МААМ-картинки

Феномен дошкольного детства

Елена Беляева
Феномен дошкольного детства

Феномен дошкольного детства

Елена Беляева

Если допустить, что жизнь человека это железная дорога, а временные отрезки - младенчество, детство, отрочество, юность – это станции, то Детство – это одна из самых важных, ярких и запоминающихся станций на жизненной дороге любого человека. Это тот отрезок времени, который мы несем через всю свою жизнь. Когда малы - не ценим его и спешим вырасти, часто вспоминаем его в юности, становимся родителями - приводим в пример своим детям, в старшем возрасте рассказываем своим внукам, воспоминания детства становятся все острее.

Публикация «Феномен дошкольного детства» размещена в разделах

Так что же такое «детство»? Ради чего каждому человеку дано детство? Почему детство считают самоценным уникальным этапом человеческой жизни?

Современные науки предпринимают многочисленные попытки изучить и объяснить детство с различных точек зрения: философской, культурологической и педагогической, психологической, исторической, этнографической, социологической и даже экологической.

До 18 века детство понималось как период незрелости, своеобразное отклонение от нормы – взрослости. Только к началу 18 века пришло понимание детства как особого, самоценного периода в жизни человека.

Вот разные определения понятия «детство» :

Детство — период человеческого развития, когда человек учится понимать окружающий мир, тренирует необходимые навыки, усваивает культуру своего общества. (Википедия)

ДЕТСТВО :

1. ранний возраст человека, следующий перед юностью

2. период жизни от рождения до юности

Детство – это этап развития человека, предшествующий взрослости, который характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций.

Шалва Александрович Амонашвили определяет детство как безграничность и неповторимость, как особую миссию для себя и для людей. «Я говорю о том, что рождение любого ребенка не есть случайность. Люди, окружающие его, нуждались в нем. Может быть, в нем нуждалось и целое поколение, целое общество, даже прошлые и будущие поколения. Человек нужен человеку, и люди рождаются друг для друга. Человек есть подспорье для другого человека. Сама жизнь, бурлящая по своим законам, вызывает к рождению нужного человека. Вот он и рождается со своей миссией».

В отечественной педагогике детство рассматривается как социокультурный, исторически сложившийся феномен, отражающий новые формы отношения мира детей и мира взрослых.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования детство определяется как важный этап в общем развитии человека, это –уникальный и самоценный период жизни человека, значимый сам по себе, без всяких условий; значимый тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду. (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).

Детство – это период самого интенсивного развития.

Именно в период дошкольного детства осуществляется формирование первичных представлений об окружающем мире. Данные представления являются фундаментом для дальнейшего развития ребенка. В дошкольном возрасте происходит стремительное психическое и физическое развитие ребенка, формирование первоначальных психических и физических качеств, которые необходимы каждому человеку для полноценной жизнедеятельности, и которые делают его человеком.

Помимо формирования качеств и свойств психики, у дошкольника формируется общая модель характера и поведения, его отношение к окружающей действительности. Кроме того, происходит формирование «заделов» на будущее, выражающихся в психологических новообразованиях, достигаемых к концу дошкольного возраста.

Для дошкольника характерна психическая, физическая, эмоциональная, экономическая зависимость от взрослых. Общение со взрослыми играет огромную роль в развитии дошкольника : социальный мир и окружающие взрослые являются органически необходимым условием развития дошкольника.

Каждый ребенок осваивает основные черты и содержание культуры своего общества, менталитет, культурные образцы и стереотипы в поведении и мышлении, т. е. он адаптируется к обществу путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам.

Одним из механизмов адаптации/ социализации дошкольников является такой феномен как детская субкультура.

Субкультура - система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней.

Субкультура – это часть культуры общества, которая имеет свои отличительные специфические характеристики, систему ценностей, жизненные ориентации и способы поведения.

Детская субкультура связана с общей культурой, где родился и живет ребенок. Носителем детской субкультуры является детское сообщество. Мир детей имеет свои традиции, культуру и особенности, которые передаются из поколения в поколение.

Основной функцией детской субкультуры является освоение и понимание детьми окружающего мира – социализирующая и основным агентом социализации выступает группа сверстников. Уже на самых ранних этапах развития детское сообщество вместе (а порой и вместо) с семьей берет на себя роли – обучающие и воспитывающие. Именно в детской среде иногда достаточно жестко с помощью традиционных культурных средств – детского правового быта, детского фольклора и игровых правил – происходит подчинение ребенка групповым нормам и овладение им собственным поведением, а значит, формирование его как личности. Кроме того, важнейшую и самую первую личностную категорию – половую принадлежность – ребенок усваивает во многом благодаря другим детям, мальчикам и девочкам. Гендерные различия в детской субкультуре весьма значительны, девочки и мальчики «живут» по своим правилам, а также и взаимодействуют друг с другом по установленным правилам и нормам.

Во-вторых, детская субкультура предоставляет ребенку массу возможностей для самореализации, экспериментальную площадку для опробования себя, определения границ своих возможностей, погружая его в иные логики, иные миры и пространства.

В-третьих, пространство детской субкультуры обеспечивает ребенку «психологическое укрытие», защиту от неблагоприятного воздействия взрослого мира, это означает, что детская субкультура выполняет психотерапевтическую функцию.

В-четвертых, детская субкультура выполняет культуроохранительную функцию: в ее недрах сохраняются жанры, устные тексты, обряды, элементы сакральности и прочие, утраченные современной цивилизацией.

В детской субкультуре существуют механизмы, помогающие ребенку выработать готовность к решению проблем, которые появятся в будущем, на следующей фазе его развития, и сформировать алгоритм адекватного действия. В этом проявляется особая прогностическая (пророческая) функция детской субкультуры.

Иногда взрослые неправильно относятся к субкультуре детства, усматривая в этом что-то «незрелое», недоразвитое; борются или отмахиваются, а необходимо не подавление, не равнодушие, а сотрудничество.

Основные формы детской субкультуры : разнообразные народные игры (подвижные, хороводные, состязательные и т. д.); детский фольклор, представленный считалками, дразнилками, сказками, загадками и т. д. ; своеобразный детский кодекс (право старшинства, знаки собственности, право на использование конкретного места и т. д.); детские юмористические анекдоты, потешки, розыгрыши, поддевки и т. п. ; своеобразная детская магия, мифотворчество (фантастические истории, выдуманные небылицы, «колдовство», «гадание» и т. д.); детская философии (рассуждение на жизненные темы, вопросы взрослому, которые практически всегда начинаются «почему… ?» и т. д.); детское словотворчество, такое как языковые перевертыши, неологизмы и этимология; специфические эстетические представления детей: рисунки, лепка, плетение веночков, составление букетиков, «секретики» и т. д., наделение взрослых и сверстников разнообразными прозвищами; детские религиозные представления (детские обряды и молитвы).

Таким образом, детская субкультура – это своего рода пространство, в котором ребенок накапливает собственный жизненный и социальный опыт, овладевает навыками коммуникации и взаимодействия с окружающим; это способ освоения ребенком путей «вхождения» в мир взрослых, культуру социума.

Однако, как показывают исследования, многие взрослые даже не подозревают о существовании особого мира детства и не пытаются строить с ним конструктивные отношения. Педагог должен достаточно хорошо знать эти особенности, учитывать их в работе с детьми, профессионально строить диалог двух культур: мира взрослых и мира детей.

Публикации по теме:

Конструирование в свете современной концепции дошкольного детства (подготовительная группа) Дети играют по интересам в групповой комнате: рисуют за столом (раскраски, играют в настольно – печатную игру (свободная деятельность).

«Мир детства». Видеорепортаж Я предлагаю вашему вниманию презентацию о некоторых событиях в нашей группе «Карапузики». Я хочу рассказать о свободной деятельности моих.

Фотоотчёт о проведении мероприятия «Последний праздник дошкольного детства»Фотоотчёт о проведении мероприятия «Последний праздник дошкольного детства» Выпускной утренник в детском саду — это самый трогательный, самый незабываемый из всех праздник. С одной стороны, это радостный, долгожданный.

Фотоотчёт о выпускном утреннике «Уплывает кораблик дошкольного детства»Фотоотчёт о выпускном утреннике «Уплывает кораблик дошкольного детства» Фотоотчёт о выпускном утреннике «Уплывает кораблик дошкольного детства» 11 июня в нашем детском саду «Золотая рыбка» прошли выпускные.

Консультация для педагогов «Технологии создания атмосферы радостного проживания дошкольного детства» Данный материал предлагается для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста по основной образовательной программе дошкольного образования.

Консультация для родителей «Нужны ли гаджеты в период дошкольного детства?»Консультация для родителей «Нужны ли гаджеты в период дошкольного детства?» В век технологического прогресса кажется, что самый простой способ не отстать от времени — дать ребенку гаджет с развивающими приложениями.

Консультация «Синестезия — это феномен или способность?»Консультация «Синестезия — это феномен или способность?» Можно ли развивать у себя синестетические способности? Сегодня предлагаю поговорить о синестезии. Что это такое и нужна ли она нам для.

Сценарий выпускного бала в старшей группе «Улетает наш шарик дошкольного детства!»Сценарий выпускного бала в старшей группе «Улетает наш шарик дошкольного детства!» Сценарий Выпускного бала в старшей группе МБДОУ «Хоринского детского сада «Ромашка» : "Улетает наш шарик дошкольного детства!" Автор :.

Сценарий выпускного «Уплывает кораблик дошкольного детства»Сценарий выпускного «Уплывает кораблик дошкольного детства» Сценарий выпускного «Уплывает кораблик дошкольного детства» Под торжественную музыку дети входят в зал и выстраиваются полукругом. В центр.

Викторина по произведениям А. Барто «В стране счастливого детства» с детьми младшего дошкольного возрастаВикторина по произведениям А. Барто «В стране счастливого детства» с детьми младшего дошкольного возраста Цель: закрепить и уточнить знания детей как по отдельным произведениям А. Барто, так и по циклам, объединенными одними и теми же героями;.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Феномен дошкольного детства
Опубликовано: 24 июня 2021 в 14:26
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД