Приложение МААМ

Фонематические процессы и слуховое внимание. Тематический цикл «Игрушки»

Виолетта Попова
Фонематические процессы и слуховое внимание. Тематический цикл «Игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы

Фонематические процессы и слуховое внимание

Тематический цикл «Игрушки»

Раздел 1

Словарь по теме

Существительные: машина, кукла, самолёт, паровоз, коляска, пирамидка, матрёшка, пистолет, мяч, юла, посуда.

Прилагательные: красный, зелёный, синий, круглый, квадратный, овальная, меховая, гладкая, пластмассовая, резиновая, любимый, заводной, новый, старый, необычная, лёгкая, деревянная, твёрдая, шероховатая, мягкая.

Глаголы: играть, катать, строить, собирать, разбирать, кормить, одевать, бросать, мыть, стрелять, сидеть, лежит, плачет.

Раздел 2

Публикация «Фонематические процессы и слуховое внимание, Тематический цикл „Игрушки“» размещена в разделах

Художественное слово

Стихи

«Лошадка»

Я люблю свою лошадку,

причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик,

И верхом поеду в гости.

«Заводная машинка»

Совсем не нужен ей водитель.

Ключом её вы заведите-

Колёсики начнут крутиться,

Поставьте, и она помчится.

«Мячик»

С утра на лужайку бегу я с мячом,

Бегу, распеваю не знаю о чём…

А мячик, как солнце горит надо мной,

Потом повернётся другой стороной.

И станет зелёным, как травка весной.

Загадки

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (матрёшка)

Ростом мал, да удал-

От меня ускакал. (мяч)

Сам пустой, голос густой,

Дробь отбивает, шагать помогает. (барабан)

Лексико-грамматические игры т упражнения

Цель: дети должны усвоить обобщающее понятие «игрушки»; предназначение игрушек; как с ними обращаться; из чего они сделаны; классификацию игрушек по материалу.

«Мы игрушками играем»

Воспитатель раскладывает перед детьми игрушки в два ряда и произносит четверостишие:

Мы с игрушками играем,

Мы игрушки называем :

Неваляшка, мишка, гномик,

Пирамидка, кубик, домик.

Дети повторяют стихотворение вместе с воспитателем, заучивая наизусть.

«Назови картинку»

Воспитатель выставляет на доске 7-10 картинок с изображением игрушек, называет их и просит детей повторить название.

«Игрушки-малютки»

Формирование навыка образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса: кукла-куколка, машина-машинка.

«Один – много»

Воспитатель обращается к каждому ребё нку: «У тебя один гномик, а в магазине много (гномиков) и т. д.

«Четвёртый лишний»

Воспитатель выставляет на стол ряд предметов: мяч, юлу, куклу, нож. Затем просит найти предмет, который не подходит ко всем остальным.

«Назови какая»

Воспитатель говорит: «Игрушка из резины – резиновая».

Дальше отвечают дети.

Из железа -…

Из меха - …

Из дерева - …

Из пластмассы - …

Раздел 3

Развитие связной речи

Рассказы по теме «Игрушки»

План рассказа:

1. название игрушки.

2. описание игрушки.

3. из чего она сделана.

4. как с ней играть.

5. как игрушка к тебе попала.

6. чем она тебе нравится.

7. какой подарок ты бы хотел получить на день рождения.

«Кубик о кубик» Я. Тайц Пересказ

Взрослый читает рассказ и одновременно строит башню из кубиков. Затем, используя кубики, повторяет этот рассказ вместе с детьми:

«Маша ставит кубик на кубик, кубик на кубик, кубик на кубик. Построила высокую башню. Прибежал Миша:

-Дай башню!

-Не дам!

Дай хоть кубик!

Один кубик возьми!

Миша протянул руку и – хвать самый нижний кубик. И вмиг – трах-тара-рах! Вся Машина башня раз-ва-ли-лась!

Раздел 4

Игры на развитие психически-познавательных процессов

«Собери пирамидку»

«Мячи для котят» - лепка из пластилина.

«Что спряталось в комочке?» - разглаживание бумажных комочков с натуральным изображением игрушек.

• Рисуем на песке большие и маленькие предметы (мяч, шар, кубик, кирпич).

«Определи на ощупь»

«Сухой бассейн»

«Разрезанные игрушки» - собрать картинки игрушек из 4-6 частей.

Раздел 5

Закрепление лексико-грамматических средств языка в ходе режимных моментов

«Оживи игрушки» музыкальное развлечение.

Сидели на полке (присаживаются, руки на поясе,

Стояли на полке (выпрямляются, руки на поясе,

Слоны и верблюды (изображают руками хобот, наклоном – горб,

Собаки и волки («коготки» вперёд на сильные доли такта,

Пушистые кошки (плавные движения лапок,

Губные гармошки (изображаем игру на губной гармошке,

И утки, и дудки (изображаем руками клювы, игру на дудочке,

И куклы-матрёшки (кружатся в танце).

«Шарик» подвижная игра

Дети раздувают шарик, поднимают руки, делая вдохи через нос и выдохи через рот с шипением ш-ш-ш. Руками изображают большой шар. Бегут легко на носочках с поднятым вверх шаром, поют:

Полетел наш шарик, шарик голубой,

Побежали за шариком, за шариком гурьбой,

Только, шарик, далеко не улетай, не улетай!

С нами ты побудь и поиграй, и поиграй…

«Погремушка» физминутка

Поиграем мы немножко,

Мы похлопаем в ладошки.

Хлоп, хлоп, хлоп!

Хлоп, хлоп, хлоп!

Ножки тоже мы погреем,

Мы потопаем скорее.

Топ, топ, топ!

Топ, топ, топ!

«Танюшины игрушки» пальчиковая игра

У нашей Танюшки живые игрушки :

Котёнок-милёнок, щенок-лопоушка,

И мышка смешная по кличке Норушка.

(сжать пальцы в кулак и поочерёдно разгибать, начиная с большого)

Гладит Танюшка щенка-лопоушку,

Щекочет милёнка за ушком,

А мышка Норушка грустит за подушкой.

(одной затем другой рукой сделать расслабляющие движения для пальцев)

Не видит хозяйка, что мышка норушка

Давно уж доела ватрушку и ждёт когда крошки от пышки

Достанутся маленькой мышке.

(поставить локоть на стол, пальцы сложить щепоткой, ритмично наклонять кисть руки в низ. Имитировать сбор крошек с поверхности стола).

Утренняя гимнастика

«Мячики»

Прыжки на месте, чередуя с ходьбой.

«Погремушки»

Поднимать руки с погремушками снизу вверх через стороны; потрясти погремушками и опустить через стороны вниз, сказать «Динь-динь-динь»

«Шарик»

Лёжа на спине, руки подвести к животу, ноги согнуть в коленях – «стать круглым, как шарик», снова лечь на спину.

«Кораблик» артикуляционная гимнастика

Взрослый и ребёнок делают бумажный кораблик. Опускают его на воду. Взрослый объясняет, что для того, чтобы кораблик двигался, нужно дуть плавно и длительно. Ребёнок двигает кораблик с помощью сильного выдоха. Заканчивая игру, ребё нок и взрослый вместе поют:

Ветер, ветерок натяни паруса!

Кораблик гони до Волги - реки!

«Моя любимая игрушка» дидактическая игра

Цель: обогатить словарный запас;

Научить детей определять предмет по называнию его составных частей.

Дети выбирают, какую игрушку будут описывать, не показывая её, и рассказывают о ней. Остальные дети должны отгадать.

«Больница для игрушек» сюжетно-ролевая игра

Оборудование: поломанные игрушки.

Ход игры: дети разбирают поломанные игрушки и идут с ними к «доктору» :

«У меня мишка без уха», «У меня кукла без руки» и т. д.

Раздел 7

Рекомендации родителям по закреплению темы в домашних условиях

Задание 1

Родителям рекомендуется:

• Рассмотреть с ребёнком несколько игрушек;

• Определить материал, из которого они сделаны;

• Отметить внешние признаки игрушки : форма, цвет, качество;

• Провести с ребёнком беседу о бережном обращении с игрушками;

• В качестве экскурсии сводить ребёнка в магазин игрушек.

Задание 2

Выучить с ребёнком стихотворение А. Барто 2Игрушки»

Задание 3

Дидактическая игра «Узнай свои игрушки на ощупь»

Ребёнку предлагается закрытыми глазами ощупать любую игрушку и назвать её.

Задание 4

Дидактическая игра «Назови ласково»

Словообразование с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса: мяч – мячик.

Задание 5

Подобрать действия к предмету: мяч летит, прыгает, катается, скачет.

Задание 6

Пальчиковая игра «Заводные машинки»

Играющие сцепляют пальцы в замок (все кроме больших) и превращаются в заводные машинки. Ключ в руках ведущего. Он «заводит» машину тремя поворотами ключа. Вдох – и машины трогается с места, со звуком «ж-ж-ж»! Большие пальцы начинают крутиться друг вокруг друга, всё быстрее и быстрее, пока не закончится завод (пока хватает дыхания).

Публикации по теме:

Игра «В гостях у гнома»Игра «В гостях у гнома» Игра формирует лексико-грамматический строй речи, развивает фонетико-фонематические представления и слоговую структуру слова, связную речь.

Рекомендации по составлению рабочих программ. Часть 3: тематический план Тематический план. По желанию педагога можно составить перспективно-тематический или календарно-тематический план. 1. Раскрывается последовательность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Фонематические процессы и слуховое внимание. Тематический цикл «Игрушки»
Опубликовано: 18 сентября 2013 в 13:47
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Фонематические процессы и слуховое внимание. Тематический цикл «Игрушки»» (включая файлы) размещена пользователем Виолетта Попова (УИ 129577) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД