Фонематическое восприятие

Ольга Кряж
Фонематическое восприятие

Фонематическое восприятие – это способность к восприятию звуковой стороны речи, фонем, умение различать звуки речи и их последовательность в словах. В его основе лежит фонематический слух, позволяющий выделять, идентифицировать и дифференцировать звуки речи по их отношению к звуковым эталонам – фонемам (А. Н. Гвоздев, Н. И. Жинкин, Н. Х. Швачкин). Для того чтобы распознать фонему, необходимо различать её отличные от других звуковые признаки. Так, согласные звуки дифференцируются по пяти признакам:

• наличию или отсутствию вибрации голосовых складок;

• способу артикуляции;

• месту артикуляции;

• наличию или отсутствию дополнительного подъёма спинки языка к твёрдому нёбу;

• месту резонирования.

Нарушения восприятия хотя бы одного из признаков приводит к неспособности идентифицировать словоформы (Г. В. Чиркина). Таким образом, фонематический слух контролирует собственное произношение и произношение окружающих.

Восприятие звуковой речи и их произношение – два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса, уточняющих и дополняющих друг друга. Следовательно, коррекционное обучение должно быть направлено не только на преодоление дефектов звукопроизношения и голоса, но и на развитие фонематического слуха и дифференциацию фонем для создания внешней обратной связи и использования её для нормализации фонетической стороны речи.

Дидактическая игра «За покупками» предоставляет следующие возможности:

• привлечь внимание ребёнка к звучанию слова;

• автоматизировать поставленный ребёнку звук на материале слов, словосочетаний и предложений, а параллельно учить правильно называть и согласовывать существительные с количественными числительными в пределах девяти, активизировать и пополнять пассивный и активный словарь;

• дифференцировать звуки ([С-Ш], [Ж-З], [Л-Р], [Ч-Щ-Ц], [Ж-Ш-Ч-Щ], [С-З-Ц]).

• закрепить у детей некоторые обобщающие понятия;

• осваивать операции анализа и синтеза;

• развивать простейшие мыслительные операции;

• формировать зрительную, тактильную, слуховую память.

Игра состоит из 8 тематических страниц с картинками: отдел «Игрушки», отдел «Продукты», отдел «Одежда», отдел «Посуда». На каждой странице картинки подобраны так, чтобы в каждом слове был один из оппозиционных звуков. Есть несколько картинок, где оппозиционные звуки встречаются в одном слове. Есть «лишние» картинки, в которых нет изучаемых звуков или слово не относится к теме.

Заложенный в пособии принцип дидактизма позволит ребёнку самостоятельно оценивать правильность своих действий.

Актуальность:

Основные достоинства дидактической игры «За покупками» заключаются в следующем:

• Очень красочная, привлекательная и абсолютно безопасная;

• Игру можно использовать как часть какого – либо занятия или как самостоятельное занятие;

• Игры-занятия можно проводить как индивидуально, так и с небольшой подгруппой детей;

• Пособий по дифференциации оппозиционных звуков разработано очень мало;

• Дидактическая игра «За покупками» может быть рекомендована для работы на логопедических занятиях и дома.

Примерный ход игры – занятия по автоматизации звука «Ш».

Ребёнку предлагается быть героем игры самому или выбрать девочку, в имени которой есть автоматизируемый звук, и оправиться в магазин.

1. Назвать обобщающее слово – название отдела магазина.

2. «Купить» только те предметы, в названии которых есть автоматизируемый звук.

3. Описать «купленный» предмет, подбирая соответствующие прилагательные, «купить» два и более соответствующих предмета (для этого в игре есть дополнительные карточки с цифрами).

4. При работе с темой «Посуда» разобрать значения таких слов, как сахарница. Солонка и т. д. В отделе «Одежда» разобрать значение таких слов, как чалма, фуражка и т. д.

5. Назвать «лишние» картинки, которые не соответствуют теме.

Примерный ход игры – занятия по дифференциации звуков «Ш» - «С».

Ребёнку так же предлагается быть героем игры самому или выбрать девочек, в именах которых есть дифференцируемые звуки, и оправиться в магазин.

1. Назвать обобщающее слово – название отдела магазина.

2. Предложить купить Маше все предметы со звуком «Ш», а Соне – со звуком «С».

3. Назвать, какие предметы не купит никто или могут купить обе девочки и почему.

4. Итогом игры может быть рассказ ребёнка о том, что ему хотелось купить на самом деле и почему.

Исходя из реальных возможностей ребёнка, количество заданий можно сократить или упростить, или же, наоборот, немного усложнить.

Публикации по теме:

Средства наглядности и восприятие их слепыми детьми Особенности наглядного обучения в специальных школах: В общей педагогике и психологии большое место уделяется изучению вопросов наглядного.

Дидактическая игра «Найди пару» — тактильное восприятиеДидактическая игра «Найди пару» — тактильное восприятие Цель: развитие тактильной чувствительности. Задачи: -совершенствовать умение находить схожие объекты на ощупь -развивать мелкую моторику.

Консультация для родителей «Фонематическое восприятие. Фонематический слух. А что это такое?» Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок чисто разговаривал, быстро научился читать и писать без ошибок, одним словом, без проблем.

Фонетико-фонематическое занятие в средней группе «Звук [П] и [Б]» Тема: Звук [П] и [Б] Задачи: Коррекционно-образовательные: Учить дифференцировать П и Б в изолированном произношении, в прямых и обратных.

Игра и установка на восприятие художественного произведения у дошкольника. Давно подмечена парадоксальность эстетического, художественного восприятия. Оно предъявляет к произведениям одновременно противоположные.

Игры, развивающие целенаправленное восприятие цвета Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Кемеровской области Новокузнецкий детский клинический психоневрологический санаторий.

Восприятие художественной литературы: основные методы и приемы работы Наиболее распространенными методами работы с художественной литературой являются словесные методы, такие как: Чтение произведения детской.

Восприятие художественной литературы в старшей группе 1 неделя: «Как на тоненький ледок», «Николенька- Гусачок»,»Уж я колышки тешу», «Как у бабушки козел», «Ты мороз, мороз, мороз». 2 неделя:.

Восприятие художественной литературы во второй младшей группе Сентябрь 1неделя 1. Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского 2. Поэзия. К. Бальмонт. «Осень» 3. Проза. К. Ушинский. «Петушок с семьей» 4. Поэзия. Е.

Восприятие музыкального искусства детьми дошкольного возраста Министерство образования науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Фонематическое восприятие
Опубликовано: 16 октября 2016 в 09:14
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «Однажды на прогулке»
Здравствуйте дорогие коллеги, друзья и гости моей странички! Сегодня я хочу рассказать вам о случае, который произошёл с нами на прогулке. Мы живём в...
Фотоотчет «Встречаем Новый год»
Новый год - самый таинственный и чудесный праздник, любимый не только для детей, но и для взрослых. Это то волшебное время, когда искристый снег превращает...
Конспект ООД по лепке для детей первой младшей группы «Угощение для мишки»
Программные задачи: - воспитывать чувства сопереживания и желание помочь, - воспитывать интерес к процессу лепки - закреплять умение раскатывать...
Фотоотчёт о досуге совместно с родителями ДОУ «Рождественские колядки»
Наша цель возрождать русские традиции совместно с родителями. У нас в ДОУ прошли Рождественские колядки. В досуге принимали участие родители всех возрастных...
Справка по результатам персонального контроля воспитателя ДОУ «Речевое развитие...
План-задание Тема: «Речевое развитие дошкольников» Цель: построение эффективной работы с дошкольниками по развитию речи. Основание проверки: план работы...