Семинар для воспитателей «Физкультурные занятия в детском саду»

Елена Смирнова
Семинар для воспитателей «Физкультурные занятия в детском саду»

Семинар для воспитателей

тема: «Физкультурные занятия в детском саду»

Задачи:

1. Закреплять профессиональные знания и умения воспитателей по теме.

2. Формировать навыки сотрудничества при решении методических вопросов.

Актуальность

Физкультурное занятие - основная форма систематического обучения детей физическим упражнениям. Значение занятий заключается в комплексном формировании культуры движений, систематической работе над решением оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, обеспечивает физическое развитие, функциональное совершенствование организма, укрепляет здоровье ребенка, способствует приобретению им правильных двигательных навыков, психофизических качеств и положительно эмоционального отношения к физкультуре и спорту, а также всестороннему развитию личности.

Физкультурные занятия включает в себя реализацию оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.

Оздоровительные задачи:

• Формирование правильной осанки;

• Своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата;

• Формирование изгибов позвоночника;

• Развитие свода стопы;

• Укрепление связочно-суставного аппарата;

• Развитие гармоничного телосложения;

• Регулирование роста и массы костей;

• Развитие мышц лица, туловища, ног, рук, плечевого пояса, кистей, пальцев, шеи, глаз, внутренних органов: сердца, кровеносных сосудов, дыхательных мышц и др. ;\

• Развитие мышц-разгибателей;

• Совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы;

• Развитие способности приспосабливаться к меняющейся нагрузке;

• Развитие подвижности грудной клетки, увеличение жизненной емкости легких;

• Тренировка механизмов терморегуляции;

• Обеспечение тренированности нервных процессов;

• Совершенствование деятельности двигательного анализатора, органов чувств.

Образовательные задачи:

• Формирование двигательных навыков и умений;

• Развитие психофизических качеств (быстрота, сила, гибкость, выносливость, ловкость);

• Развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений).

Воспитательные задачи: Формирование основ физической культуры:

• Потребность в ежедневных физических упражнениях;

• Навыки рационального использования физических упражнений в самостоятельной двигательной деятельности;

• Грациозность, пластичность. Выразительность движений;

• Творчество;

• Навыки самоорганизации, взаимопомощи;

• Гигиенические навыки, привычка к самообслуживанию, к помощи воспитателю в проведении и организации разнообразных форм двигательной деятельности.

Методы физического воспитания

Метод – система приемов, направленных на оптимизацию процесса обучения. Выбор методов зависит от стоящих перед воспитателем задач, содержания воспитательно-образовательной работы, а также возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В физическом воспитании используют следующие методы:

• Наглядный метод, обеспечивающий яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений, необходимых для возникновения у ребенка наиболее полного и конкретного представления о движении, активизирующий развитие его сенсорных способностей.

Наглядные методические приемы. При обучении детей движениям используются различные приемы наглядности.

Зрительная наглядность заключается в правильной, четкой, красивой демонстрации - показе воспитателем образца движения или его отдельных двигательных элементов; в имитации, подражании образам окружающей жизни; в использовании зрительных ориентиров при преодолении пространства; использовании наглядных пособий - кино, фотографий, картин, графиков, рисунков и т. п.

Тактильно-мышечная наглядность выражается также в непосредственной помощи воспитателя, уточняющего положение отдельных частей тела ребенка, в целях возникновения правильных мышечно-двигательных ощущений (например, выпрямление осанки путем прикосновения руки, вызывающего ощущение правильного мышечного тонуса).

Предметная наглядность включает использование предметов, пособий для формирования представлений о движении, способствует контролю и коррекции положения тела при выполнении упражнений. Так, для формирования правильной осанки используют ходьбу с мешочком на голове, общеразвивающие упражнения с палкой и т. д.

Слуховая наглядность представляет собой звуковую регуляцию движений. Лучшей слуховой наглядностью является музыка (песня, ритм бубна, барабана, прибаутки, стихотворения. Она вызывает у детей эмоциональный подъем, определяет характер движения и регулирует его темп и ритм. Выполнение упражнений в согласовании с музыкой (в силу образования условно рефлекторных временных связей) содействует развитию координации слухового и двигательного аппарата; выработке плавности, точности движений; воспитывает временную ориентировку - способность уложить свои движения ко времени в соответствии с различным метроритмическим строением музыкального произведения.

Словесный метод, обращенный к сознанию детей, помогающий осмысливанию поставленной перед ними задачи и в связи с этим сознательному выполнению двигательных упражнении, играющий большую роль в усвоении содержания и структуры упражнений, самостоятельном их применении в различных ситуациях.

Словесные приемы. Слово, применяемое при обучении, направляет всю деятельность детей, придает ей осмысленность, облегчает понимание задачи и усвоение нового, вызывает умственное напряжение и активность мысли, содействует самостоятельности и произвольности выполнения детьми упражнений. Словесные приемы при обучении движению выражаются в ясном и кратком объяснении детям новых движений, с опорой на имеющиеся у них жизненный опыт и представления; в пояснении, которое сопровождает конкретный показ движений или уточняет отдельные его элементы; в указании, необходимом при воспроизведении показанного воспитателем движения или самостоятельном выполнении детьми упражнения; в беседе, предваряющей введение новых физических упражнений и подвижных игр или при обучении, когда требуется разъяснение двигательных действий, уточнение сюжета подвижной игры и т. п. ; в вопросах к детям, которые задает воспитатель, до начала выполнения физических упражнений в целях выяснения степени осознанности последовательного выполнения действий пли проверки имеющихся представлении об образах сюжетной подвижной игры, уточнения правил, игровых действий и т. п. Широко используются команды, распоряжения, сигналы (например, Равняйсь», «Раз, два, три – беги» и т. д. Они требуют различной интонации, динамики, выразительности.

К словесным приемам относятся считалки, с помощью которых выбирают водящих в играх. Они способствуют выработке таких необходимых человеку качеств, как честность, благородство, чувство товарищества.

Для объяснения сюжетных подвижных игр используются образные сюжетные рассказы, которые помогают сформировать у ребенка представление об обыгрываемом сюжете. Педагог проводит наблюдения в природе, в уголке природы, читает художественную литературу, показывает видиофильмы и т. д. – так у ребенка формируются представления, для успешного проведения игры. Сюжетный рассказ способствует вхождению в образ, воспитанию выразительности движений.

• Практический метод, связанный с практической двигательной деятельностью детей, обеспечивающий действенную проверку правильности восприятия движении на собственных мышечно-моторных ощущениях. Практические методы характеризуются полной или частичной регламентацией, проведением упражнений в игровой (образной) форме, использованием элементов соревнования. Регламентация упражнений необходима при многократном повторении двигательных действий или их отдельных элементов. Она характерна конкретной последовательностью движений, соблюдением нормирования нагрузки и отдыха, их определенным чередованием. Все это содействует лучшему освоению двигательных умений и навыков, сохранению оптимального функционального состояния организма и психики ребенка.

• Игровой метод, близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный, эмоционально-эффективный в работе с ними, учитывающий элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления. Он дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявления творческой инициативы. В процессе игровых действий у детей формируются морально-волевые качества, развиваются познавательные силы, приобретается опыт поведения и ориентировки в условиях действия коллектива. В младших группах при обучении детей движениям широко применяются игровые приемы, способствующие эмоционально-образному уточнению представлений о характере движений (например, «Будете бегать легко и тихо, как мышки», «Нужно прыгать, как зайчики»).

• Соревновательный метод в процессе обучения детей дошкольного возраста может применяться при условии педагогического руководства. Этот метод используется преимущественно в старших группах детского сада в целях совершенствования уже приобретенных двигательных навыков (но не состязания и борьбы за первенство). Обязательное условие соревнования - соответствие их физическим силам детей, воспитание морально-волевых качеств, а также правильная оценка своих достижений и других детей на основе сознательного отношения к требованиям. При правильном руководстве соревнование может быть успешно использовано как воспитательное средство, содействующее совершению двигательных навыков, развитию физических способностей, воспитанию морально-волевых черт личности.

В практике физического воспитания все методы и соответствующие приемы используются в тесной взаимосвязи. Они подбираются воспитателем с учетом стоящих задач, этапа обучения, возрастных особенностей и подготовленности детей, способов и характера упражнений, подвижных и спортивных игр. В целом для занятий с дошкольниками характерно комплексное применение методов и приемов обучения движениям и воспитания физических качеств.

Структура занятия

Структура занятия заключается в последовательности выполнения детьми физических упражнений, определяемом поставленными задачами и особенностями работоспособности нервной системы и всего организма ребенка на каждом возрастном этапе развития.

Физкультурные занятия состоят из трех взаимосвязанных частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной. Для каждой части занятия одинаково важное значение имеют все задачи – образовательные, воспитательные и оздоровительные.

Задачи и содержание вводно-подготовительной части физкультурного занятия.

Ее особенности определяются поставленными задачами и содержанием основной части занятия. Поэтому в одном случае она может быть только вводной, а в другом – вводно-подготовительной.

Задачи: формирование у детей интереса и в создании эмоциональной настроенности на занятие, проверка степени готовности, в том числе внимания, уточнение некоторых двигательных навыков и постепенная подготовка организма ребенка к более интенсивной работе в основной части.

Содержание: строевые упражнения: различные построения и перестроения, ходьба и бег с различными заданиями (повороты с указанием направления, смена ведущих и др., легкий бег в рассыпную и последующее построение в большой и маленький круги, колонны и т. п. ; ходьба различных видов, в том числе в целях профилактики плоскостопия на пятках, на носках, по положенному на полу толстому шнуру, лесенке и др., подвижные игры на внимание типа «Наоборот», «Летает-не летает».

Заканчивается вводная часть построением в три-четыре колонны, в круг, врассыпную и т. п. и служит переходом к обучению детей общеразвивающим упражнениям в начале основной части занятия.

Если первая часть планируется как вводно-подготовительная, тогда вначале даются указанные выше упражнения, а потом общеразвивающие, которые строятся только на повторении и вариации уже знакомых упражнений. Их задача – подготовка организма ребенка к более высокой физической нагрузке в основной части занятия, в которой планируются упражнения в основных движениях со сложной координацией или спортивные упражнения интенсивного характера с достаточно высокой физической нагрузкой. В это случае основная часть занятия. начинается с обучения детей основным движениям.

Задачи и содержание основной части занятия:

Задачи: в одном случае - обучение детей сначала общеразвивающим упражнениям, а затем основным движениям и воспитание психофизических качеств, в другом случае – упражнение в основных движениях, которые предусматривают ознакомление с новым двигательным материалом, повторение уже известного с использованием различных вариантов, совершенствование двигательных навыков, находящихся в стадии закрепления.

После этого проводится подвижная игра с правилами, включающая всех детей в интенсивное движение. Учитывая, что оптимальная психическая работоспособность у детей непродолжительна, решение более трудных задач (например, ознакомление с новым материалом или выполнение упражнений с более сложной координацией) намечают на начало основной части. Общеразвивающие упражнения выполняются с мелкими предметами: флажками, палками, обручами, лентами, шнуром. Подбор их обуславливается целью постепенного вовлечения крупных мышечных групп в интенсивную работу, влияющую на повышение функционального состояния всего организма. Первыми даются упражнения для развития и укрепления мышц рук и плечевого пояса в целях формирования правильной осанки и упорядочения дыхания. Вторыми – упражнения для туловища, укрепления мышц спины и развития гибкости позвоночника. Третьими – упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног, включая стопу. При выполнении этих упражнений и их повторении предусматривается постепенное подведение организма ребенка к большей нагрузке.

Далее переходят к обучению основным движениям, из которых одно может быть новым, а другие – находятся на этапах совершенствования. В подготовительных к школе группах на одном занятии целесообразно планировать от 2-х до 4-х упражнений в основных движениях. Одно из них является ведущим, требующим особого внимания воспитателя; остальные подбираются из числа уже известных детям, при этом учитывается степень интенсивности движений. Наиболее эффективно сочетание упражнений высокой интенсивности с упражнениями низкой или средней степени интенсивности.

Выполнение ребенком основных движений, требующих участия всех мышечной системы в значительной степени повышает функциональное состояние организма и подводит его к наиболее высокому подъему в подвижной игре, для которой характерны быстрые, целеустремленные движения.

Задачи и содержание заключительной части занятия:

Следующая за игрой заключительная часть включает ходьбу в интенсивном темпе с постепенным замедлением, способствующей снижению общей возбудимости и приведению пульса в норму. В процессе ходьбы дети могут сделать несколько дыхательных упражнений. В некоторых случаях ходьба может быть заменена малоподвижной игрой с участием всех детей (например, «Найди и промолчи», «Принеси, что тебе понравится» или хороводная игра. По окончании ходьбы или заменяющей ее игры проводится краткий итого занятия.

На физкультурных занятиях одновременно с развитием двигательных навыков формируются психофизические качества: быстрота, ловкость, выносливость, гибкость, сила.

Физкультурные занятия планируются в соответствии с характером намечаемой учебной работы: на одних основное внимание сосредотачивают на обучение детей новому физическому упражнению в сочетании с с уже усвоенными; на других периодически проверяют степень овладения детьми двигательным материалом, качество его выполнения и количественные результаты за определенный период обучения; на третьих в целях совершенствования повторяются известные детям упражнения с использованием вариантов и т. д.

Физкультурные занятия могут проводиться в игровой форме, представляющей целостную сюжетную ситуацию, знакомому детям (например, «Прогулка», «Путешествие», «Следопыты» и т. д.). Последовательность двигательных действий в этих играх должна соответствовать структуре физкультурного занятия, учитывать возможности детей данной возрастной группы, на основании чего и определяется степень физической нагрузки. Такие занятия требуют творческой разработки и эмоционально-образной методики руководства.

Построение физкультурных занятий на прогулке имеет свои особенности. Состоят из трех частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной. Особенностью данных занятий, по данным В. Фролова и Г. Юрко, являются многократное использование бега в различных темпах – быстрого, средней скорости, медленного. Изменение темпа влияет на повышение функциональных возможностей организма и общей выносливости. Вводно – подготовительная часть содержит ходьбу с дыхательными упражнениями, бег в медленном темпе (широким шагом с высоким поднимаем колен, приставным шагом и т. п.) – это помогает улучшить технику движения, укрепить мышцы ног, скорректировать осанку. После ходьбы дети строятся в колонны, круг и др., что является целесообразным для дальнейших упражнений. В основной части выполняются общеразвивающие упражнения, дающие хорошую нагрузку для мышц рук, туловища и ног. После этого проводится пробежка со средней скоростью, заканчивается ходьбой и построением детей для выполнения основных движений. Вначале даются сложные и новые, затем после пробежки со средней скоростью, знакомые (повторно, заканчивающиеся пробежкой в медленном темпе. В заключении основной части проводится подвижная игра с соревнованием, игра-эстафета или спортивная игра, обеспечивающая высокую двигательную активность детей. В заключительной части дается бег в медленном темпе с переходом на ходьбу с выполнением дыхательных упражнений.

Таким образом, обеспечивается и освоение программного материала, достаточно высокая физическая нагрузка. Большую роль при этом играют положительные эмоции детей, побуждающие их к лучшему выполнению упражнений и снижающие утомление.

Способы обучения основным видам движений

Воспитатель использует разные способы организации детей: фронтальный, групповой и индивидуальный.

Фронтальный способ: предполагает выполнение одного и того же упражнения всеми детьми одновременно, что исключает или сокращает до минимума ожидание. Такой способ требует соответствующей организации, так как контроль за правильностью выполнения движениями несколькими затруднен. Применение фронтального способа целесообразно в любой части занятия, особенно при обучении детей новым упражнениям или совершенствовании уже известных. Этот способ эффективен для формирования у детей согласованности действий, объединения их в решении общих для всех задач, непосредственного контакта воспитателя со всеми детьми, а также повышения моторной плотности занятия. В процессе разучивания и уточнения деталей упражнения дети могут быть распределены на небольшие группы, действующие поочередно. Воспитатель получает возможность проследить выполнение упражнения одной или двумя группами: при этом остальные дети наблюдают за действиями своих товарищей и слушают пояснения, замечания воспитателя.

Кроме того используют поточный способ выполнения упражнений, когда все дети делают одно и тоже упражнение по очереди, друг за другом, непрерывно-поточно. Для обеспечения большего числа повторений могут быть организованы два или три потока. Полезным является поточное выполнение каждым ребенком различных упражнений по кругу, станционно (например, пролезть в обруч, пройти, выпрямившись, по скамейке, подпрыгнуть и позвонить в колокольчик, разбежаться и прыгнуть с разбега в длину). Применение поточного способа целесообразно с детьми старшей и подготовительной к школе группах. Особая значимость этого способа при совершенствовании упражнений и меньшую – при их начальном разучивании.

В старшей и подготовительной к школе группах используется групповой способ. Он применяется в тех случаях, когда на занятии сочетаются процесс обучения детей воспитателем и самостоятельное совершенствование ранее приобретенных двигательных навыков. При этом одна группа детей обучается какому-либо двигательному действию под руководством воспитателя; другая в это время самостоятельно упражняется в другом виде движения. Можно организовать две и три группы детей, выполняющих знакомые им разные упражнения (игра в мяч. лазанье, упражнения в равновесии и др., а также творческие задания.

Обучая одну группу детей, воспитатель держит в поле внимания всех занимающихся, но предлагает им самим следить за правильностью своих движений, за порядком, поведением. При такой организации у детей появляется ответственность, сдержанность, формируется умение самостоятельно выполнять задания, не нарушая общего для всех делового настроения, сознательно совершенствовать свои навыки, а также создается возможность в течение занятия сохранять двигательную активность всей группы и высокую моторную плотность.

В процессе занятий может использоваться индивидуальный способ, когда каждый ребенок самостоятельно выполняет полученное задание под контролем воспитателя. В целях уточнения деталей общего для всех упражнений оно выполняется и индивидуально (по вызову воспитателя). Такой способ требует от взрослого особого внимания, адекватной организации детей, вовлечения всех в активное наблюдение и анализ правильности выполнения задания, готовности каждого ребенка по вызову воспитателя воспроизвести упражнения.

Использование того или иного способа организации детей на занятии зависит от задач поставленных воспитателем, условий, в которых проводится занятие, и необходимости рационального их осуществления. Наиболее целесообразно использование разных способов организации, ведущее к повышению эффективности физкультурного занятия. Правильное целесообразное чередование умственной и физической деятельности детей является надежным показателем продуманного содержания занятия и его квалифицированного проведения.

Физкультурные занятия способствуют воспитанию жизнерадостных, дисциплинированных детей, хорошо ориентирующихся в окружающих условиях, умеющих действовать целенаправленно, быстро, уверенно и в соответствии с поставленной задачей, а также проявлять нравственные качества и творчество.

Литература

1. Глазырина, Л. Д., Овсянкин, В. А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошк. учреждений / Л. Д Глазырина, В. А. Овсянкин – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

2. Осокина, Т. И. Физическая культура в детском саду /Т. А. Осокина – М.: Просвещение, 1973.

3. Степаненнкова, Э. Методика физического воспитания /Э. Степаненнкова – М.:Издательский дом «Воспитание дошкольнка», 2005.

4. Тарасова, Т. А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ / Приложение к журналу «Управление ДОУ»,2005 г.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Оздоровительная работа в детском саду» Одной из задач нашей работы является обеспечение полноценного физического развития детей, а также охрана жизни и здоровья наших воспитанников.

Консультация для воспитателей «Игровая сказкотерапия в детском саду» Организация пространства кабинета игровой терапии. Идеальная игровая комната достаточна просторна, чтобы ребёнок мог проявлять значительную.

Консультация для воспитателей «Утренняя гимнастика в детском саду» Консультация для воспитателей. Утренняя гимнастика в детском саду. Утренняя гимнастика - комплекс специально подобранных упражнений, нацеленных,.

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание в детском саду». Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание в детском саду». «Мир, окружающий ребёнка,- это прежде всего мир природы с бесконечным.

Рекомендации для воспитателей по сказкотерапии в детском саду Сказкотерапия для дошкольников - современное средство, которое широко используется психологами и педагогами для решения проблем в жизни.

Семинар-практикум для педагогов «Нетрадиционные техники рисования, используемые в детском саду» Семинар – практикум для педагогов "Нетрадиционные техники рисования, используемые в детском саду" Воспитателя Семеновой М. В. 23.01.2014г.

Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные техники рисования в детском саду" Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов художественного.

Семинар-практикум для воспитателей «Виды, формы и приёмы проведения родительских собраний в детском саду» Семинар – практикум Тема: «Виды, формы и приёмы проведения родительских собраний в детском саду». Одной из основных форм общения воспитателей.

Семинар в форме дискуссии «Как сделать пребывание ребёнка в детском саду интересным и полезным» Форма проведения: дискуссия Прежде, чем начать дискуссию проведем небольшое упражнение. 1. Упражнение «Я иду в детский сад» Цель — прочувствовать.

Совместные занятия детей и родителей в детском саду. Занятие «Игротерапия дома и в детском саду» 1. Вступление. Педагог: «Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Семинар для воспитателей «Физкультурные занятия в детском саду»
Опубликовано: 15 декабря 2016 в 12:50
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий выпускного бала в детском саду для детей подготовительной группы по мотивам...
Ведущая: дравствуйте, дорогие гости! Мы собрались сегодня здесь, чтобы проводить наших любимых ребятишек в школу! Как один день промелькнули годы и...
Конспект занятия по познавательному развитию детей в старшей группе «Как зимуют...
Воспитатель: Ребята, вчера вечером получила письмо. Его прислал наш лесник. А вы знаете, кто такой лесник? ( ответы и предположения детей ) Лесник -...
Декоративное рисование в детском саду
1. Декоративное рисование в детском саду. 2. Задачи декоративного рисования: -развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах;...
«Рождество Христово»
Под звон колоколов дети свободно входят в зал и останавливаются. Воспитатель:Вот и подходят к концу наши праздники. И нам хочется отметить один из самых...
Тряпичная кукла «Колокольчик».
Конспект мастер-класса для воспитателей. Народная кукла, как средство приобщения к народной культуре. Тряпичная кукла «Колокольчик». Назначение: игровая...