Лучший педагог года

Фонематическое восприятие

Ольга Кряж
Фонематическое восприятие

Фонематическое восприятие – это способность к восприятию звуковой стороны речи, фонем, умение различать звуки речи и их последовательность в словах. В его основе лежит фонематический слух, позволяющий выделять, идентифицировать и дифференцировать звуки речи по их отношению к звуковым эталонам – фонемам (А. Н. Гвоздев, Н. И. Жинкин, Н. Х. Швачкин). Для того чтобы распознать фонему, необходимо различать её отличные от других звуковые признаки. Так, согласные звуки дифференцируются по пяти признакам:

• наличию или отсутствию вибрации голосовых складок;

Публикация «Фонематическое восприятие» размещена в разделах

• способу артикуляции;

• месту артикуляции;

• наличию или отсутствию дополнительного подъёма спинки языка к твёрдому нёбу;

• месту резонирования.

Нарушения восприятия хотя бы одного из признаков приводит к неспособности идентифицировать словоформы (Г. В. Чиркина). Таким образом, фонематический слух контролирует собственное произношение и произношение окружающих.

Восприятие звуковой речи и их произношение – два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса, уточняющих и дополняющих друг друга. Следовательно, коррекционное обучение должно быть направлено не только на преодоление дефектов звукопроизношения и голоса, но и на развитие фонематического слуха и дифференциацию фонем для создания внешней обратной связи и использования её для нормализации фонетической стороны речи.

Дидактическая игра «За покупками» предоставляет следующие возможности:

• привлечь внимание ребёнка к звучанию слова;

• автоматизировать поставленный ребёнку звук на материале слов, словосочетаний и предложений, а параллельно учить правильно называть и согласовывать существительные с количественными числительными в пределах девяти, активизировать и пополнять пассивный и активный словарь;

• дифференцировать звуки ([С-Ш], [Ж-З], [Л-Р], [Ч-Щ-Ц], [Ж-Ш-Ч-Щ], [С-З-Ц]).

• закрепить у детей некоторые обобщающие понятия;

• осваивать операции анализа и синтеза;

развивать простейшие мыслительные операции;

• формировать зрительную, тактильную, слуховую память.

Игра состоит из 8 тематических страниц с картинками: отдел «Игрушки», отдел «Продукты», отдел «Одежда», отдел «Посуда». На каждой странице картинки подобраны так, чтобы в каждом слове был один из оппозиционных звуков. Есть несколько картинок, где оппозиционные звуки встречаются в одном слове. Есть «лишние» картинки, в которых нет изучаемых звуков или слово не относится к теме.

Заложенный в пособии принцип дидактизма позволит ребёнку самостоятельно оценивать правильность своих действий.

Актуальность:

Основные достоинства дидактической игры «За покупками» заключаются в следующем:

• Очень красочная, привлекательная и абсолютно безопасная;

• Игру можно использовать как часть какого – либо занятия или как самостоятельное занятие;

• Игры-занятия можно проводить как индивидуально, так и с небольшой подгруппой детей;

• Пособий по дифференциации оппозиционных звуков разработано очень мало;

• Дидактическая игра «За покупками» может быть рекомендована для работы на логопедических занятиях и дома.

Примерный ход игры – занятия по автоматизации звука «Ш».

Ребёнку предлагается быть героем игры самому или выбрать девочку, в имени которой есть автоматизируемый звук, и оправиться в магазин.

1. Назвать обобщающее слово – название отдела магазина.

2. «Купить» только те предметы, в названии которых есть автоматизируемый звук.

3. Описать «купленный» предмет, подбирая соответствующие прилагательные, «купить» два и более соответствующих предмета (для этого в игре есть дополнительные карточки с цифрами).

4. При работе с темой «Посуда» разобрать значения таких слов, как сахарница. Солонка и т. д. В отделе «Одежда» разобрать значение таких слов, как чалма, фуражка и т. д.

5. Назвать «лишние» картинки, которые не соответствуют теме.

Примерный ход игры – занятия по дифференциации звуков «Ш» - «С».

Ребёнку так же предлагается быть героем игры самому или выбрать девочек, в именах которых есть дифференцируемые звуки, и оправиться в магазин.

1. Назвать обобщающее слово – название отдела магазина.

2. Предложить купить Маше все предметы со звуком «Ш», а Соне – со звуком «С».

3. Назвать, какие предметы не купит никто или могут купить обе девочки и почему.

4. Итогом игры может быть рассказ ребёнка о том, что ему хотелось купить на самом деле и почему.

Исходя из реальных возможностей ребёнка, количество заданий можно сократить или упростить, или же, наоборот, немного усложнить.

Публикации по теме:

Средства наглядности и восприятие их слепыми детьми Особенности наглядного обучения в специальных школах: В общей педагогике и психологии большое место уделяется изучению вопросов наглядного.

Дидактическая игра «Найди пару» — тактильное восприятиеДидактическая игра «Найди пару» — тактильное восприятие Цель: развитие тактильной чувствительности. Задачи: -совершенствовать умение находить схожие объекты на ощупь -развивать мелкую моторику.

Консультация для родителей «Фонематическое восприятие. Фонематический слух. А что это такое?» Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок чисто разговаривал, быстро научился читать и писать без ошибок, одним словом, без проблем.

Фонетико-фонематическое занятие в средней группе «Звук [П] и [Б]» Тема: Звук [П] и [Б] Задачи: Коррекционно-образовательные: Учить дифференцировать П и Б в изолированном произношении, в прямых и обратных.

Игра и установка на восприятие художественного произведения у дошкольника. Давно подмечена парадоксальность эстетического, художественного восприятия. Оно предъявляет к произведениям одновременно противоположные.

Игры, развивающие целенаправленное восприятие цвета Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Кемеровской области Новокузнецкий детский клинический психоневрологический санаторий.

Восприятие художественной литературы: основные методы и приемы работы Наиболее распространенными методами работы с художественной литературой являются словесные методы, такие как: Чтение произведения детской.

Восприятие художественной литературы в старшей группе 1 неделя: «Как на тоненький ледок», «Николенька- Гусачок»,»Уж я колышки тешу», «Как у бабушки козел», «Ты мороз, мороз, мороз». 2 неделя:.

Восприятие художественной литературы во второй младшей группе Сентябрь 1неделя 1. Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского 2. Поэзия. К. Бальмонт. «Осень» 3. Проза. К. Ушинский. «Петушок с семьей» 4. Поэзия. Е.

Восприятие музыкального искусства детьми дошкольного возраста Министерство образования науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Фонематическое восприятие
Опубликовано: 16 октября 2016 в 09:14
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД