Физическое развитие. Приобщение детей дошколного возраста к здоровому образу жизни

Наталья Прудиус
Физическое развитие. Приобщение детей дошколного возраста к здоровому образу жизни

«Физическое развитие» Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни»

«Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег мягкие прыжки, повороты в обе стороны, формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)» .

Основные цели и задачи:

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни.

Физическая культура. Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предуп-реждение утомления.

Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, гра-циозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.

Формирование потребности в ежедневной двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной актив-ности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений.

Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.

Цель :

- Формирование у детей основ культуры здорового образа жизни;

- Укрепление здоровья и повышение функциональных возможностей организма воспитанников;

- Развитие у детей двигательной активности и мотивации к занятиям физической культурой и спортом;

- Создание условий для формирования интегративных качеств личности ребёнка;

- Воспитание навыков собственного здоровьесбережения, коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

- Воспитание уважения к отечественным традициям и социокультурным ценностям;

- Формирование основ гражданственности и патриотизма.

1.1.2. Возрастные особенности физического развития детей

Особенности физического развития детей от 1 года 6 месяцев до 2 лет

На втором году жизни ребенка продолжается интенсивное физическое развитие. Ребенок становится более крепким, подвижным. Совершенствуются навыки в основных вида движений.

Этот возрастной период характеризуется тем, что у ребенка совершенствуется ходьба, бег. Для детей второго года жизни характерна высокая двигательная активность.Дети учатся свободно передвигаться на прогулке: они взбираются на бугорки, ходят по траве, перешагивают через небольшие препятствия.

В начале второго года дети много и охотно лазают: взбираются на горку, на диванчики, а позже (приставным шагом) и на шведскую стенку, а также перелезают через бревно, подлезают под скамейку, пролезают через обруч. После полутора лет у малышей, кроме основных, развиваются и подража-тельные движения (мишке, зайчику).

В простых подвижных играх дети привыкают координировать свои движения и действия друг с другом.

Особенности физического развития детей третьего года жизни

Третий год жизни – важный этап в развитии ребенка. Темп физического развития замедляется, но весь организм крепнет, совершенствуются движения. Однако опорно-двигательный аппарат у детей этого возраста развит еще сравнительно слабо, двигательный опыт еще небольшой, движения часто непреднамеренны, направления их случайны. Неустойчивы эмоциональные проявления детей, плохо развито активное торможение. Ребенок не умеет самостоятельно регулировать скорость, силу и амплитуду движений. Все это необходимо учитывать при организации работы по физическому воспитанию.

Особенности физического развития детей четвёртого года жизни

На четвертом году жизни ребенок обладает сравнительно большим запасом двигательных навыков. Он уже способен совершать более сложные движения, соблюдая в них известную последовательность. Отмечается большая осознанность в восприятии показа движений, словесного пояснения, что положительно сказывается на качестве выполнения упражнений. Однако у детей трех лет отмечаетсяеще недостаточная слаженность в работе разнообразных мышечных групп (плечевого пояса, туловища, ног).

Особенности физического развития детей пятого года жизни

На пятом году жизни ребенка его движения становятся более устойчивый характер, совершенствуется зрительное, слуховое и осязательное восприятие, развивается преднамеренное запоминание. Дети уже различают виды движений, способы выделять их элементы. У ребенка появляется интерес к результатам движения, потребность выполнять его в соответствии с образцом. Все это позволяет начать обучение технике выполнения основных движений. Специфичным в обучении движениям ребенка пятого года жизни является отработка их качества.

Особенности физического развития детей шестого года жизни

На шестом году жизни ребенок успешно овладевает основными видами движений, проявляет самостоятельность. Его движения становятся более осознанными, что позволяет повысить требования к их качеству, уделять больше вниманию развитию физических и морально – волевых качеств (быстроты, ловкости, выносливости, выдержки, настойчивости, организованности, дисциплинированности, дружеских взаимоотношений (умений приходить на помощь товарищу, сопереживать его успехам и неудачам).

Особенности физического развития детей седьмого года жизни

На седьмом году жизни ребенка его движения становятся более координированными и точными. В процессе коллективной деятельности у детей формируются навыки самоорганизации, взаимоконтроля. Значительно увеличивается проявление волевых усилий при выполнении заданий. Ребенок выполняет упражнения целенаправленно. Для него уже важен результат.

Всю работу по физическому воспитанию в этой группе необходимо организовывать так, чтобы воспитывать у детей потребность заниматься физическими упражнениями, развивать самостоятельность.

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка к концу дошкольного образования. Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка. Основные характеристики развития ребенка представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства. В соответствии с периодизацией психического развития ребенка, принятой в культурно - исторической психологии, дошкольное детство подразделяется на три возраста детства: младенческий (первое и второе полугодия жизни, ранний (от 1 года до 3 лет) и дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).

Целевые ориентиры в раннем возрасте

К трем годам у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы

К семи годам у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

Возрастная группа Образовательная область

«Физическое развитие»

Ранний возраст

1.6 -2 года Двигательная деятельность

- свободно передвигается (ходит, перешагивает через препятствия, подлезает и т. д. _

-выполняет подражательные движения

-координирует свои движения и действия друг с другом.

Ранний возраст

2-3 года Двигательная деятельность

-сохраняет устойчивое положение тела, правильную осанку.

-ходят и бегают, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног. -умеют действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога.

-умеют ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать).

-умеют прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

-сформированы представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека: глаза — смотреть, уши — слышать, нос — нюхать, язык — пробовать (определять) на вкус, руки — хватать, держать, трогать; ноги — стоять, прыгать, бегать, ходить; голова — думать, запоминать.

Младшая группа

3-4 года Двигательная деятельность

-Умеет ходить прямо, не шаркая ногами, сохраняя заданное воспитателем направление.

-Умеет бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями воспитателя.

-Сохраняет равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, при перешагивании через предметы.

-Может ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом.

-Энергично отталкивается в прыжках на двух ногах, прыгает в длину с места не менее чем на 40 см.

-Может катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы; ударять мячом об пол, бросать его вверх 2-3 раза подряд и ловить; метать предметы правой и левой рукой на расстояние не менее 5м.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

-сформированы представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека: глаза — смотреть, уши — слышать, нос — нюхать, язык — пробовать (определять) на вкус, руки — хватать, держать, трогать; ноги — стоять, прыгать, бегать, ходить; голова — думать, запоминать.

Средняя группа

4-5 лет Двигательная деятельность

-Принимает правильное исходное положение при метании; может метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивает мяч о землю (пол) не менее 5 раз подряд.

-Может ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м. Умеет строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.

-Может скользить самостоятельно по ледяным дорожкам (длина 5 м).

-Ходит на лыжах скользящим шагом на расстояние до 500 м, выполняет ; поворот переступанием, поднимается на горку.

-Ориентируется в пространстве, находит левую и правую стороны.

-Выполняет упражнения, демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность движений.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

-Соблюдает элементарные правила гигиены (по мере необходимости)

- руки с мылом, пользуется расческой, носовым платком, прикрывает рот при кашле).

-Обращается за помощью к взрослым при заболевании, травме.

-Соблюдает элементарные правила приема пищи (правильно пользуется столовыми приборами, салфеткой, поласкает рот после еды).

Старшая группа

5-6 лет Двигательная деятельность

-Умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и

темп.

-Умеет лазать по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа.

-Может прыгать на мягкое покрытие (высота 20 см, прыгать в обозначенное место с высоты 30 см, прыгать в длину с места (не менее 80 см, с разбега (не менее 100 см, в высоту с разбега (не менее 40 см, прыгать через короткую и длинную скакалку

-Умеет метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-9 м, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния 3-4 м, сочетать замах с броском, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой, отбивать мяч на месте не менее 10 раз, в ходьбе (расстояние 6 м).

-Владеет школой мяча.

-Выполняет упражнения на статическое и динамическое равновесие.

-Умеет перестраиваться в колонну по трое, четверо; равняться, размыкаться в колонне, шеренге; выполнять повороты направо, налево, кругом.

-Ходит на лыжах скользящим шагом на расстояние около 2 км; ухаживает за лыжами.

-Умеет кататься на самокате.

-Участвует в упражнениях с элементами спортивных игр: городки, бадминтон, футбол, хоккей.

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

-Имеет начальные представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье.

-Знает о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливания организма, соблюдения режима дня.

Подготовительная

к школе группа

6-7 лет Двигательная деятельность

-Выполняет правильно все виды основных движений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье).

-Может прыгать на мягкое покрытие с высоты до 40 см; мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега — 180 см; в высоту с разбега—не менее 50 см; прыгать через короткую и длинную скакалку разными способами.

-Может перебрасывать набивные мячи (вес 1 кг, бросать предметы в цель из разных исходных положений, попадать в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния А-5 м, метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м, метать предметы в движущуюся цель.

-Умеет перестраиваться в 3-4 колонны, в 2-3 круга на ходу, в две шеренги после расчета на «первый-второй», соблюдать интервалы во время передвижения.

-Выполняет физические упражнения из разных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции.

-Следит за правильной осанкой.

-Ходит на лыжах переменным скользящим шагом на расстояние 3 км, поднимается на горку и спускается с нее, тормозит при спуске.

-Участвует в играх с элементами спорта (городки, бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, настольный теннис).

Формирование представлений о здоровом образе жизни

-Имеет сформированные представления о здоровом образе жизни (об особенностях строения и функциями организма человека, о важности соблюдения режима дня, о рациональном питании, о значении двигательной активности в жизни человека, о пользе и видах закаливающих процедур, о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье).

Публикации по теме:

Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 3 пос. Николаевка" Опыт работы: "Физическое развитие и воспитание.

План по самообразованию «Приобщение детей к здоровому образу жизни» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Аскизский детский сад «Родничок» План по самообразованию «Приобщение.

«Технологии обучения детей старшего дошкольного возраста здоровому образу жизни». Выступление на педагогическом совете Главной задачей воспитания привычки к здоровому образу жизни дошкольников является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития.

Фотоотчет о праздничном мероприятии, посвященном здоровому образу жизниФотоотчет о праздничном мероприятии, посвященном здоровому образу жизни Фото отчет о праздничном мероприятии, посвященного здоровому образу жизни. Шелехина Нина Сергеевна. В городе Орехово – Зуево Московской.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Физическое развитие. Приобщение детей дошколного возраста к здоровому образу жизни
Опубликовано: 24 сентября 2021 в 20:04
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 октября. Международный день анимации

Во всем мире сегодня все причастные к созданию мультипликационных фильмов и поклонники этого вида искусства отмечают праздник — День анимации. Это хороший повод прикоснуться к анимационному творчеству и...

28 октября. Международный день без бумаги

Каждый четвёртый четверг октября месяца проходит под девизом «Научимся использовать бумагу рационально!» По всему свету в этот день идёт «безбумажная кампания»: организуются мероприятия, пропагандирующие...


Горячие темочки