Получи документы

Фольклорные посиделки для детей школьного возраста «В горнице моей светло» (1 фото)

Юлия Корнейчук
Фольклорные посиделки для детей школьного возраста «В горнице моей светло»
▼ Скачать + Заказать документы

Фольклорные посиделки для детей школьного возраста «В горнице моей светло»

Сценарий фольклорных посиделок

«В горнице моей светло»

Ход мероприятия:

(Звучит фонограмма русской народной песни выходит ведущие, одетые в национальные костюмы.)

Ведущая1: Здравствуйте, люди добрые! Удалые молодцы да девицы красные!

Публикация «Фольклорные посиделки для детей школьного возраста „В горнице моей светло“» размещена в разделах

Ведущая2: Мы приглашаем вас вспомнить старину заветную, посиделки старо-русские! Гость в дом – хозяину радость.

Ведущая3: Какие добрые слова говорили наши далекие предки, не правда ли? А теперь так часто за событиями и за сутолокой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

Ведущая1: Прошлое – особая страна! В ней всё милей, и понятнее, ближе, и родней. И как жаль, что прошлое уходит всё дальше и дальше и многое забывается. Теперь уже никто из нас не знает значения некоторых слов. Как жаль, что забыты такие красивые слова: узорочье, матица, высокий терем, завалинка, посиделки…

Ведущая2: К счастью, ничто не проходит бесследно. Народная мудрость жива и всегда будет жить в народе.

Ведущая3:Нам повезло – мы жители села и многие традиции по крупинкам сохраняются и передаются из поколения в поколение.

Ведущая1: Всем ли видно?

Ведущая2:Всем ли слышно?

Ведущая3:Всем ли места хватило?

Ведущая1: Тогда мы начинаем.

Ведущая1: Давно это было: собирались вечерком в просторной горнице наши прадедушки и прабабушки, чтобы отдохнуть от своих забот. Сидели чай попивали и дела обсуждали, а бывало песню запоют, как пойдет песенка реченькой звонкой тут же удалой заводят хоровод, да потехи на всякий лад пруд приди, найдутся. Веселья много было на «посиделках» тех всегда и старым и молодым отрада.

Сегодня мы попробуем прикоснуться к далёкому прошлому русского народа. Давайте представим и воспроизведём некоторые картины далёкого прошлого.

Картина №1

Сцена оформлена в виде крестьянской избы. Две женщины сидят одна за прялкой, другая с пяльцой в руках вышивает.

Ведущая: Вечерком, когда окончены работы в поле и по дому, собираются женщины, девушки и парни в какой-нибудь крестьянской избе — и снова работа: кто прядёт, кто вывешивает, кто ткёт. и тихо запевают русскую народную песню.

Ведущая: Но какая работа без песни? А то и до пляски недалеко.

Девушка: (делаявид, что прядут) : Позолоченная прялица, мы прядём, а нитка тянется, мы прядём, а нитка тянется, нам работа наша нравится.

(запевают песню)

Ведущая1: На посиделки приходили и молодые замужние женщины, у которых уже были маленькие дети. Младенец ещё и «мама» сказать не умеет, а его уже укладывают спать под уютную колыбельную песню.

(Девушка качает люльку, поёт малышу колыбельную песню.)

Баю, баю, баю, бай!

Спи, малютка, засыпай.

А то серенький волчок тебя схватит за бочок.

Баю, бай, баю, бай,

Поскорее засыпай.

Ведущая1: Проснётся ребёнок, затекли руки-ноги – раньше туго заворачивали. Развернёт его мама и начинает поглаживать да приговативать.

(Девушка разворачивает куклу, поглаживает её и говорит).

Потягунюшки, подрастунюшки,

А в ножки ходунюшки, а в ручки хватунюшки,

А в роток говорок, а в головку разумок.

Ведущая1: Какие хорошие, ласковые слова, верно? И следит малыш глазами: где у него ножки, где роток. По-доброму как всё было, по-нашему, тепло… душевно…

Ведущая1:А ещё Русские красавицы рассказывали друг другу народные сказки.

(По очереди рассказывают любую одну волшебную сказку, другую - бытовую. Дети слушают сказки.)

Ведущая: А кто авторы этих сказок? Да, автора у этих сказок нет. Народные сказки не записывались, а сохранялись в памяти людей, передавались из уст в уста. Никто не знал имён их создателей. Поэтому мы и говорим, что творцом их был народ.

Ведущая1: Сказки не только слушали, но и определяли лучшего рассказчика.

(Проводится конкурс среди учащихся.)

В2:

Молодцы ребята, умеете сказки рассказывать. Как вы думаете, в старину, что самым главным считалось в избе? Самое главное место в избе занимает печь.

У хозяев гордость – печь!

Поведу о ней я речь!

Все готовится в печи

И хлеба, и калачи,

Каши и картошка

И баранья ножка!

Эй, ребята не зевайте, а загадки отгадайте?

Огонь горит,

Чугунок в печи стоит.

(Имя, выходи дружок,

Чем достанешь чугунок? (ухват)

В3: А вот мои загадки отгадайте.

- Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает? (веник)

- Что за черная, железная нога

В уголке стоит у печки … (кочерга)

В1: - Шипит, кипит, всем чай пить велит. (самовар)

В2: - А вот моя загадка.

- Девчонки деревянные,

Веселые, румяные.

Открывается игрушка,

А внутри сидит подружка.

Кто это? (Матрешка).

В1: Раньше в каждой избе за печкой жил домой. Домовой защищал от всего плохого дом, людей, животных, которые там жили. Он не любит ленивых. И сам помогает хозяйке заниматься домашней работой. У меня тоже есть помощник, зовут его Кузя. А показывается он только хорошим и добрым людям.

– А вы дружные ребята? (Да)

– Давайте позовем домовенка Кузю. (Выносит из угла у печки Кузю)

- Перепутались у хозяйки все клубочки, давайте поможем Кузе их собрать.

Игра: «Собери клубочки»

(Играют по 3 ребенка. В руку можно брать, только по 1 клубочку. Кто больше соберет)

В1: Видишь Кузя, какие ребята у нас ловкие.

Ведущая1: А ещё с давних времён наши предки сочиняли не только сказки, но и другие произведения.

Ведущая2: Какие?

( Учащиеся называют: пословицы, поговорки, скороговорки, прибаутки, считалки, загадки.)

Какие же посиделки без прибауток и небылиц? Они могут быть очень разными: то это песенки, то стихи, то коротенькие рассказики-разговоры, но главное - они всегда веселые.

Ведущая3: И в прибаутках, и в небылицах запрещалось только одно: сочинять их нескладёхами и неряхами. И звучать они должны красиво и запоминались чтоб легко.

(Ведущая1 раздаёт детям для прочтения прибаутки и небылицы.)

1: Шла торговка мимо рынка, споткнулась о корзинку

И упала в яму, бух, - проглотила сорок мух.

2: Бегал заяц по болоту, он искал себе работу.

До работы не дошел сам заплакал и пошел.

3: Чепуха-чепуха – это только враки,

Куры съели петуха - говорят собаки.

4 : Рано утром вечерком, поздно на рассвете

Баба ехала пешком в ситцевой карете.

Ведущая1: Желанными гостями на таких посиделках были и скороговорки. Вот тут и начиналось настоящее состязание! Для скороговорки важно, чтобы её произнесли нетолько как можно скорее, но и чисто и красиво. Ведь недаром народ дал скороговоркам ещё одно имя - чистоговорки. Итак, состязание начинается:

В2: Говорит попугай попугаю «Я тебя попугаю».

В3: Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.

Учитель: Друзья, а вы знаете скороговорки? Расскажите нам.

(раздается стук)

Входит цыганка.

Цыганка: Здравствуйте, дорогие мои. Увидела огонек, да и зашла.

Да вы, милые, не бойтесь меня.

С добром пришла, вам правду скажу,

О будущем расскажу.

В1: Заходи, заходи, коль с добром пришла,

Мы гостям все рады!

Цыганка подходит к детям и гадает по руке, например:

(1. Вижу, вырастешь ты большим, будешь хорошим врачом. Все тебя уважать будут.

(2. Цифра 5 – твоя спутница жизни! В дневнике лишь одни пятёрки! Родителю любят и поддерживают тебя! Молодей, так держать.

3. 2017 Год принесёт удачу в учёбе и новых друзей. Всегда улыбайся, и ты добъешься любых высот.

4. Возможно, в этом году ты получишь новые спортивные победы. Но помни, спорт – это хорошо, но не запускай учёбу.)

Цыганка: За вашу тепло и ласку вашу, я спляшу для вас, цыганский танец а вы друзья поддержите меня.

Цыганка: Хорошо у вас, тепло и весело, да надо мне идти.

До свидания. (уходит)

В2: Вижу, повеселее вам стало, а уж чтобы вас ещё сильнее развеселить, хочу вам спеть.

Я пойду да разойдуся

По зелёной по траве.

Заиграли гармонисты –

Всё волнуется во мне.

Друзья, а что я спела, частушку или песню?

Ответ: Частушку.

В2: Правильно. С песней частушку не спутаешь. Это коротенькие, плясовые песенки. В разных местах народ называл их по-разному: припевками, вертушками, коротушками, то есть скорой песенкой. Плясовые песни быстрого темпа исполняемые издавна в народе назывались «частыми». Вот так и появилось новое название этим плясовым песенкам – частушки. Частушки исполняли на гулянках, посиделках. Вот и я попрошу наших гостей повеселить нас частушками.

Исполняются Частушки

В3: Так и проходили посиделки – песня сменялась задорным танцем.

Пляской.

(Пляшут желающие.)

- Пели мы хорошо и хороводы водили.

В1: Засиделись мы, заигрались. Пора уж и расходиться. До новых встреч, заходите к нам на огонёк ещё. Всем спасибо.

Публикации по теме:

«Веснянка». Познавательная конкурсная программа для детей младшего школьного возраста /познавательная конкурсная программа для детей младшего школьного возраста/ Цель: закрепить знания о времени года весна, создание атмосферы.

Конспект занятия для детей младшего дошкольного возраста «Малые фольклорные формы» Тема: «Малые фольклорные формы». Цель: Познакомить детей с малыми фольклорными формами (загадками). Задачи: • Помочь детям понять, как правильно.

Конспект занятия в форме посиделок для детей школьного возраста «Матрешки» Конспект занятия для детей школьного возраста "Матрешки" (народные посиделки)Цель: Приобщение подрастающего поколения к русским народным.

Конспект занятия «Транспорт» для детей младшего школьного возраста (9–11 лет)Конспект занятия «Транспорт» для детей младшего школьного возраста (9–11 лет) Тема занятия: Транспорт. Цель: Познакомить с историей возникновения транспорта и видами транспорта. Изготовить модель автомобиля из картона.

Лэпбук «Транспорт» для детей младшего школьного возраста.Лэпбук «Транспорт» для детей младшего школьного возраста. Дидактическое пособие лэпбук «Транспорт» представляет собой картонную папку формата А4 и предназначен для взаимодействия педагога с детьми.

Фотоотчет о занятии для детей дошкольного и школьного возраста «Масленица»Фотоотчет о занятии для детей дошкольного и школьного возраста «Масленица» Слава саду вашему Слава дому сему Мира, счастья вам желаю И хозяев восхваляю! Много лет, здоровья вам: И большим и малышам. 11.

Праздничный концерт «От улыбки мамы радостно, светло» для детей 3–7 лет Звучит музыка, на центральной стене демонстрируется презентация с 8 марта. Входит ведущий. Ведущий: Примите наши поздравленья, В международный.

Сценарий совместного с родителями развлечения «Посиделки в Горнице всей семьёй» Посиделки в Горнице всей семьёй. Цель: приобщение родителей воспитанников к народным традициям семейного воспитания. Задачи: • Знакомить.

Конспект занятия «Валентинка — закладка для книг» для детей младшего школьного возрастаКонспект занятия «Валентинка — закладка для книг» для детей младшего школьного возраста Цель: Узнать историю праздника и изготовить валентинку - закладку для книг. Задачи: Обучающие задачи: - развить навыки работы с материалами.

Выставка «В Горнице моей светло…» Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. ВрубеляВыставка «В Горнице моей светло…» Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами впечатлениями о данной выставке, которую мне посчастливилось посетить. Выставка посвящена частному.

Автор публикации:
Фольклорные посиделки для детей школьного возраста «В горнице моей светло»
Опубликовано: 2 августа 2017 в 16:28
+52Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Фольклорные посиделки для детей школьного возраста «В горнице моей светло»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Корнейчук (УИ 1198954) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 20.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД