Ольга Иванова
Физическое развитие детей дошкольного возраста на прогулке в ходе индивидуальной работы
▼ Скачать + Заказать документы
Иванова Ольга Николаевна
студент, кафедра дошкольного образования, Дзержинский педагогический колледж, г. Дзержинск
Аннотация
Здоровье ребенка закладывается в детстве. Для правильного физического развития малыша необходимы средства для своевременного и правильного развития движений : просторное помещение, предметы и пособия, которые побуждают его к действию, занятия музыкой, подвижные игры и занятия физической культурой. Поэтому особое внимание развитию ловкости, силы, выносливости детей уделяется в детском саду.
Публикация «Физическое развитие детей дошкольного возраста на прогулке в ходе индивидуальной работы» размещена в разделах
Ключевые слова: физическое развитие, дошкольник, прогулка, индивидуальная работа, упражнения, двигательная активность.
Нахождение ребят на свежем воздухе играет важную роль для физического развития дошкольника. Прогулка считается первым, доступным и самым важным средством закаливания детского организма. Она помогает повышать его выносливость и устойчивость к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, а именно к простудным заболеваниям.
На прогулке дети много двигаются, любят играть. Двигательная активность усиливает обмен веществ, газообмен, кровообращение, улучшает аппетит. Дети стараются научиться преодолевать разные препятствия, становятся более активными, выносливыми, смелыми, ловкими. У них формируются двигательные умения и навыки, укрепляется система мышц, увеличивается жизненный тонус.
Прогулка помогает умственному развитию, так как дети усваивают новые впечатления и знания об окружающем мире.
Во время прогулок педагог всегда проводит индивидуальную работу с детьми : для первых организует метание в цель, игру с мячом, для вторых – упражнение в равновесии, для третьих – перешагивание через деревья, спрыгивание с пеньков, сбегание с пригорков.
Замечательный педагог К. Д. Ушинский придавал большое значение гимнастике, играм, пребыванию детей на воздухе. Значительный вклад в развитие системы физического воспитания дошкольников внесли такие авторы как Е. А. Аркин, В. В. Гориневский, М. М. Конторович, П. Ф. Лесгафт, Н. А. Метлов, Л. И. Михайлова, Д. В. Хухлаева и другие. Они разрабатывали программы по физическому воспитанию детей, учебные пособия и сборники подвижных игр для дошкольников.
Главными средствами физического воспитания дошкольников является широкое использование естественных природных факторов, правильный гигиенический уход, сбалансированное питание, правильно организованный режим дня, организация и проведение режимных процессов (кормления, сна, туалета, соблюдение всех условий для различной деятельности и прежде всего для движений ребенка.
Прогулка – это как раз то время, когда можно организовать индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию. Оздоровительный эффект прогулки в основном зависит от правильно организованной двигательной деятельности дошкольника. Индивидуальная работа по физвоспитанию проводится ежедневно. Индивидуальная работа может проходить в занимательной игровой форме.
Решая задачи физического воспитания дошкольников, воспитатель должен осуществлять повседневный контроль, своевременно принимать профилактические меры, соблюдать необходимые гигиенические требования при организации жизни детей и проведении занятий; очень важен при этом индивидуальный подход. Выявление особенностей физического развития ребенка помогает установлению причин его поведения и дает возможность найти правильный подход к нему.
Прогулка — один из лучших видов досуга, во время которого активизируются защитные функции организма, происходит закаливание. Организация и проведение прогулки — сложнейший вид педагогической деятельности. Во время нахождения на площадке детского сада не только восполняется потребность дошкольников в подвижных играх, но и реализуется комплекс задач разностороннего развития.
В процессе правильного физического воспитания при условии индивидуального подхода к каждому ребенку у всех детей пробуждается интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, им прививается любовь к чистоте и порядку, к прогулкам на свежем воздухе, занятию по развитию движений, спортивным играм.
Каждый ребенок в своем роде единственный и уникальный. Данная уникальность проявляется в индивидуальных особенностях ребенка. Считается, что дошкольное воспитание должно максимально опираться на индивидуальность.
Проблема индивидуализации воспитания остаётся на сегодняшний день одной из центральных педагогических проблем. Данная проблема заключается не в решении вопроса о необходимости индивидуализации как таковой, а в слабой проработанности конкретных способов ее осуществления.
Дошкольное образование, будучи первым уровнем образовательной системы, обеспечивает разностороннее развитие детей в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями, потребностями и возможностями. Следует помнить, что полная реализация ребёнком своих способностей невозможна при нарушениях физического и психического здоровья. По этой причине физкультурно-оздоровительная деятельность в дошкольных учреждениях является чрезвычайно важной и первостепенной, а физическое воспитание является действенным средством, способствующим разностороннему развитию. Физическое воспитание — это процесс, который направлен на укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма, а также достижения хорошего уровня физического развития. А, чтобы этот процесс был более эффективен, необходимы слаженные действия всего педагогического коллектива [6].
В каждой возрастной группе находятся дети со слабым физическим развитием, а также дети чрезмерно возбудимые или, наоборот, с пониженной реакцией на окружающее. Известно, что каждый ребенок неповторим он имеет свои особенности нервной системы, телосложения, психофизического развития, по-разному протекает процесс освоения движений, организм различно реагирует на физическую нагрузку, различна динамика приспособления.
И для того, чтобы обеспечить максимальное физическое развитие каждого ребенка, необходима организация индивидуальной работы по физическому развитию дошкольников.
Ежедневно рекомендуется проводить индивидуальную работу с детьми с учетом уровня их двигательной активности и физической подготовленности, особенно с детьми, имеющими нарушения осанки, зрения, слуха, заболевания нервной системы или страдающими ожирением [5].
Прогулка, как утренняя, так и вечерняя, - благоприятное время для проведения индивидуальной работы с детьми и организации самостоятельной двигательной активности. Перед прогулкой важно поинтересоваться, в какие игры дети хотели бы поиграть, и создать для этого необходимые условия: поддержать инициативу, творчество детей в любом виде игр, вынести на прогулку необходимое оборудование [9].
Если занятия утром были подвижными (физкультурное, музыкальное, то прогулку лучше начать с наблюдений в природе, но если на занятиях дети были ограничены в движении, то прогулку лучше начать с подвижных игр или спортивных упражнений.
Обычно на прогулке планируется одна игра, общая для всех детей, и две-три, которые проводятся воспитателем с подгруппами детей или самостоятельно самими детьми (старшие дошкольники). Кроме того, воспитатель намечает игровые упражнения для индивидуальной работы. Весь этот материал подбирается в соответствии с основными движениями, включенными в занятие. За несколько дней до занятия, в котором планируется новое движение, на прогулке можно проводить подготовительные упражнения. На следующий день после занятия желательно повторить те же упражнения или провести несложные игры с целью закрепить двигательный навык. Примерно через две недели после занятия и в дальнейшем, когда основные элементы движения автоматизируются, для закрепления рекомендуется провести сюжетную подвижную игру
Очень важно для прогулки планировать не только подвижные, но и спортивные игры (зимой – хоккей; весной, летом, осенью – футбол, баскетбол, бадминтон, настольный теннис, городки) и спортивные упражнения (зимой – катание на санках и коньках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах; весной, летом, осенью - катание на велосипеде, самокате, роликовых коньках) [10].
Вторая половина дня посвящается деятельности детей после дневного сна, на прогулке и вечером. Основная задача – вызвать у них желание назавтра снова прийти в детский сад. Для ее реализации необходимо создать в группе положительный эмоциональный настрой.
На вторую половину дня, кроме гимнастики после сна и закаливающих мероприятий, воспитатель планирует активный отдых детей. Физкультурные праздники, физкультурный досуг, проводимые на свежем воздухе в виде развлечений, способствуют укреплению физического здоровья детей [10].
Самым благоприятным временем для организации индивидуальной работы по физическому развитию детей является прогулка. Длительное пребывание детей на свежем воздухе в любом случае полезно, но оздоровительно-воспитательное значение его возрастает, если ходом прогулки предусматривается двигательная активность, основанная на оптимальном соотношении разных игр и упражнений, подобранных с учетом не только возрастных, но и индивидуальных особенностей детей. В процессе ежедневного проведения на прогулке физических упражнений расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются навыки в основных движениях; развиваются физические качества - ловкость, быстрота, выносливость; формируются самостоятельность, активность. С целью совершенствования движений и закрепления игровых умений и навыков целесообразно новый материал, предлагаемый на физкультурных занятиях, увязывать с играми и упражнениями на свежем воздухе. Например, во время занятия по физической культуре, решая задачу по освоению прыжков на двух ногах на месте целесообразно отразить её в подвижной игре «Рыбак и рыбки»; упражняя в прыжках на двух ногах с продвижением вперед – в игре «Огуречик, Огуречик…», в лазанье - в игре «Перелет птиц», а в игре «Картошка» - совершенствовать умения детей перебрасывать мяч друг другу.
Значимо также и эмоциональное состояние ребенка во время индивидуальной работы. От педагога зависит психологический и эмоциональный настрой: улыбка, ободрение, искренний интерес к тому, чему взрослый учит ребенка, создадут настроение, на фоне которого у ребенка появится желание правильно выполнить то или иное движение. Качество индивидуальной работы зависит от умения педагога «видеть» детей, важно, чтобы ребенок, с которым ведётся индивидуальная работа, понимал её необходимость, и охотно выполнял предложенные задания [6].
Добиваясь успеха при обучении двигательным действиям, воспитатель своим примером может также вызвать интерес к какому-либо упражнению - демонстрирует пример и на основе этого предлагает ребенку выполнить то или иное упражнение. Если педагог, например, возьмёт скакалку и начнёт прыгать через неё, то его тотчас же окружат дети и станут выполнять это же упражнение. Тех, кто хорошо владеет каким-либо движением, воспитатель может попросить научить этому других детей. Если ребенок не решается выполнить упражнение, робеет или стесняется, тогда необходимо несколько раз позаниматься с ним индивидуально. Не надо бояться, что дети устанут, полезно вспомнить наставление физиологов : дети не устают, если часто меняют движения, их темп, место выполнения. В этом случае происходит их естественный отдых – активный отдых, разнообразная двигательная деятельность не только не утомляет ребенка, но наоборот – снимает утомление, активизирует память, мышление.
С целью активизации двигательной деятельности детей при закреплении игровых упражнений важно использовать разные приемы, а именно:
• рациональное использование физкультурного оборудования (минимум оборудования максимально обыграть, например, кубики (брусочки) использовать для перешагивания, ходьбы и бега «змейкой» между предметами, подвижной игры «Быстро возьми, быстро положи» и т. д. ;
• лаконичное объяснение заданий и четкий показ движений и упражнений;
• активизация мыслительной деятельности ребенка (использование пространственной терминологии, самостоятельный выбор способа выполнения действий, наводящие вопросы, создание поисковых ситуаций);
• создание специальных ситуаций для проявления таких качеств ребенка, как решительность, смелость, находчивость [7].
Следовательно, ведущая роль в формировании физических качеств ребенка-дошкольника отводится воспитателю-профессионалу, компетентному в области педагогики, который через собственную мотивацию, содержание учебного материала, методы, приемы обучения создает условия для занятий физическими упражнениями и формирует потребность в них. Сложные задачи индивидуальной работы требуют от воспитателя тонкого мастерства, чуткого отношения к детям, строгого учета результатов работы, показывающего прогресс физического развития детей.
Изучение же теоретической литературы показывает, что метод индивидуального подхода является одним из важнейших, а порой и решающим методом в работе по достижению поставленных задач.
Именно на физкультурном занятии дети осваивают новые движения, у них формируется правильный двигательный стереотип. Неловкие, скованные движения постепенно уточняются и, наконец, превращаются в автоматические, ребёнок начинает выполнять их без излишнего напряжения. Особое внимание должно быть уделено своевременному усвоению ребёнком тех видов двигательных действий, формирование которых обуславливается его возрастом и уровнем его индивидуального развития. Вместе с тем в процессе занятий педагог должен заботиться о единстве всех сторон воспитания: нравственного, умственного, трудового и эстетического. Чем раньше начинается обучение, тем устойчивее результаты [15].
В дошкольной организации необходимо проводить постоянную работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций.
Список использованных источников
1. Дворкина, Н. И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов детей дошкольного возраста / Н. И. Дворкина. – Москва: Владос, 2000. - 62с. ISBN 978-5-09-054835-9. - Текст: непосредственный.
2. Завьялова, Т. П. Теория и методика физического воспитания в дошкольных учреждениях : учебное пособие для студентов педагогических колледжей / Т. П. Завьялова, И. В. Стародубцева, Д. Ю. Колчанов. - 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 172 с. – ISBN 978-5-534-12708-9. - URL : https://urait.ru/bcode/476794 ( дата обращения: 10.02.2022). - Режим доступа: Электронно-библиотечная система Юрайт ; для зарегистрир. пользователей ДПК. - Текст: электронный.
3. Змановский, Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми / Ю. Ф. Змановский. – Москва: Медицина, 2009.– 128с. – Текст: непосредственный.
4. Кравченко, И. В. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы : методическое пособие / под ред. Г. М. Киселевой, Л. И. Пономаревой. 2-е изд., испр. и доп. – Москва: ТЦ Сфера, 2015 – 140 с. – ISBN 978-5-9949-1111-2. – Текст: непосредственный.
5. Морозова, Л. Д. Теория и методика физического развития дошкольников : учебное пособие для вузов / Л. Д. Морозова. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 167 с. – ISBN 978-5-534-11435-5. - URL : https://urait.ru/bcode/495693 ( дата обращения: 20.01.2022). Режим доступа: Электронно-библиотечная система Юрайт; для зарегистрир. пользователей ДПК. - Текст: электронный.
6. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - Москва: Академия, 2000. – 480 с. – ISBN 5-7695-0567-2. – Текст: непосредственный.