Виолетта Попова
Фонематические процессы и слуховое внимание. Тематический цикл «Игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Фонематические процессы и слуховое внимание
Тематический цикл «Игрушки»
Раздел 1
Словарь по теме
Существительные: машина, кукла, самолёт, паровоз, коляска, пирамидка, матрёшка, пистолет, мяч, юла, посуда.
Прилагательные: красный, зелёный, синий, круглый, квадратный, овальная, меховая, гладкая, пластмассовая, резиновая, любимый, заводной, новый, старый, необычная, лёгкая, деревянная, твёрдая, шероховатая, мягкая.
Глаголы: играть, катать, строить, собирать, разбирать, кормить, одевать, бросать, мыть, стрелять, сидеть, лежит, плачет.
Раздел 2
Публикация «Фонематические процессы и слуховое внимание, Тематический цикл „Игрушки“» размещена в разделах
- Игрушки
- Игры на развитие внимания
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
Художественное слово
Стихи
«Лошадка»
Я люблю свою лошадку,
причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик,
И верхом поеду в гости.
«Заводная машинка»
Совсем не нужен ей водитель.
Ключом её вы заведите-
Колёсики начнут крутиться,
Поставьте, и она помчится.
«Мячик»
С утра на лужайку бегу я с мячом,
Бегу, распеваю не знаю о чём…
А мячик, как солнце горит надо мной,
Потом повернётся другой стороной.
И станет зелёным, как травка весной.
Загадки
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (матрёшка)
Ростом мал, да удал-
От меня ускакал. (мяч)
Сам пустой, голос густой,
Дробь отбивает, шагать помогает. (барабан)
Лексико-грамматические игры т упражнения
Цель: дети должны усвоить обобщающее понятие «игрушки»; предназначение игрушек; как с ними обращаться; из чего они сделаны; классификацию игрушек по материалу.
«Мы игрушками играем»
Воспитатель раскладывает перед детьми игрушки в два ряда и произносит четверостишие:
Мы с игрушками играем,
Мы игрушки называем :
Неваляшка, мишка, гномик,
Пирамидка, кубик, домик.
Дети повторяют стихотворение вместе с воспитателем, заучивая наизусть.
«Назови картинку»
Воспитатель выставляет на доске 7-10 картинок с изображением игрушек, называет их и просит детей повторить название.
«Игрушки-малютки»
Формирование навыка образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса: кукла-куколка, машина-машинка.
«Один – много»
Воспитатель обращается к каждому ребё нку: «У тебя один гномик, а в магазине много (гномиков) и т. д.
«Четвёртый лишний»
Воспитатель выставляет на стол ряд предметов: мяч, юлу, куклу, нож. Затем просит найти предмет, который не подходит ко всем остальным.
«Назови какая»
Воспитатель говорит: «Игрушка из резины – резиновая».
Дальше отвечают дети.
Из железа -…
Из меха - …
Из дерева - …
Из пластмассы - …
Раздел 3
Рассказы по теме «Игрушки»
План рассказа:
1. название игрушки.
2. описание игрушки.
3. из чего она сделана.
4. как с ней играть.
5. как игрушка к тебе попала.
6. чем она тебе нравится.
7. какой подарок ты бы хотел получить на день рождения.
«Кубик о кубик» Я. Тайц Пересказ
Взрослый читает рассказ и одновременно строит башню из кубиков. Затем, используя кубики, повторяет этот рассказ вместе с детьми:
«Маша ставит кубик на кубик, кубик на кубик, кубик на кубик. Построила высокую башню. Прибежал Миша:
-Дай башню!
-Не дам!
Дай хоть кубик!
Один кубик возьми!
Миша протянул руку и – хвать самый нижний кубик. И вмиг – трах-тара-рах! Вся Машина башня раз-ва-ли-лась!
Раздел 4
Игры на развитие психически-познавательных процессов
• «Собери пирамидку»
• «Мячи для котят» - лепка из пластилина.
• «Что спряталось в комочке?» - разглаживание бумажных комочков с натуральным изображением игрушек.
• Рисуем на песке большие и маленькие предметы (мяч, шар, кубик, кирпич).
• «Определи на ощупь»
• «Сухой бассейн»
• «Разрезанные игрушки» - собрать картинки игрушек из 4-6 частей.
Раздел 5
Закрепление лексико-грамматических средств языка в ходе режимных моментов
«Оживи игрушки» музыкальное развлечение.
Сидели на полке (присаживаются, руки на поясе,
Стояли на полке (выпрямляются, руки на поясе,
Слоны и верблюды (изображают руками хобот, наклоном – горб,
Собаки и волки («коготки» вперёд на сильные доли такта,
Пушистые кошки (плавные движения лапок,
Губные гармошки (изображаем игру на губной гармошке,
И утки, и дудки (изображаем руками клювы, игру на дудочке,
И куклы-матрёшки (кружатся в танце).
«Шарик» подвижная игра
Дети раздувают шарик, поднимают руки, делая вдохи через нос и выдохи через рот с шипением ш-ш-ш. Руками изображают большой шар. Бегут легко на носочках с поднятым вверх шаром, поют:
Полетел наш шарик, шарик голубой,
Побежали за шариком, за шариком гурьбой,
Только, шарик, далеко не улетай, не улетай!
С нами ты побудь и поиграй, и поиграй…
«Погремушка» физминутка
Поиграем мы немножко,
Мы похлопаем в ладошки.
Хлоп, хлоп, хлоп!
Хлоп, хлоп, хлоп!
Ножки тоже мы погреем,
Мы потопаем скорее.
Топ, топ, топ!
Топ, топ, топ!
«Танюшины игрушки» пальчиковая игра
У нашей Танюшки живые игрушки :
Котёнок-милёнок, щенок-лопоушка,
И мышка смешная по кличке Норушка.
(сжать пальцы в кулак и поочерёдно разгибать, начиная с большого)
Гладит Танюшка щенка-лопоушку,
Щекочет милёнка за ушком,
А мышка Норушка грустит за подушкой.
(одной затем другой рукой сделать расслабляющие движения для пальцев)
Не видит хозяйка, что мышка норушка
Давно уж доела ватрушку и ждёт когда крошки от пышки
Достанутся маленькой мышке.
(поставить локоть на стол, пальцы сложить щепоткой, ритмично наклонять кисть руки в низ. Имитировать сбор крошек с поверхности стола).
Утренняя гимнастика
«Мячики»
Прыжки на месте, чередуя с ходьбой.
«Погремушки»
Поднимать руки с погремушками снизу вверх через стороны; потрясти погремушками и опустить через стороны вниз, сказать «Динь-динь-динь»
«Шарик»
Лёжа на спине, руки подвести к животу, ноги согнуть в коленях – «стать круглым, как шарик», снова лечь на спину.
«Кораблик» артикуляционная гимнастика
Взрослый и ребёнок делают бумажный кораблик. Опускают его на воду. Взрослый объясняет, что для того, чтобы кораблик двигался, нужно дуть плавно и длительно. Ребёнок двигает кораблик с помощью сильного выдоха. Заканчивая игру, ребё нок и взрослый вместе поют:
Ветер, ветерок натяни паруса!
Кораблик гони до Волги - реки!
«Моя любимая игрушка» дидактическая игра
Цель: обогатить словарный запас;
Научить детей определять предмет по называнию его составных частей.
Дети выбирают, какую игрушку будут описывать, не показывая её, и рассказывают о ней. Остальные дети должны отгадать.
«Больница для игрушек» сюжетно-ролевая игра
Оборудование: поломанные игрушки.
Ход игры: дети разбирают поломанные игрушки и идут с ними к «доктору» :
«У меня мишка без уха», «У меня кукла без руки» и т. д.
Раздел 7
Рекомендации родителям по закреплению темы в домашних условиях
Задание 1
Родителям рекомендуется:
• Рассмотреть с ребёнком несколько игрушек;
• Определить материал, из которого они сделаны;
• Отметить внешние признаки игрушки : форма, цвет, качество;
• Провести с ребёнком беседу о бережном обращении с игрушками;
• В качестве экскурсии сводить ребёнка в магазин игрушек.
Задание 2
Выучить с ребёнком стихотворение А. Барто 2Игрушки»
Задание 3
Дидактическая игра «Узнай свои игрушки на ощупь»
Ребёнку предлагается закрытыми глазами ощупать любую игрушку и назвать её.
Задание 4
Дидактическая игра «Назови ласково»
Словообразование с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса: мяч – мячик.
Задание 5
Подобрать действия к предмету: мяч летит, прыгает, катается, скачет.
Задание 6
Пальчиковая игра «Заводные машинки»
Играющие сцепляют пальцы в замок (все кроме больших) и превращаются в заводные машинки. Ключ в руках ведущего. Он «заводит» машину тремя поворотами ключа. Вдох – и машины трогается с места, со звуком «ж-ж-ж»! Большие пальцы начинают крутиться друг вокруг друга, всё быстрее и быстрее, пока не закончится завод (пока хватает дыхания).