Юлия Корнейчук
Фольклорные посиделки для детей школьного возраста «В горнице моей светло»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий фольклорных посиделок
«В горнице моей светло»
Ход мероприятия:
(Звучит фонограмма русской народной песни выходит ведущие, одетые в национальные костюмы.)
Ведущая1: Здравствуйте, люди добрые! Удалые молодцы да девицы красные!
Публикация «Фольклорные посиделки для детей школьного возраста „В горнице моей светло“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Посиделки
- Фольклор. Сценарии фольклорных развлечений
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ведущая2: Мы приглашаем вас вспомнить старину заветную, посиделки старо-русские! Гость в дом – хозяину радость.
Ведущая3: Какие добрые слова говорили наши далекие предки, не правда ли? А теперь так часто за событиями и за сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.
Ведущая1: Прошлое – особая страна! В ней всё милей, и понятнее, ближе, и родней. И как жаль, что прошлое уходит всё дальше и дальше и многое забывается. Теперь уже никто из нас не знает значения некоторых слов. Как жаль, что забыты такие красивые слова: узорочье, матица, высокий терем, завалинка, посиделки…
Ведущая2: К счастью, ничто не проходит бесследно. Народная мудрость жива и всегда будет жить в народе.
Ведущая3:Нам повезло – мы жители села и многие традиции по крупинкам сохраняются и передаются из поколения в поколение.
Ведущая1: Всем ли видно?
Ведущая2:Всем ли слышно?
Ведущая3:Всем ли места хватило?
Ведущая1: Тогда мы начинаем.
Ведущая1: Давно это было: собирались вечерком в просторной горнице наши прадедушки и прабабушки, чтобы отдохнуть от своих забот. Сидели чай попивали и дела обсуждали, а бывало песню запоют, как пойдет песенка реченькой звонкой тут же удалой заводят хоровод, да потехи на всякий лад пруд приди, найдутся. Веселья много было на «посиделках» тех всегда и старым и молодым отрада.
Сегодня мы попробуем прикоснуться к далёкому прошлому русского народа. Давайте представим и воспроизведём некоторые картины далёкого прошлого.
Картина №1
Сцена оформлена в виде крестьянской избы. Две женщины сидят одна за прялкой, другая с пяльцой в руках вышивает.
Ведущая: Вечерком, когда окончены работы в поле и по дому, собираются женщины, девушки и парни в какой-нибудь крестьянской избе — и снова работа: кто прядёт, кто вывешивает, кто ткёт. и тихо запевают русскую народную песню.
Ведущая: Но какая работа без песни? А то и до пляски недалеко.
Девушка: (делаявид, что прядут) : Позолоченная прялица, мы прядём, а нитка тянется, мы прядём, а нитка тянется, нам работа наша нравится.
(запевают песню)
Ведущая1: На посиделки приходили и молодые замужние женщины, у которых уже были маленькие дети. Младенец ещё и «мама» сказать не умеет, а его уже укладывают спать под уютную колыбельную песню.
(Девушка качает люльку, поёт малышу колыбельную песню.)
Баю, баю, баю, бай!
Спи, малютка, засыпай.
А то серенький волчок тебя схватит за бочок.
Баю, бай, баю, бай,
Поскорее засыпай.
Ведущая1: Проснётся ребёнок, затекли руки-ноги – раньше туго заворачивали. Развернёт его мама и начинает поглаживать да приговативать.
(Девушка разворачивает куклу, поглаживает её и говорит).
Потягунюшки, подрастунюшки,
А в ножки ходунюшки, а в ручки хватунюшки,
А в роток говорок, а в головку разумок.
Ведущая1: Какие хорошие, ласковые слова, верно? И следит малыш глазами: где у него ножки, где роток. По-доброму как всё было, по-нашему, тепло… душевно…
Ведущая1:А ещё Русские красавицы рассказывали друг другу народные сказки.
(По очереди рассказывают любую одну волшебную сказку, другую - бытовую. Дети слушают сказки.)
Ведущая: А кто авторы этих сказок? Да, автора у этих сказок нет. Народные сказки не записывались, а сохранялись в памяти людей, передавались из уст в уста. Никто не знал имён их создателей. Поэтому мы и говорим, что творцом их был народ.
Ведущая1: Сказки не только слушали, но и определяли лучшего рассказчика.
(Проводится конкурс среди учащихся.)
В2:
Молодцы ребята, умеете сказки рассказывать. Как вы думаете, в старину, что самым главным считалось в избе? Самое главное место в избе занимает печь.
У хозяев гордость – печь!
Поведу о ней я речь!
Все готовится в печи
И хлеба, и калачи,
Каши и картошка
И баранья ножка!
Эй, ребята не зевайте, а загадки отгадайте?
Огонь горит,
Чугунок в печи стоит.
(Имя, выходи дружок,
Чем достанешь чугунок? (ухват)
В3: А вот мои загадки отгадайте.
- Он по горнице гуляет, пыль и мусор собирает? (веник)
- Что за черная, железная нога
В уголке стоит у печки … (кочерга)
В1: - Шипит, кипит, всем чай пить велит. (самовар)
В2: - А вот моя загадка.
- Девчонки деревянные,
Веселые, румяные.
Открывается игрушка,
А внутри сидит подружка.
Кто это? (Матрешка).
В1: Раньше в каждой избе за печкой жил домой. Домовой защищал от всего плохого дом, людей, животных, которые там жили. Он не любит ленивых. И сам помогает хозяйке заниматься домашней работой. У меня тоже есть помощник, зовут его Кузя. А показывается он только хорошим и добрым людям.
– А вы дружные ребята? (Да)
– Давайте позовем домовенка Кузю. (Выносит из угла у печки Кузю)
- Перепутались у хозяйки все клубочки, давайте поможем Кузе их собрать.
Игра: «Собери клубочки»
(Играют по 3 ребенка. В руку можно брать, только по 1 клубочку. Кто больше соберет)
В1: Видишь Кузя, какие ребята у нас ловкие.
Ведущая1: А ещё с давних времён наши предки сочиняли не только сказки, но и другие произведения.
Ведущая2: Какие?
( Учащиеся называют: пословицы, поговорки, скороговорки, прибаутки, считалки, загадки.)
Какие же посиделки без прибауток и небылиц? Они могут быть очень разными: то это песенки, то стихи, то коротенькие рассказики-разговоры, но главное - они всегда веселые.
Ведущая3: И в прибаутках, и в небылицах запрещалось только одно: сочинять их нескладёхами и неряхами. И звучать они должны красиво и запоминались чтоб легко.
(Ведущая1 раздаёт детям для прочтения прибаутки и небылицы.)
1: Шла торговка мимо рынка, споткнулась о корзинку
И упала в яму, бух, - проглотила сорок мух.
2: Бегал заяц по болоту, он искал себе работу.
До работы не дошел сам заплакал и пошел.
3: Чепуха-чепуха – это только враки,
Куры съели петуха - говорят собаки.
4 : Рано утром вечерком, поздно на рассвете
Баба ехала пешком в ситцевой карете.
Ведущая1: Желанными гостями на таких посиделках были и скороговорки. Вот тут и начиналось настоящее состязание! Для скороговорки важно, чтобы её произнесли нетолько как можно скорее, но и чисто и красиво. Ведь недаром народ дал скороговоркам ещё одно имя - чистоговорки. Итак, состязание начинается:
В2: Говорит попугай попугаю «Я тебя попугаю».
В3: Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
Учитель: Друзья, а вы знаете скороговорки? Расскажите нам.
(раздается стук)
Входит цыганка.
Цыганка: Здравствуйте, дорогие мои. Увидела огонек, да и зашла.
Да вы, милые, не бойтесь меня.
С добром пришла, вам правду скажу,
О будущем расскажу.
В1: Заходи, заходи, коль с добром пришла,
Мы гостям все рады!
Цыганка подходит к детям и гадает по руке, например:
(1. Вижу, вырастешь ты большим, будешь хорошим врачом. Все тебя уважать будут.
(2. Цифра 5 – твоя спутница жизни! В дневнике лишь одни пятёрки! Родителю любят и поддерживают тебя! Молодей, так держать.
3. 2017 Год принесёт удачу в учёбе и новых друзей. Всегда улыбайся, и ты добъешься любых высот.
4. Возможно, в этом году ты получишь новые спортивные победы. Но помни, спорт – это хорошо, но не запускай учёбу.)
Цыганка: За вашу тепло и ласку вашу, я спляшу для вас, цыганский танец а вы друзья поддержите меня.
Цыганка: Хорошо у вас, тепло и весело, да надо мне идти.
До свидания. (уходит)
В2: Вижу, повеселее вам стало, а уж чтобы вас ещё сильнее развеселить, хочу вам спеть.
Я пойду да разойдуся
По зелёной по траве.
Заиграли гармонисты –
Всё волнуется во мне.
Друзья, а что я спела, частушку или песню?
Ответ: Частушку.
В2: Правильно. С песней частушку не спутаешь. Это коротенькие, плясовые песенки. В разных местах народ называл их по-разному: припевками, вертушками, коротушками, то есть скорой песенкой. Плясовые песни быстрого темпа исполняемые издавна в народе назывались «частыми». Вот так и появилось новое название этим плясовым песенкам – частушки. Частушки исполняли на гулянках, посиделках. Вот и я попрошу наших гостей повеселить нас частушками.
Исполняются Частушки
В3: Так и проходили посиделки – песня сменялась задорным танцем.
Пляской.
(Пляшут желающие.)
- Пели мы хорошо и хороводы водили.
В1: Засиделись мы, заигрались. Пора уж и расходиться. До новых встреч, заходите к нам на огонёк ещё. Всем спасибо.