МААМ-картинки

Физминутки как средство воспитания

Марина Насибулина
Физминутки как средство воспитания
▼ Скачать + Заказать документы

ФИЗМИНУТКИ – КАК СРЕДСТВО ФИЗВОСПИТАНИЯ.

Здоровье – не все,

но без здоровья – ничто.

СОКРАТ

Человек – высшее творение природы. Но для того, чтобы сполна наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию – быть здоровым.

В последнее десятилетия значение физкультуры особенно возросло. Физические упражнения повышают общий тонус, активизируют защитные силы организма. Недостаток двигательной активности – одна из наиболее распространенных причин снижения адаптационных ресурсов организма. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребенку и чем более высокого уровня координации движений он достигает, тем успешнее идет процесс его психического развития. Двигательная активность ребенка не только способствует возрастанию мышечной силы, но и увеличивает энергетические резервы организма.

Публикация «Физминутки как средство воспитания» размещена в разделах

Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. При выполнении физических упражнений в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

Возраст от 3 до 14 лет – период активного совершенствования мышечной и костной системы. Кости детей при длительных напряжениях и неправильном положении тела легко подвергаются деформации.

С учетом этих особенностей детского организма физиологи и гигиенисты для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а так же для повышения работоспособности и активизации мыслительной деятельности рекомендуют проводить физкультминутки, гимнастику для глаз и динамические паузы в середине занятия.

Внешними проявлениями утомления являются учащение отвлечений, потеря интереса и внимания, ослабление памяти, снижение работоспособности. Первые признаки утомления служат сигналом к выполнению физкультминуток. Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно -сосудистую и дыхательную системы, улучшает кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.

Длительность физкультминуток обычно составляет 1-5 минут. Каждая физкультминутка включает комплекс из 3-4 правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК.

• Комплексы подбираются в зависимости от вида занятия, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, т. к. однообразие снижает интерес к ним, а следовательно, их результативность.

• Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.

• Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.

ВИДЫ ФИЗКУЛЬТМИНУТОК.

• Упражнения для снятия общего или локального утомления;

• Упражнения для кистей рук;

• Гимнастика для глаз;

• Гимнастика для улучшения слуха;

• Упражнения для профилактики плоскостопия;

• Упражнения корректирующие осанку;

• Дыхательная гимнастика.

ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ.

• Подбор упражнений без учета вида деятельности на данном занятии.

• Увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (без принятия во внимание степени утомления детей).

• Выполнение движений с недостаточной амплитудой.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ ОБЩЕГО ИЛИ ЛОКАЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ

В процессе освоения навыка письма ребенок пишет не рукой, а «всем телом». Мышцы ребенка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статического напряжения. Для того чтобы снять излишнее статическое напряжение, на физминутках проводятся динамические упражнения на расслабление различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей, корпуса). Использование на занятии упражнений повышенной интенсивности (прыжки, наклоны, выпады) нецелесообразно. Это нарушает гигиенические условия в группе и приводит к дополнительному утомлению детей. Чаще используются физкультминутки под стихотворные тексты.

1. Мы писали

Мы писали, рисовали,

А теперь мы дружно встали.

Ручками похлопали.

Ножками потопали.

Чуть покружимся бочком,

Сядем и писать начнем.

2. Зарядка.

Одолела нас дремота,

Шевельнуться неохота?

Ну-ка делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз потянись,

Окончательно проснись,

Руки вытянуть пошире.

Раз, два, три, Четыре.

Наклониться – три, четыре –

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

3. На морозе.

Ручки вверх, ручки вниз.

На носочках подтянись.

Ручки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем поприседаем,

Никогда не замерзаем.

4. Буратино.

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки всать.

5. Лягушки.

На болоте две лягушки,

Две зеленые квакушки,

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

Ножками потопали.

Ручками похлопали.

Вправо, влево наклонились

И обратно возвратились.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

6. Зайцы.

Зайцы скачут:

Скок-скок-скок!

Да на беленький снежок.

Приседают, слушают:

Не идет ли волк.

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Головую три кивка.

7. Часы.

Тики-так, тики-так, -

Так ходики стучат.

Дети наклоняют голову вправо-влево в так словам.

Тики-так, тики-так, -

Так колеса стучат.

Поочередно правой и левой рукой описывают перед собой круг.

Токи-ток. токи-ток, -

Так звучит молоток.

Изображают кулачками молотки.

Туки-ток, туки-ток, -

Так стучит каблучок.

Стучат каблучками, топая ногами.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КИСТЕЙ РУК.

При работе с детьми особое внимание следует уделять упражнениям для развития тонкокоординированных движений кистей рук. У детей дошкольного возраста кисти рук еще только формируются и чрезмерные двигательные нагрузки (непрерывное письмо) для них нежелательны. Процесс письма в основном осуществляется мелкими червеобразными мышцами правой руки, эти мышцы у ребенка к началу школьного обучения еще недостаточно развиты. Известно, что формирование кисти рук к 7 годам не заканчивается. Окостенение запястья и фаланг пальцев завершается лишь в 10-13 лет. Гигиенические исследования подтверждают необходимость ограничения письменных работ.

1. Лесная история.

Учитель рассказывает историю, которая случилась в лесу, а дети показывают ее с помощью движений рук.

- Выбежали зайки на поляну. Прыг-скок, прыг-скок.

Отрывистыми движениями дети барабанят подушечками пальцев по столу, изображая зайчиков.

- Пришла лиса. Она шла очень тихо и осторожно.

Дети мягко нажимают на подушечки пальцев, касаясь стола.

- Лиса не только тихо, но и незаметно. Своим хвостом она заметала все следы.

Дети имитируют движения хвоста, покачивая кистью то в одну, то в другую сторону.

- Зайцы увидели ее и бросились врассыпную.

Ударами сразу всех пальцев обеих рук дети имитируют заячьи прыжки.

1. Семья.

Пальцы обеих рук сжаты в кулак. Локти стоят на столе. Начиная с мизинца, дети одновременно раскрывают оба кулачка, поднимая по одному пальчику.

Этот пальчик – бабушка.

Этот пальчик – дедушка.

Этот пальчик – папа.

Этот пальчик – мама.

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья.

2. Солнечные зайчики.

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

Вы скачите пальчики,

Как солнечные зайчики.

Прыг-скок, прыг-скок.

Прискакали на лужок.

Ветер травушку качает,

Влево, вправо наклоняет.

Вы не бойтесь ветра, зайки,

Веселитесь на лужайке.

Дети придумывают на каждую строчку жесты, изображающие движения зайчиков.

3. Замок.

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Быстрое соединение пальцев в замок.

Потянули…

Пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны.

Покрутили…

Выполняют волнообразные движения кистями рук.

Постучали…

Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладошками друг об дружку.

И открылись!

Пальцы расцепились.

4. Засолка капусты.

Мы капусту рубим.

Ребром ладони дети показывают, как они рубят капусту.

Мы капусту трем.

Кулачком правой руки дети трут о раскрытую ладонь левой руки.

Мы капусту солом.

Движением пальцев имитируется посыпание солью.

Мы капусту жмем.

Дети интенсивно сжимают пальцы обеих рук в кулаки.

5. Ручки.

Где ладошки – тут? Тут.

Дети показывают открытые ладошки

На ладошках – пруд? Пруд.

Хлопают в ладоши. Потом на каждую строчку стихотворения массируют каждый пальчик.

Палец большой – гусь молодой.

Указательный палец – поймал.

Средний палец – пощипал.

Этот пальчик – печь топил.

Этот пальчик – суп варил.

Полетел гусь прямо в рот. Вот.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.

Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем (а детям особенно) в целях профилактики нарушений зрения. Специалистами по охране зрения разработаны различные упражнения.

Для профилактики близорукости и замедления ее прогрессирования следует использовать специальную гимнастику для глаз – офтальмотренажер, специальную схему зрительно-двигательных проекций. Упражнения для глаз предусматривают движение глазного яблока по всем направлениям.

1. Гимнастика для глаз на офтальмотренажере.

На схеме с помощью специальных стрелок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения задания: вверх-вниз, влево - вправо, по (и против) часовой стрелки, по внешнему и внутреннему овалам, по кругам в центре.

2. Использование разного рода фигур и линий, по которым дети «бегают» глазами.

По просьбе учителя дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории (от овала к квадрату, от треугольника к восьмерке и т. д.).

При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Упражнения выполняются стоя.

3. Работа с расположенными на стенах комнаты карточками.

На карточках изображены мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, слова, цифры, геометрические фигуры и т. д. По просьбе преподавателя дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают на стенах картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названии которых есть нужный звук; составляют из слов, записанных на карточках, предложения и т. д.

4. Верх - вниз, влево - вправо.

Двигать глазами вверх- вниз, влево - вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

1. Круг.

Представить себе большой круг. Обводить его сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

2. Квадрат.

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла влевый нижний – влевый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

3. Рисование носом.

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить, что там изображено. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно нарисовать своим носом то, что нарисовано на табличке.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ СЛУХА.

Работа над улучшением зрения положительно сказывается на слухе. И, в свою очередь, работа нал улучшением слуха оказывает благотворное воздействие на органы зрения. Вот несколько упражнений на развитие слуха, которые можно давать детям на физминутке.

1. Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать теплыми.

2. Найти ямочку возле козелка. Нажать на ямочки сразу обоих ушек – отпустить, нажать, отпустить.

3. Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.

4. Массируем круговыми движениями все ухо, в одну сторону, в другую сторону. Массировать нужно одновременно оба уха.

5. Сделали веточку из бузымянного и указательного пальцев, засунули туда свои ушки и – вверх-вниз, вверх-вниз – так, чтобы передняя и задняя стороны ваших ушек хорошенько массировались.

6. Потянуть ушки в стороны.

7. Выгибаем их вперед, а затем в обратную сторону.

УПРАЖНЕНИЯ КОРРЕКТИРУЮЩИЕ ОСАНКУ.

В дошкольном возрасте опорно-двигательный аппарат продолжает интенсивно формироваться. Результатом этого процесса является осанка. Осанка – это приобретенное человеком в ходе роста и развития привычное положение тела во время покоя и в движении. Несоблюдение гигиенических норм обучения, неправильная посадка, не соответствующие возрасту физические нагрузки могут легко привести к нарушениям осанки, связанным с чрезмерным увеличением или уменьшением выраженности изгибов позвоночника в шейном, грудном и поясничных отделах. Серьезным нарушением является сколиоз, при котором искривление позвоночника сопровождается смещением, поворотом и деформацией позвонков. Предупредить дефекты осанки легче, чем их лечить. Профилактика нарушений осанки осуществляется в двух направлениях – это создание оптимальных гигиенических условий и в то же время проведение воспитательной работы. Все упражнения, приведенные ниже выполняются стоя.

1. Ходьба.

а) на месте;

б) на носках, руки вверх;

в) на пятках; руки за голову.

Мы проверили осанку

И свели лопатки.

Мы походим на носках,

Мы идем на пятках.

2. Кузнечики.

Спина прямая, руки на поясе.

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок!

Сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко!

Прыгай на носках легко!

3. Зимняя зарядка.

Следить за положением туловища и рук.

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке.

Носом вдох, а выдох ртом.

Дышим глубже, а потом

Шаг на месте, не спеша.

Как погода хороша!

Не боимся мы пороши,

Ловим снег – хлопок в ладоши.

Руки в стороны, по швам.

Хватит снега нам и вам.

Мы теперь метатели,

Бьем по неприятелю.

Размахнись рукой – бросок!

Прямо в цель летит снежок.

4. Равновесие.

Учитель предлагает детям проверить свою осанку. Упражнение может выполняться как сидя, так и стоя. Ребенок садиться прямо, распрямляет плечи, кладет себе на голову тетрадь или предмет. Стараясь удержать предмет на голове, считает до десяти.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ПЛОСКОСТОПИЯ.

Развитие стопы протекает достаточно интенсивно. Соотношения уплощенных и нормальных стоп зависит от пола и возраста. В младшем школьном возрасте плоские и уплощенные стопы встречаются в среднем у 30% мальчиков и 20% девочек, при этом уплощения левых стоп наблюдается чаще, чем правых. Взрослых всегда должны настораживать жалобы ребенка на боли в ногах при относительно небольших нагрузках, при ходьбе или стоянии. Для профилактики плоскостопия предлагаются упражнения, которые можно выполнять как сидя, так и стоя.

1. Массаж ступни.

Сидя на стульчике, вытянуть ноги, поставить ступню правой ноги на верхнюю треть левой голени и начать активно массировать. Поочередно выполнять массаж то одной, то другой ноги.

2. Поочередное поднимание носков и пяток.

3. Поочередное разведение носков и пяток.

4. На пляже.

Дети изображают, как они захватывают пальцами ног песок на пляже.

5. Нарисуй кружок.

Ребята выполняют круговые движения в одну и другую стороны большими пальцами ног.

6. Медвежонок.

Стоя. Ходьба на внешней стороне стопы, а затем на внутренней. Руки на пояс.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

При выполнении дыхательных упражнений следует обратить внимание на то, что ребенок в силу анатомических особенностей почти не может увеличить объем каждого отдельного вдоха, поэтому усиление газообмена обеспечивается значительным учащением дыхания. Физические упражнения, подвижные игры, дыхательные упражнения способствуют углублению дыхания, развитию и регуляции газообмена на более высоком уровне. Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке. Все упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке.

1. Чудо – нос.

После слов «задержу дыхание» дети выполняют вдох и задерживают дыхание.

Носиком дышу,

Дыши свободно,

Глубоко и тихо,

Как угодно.

Выполняю задание,

Задержу дыхание…

Раз, два, три, четыре –

Снова дышим:

Глубже, шире.

1. Паровоз.

Учитель предлагает сначала переводить дыхание после каждой строчки, затем через строчку и постепенно научиться говорить на выдохе.

Паровоз кричит: «Ду-ду-у-у!

Я иду, иду, иу!»

А колеса стучат,

А колеса говорят:

«Так-так, так-так.

Чуф-чуф, чуф-чуф.

Ш-ш-ш, у-у-у!

Приехали!»

2. Скороговорки музыкальные.

После глубокого вдоха поется слог, например, бе–бе- бе. Важно стараться петь на одном дыхании и делать вдох лишь тогда, когда воздух полностью закончиться.

3. Каша кипит.

Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово «пых». Повторить не менее 8 раз.

4. Ветерок.

Поднять голову вверх. Опустить голову на грудь, выдох (подул тихий ветерок).

Введение в структуру занятия физкультминуток, сочетающих различные упражнения, является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей. При этом не следует пренебрегать проведением утренней гимнастики до занятий. Из всех задач обучения, не менее важной является сохранить в процессе обучения здоровья детей. Принцип «Не навреди!» должен стать основополагающим в работе не только врачей, но и педагогов.

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольников «Дидактические игры как средство экологического воспитания дошкольников» Экологическое воспитание детей – современное направление педагогики,.

Традиционные народные праздники как средство воспитания Сценарий фольклорного осеннего праздника «Испекли мы каравай» для младшего дошкольного возраста. Входят дети и рассаживаются по местам.

Детский фольклор как средство эстетического воспитания У каждого народа своя национальная культура. В фольклоре люди с древнейших времён выражали свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека.

Игра как средство физического воспитания дошкольников Игра как средство физического воспитания дошкольников Игровая оздоровительная гимнастика после дневного сна (консультация для воспитателей.

Мини-музеи в ДОУ как средство патриотического воспитания На каждом возрастном этапе патриотическое воспитание имеет свои особенности. Патриотизм ребенка дошкольного возраста выражается в его потребности.

Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитанияМини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания Понятие «музейная педагогика», появившееся в начале 1980- х. гг. заимствовано из немецкой терминологии. Современная музейная педагогика.

Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания. Мини-музей в детском саду как форма патриотического взаимодействия с семьями воспитанников. В настоящее время большое значение приобретает.

Подвижная игра как средство физического воспитания дошкольников Подвижная игра как средство физического воспитания дошкольников Здоровье человека является сложнейшим феноменом, который исследуется разными.

Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей 4–5 лет Игры, как средство экологического воспитания Хотелось бы начать свое выступление словами В. Сухомлинского «Мир, окружающий ребёнка - это.

Спорт как средство воспитанияСпорт как средство воспитания Спорт становится средством воспитания тогда, когда он — любимое занятие каждого. В. Сухомлинский Жизнь в 21веке ставит перед нами много.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Физминутки как средство воспитания
Опубликовано: 23 февраля 2017 в 14:21
+32Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Физминутки как средство воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Марина Насибулина (УИ 844108) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 22.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД