Феномен психического выгорания педагогических работников ДОУ

Алла Макарова
Феномен психического выгорания педагогических работников ДОУ

В настоящее время вопрос сохранения психического здоровья каждого человека становится важной общественной задачей. Профессия педагога относится к сфере профессий «человек – человек». Это профессии, которые отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния и которые подвержены влиянию эмоционального «выгорания». В настоящее время синдром эмоционального «сгорания» удостоен диагностического статуса.

Психическое выгорание является одним из часто встречающихся феноменов, относящегося к профессиональным деструкциям. Накопленные эмпирические данные свидетельствуют о том, что у представителей разных профессиональных групп есть своя специфика в проявлении данного феномена, а также в выраженности его отдельных компонентов и их структурной организации. Исследования психического выгорания обуславливаются его широкой распространенностью и высокой социальной значимостью. В связи с этим большое значение приобретает изучение этого явления, оказывающего негативное влияние на психическое здоровье и эффективность профессиональной деятельности.

На наш взгляд, можно выделить следующие основные направления исследовательской работы по данной тематике в мировой психологии:

1. Определение места феномена «выгорания» в структуре других понятий, связанных с профессиональным развитием личности. Прежде всего, требуется дифференцирование этого понятия от существующего у нас термина «профессиональная деформация».

2. Адаптация существующих и возможная разработка новых методик для диагностики стрессов и их апробация на отечественной выборке.

3. Сравнительные исследования «выгорания» в разных группах профессий и выявление специфики возникновения этого феномена в нашей культуре.

Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми.

Проблема стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней, эмоциональной

опустошённости вследствие необходимости постоянных контактов с другими

людьми.

Отдельного внимания заслуживает изучение проблемы эмоционального

выгорания педагогических работников ДОУ. Профессия педагога обладает огромной социальной важностью. По истечении ряда лет одновременно с накоплением опыта, выработки собственного подхода, индивидуального стиля

деятельности, профессиональной позиции у педагога появляется “ психическая

усталость”, профессиональная дезадаптация.

Синдром психического выгорания проявляется как эмоциональная сухость педагога, расширение сферы экономии эмоций, личностная отстраненностью, игнорирование индивидуальных особенностей воспитанников и оказывает достаточно сильное влияние на характер профессионального общения.

Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к воспитаннику как к личности, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. Большинство педагогов отмечают у себя наличие следующих психических состояний: тревожности, уныния, подавленности, апатии, разочарования, хронической усталости.

Недоброжелательная атмосфера в коллективе также может провоцировать возникновение выгорания у педагогов.

Деятельность педагогадошкольного образовательного учреждения относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда: по степени напряженности она значительно выше, чем у менеджеров, банкиров, социальных работников, т. е. тех, кто непосредственно работает с людьми.

Психическое напряжение, сопровождающее профессиональные будни педагогов ДОУ, также влияет на психическое выгорание.

Не мудрено, что в целях экономии своих энергоресурсов многие педагоги прибегают к различным механизмам психологической защиты, что увеличивает риск возникновения эмоционального выгорания. [71]

Внутрипрофессиональные различия в выгорании также представляются

интересными. Например, педагоги ДОУ имеют более высокий уровень выгорания, чем их коллеги из школ, колледжей и ВУЗов.

Причина спада профессиональной деятельности педагога ДОУ приходится на так называемый «педагогический кризис». Это стремление педагога использовать новые достижения науки и невозможность их реализовать в сжатые сроки обучения и отсутствия отдачи воспитанников; несоответствие ожидаемого результата и фактического, возникновение и развитие излюбленных приемов, шаблонов в работе и осознание того, что нужно менять сложившуюся ситуацию, но как менять - неизвестно, возможность изоляции в педагогическом коллективе, когда его поиски, инновации не поддерживаются коллегами, что вызывает чувство тревоги, одиночества, неуверенности в себе. [48]

Естественно, возникает вопрос о профилактике и коррекции данного явления. Специалист, у которого появляются признаки синдрома профессионального выгорания, часто мало осознает его симптомы, не может увидеть себя со стороны и понять что происходит. Поэтому он нуждается в поддержке и внимании, а не конфронтации и обвинении. Среди методов профилактики эмоционального выгорания особое место отводится психологическому сопровождению в разных видах профессиональной деятельности и овладение методами саморегуляции. [68]

В настоящее время педагоги ДОУ плохо осведомлены о признаках и причинах выгорания. Многие из них не знают, что такое профессиональное выгорание. Они интуитивно чувствуют нарушения своего самочувствия и поведения. Но не могут его правильно оценить, а тем более помочь себе. Задача психолога - проинформировать педагогов и руководителей о том, как общедоступными методами помочь себе. Тем более что на первых этапах это не так сложно и зависит только от самого человека. Эмоциональная поддержка поможет научиться находить в своей жизни то, что могло бы поддержать и порадовать. Общение значительно повышает степень удовлетворенности трудом, помогает снять эмоциональное напряжение.

Для диагностики, профилактики и коррекции профессионального выгорания педагогических работников, а также факторов, влияющих на его возникновение и развитие, предлагается использовать методический комплекс, включающий следующие методы и формы психологической работы. Методы диагностики выгораниялежат в основе составления программы коррекции и могут включать:

– метод наблюдения – для диагностики состояния психологического благополучия работников, выявления индивидуально-психологических, социально-психологических и организационных факторов выгорания, присущих профессиональной деятельности;

– метод беседы – для диагностики эмоционального состояния сотрудников, их отношения к субъектам их деятельности и коллегам, к работе в целом, а также для определения индивидуальных факторов выгорания;

– метод экспертных оценок, метод анализа документации – для изучения объективного состояния социально-психологических и организационных характеристик профессиональной деятельности;

психодиагностические методики, направленные на выявление уровня выгорания, диагностику индивидуально-психологических, социально-психологических и организационных факторов выгорания.

На основании проведенной диагностики разрабатывается комплекс практических мероприятий по профилактике и коррекции выгорания педагогов с учетом вклада тех или иных факторов. Формами проведения таких мероприятий могут быть лекции, семинары, практические занятия с элементами тренинга, направленные на ознакомление с феноменом выгорания, факторами, способствующими его возникновению и возможными способами предотвращения выгорания и снижения негативного влияния этого явления на личность и деятельность профессионала.

Публикации по теме:

Мотивация педагогических работников ДОУ к прохождению аттестации и повышению их компетентности Наш детский сад был закрыт на капитальный ремонт, который продлился около трех лет. В этот период педагоги были переведены на 0.25 ставки.

Совместная работа логопеда и педагогических работников по развитию речи дошкольников Цель: Создание единого комплексного подхода к обучению и воспитанию детей, способствующему достижению целевых ориентиров дошкольников, обеспечивающих.

Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности Аттестация педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям проводится один.

Сценарий августовской конференции педагогических работников Сценарий августовской конференции педагогических работников 2019 «Система образования Березинского района: современные контексты и перспективы.

Проект «Не успей сгореть» по профилактике профессионального выгорания работников социальной защиты Проект "Не успей сгореть"Направление: Оздоровительный проект – профилактика профессионального выгорания работников социальной защиты. Длительность.

Тест «Хорошие ли мы родители?» для педагогических работников и родителей ДОУ Все родители уверены в том, что правильно воспитывают своих детей. Почему они так непослушны? Почему не оправдывают наших надежд? Почему.

Тренинг для педагогических работников «Эмоциональная культура педагога» Цель тренинга: Сплочение коллектива и создание благоприятного эмоционального фона. Задачи: - создание комфортного психологического климата.

Тренинг для педагогических работников «Эффективная работа с критикой» Тренинг для педагогических работников «Эффективная работа с критикой» Цель: расширение у педработников знаний в области психологии,обучение.

Выступлений на аттестации педагогических работников. Защитное слово воспитателя Защитное слово воспитателя (1 слайд) Добрый день уважаемая комиссия, коллеги, гости. Меня зовут Кузнецова Ирина Николаевна. Работаю воспитателем.

Экспресс-тестирование педагогических работников по социально-коммуникативному развитию дошкольников .

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Феномен психического выгорания педагогических работников ДОУ
Опубликовано: 6 октября 2019 в 20:19
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День Вечного огня и военных памятников на МААМ

Вечному огню, символу памяти павших, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать детям о Великой Отечественной войне и передать память о подвиге...

7 мая. День Архимеда

Празднование Дня физика / Дня Архимеда, который в 1960 году придумали студенты МГУ, положило начало молодёжной самодеятельности, которая вылилась в популярнейшую игру КВН. Предлагаем вспомнить об этом...


Горячие темочки