МААМ-картинки

Физическое развитие детей дошкольного возраста на прогулке в ходе индивидуальной работы

Ольга Иванова
Физическое развитие детей дошкольного возраста на прогулке в ходе индивидуальной работы
▼ Скачать + Заказать документы

Иванова Ольга Николаевна

студент, кафедра дошкольного образования, Дзержинский педагогический колледж, г. Дзержинск

Аннотация

Здоровье ребенка закладывается в детстве. Для правильного физического развития малыша необходимы средства для своевременного и правильного развития движений : просторное помещение, предметы и пособия, которые побуждают его к действию, занятия музыкой, подвижные игры и занятия физической культурой. Поэтому особое внимание развитию ловкости, силы, выносливости детей уделяется в детском саду.

Публикация «Физическое развитие детей дошкольного возраста на прогулке в ходе индивидуальной работы» размещена в разделах

Ключевые слова: физическое развитие, дошкольник, прогулка, индивидуальная работа, упражнения, двигательная активность.

Нахождение ребят на свежем воздухе играет важную роль для физического развития дошкольника. Прогулка считается первым, доступным и самым важным средством закаливания детского организма. Она помогает повышать его выносливость и устойчивость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, а именно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети много двигаются, любят играть. Двигательная активность усиливает обмен веществ, газообмен, кровообращение, улучшает аппетит. Дети стараются научиться преодолевать разные препятствия, становятся более активными, выносливыми, смелыми, ловкими. У них формируются двигательные умения и навыки, укрепляется система мышц, увеличивается жизненный тонус.

Прогулка помогает умственному развитию, так как дети усваивают новые впечатления и знания об окружающем мире.

Во время прогулок педагог всегда проводит индивидуальную работу с детьми : для первых организует метание в цель, игру с мячом, для вторых – упражнение в равновесии, для третьих – перешагивание через деревья, спрыгивание с пеньков, сбегание с пригорков.

Замечательный педагог К. Д. Ушинский придавал большое значение гимнастике, играм, пребыванию детей на воздухе. Значительный вклад в развитие системы физического воспитания дошкольников внесли такие авторы как Е. А. Аркин, В. В. Гориневский, М. М. Конторович, П. Ф. Лесгафт, Н. А. Метлов, Л. И. Михайлова, Д. В. Хухлаева и другие. Они разрабатывали программы по физическому воспитанию детей, учебные пособия и сборники подвижных игр для дошкольников.

Главными средствами физического воспитания дошкольников является широкое использование естественных природных факторов, правильный гигиенический уход, сбалансированное питание, правильно организованный режим дня, организация и проведение режимных процессов (кормления, сна, туалета, соблюдение всех условий для различной деятельности и прежде всего для движений ребенка.

Прогулка – это как раз то время, когда можно организовать индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию. Оздоровительный эффект прогулки в основном зависит от правильно организованной двигательной деятельности дошкольника. Индивидуальная работа по физвоспитанию проводится ежедневно. Индивидуальная работа может проходить в занимательной игровой форме.

Решая задачи физического воспитания дошкольников, воспитатель должен осуществлять повседневный контроль, своевременно принимать профилактические меры, соблюдать необходимые гигиенические требования при организации жизни детей и проведении занятий; очень важен при этом индивидуальный подход. Выявление особенностей физического развития ребенка помогает установлению причин его поведения и дает возможность найти правильный подход к нему.

Прогулка — один из лучших видов досуга, во время которого активизируются защитные функции организма, происходит закаливание. Организация и проведение прогулки — сложнейший вид педагогической деятельности. Во время нахождения на площадке детского сада не только восполняется потребность дошкольников в подвижных играх, но и реализуется комплекс задач разностороннего развития.

В процессе правильного физического воспитания при условии индивидуального подхода к каждому ребенку у всех детей пробуждается интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, им прививается любовь к чистоте и порядку, к прогулкам на свежем воздухе, занятию по развитию движений, спортивным играм.

Каждый ребенок в своем роде единственный и уникальный. Данная уникальность проявляется в индивидуальных особенностях ребенка. Считается, что дошкольное воспитание должно максимально опираться на индивидуальность.

Проблема индивидуализации воспитания остаётся на сегодняшний день одной из центральных педагогических проблем. Данная проблема заключается не в решении вопроса о необходимости индивидуализации как таковой, а в слабой проработанности конкретных способов ее осуществления.

Дошкольное образование, будучи первым уровнем образовательной системы, обеспечивает разностороннее развитие детей в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями, потребностями и возможностями. Следует помнить, что полная реализация ребёнком своих способностей невозможна при нарушениях физического и психического здоровья. По этой причине физкультурно-оздоровительная деятельность в дошкольных учреждениях является чрезвычайно важной и первостепенной, а физическое воспитание является действенным средством, способствующим разностороннему развитию. Физическое воспитание — это процесс, который направлен на укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма, а также достижения хорошего уровня физического развития. А, чтобы этот процесс был более эффективен, необходимы слаженные действия всего педагогического коллектива [6].

В каждой возрастной группе находятся дети со слабым физическим развитием, а также дети чрезмерно возбудимые или, наоборот, с пониженной реакцией на окружающее. Известно, что каждый ребенок неповторим он имеет свои особенности нервной системы, телосложения, психофизического развития, по-разному протекает процесс освоения движений, организм различно реагирует на физическую нагрузку, различна динамика приспособления.

И для того, чтобы обеспечить максимальное физическое развитие каждого ребенка, необходима организация индивидуальной работы по физическому развитию дошкольников.

Ежедневно рекомендуется проводить индивидуальную работу с детьми с учетом уровня их двигательной активности и физической подготовленности, особенно с детьми, имеющими нарушения осанки, зрения, слуха, заболевания нервной системы или страдающими ожирением [5].

Прогулка, как утренняя, так и вечерняя, - благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организации самостоятельной двигательной активности. Перед прогулкой важно поинтересоваться, в какие игры дети хотели бы поиграть, и создать для этого необходимые условия: поддержать инициативу, творчество детей в любом виде игр, вынести на прогулку необходимое оборудование [9].

Если занятия утром были подвижными (физкультурное, музыкальное, то прогулку лучше начать с наблюдений в природе, но если на занятиях дети были ограничены в движении, то прогулку лучше начать с подвижных игр или спортивных упражнений.

Обычно на прогулке планируется одна игра, общая для всех детей, и две-три, которые проводятся воспитателем с подгруппами детей или самостоятельно самими детьми (старшие дошкольники). Кроме того, воспитатель намечает игровые упражнения для индивидуальной работы. Весь этот материал подбирается в соответствии с основными движениями, включенными в занятие. За несколько дней до занятия, в котором планируется новое движение, на прогулке можно проводить подготовительные упражнения. На следующий день после занятия желательно повторить те же упражнения или провести несложные игры с целью закрепить двигательный навык. Примерно через две недели после занятия и в дальнейшем, когда основные элементы движения автоматизируются, для закрепления рекомендуется провести сюжетную подвижную игру

Очень важно для прогулки планировать не только подвижные, но и спортивные игры (зимой – хоккей; весной, летом, осенью – футбол, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, городки) и спортивные упражнения (зимой – катание на санках и коньках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах; весной, летом, осенью - катание на велосипеде, самокате, роликовых коньках) [10].

Вторая половина дня посвящается деятельности детей после дневного сна, на прогулке и вечером. Основная задача – вызвать у них желание назавтра снова прийти в детский сад. Для ее реализации необходимо создать в группе положительный эмоциональный настрой.

На вторую половину дня, кроме гимнастики после сна и закаливающих мероприятий, воспитатель планирует активный отдых детей. Физкультурные праздники, физкультурный досуг, проводимые на свежем воздухе в виде развлечений, способствуют укреплению физического здоровья детей [10].

Самым благоприятным временем для организации индивидуальной работы по физическому развитию детей является прогулка. Длительное пребывание детей на свежем воздухе в любом случае полезно, но оздоровительно-воспитательное значение его возрастает, если ходом прогулки предусматривается двигательная активность, основанная на оптимальном соотношении разных игр и упражнений, подобранных с учетом не только возрастных, но и индивидуальных особенностей детей. В процессе ежедневного проведения на прогулке физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются навыки в основных движениях; развиваются физические качества - ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность. С целью совершенствования движений и закрепления игровых умений и навыков целесообразно новый материал, предлагаемый на физкультурных занятиях, увязывать с играми и упражнениями на свежем воздухе. Например, во время занятия по физической культуре, решая задачу по освоению прыжков на двух ногах на месте целесообразно отразить её в подвижной игре «Рыбак и рыбки»; упражняя в прыжках на двух ногах с продвижением вперед – в игре «Огуречик, Огуречик…», в лазанье - в игре «Перелет птиц», а в игре «Картошка» - совершенствовать умения детей перебрасывать мяч друг другу.

Значимо также и эмоциональное состояние ребенка во время индивидуальной работы. От педагога зависит психологический и эмоциональный настрой: улыбка, ободрение, искренний интерес к тому, чему взрослый учит ребенка, создадут настроение, на фоне которого у ребенка появится желание правильно выполнить то или иное движение. Качество индивидуальной работы зависит от умения педагога «видеть» детей, важно, чтобы ребенок, с которым ведётся индивидуальная работа, понимал её необходимость, и охотно выполнял предложенные задания [6].

Добиваясь успеха при обучении двигательным действиям, воспитатель своим примером может также вызвать интерес к какому-либо упражнению - демонстрирует пример и на основе этого предлагает ребенку выполнить то или иное упражнение. Если педагог, например, возьмёт скакалку и начнёт прыгать через неё, то его тотчас же окружат дети и станут выполнять это же упражнение. Тех, кто хорошо владеет каким-либо движением, воспитатель может попросить научить этому других детей. Если ребенок не решается выполнить упражнение, робеет или стесняется, тогда необходимо несколько раз позаниматься с ним индивидуально. Не надо бояться, что дети устанут, полезно вспомнить наставление физиологов : дети не устают, если часто меняют движения, их темп, место выполнения. В этом случае происходит их естественный отдых – активный отдых, разнообразная двигательная деятельность не только не утомляет ребенка, но наоборот – снимает утомление, активизирует память, мышление.

С целью активизации двигательной деятельности детей при закреплении игровых упражнений важно использовать разные приемы, а именно:

• рациональное использование физкультурного оборудования (минимум оборудования максимально обыграть, например, кубики (брусочки) использовать для перешагивания, ходьбы и бега «змейкой» между предметами, подвижной игры «Быстро возьми, быстро положи» и т. д. ;

• лаконичное объяснение заданий и четкий показ движений и упражнений;

• активизация мыслительной деятельности ребенка (использование пространственной терминологии, самостоятельный выбор способа выполнения действий, наводящие вопросы, создание поисковых ситуаций);

• создание специальных ситуаций для проявления таких качеств ребенка, как решительность, смелость, находчивость [7].

Следовательно, ведущая роль в формировании физических качеств ребенка-дошкольника отводится воспитателю-профессионалу, компетентному в области педагогики, который через собственную мотивацию, содержание учебного материала, методы, приемы обучения создает условия для занятий физическими упражнениями и формирует потребность в них. Сложные задачи индивидуальной работы требуют от воспитателя тонкого мастерства, чуткого отношения к детям, строгого учета результатов работы, показывающего прогресс физического развития детей.

Изучение же теоретической литературы показывает, что метод индивидуального подхода является одним из важнейших, а порой и решающим методом в работе по достижению поставленных задач.

Именно на физкультурном занятии дети осваивают новые движения, у них формируется правильный двигательный стереотип. Неловкие, скованные движения постепенно уточняются и, наконец, превращаются в автоматические, ребёнок начинает выполнять их без излишнего напряжения. Особое внимание должно быть уделено своевременному усвоению ребёнком тех видов двигательных действий, формирование которых обуславливается его возрастом и уровнем его индивидуального развития. Вместе с тем в процессе занятий педагог должен заботиться о единстве всех сторон воспитания: нравственного, умственного, трудового и эстетического. Чем раньше начинается обучение, тем устойчивее результаты [15].

В дошкольной организации необходимо проводить постоянную работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций.

Список использованных источников

1. Дворкина, Н. И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов детей дошкольного возраста / Н. И. Дворкина. – Москва: Владос, 2000. - 62с. ISBN 978-5-09-054835-9. - Текст: непосредственный.

2. Завьялова, Т. П. Теория и методика физического воспитания в дошкольных учреждениях : учебное пособие для студентов педагогических колледжей / Т. П. Завьялова, И. В. Стародубцева, Д. Ю. Колчанов. - 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 172 с. – ISBN 978-5-534-12708-9. - URL : https://urait.ru/bcode/476794 ( дата обращения: 10.02.2022). - Режим доступа: Электронно-библиотечная система Юрайт ; для зарегистрир. пользователей ДПК. - Текст: электронный.

3. Змановский, Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми / Ю. Ф. Змановский. – Москва: Медицина, 2009.– 128с. – Текст: непосредственный.

4. Кравченко, И. В. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы : методическое пособие / под ред. Г. М. Киселевой, Л. И. Пономаревой. 2-е изд., испр. и доп. – Москва: ТЦ Сфера, 2015 – 140 с. – ISBN 978-5-9949-1111-2. – Текст: непосредственный.

5. Морозова, Л. Д. Теория и методика физического развития дошкольников : учебное пособие для вузов / Л. Д. Морозова. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 167 с. – ISBN 978-5-534-11435-5. - URL : https://urait.ru/bcode/495693 ( дата обращения: 20.01.2022). Режим доступа: Электронно-библиотечная система Юрайт; для зарегистрир. пользователей ДПК. - Текст: электронный.

6. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - Москва: Академия, 2000. – 480 с. – ISBN 5-7695-0567-2. – Текст: непосредственный.

Публикации по теме:

Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 3 пос. Николаевка" Опыт работы: "Физическое развитие и воспитание.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Физическое развитие на прогулкеФизическое развитие на прогулке Эстафеты являются одним из любимых видов деятельности для детей из-за соревновательной направленности и двигательной активности. Интересные.

Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации программы «Кисточка» «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, они питают источник.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Пособие для индивидуальной работы по формированию дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста «Правила дружбы»Пособие для индивидуальной работы по формированию дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста «Правила дружбы» Здравствуйте уважаемые коллеги! Доброго всем времени суток! Сегодня мне хотелось бы поговорить о формировании дружеских взаимоотношений.

Сенсорные планшеты для индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗСенсорные планшеты для индивидуальной работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ Развитие сенсомоторных качеств очень важно для ребенка. Особенно важно для детей с ОВЗ, когда некое ограничение не является единственным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Физическое развитие детей дошкольного возраста на прогулке в ходе индивидуальной работы
Опубликовано: 6 марта 2023 в 14:59
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Физическое развитие детей дошкольного возраста на прогулке в ходе индивидуальной работы» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Иванова (УИ 1372404) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД