Использование методики «Пальчиковые шаги» в работе с детьми младшего дошкольного...
О важности развития мелкой моторики рук в дошкольном возрасте писали многие выдающиеся учёные современности. У мелкой моторики есть очень важная...
Фотоотчет о посткроссинге «Привет из Уфы». Часть третья
Посткроссинг. «Привет из Уфы». Фото отчет. ( часть третья. Лариса Гацко. Блог. Настает волнующий момент, И появится скоро на свет Долгожданных...