Феномен популярности детей старшего дошкольного возраста среди сверстников в игре

Ольга Хрулёва
Феномен популярности детей старшего дошкольного возраста среди сверстников в игре

Популярность Высокая степень востребованности кого-либо или чего- ВВЕДЕНИЕВ дошкольном возрасте происходит дифференциация детейпо их положению в группе: одни дети уже в 4 - 5 лет становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие не пользуются особой популярностью либо отвергаются, либо остаются незамеченными.

От того, как сложатся отношения ребенка со сверстниками, во многом зависит последующее личностное и социальное развитие малыша, а значит, и его дальнейшая судьба. Если эти отношения складываются благополучно, ребенок тянется к ровесникам, умеет общаться с ними, не обижая одних и не обижаясь на других. Можно надеяться, что и в будущем он не будет испытывать коммуникативных проблем.

Групповые симпатии и антипатииПонятно, что отношение ребенка к сверстникам зависит от его личного опыта (кто с кем дружит) или от последних событий в группе (кто с кем подрался). Но обычно два-три имени предпочитаемых или отвергаемых дошколят будут повторять разные дети. Ребята, которых избегают и отвергают сверстники, и должны стать предметом пристального внимания.

причины популярности и непопулярности ребенкаИсходя из опыта работы, а также проведения необходимых методик, выяснилось, что эти две группы дошкольников практически не различаются по уровню развития интеллекта и мышления. По степени общительности и инициативности в игре популярные дети также не превосходят своих ровесников. Наиболее существенные различия между популярными и непопулярными детьми были обнаружены в эмоциональном отношении к сверстникам.

Нравственные качества популярных детейТак же становится понятно, что наиболее важными качествами, отличающими популярных детей от непопулярных, являются те,которые обычно называют нравственными: доброта, отзывчивость, способность помочь и уступить, доброжелательность. Поэтому дети легко уступают и помогают сверстникам, делятся с ними и не воспринимают чужие успехи как свое поражение. Такое отношение к другим людям складывается у некоторых малышей уже к концу дошкольного периода, и именно оно делает ребенка популярным и предпочитаемым ровесниками.

Отношение к ровесникам непопулярных детейУ детей, которых отвергают ровесники, преобладает отчужденное отношение к другим детям. Их главная задача в общении — доказать собственное превосходство или оградить свое "Я" от других.Такая защита может принимать самые разные формы: от яркой агрессивности и враждебности до полного ухода в себя. Подобное поведение вызывает разнообразные трудности в общении. Поэтому необходимо поддержать малыша в преодолении этих опасных тенденций, помочь ему увидеть в сверстниках не противников и конкурентов.

Как помочь ребенку завоевать расположение сверстниковСложность заключается в том,что традиционные педагогические методы: объяснение, демонстрация положительных примеров, интерпретация художественных произведений, а тем более поощрение и наказания, здесь бессильны. Такая проблема может решаться в реальной практике детских взаимоотношений, в общении с конкретными детьми.

Первый этапПреодоление отчужденной позиции по отношению к сверстникам. Для этого устраивают игры, в которых дети должны говорить друг другу что-либо положительное, давать ласковые имена, подчеркивать в другом только хорошие качества, стараться сделать что-нибудь приятное для друзей.

Второй этапНеобходимо научить детей правильно воспринимать сверстников — их движения, действия, высказывания. На формирование этой способности направлены многие детские игры. Например, "Испорченный телефон", "Эхо", "Зеркало", "Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем" и др.

Третий этапНужно дать непопулярному, обособленному ребенку возможность самому выразить поддержку другим, помочь им в затруднительных игровых обстоятельствах. Эта поддержка не требует от ребенка особых жертв,поскольку заключается в несложных игровых действиях: спасти от "салочки", помочь в игре больной "кукле", или "старенькой бабушке", уступить кому-то дорогу на узком мостике. Но все эти действия дети совершают сами, без инструкций и призывов взрослого. Закрепление результата - Совместная деятельность детейСовместную деятельность сначала лучше организовывать в парах, где двое ребят создают свое произведение самостоятельно, "по секрету" от остальных. Это способствует объединению, побуждает малышей договариваться и согласовывать свои усилия. Причем такие задания должны быть не соревновательного, а продуктивного характера.

Эту же стратегию можно реализовать не только в специальных играх, но и в повседневной жизни в семье. Нельзя слишком хвалить одних и ставить их в пример остальным. Такое оценивание и приведение положительных образцов, разделение детей на "хороших" и "плохих" может только разъединить детей и вызвать отчуждение. Нельзя фиксировать внимание ребёнка на самом себе – на его недостатках или на его достоинствах. Гораздо важнее, чтобы ребёнок думал не о себе, а о результате самой деятельности. Тогда ему гораздо легче будет делать что-то вместе с другими и завоёвывать симпатию этих других. Главный способ воспитания нравственных качеств и преодоления трудностей в общении заключается не в поощрении и порицании взрослого, а в формировании чувства общности с другими, своей внутренней причастности к ним. Как показывает опыт, систематическое проведение подобной стратегии в дошкольном возрасте способствует достижению этой цели, а значит и обеспечит признание ребёнка в группе сверстников.

Прикреплённые файлы:

fenomen-populjar_kkuc9.pptx | 745,24 Кб
 
Публикации по теме:

Фотоотчет «Фестиваль «Правила дорожного движения» в детском саду среди детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Фестиваль «Правила дорожного движения» в детском саду среди детей старшего дошкольного возраста» В музыкальном зале детского сада № 10 «Чайка» г. Светлого прошел первый муниципальный фестиваль детских агитбригад по правилам дорожного.

Фотоотчёт об игре-викторине «Комнатные растения» для детей старшего дошкольного возрастаФотоотчёт об игре-викторине «Комнатные растения» для детей старшего дошкольного возраста Нас солнца луч смешит и дразнит, Нам нынче весело с утра. Этот день нам дарит звонкий праздник И главный гость на нем – игра! Добрый.

Фотоотчёт «Участие в районном фестивале «Звёздочки ГТО» среди детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчёт «Участие в районном фестивале «Звёздочки ГТО» среди детей старшего дошкольного возраста» 8 февраля 2019 года на базе МБОУ СОШ № 2 г. Задонска состоялся муниципальный этап областного Фестиваля "Звёздочки ГТО" для воспитанников.

Конспект. Интеллектуальная игра «Шашечный турнир» среди воспитанников старшего дошкольного возраста Шашечный турнир Цель: создать условия для интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Активизировать мыслительную.

Сценарий квест-игры «Посвящение в пешеходы» среди воспитанников старшего дошкольного возрастаСценарий квест-игры «Посвящение в пешеходы» среди воспитанников старшего дошкольного возраста Ежегодно 5 августа в России отмечается Международный день светофора, в день установки первого работающего светофора. В честь такого знаменательного.

Методическая разработка мастер-класса для педагогов по теме «Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы» Методическая разработка по теме: мастер-класс для педагогов «Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы» Цель мастер-класса:.

Музыкальное занятие «Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 12 «Березка» г. Стародуба Брянской области Музыкальное.

Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игре на детских музыкальных инструментах «Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игре на детских музыкальных инструментах» Развитие музыкальности.

Сценарий спортивного праздника «Спартакиада» среди детей старшего дошкольного возраста Цели и задачи Спартакиады: 1. Содействие активизации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях; 2. Определение.

Социокультурный феномен развития детей дошкольного возраста Социокультурный феномен развития одаренности детей дошкольного возраста объясняется тем, что творческая самореализация личности приобретает.

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Геометрические фигуры
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Феномен популярности детей старшего дошкольного возраста среди сверстников в игре
Опубликовано: 3 октября 2019 в 19:28
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 мая. Всемирный день семей

Очередной тематический день посвящен самому дорогому, что есть у каждого человека — семье. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы привить детям радость и гордость за то, что у них есть семья, и...

15 мая. Международный день климата

Климат и погода определяют, в каких домах нам жить, какую пищу кушать, каких домашних животных и культурные растения разводить. Защите климатических условий, бережному отношению к экологии каждого...


Горячие темочки