Струкова Лариса Сергеевна
Фольклор в физическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Фольклор в физическом воспитании дошкольников
Струкова Лариса Сергеевна,
МАДОУ «Детский сад «Ивушка»
На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы дошкольного физического воспитания. Наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор, как сокровищница русского народа, находит свое применении в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной; он позволяет разнообразить и процесс физического воспитания путем нахождения новых форм развития двигательно-творческой инициативы детей.
Публикация «Фольклор в физическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
Фольклор можно использовать во всех формах работы с детьми по физическому воспитанию:
I. Фольклорные физкультурные занятия:
1) двигательно-творческие,
2) сюжетные,
3) театрализованные,
4) музыкально-ритмические,
5) игровые,
6) познавательные,
7) интегрированные.
II. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми:
1) Утренняя и оздоровительная гимнастика после сна в сочетании с фольклором,
2) ритмическая гимнастика в русском народном стиле,
3) физкультминутки на основе фольклора,
4) русские народные подвижные игры, игры-забавы, игры-аттракционы.
III. Активный отдых:
1) физкультурные досуги,
2) спортивные и фольклорные праздники,
3) дни здоровья.
IV. Работа с семьей:
1) консультации и семинары-практикумы для родителей,
2) просмотр родителями физкультурно-оздоровительных мероприятий в сочетании с фольклором,
3) совместное проведение с родителями и детьми фольклорных досугов, праздников.
Включение фольклора в процесс физического воспитания требует выполнения определенных условий:
1. Детям должны быть хорошо знакомы предложенные для выполнения физические упражнения: строевые, общеразвивающие, музыкально-ритмические и танцевальные, основные движения, подвижные игры. Также в соответствии с возрастными особенностями детей должен быть использован и фольклорный материал: потешки и прибаутки, загадки и сказки, считалки и скороговорки, русские народные песни и пляски.
2. Для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений при многократной повторяемости каждого движения.
3. Большое значение имеет яркое и образное выполнение движений детьми.
4. Педагог должен учитывать, с одной стороны, развивающий характер учебного материала, а с другой – колорит народности при передаче образного движения посредством фольклорного материала.
Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольных учреждениях являются физкультурные занятия. Мотивы выполнения активных действий детей на физкультурных занятиях разнообразны. У дошкольников преобладает мотив эмоциональной привлекательности. Польза от совершаемых детьми движений неизменно выше, если они выполняют их охотно и радостно. Благодаря упражнениям с названием (например, общеразвивающее упражнение «Колобок») дети представляют образ того или иного персонажа и стараются как можно лучше, выразительнее передать его. Образ также помогает качественнее выполнить основные движения. Например, ребенок идет твердым шагом – «волк идет», с гордой осанкой – «лиса – всему краса».
Физические упражнения в сочетании с фольклором в структуре занятия располагаются в определенном порядке, который обусловлен физиологическими и психологическими особенностями детского организма. Важно построить физкультурное занятие таким образом, чтобы подготовить детей к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются двигательные задачи.
В работе дошкольных учреждений рекомендуем использовать различные типы фольклорных физкультурных занятий.
1. Двигательно-творческие занятия, основанные на одном из видов устного народного творчества – потешках, загадках, сказках.
При выполнении упражнений можно предложить детям проговаривать слова знакомых потешек. Поэтому по возможности рекомендуем подбирать несложные, ритмичные потешки, в которых словами отражено или подразумевается определенное движение, действие. ,
Отгадав загадку про белку, дети с удовольствием и качественно выполняют прыжки на одной ноге с продвижением вперед.
При проведении основных движений рекомендуется использовать небольшие отрывки из сказок, например из русской народной сказки «Колобок».
«Колобок покатился по тропинке» - катание мячей двумя руками на расстояние 3,5 метра. Дети машут рукой вслед «колобку» «До свидания!»
«Катится, катится колобок, а навстречу ему медведь» - ползание на ладонях и ступнях.
На таких занятиях при проведении физических упражнений можно использовать 10-15 потешек или загадок «двигательного характера». Также на занятии можно задействовать сюжет одной или двух народных сказок. Чаще всего эти сказки о животных, например «Теремок, «Гуси-лебеди»», и волшебные сказки: «Царевна-лягушка» и др. В работе можно использовать и авторские сказки (С. Я. Маршак. «Кошкин дом», Г. -Х. Андерсен. «Снежная королева», дополняя их потешками или загадками.
2. Сюжетные физкультурные занятия с добавлением элементов фольклора. Эти занятия проводятся в форме «двигательного» рассказа или сказки. Так, например, в заключительной части физкультурного занятия «У бабуси были гуси» можно использовать ходьбу по кругу в сочетании с речитативом: гусь гуляет по дорожке, гусь играет на гармошке, и гордится гармонист: Я га-га-га-голосист!
3. Театрализованные физкультурные занятия с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр-драматизаций.
Имитация отличается эмоциональной насыщенностью. В ней более образно представляется определенная сторона движения. Легко, бесшумно «спрыгивают птички с ветки»; вперевалочку, широко расставляя ноги, идет «неуклюжий косолапый медведь»; весело, задорно, высоко поднимая ноги, шагает «петушок – золотой гребешок».
Во время выполнения мимических и пантомимических движений дети стараются передать путем выразительных движений мышц лица и всего тела образ определенного персонажа или изобразить его различное «душевное» состояние. Например, в движении дети могут изобразить горе зайчика, когда хитрая лиса обманом выгоняет его из избушки (русская народная сказка «Заюшкина изба»).
4. Музыкально-ритмические занятия, основанные на русских народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием русских песен и народных мелодий. Такие занятия рекомендуется проводить под музыкальное сопровождение. Например, при выполнении ходьбы на носках можно использовать пение русской народной песни «Во поле березонька стояла».
5. Игровые физкультурные занятия на основе русских народных подвижных игр. Такие занятия отличаются тем, что для решения задач каждой части подбираются русские народные подвижные игры и игровые упражнения с соответствующими движениями.
В работе можно использовать такие игры и игровые упражнения, как «Змейка», «Горелки», «Зайцы в лесу» и т. д.
Лучше всего проводить такие занятия, когда дети знают много народных игр, считалок и скороговорок. Например, занятия «Делу время – потехе час», «Богатырская наша сила» и др.
6. Познавательные занятия из серии «Забочусь о своем здоровье» с использованием элементов фольклора. На таких занятиях педагоги формируют элементарные знания и представления детей о значении физической культуры, знакомят их со строением тела человека, функциями различных органов, правилами гигиены, способствуют формированию потребности в здоровом образе жизни.
Включение фольклора как элемента занятия оживляет процесс обучения, делает его доступным детям дошкольного возраста. В качестве фольклорного материала можно использовать потешки и прибаутки, загадки, пословицы и поговорки. Например, «Здоровому все здорово», «Кто долго жует, тот долго живет», «Грязнулю всегда выручает (вода)».
7. Интегрированные физкультурные занятия. Эти занятия рекомендуют проводить с целью изучения необходимого материала. Интегрирование физических упражнений с элементами фольклора позволяет осуществить более качественное и прочное усвоение знаний, умений и навыков в области физического воспитания («Сердце и его работа», «Малыши-крепыши», «Сигналы тревоги» и т. д.).
С детьми также можно проводить и утреннюю гимнастику с использованием фольклорного материала. Например, «Потешки для малышей», «На лесной лужайке», «В гостях у бабушки-загадушки» и др.
Творчески используя фольклор как эмоционально-образное средство влияния на детей, педагог поддерживает их интерес к физической культуре посредством русских национальных традиций. Это вызывает у детей радость и удовольствие, желание заниматься физической культурой.