Получи документы

Фольклор как средство формирования нравственных качеств у младших дошкольников

Татьяна Авдащенкова
Фольклор как средство формирования нравственных качеств у младших дошкольников

Фольклор как средство формирования нравственных качеств у младших дошкольников

Введение

Актуальность темы обусловлена следующим. Никогда ранее проблема духовного развития подрастающего поколения не стояла так остро, как сегодня. Системный кризис, охвативший наше общество, не был бы так опасен, если бы не усугублялся кризисом духа, кризисом воспитания. Возможно, что духовно-нравственный кризис обусловлен отрывом человека от своих национальных корней, удерживающих его в сфере традиционной «правильной» морали. Поэтому оптимальной линией развития образования сегодня, должна быть линия сохранения и обогащения национальной культуры. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

Публикация «Фольклор как средство формирования нравственных качеств у младших дошкольников» размещена в разделах

Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Поэтому важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Ведь именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. [36]

По мнению учёных, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребёнка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых общественных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.

С раннего возраста детей следует знакомить с культурой русского народа: традициями, обрядами, литературным, изобразительным, музыкальным наследием.

Фольклор – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка, это особенная область народного творчества.

Использование исторических песен или легенд, пословиц и загадок расширяет кругозор ребёнка, воспитывает его патриотические чувства, пробуждает интерес к истории, литературе, развивает речь, делая ее четкой, богатой и выразительной.

Проблема фольклора в русской детской литературе имеет огромное теоретическое и практическое значение, заслуживает глубокого и всестороннего исследования.

Существует особый вид устного народного поэтического творчества – это детский фольклор. Все произведения детского фольклора по их функциональной роли можно разделить на две группы: произведения, связанные с игровыми действиями (пестушки и потешки, жеребьевки, считалки, игровые приговорки и припевки); произведения, которые занимают детей своим словесным содержанием и исполняются независимо от игровых действий (колыбельные песни, заклички, молчанки, прибаутки, небылицы, скороговорки или частоговорки). Воспитание дошкольников осуществляется разными средствами. Одним из важнейших выступает родной язык, в обучении которому большое значение имеет ознакомление детей с произведениями устного народного творчества.

В отечественной дошкольной педагогике фольклор малых жанров как средство воспитания и обучения детей изучался многими исследователями, однако до сих пор значение произведений малых жанров устного народного творчества изучалось только в связи с развитием словесного творчества детей и других сторон речевого развития. Между тем, произведения малых жанров фольклора, как часть народного творчества в целом, обладают большими воспитательными возможностями, и могут выступать средством развития нравственных качеств личности. Развитию личностной активности ребенка, проявляющейся в его стремлении к самореализации, творчеству в продуктивной изобразительной деятельности, способствует устойчивый интерес и понимание устного народного творчества и его ценностей.

Объект исследования – нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования — фольклорный жанр как средство формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста.

Цель данной работы - изучить возможность использования фольклорных жанров в работе по формированию нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста.

«Ладушки – рассказушки»

Для реализации поставленных практических задач работы был определен метод-проект. Наиболее отвечающим возрастным особенностям детей младшего дошкольного возраста является тип проекта – ролево-игровой проект.

Ролево-игровой проект – проектная деятельность с элементами творческих игр, в которых дети входят в образ персонажей сказки, игр, фольклорных жанров, и реализуют в данной деятельности, поставленные воспитательно-образовательные и развивающие задачи.

Для детей младшего дошкольного возраста овладение нравственными категориями и позитивным поведение основываются, прежде всего, на эмоциональных реакциях и переживаниях. Ребенку сложно оценить себя, но легко оценить поступок образного героя. Основное содержание проекта реализуется через знакомство детей с фольклорными жанрами нравственного содержания, переживаний по данному содержанию и переноса полученных знаний в отобразительные сюжетные, ролевые и подвижные народные игры.

Данный опыт становится базой для овладения ребенком основами нравственного поведения и переноса этого поведения в повседневную жизнь.

Необходимо отметить, что сам факт объединения детей в коллектив сверстников при изучении и обыгрывании фольклора является первым социальным опытом для выработки позитивных форм общения среди детей.

План проекта «Ладушки-рассказушки».

Проблема: кто поступает хорошо, кто поступает плохо (на содержании фольклорных жанров).

Цель: формировать положительное отношение к хорошим поступкам, закреплять позитивное поведение детей в народных фольклорных играх и повседневном общении.

Задачи:

1. Знакомить детей с разнообразными фольклорными жанрами на занятиях и в повседневной жизни.

2. Развивать эмоциональный отклик детей на содержание фольклора посредством сюжетно-отобразительной игры и подвижных народных игр.

3. Формировать навыки позитивного общения в процессе организации народных фольклорных игр.

4. Поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение, высказываться на занятиях и в повседневной деятельности.

Продукт:

1. Тематический альбом, портфолио группы (в электронном и печатном материале).

2. Примерный план проведения занятий по ознакомлению с фольклорными жанрами детей 3-4 лет.

3. Картотека фольклорных произведений и народных игр с подробным описанием для детей младшего дошкольного возраста.

4. Методические рекомендации для воспитателей по проведению народных игр с нравственным содержанием в группе детей 3-4 лет.

Выход на новую проектную деятельность.

Реализация проекта «Любимые игрушки».

Публикации по теме:

«Фольклор как средство развития словесного творчества старших дошкольников» «Фольклор как средство развития словесного творчества старших дошкольников» Словесное творчество является одним из видов детского творчества,.

Сказка как средство формирования нравственных качеств у дошкольников В настоящее время увеличилось количество дошкольников, у которых отмечаются нарушения поведения в виде тревожности, гиперактивности. У современных.

Фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников Фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников Левина Н. М., Пихтерева Т. А., Федорова О. В. Муниципальное бюджетное дошкольное.

Фольклор как средство патриотического воспитания дошкольников в ДОУ СЛАЙД 2 Дмитрий Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный.

Краеведение, как средство формирования патриотических качеств личности детей дошкольного возраста 1 слайд: Краеведение, как средство формирования патриотических качеств личности детей дошкольного возраста 2 слайд: «Человеку никак нельзя.

Музыкальная деятельность, как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста Музыкальная деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста. Выступление.

Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников Видео Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей дошкольников «Русский народ не должен терять своего нравственного.

Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края, осознаётся современным общество в качестве жизненно-важной проблемы.

Произведения Н. Н. Носова как средство формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста Колодезная А. А Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад «Ласточка» Проблема воспитания.

Русская народная культура, как средство воспитания духовно — нравственных качеств дошкольников Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фольклор как средство формирования нравственных качеств у младших дошкольников
Опубликовано: 3 октября 2017 в 20:55
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД